НОВОМЕТОДНЫЕ ШКОЛЫ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

НОВОМЕТОДНЫЕ ШКОЛЫ
джадидистские школы, мусульманские начальные и средние учебные заведения, возникшие в России в 80-х гг. 19 - начале 20 вв. Создавались в Приуралье, Сибири, Крыму, Средней Азии и Азербайджане. Джадидисты (представители культурного движения, выдвигавшего задачи реформы ислама) выработали принципы реформы мектебов и медресе, предусматривавшие введение преподавания на родном языке, включение в содержание обучения нетрадиционных для мусульман учебных предметов - русского языка, арифметики, начальных сведений по географии, гражданской и политической истории, естествознанию. Применялся звуковой метод обучения грамоте.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

НОВОМЕТОДНЫЕ ШКОЛЫ
джадидистские школы, мусульманские нач. иср уч заведения, возникшие в России в 80-х гг. 19 — нач. 20 вв Создавались в Приуралье, Сибири, Крыму, нек-рое распространение получили в Ср Азии и Азербайджане Программа и методы обучения в Н III сформировались под влиянием джадидизма — культурного движения, выдвигавшего задачи реформы ислама, своеобразного приспособления его к новым социальным потребностям и противостоявшего русификаторским тенденциям в сфере образования Джадидисты выработали принципы реформы мектебов и медресе, предусматривавшие введение преподавания на родном языке, включение в уч курсы ряда нетрадиционных для них дисциплин — рус. языка, арифметики, нач. сведений по географии, гражд. и полит истории, естествознанию В Н III применялся звуковой метод обучения грамоте
В Крыму в 1883—1914 И Гаспринским издавалась газ «Терджиман» («Переводчик»), в Оренбурге выходили газ «Вакыт» («Время», 1906—17, ред Ф Г Каримов), журн «Шуро» («Совет», 1908—18, ред -издатель P Фахретдинов) Издания джадидистов поднимали вопросы жен образования, доступности обучения для всех сословий, публиковали лит произведения и переводы
В регионах России с мусульм населением тип образования, сочетавший устойчивые пед.традиции с новейшими методами обучения и ориентацией на практич.потребности учащихся, воспринимался как более органичный по сравнению с официальной системой просвещения нерусских народностей, введенной в 1870 (у ее истоков стоял Н И Ильмин-ский) Распространению Н III способствовал позитивный практич.опыт в обучении детей чтению и письму по новой системе M Мехтизаде

Источник: Российская педагогическая энциклопедия