НОВОРУССКИЙ Михаил Васильевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

НОВОРУССКИЙ Михаил Васильевич (1861-1925)
популяризатор научных знаний, писатель, деятель революционного движения. Окончил Петербургскую духовную академию (1886). За причастность к подготовке покушения на имп. Александра III арестован в марте 1887. В Шлиссельбургской крепости обратился к изучению естественных наук, социологии. Освобожден в октябре 1905. С 1907 жил в С.-Петербурге. В 1909 заведовал Подвижным музеем при Постоянной комиссии по техническому образованию Русского технического общества. Участвовал в подготовке ряда научно-популярных изданий: "Детской энциклопедии" И.Д. Сытина (1913-14), одной из первых русских книг по музейной педагогике "Музеи и их образовательное значение" (серия "Педагогическая академия в очерках и монографиях"). Автор книг о природе для детей. Н. помещал также статьи в педагогических журналах "Свободное воспитание" (1911-12), "Русская школа" (1913-16). Написал пособие "Устройство и оборудование школы" (1912; позднее выходило под другими названиями). С июля 1917 директор сельскохозяйственного музея в Петрограде.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

НОВОРУССКИЙ Михаил Васильевич
28 9(10 10) 1861, Новая Русса, ныне в Маревском р-не Новгородской обл, — 21 9 1925, Ленинград], популяризатор науч. знаний, писатель, деятель рев движения Окончил на казенный счет Петерб духовную академию (1886) Кандидат богословия (дисс «Основы нравственности в эмпирич философии») Оставлен при академии, готовил магистерскую дисс о психол. и пед.взглядах Ф Бенеке Работая в Петерб союзе сту-денч землячеств, познакомился с А И Ульяновым и др. народовольцами За причастность к подготовке покушения на имп Александра III арестован в марте 1887 Особым присутствием Синода приговорен к смертной казни, к-рая была заменена бессрочной каторгой В Шлис-сельбургской крепости обратился к изучению естеств. наук, социологии, занимался ремесл. трудом, в т. ч. изготовлением наглядных пособий по заказам Подвижного музея, организованного Н. А. Рубакинеш. Составил опись книг тюремной б-ки (рукопись, 3 тыс. назв.). Освобожден в окт. 1905. Воспоминания Н. о годах заключения (журн. «Былое», 1906) принесли автору лит. известность. Отд. издания их вышли за границей на швед. (1907) и нем. (1908) языках. На рус. языке кн. «Записки шлиссельбуржца» опубл. в 1920 и 1933 со вступит, ст. Н. А. Морозова.
С 1907 жил в Петербурге. По рекомендации Н. А. Морозова П. Ф. Лесгафт пригласил Н. в свою Вольную высш. школу. В 1909—17 заведовал Подвижным музеем при Пост, комиссии по техн. образованию Русского технического общества. Участвовал в подготовке ряда изданий науч.-популярного характера: «Детской энциклопедии» И. Д. Сытина (1913—14), одной из первых рус. книг по музейной педагогике «Музеи и их образоват. значение» (сер. «Пед. академия в очерках и монографиях»). Как лектор выступал в Лиговском нар. доме С. В. Паниной.
Публиковал науч.-популярные статьи в журн. «Современный мир» (1906—11), «Образование» (1908—09), «Мир» (1906—12) и др., а также в дет. периодике. Составил и издал кн. «Земля и ее жизнь. Всем доступное изложение науки о земле» (1907). Автор произв. «Большая книга картин из мира животных для наглядного обучения в семье и школе» (1908), «Приключения мальчика меньше пальчика. Из жизни насекомых» (1911) и др., отмеченных стремлением сделать рассказ о природе занимательным и полезным для юного читателя. Кн. Н. «Основы современного мировоззрения» (1910) сочетала науч. сведения с религ. представлениями.
Н. помещал также статьи в пед. журн. «Свободное воспитание» (1911—12), «Русская школа» (1913—16). Написал пособие «Устройство и оборудование школы» (1912; отмечено мед. РТО), к-рое позже выходило под др. названиями, в т. ч. и в 1919. Выступал с лекциями на пед. курсах, устраивавшихся земствами и Нар. ун-том А. Л. Шанявского.
В июне 1917 подписал воззвание «старых революционеров» против «разжигания классовой резни» и в поддержку Временного пр-ва. Был персонально приглашен участвовать в Гос. совещании в Москве в авг. 1917.
С июля 1917 директор С.-х. музея в Петрограде. В состав его включил загородные демонстрац. участки с живыми растениями. Одновременно с апр. 1918 товарищ пред. Совета по делам ученых учреждений Наркомата земледелия. Организовал при нем и возглавил культ.-просвет. отдел, задачей к-рого стала пропаганда с.-х. знаний. Редактировал все издания отдела, был автором мн. книг, выпущенных с целью помощи хоз. восстановлению страны: «Почва» (1922), «Известь в природе и технике» (1924).
Продолжал преподават. деятельность, в т. ч. на Высших пед. курсах при Петрогр. с.-х. ин-те (проф. с 1924). Одним из первых в России высказал идею использования кино в уч. целях. Опубликовал мемуарные очерки об А. И. Ульянове и В. Г. Короленко. Посмертно издана автобиография, кн. Н. «Тюремные Робинзоны» (1926) для читателя-подростка, повествующая о победе человеческого духа над экстремальными обстоятельствами.
Соч.: Итоги 15-летней деятельности Подвижного музея, СПБ, 1909; Путеводитель по Шлиссельбургу, М. — П., 1923; Экскурсия в сельское хозяйство. Л., 1925.
Лит.: Фигнер В. H., M. В. Новорусский, Поли, собр. соч., т. 4, М., 1932; Смирнов В., Шлиссельбургский Робинзон, Л., 1990. О. А. Сайкин.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия