Ноосфера

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Ноосфера
гр. – духовное небо) – новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Ноосфера создается человеческим разумом, сознанием и волей. Это «последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории». Ноосфера – это сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой человеческая деятельность, человеческое поведение, мысли, отношения существенно влияют на ее изменения. Человек, таким образом, становится крупнейшей геологической силой.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

НООСФЕРА
от греч. nоos - разум и сфера) новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Понятие "Н." выделено французскими учеными Э. Лепруа и П. Тейяром де Шарденом (1927). В.И. Вернадский развил представление о Н. как качественно новой форме организованности, возникающей при взаимодействии природы и общества в результате преобразующей мир творческой деятельности человека, опирающейся на научную мысль. См. также Ноосферная педагогика, Ноосферное образование

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

НООСФЕРА
от греч. noos — ум, разум и sphaira —шар) — новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития; сфера деятельности человеческого разума и техники; все созданное разумом человека — в отличие от природного и первозданного (учение В.И. Вернадского, 1863-1945). Для ноосферы характерна тесная взаимосвязь законов природы с законами мышления и социально-экономическими законами. Узнавая о космосе, его связях с земными процессами, о производственной и природоохранительной деятельности человека, воспитанник постепенно осознает себя разумным существом Вселенной. Как субъект общественной жизни он стремится обеспечить и продлить существование человеческих поколений, добиться гармонии взаимодействия между космосом, обживаемой человеком планетой и самим собой, достичь экологического равновесия. Биосферно-ноосферная концепция В.И. Вернадского и его социологические представления все более учитываются при стратегическом и среднесрочном планировании, в частности, информационно-культурном (ЮНЕСКО), и прогнозировании.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Ноосфера
[гр. noos – разум + sphaira – шар] – новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Понятие введено в 1927 французскими учеными. В.И. Вернадский развил представление о Н. как качественно новой форме организованности, возникающей при взаимодействии природы и общества. Для Н. характерна тесная взаимосвязь законов природы с законами мышления и социально-экономическими законами. Учение о Н. возникло в XX в., конец которого ознаменован общественным осознанием возможной Глобальной катастрофы Человечества (экологической, энергетической, информационной, духовной). Проблема спасительного взаимоотношения Человека и Природы может быть решена на основе Управляемой общественным интеллектом социоприродной эволюции (А.И. Субетто), ведущей человечество к «тотальной неклассичности его будущего бытия». Классичность прошлой истории человечества характеризуется, в частности, тем, что в ситуациях низких энергетических уровней хозяйствования биосфера была в состоянии гармонизировать социоприродную эволюцию. Неклассичность будущего человечества состоит в том, что Человек должен взять на себя ответственность за эту гармонизацию. Развитие окружающей среды и совершенствование общества в преддверии Глобальной катастрофы становятся неразделимыми и зависимыми от общественного Разума. Представления о Н. получили свое развитие в Учении Живой Этики. Начавшийся переход биосферы в ее новое состояние – ноосферу означает вступление человечества в новую эру своего развития, но этотпроцесс не будет происходить автоматически, он потребует новых принципов согласования действий и поведения людей, активизации Человеческого Качества в человеке под знаком новой нравственности. Это означает, что переход в эпоху Н. потребует коренной перестройки бытия и сознания человека. В этом процессе огромную роль уже начинает играть акмеология, ориентированная на теорию индивидуальности, помогающую человеку раскрыть его подлинный человеческий потенциал и освободить его разум от классической социализации. Ноосферная проблематика выдвинула ряд специфических научно-практических проблем и, в частности, проблему так называемого ноосферного образования.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

НООСФЕРА
это сфера разума, высшая стадия естественного развития биосферы Земли, её новое гармоничное состояние, осуществленное при непосредственном воздействии человека как крупнейшей геологической силы общепланетарного масштаба, т.е. область нашей планеты, охваченная разумной человеческой деятельностью. Понятие ноосферы ввел в 1927 году французский математик и философ-бергсонианец Эдуард Леруа (1870-1954) на основе учения о биосфере В.И. Вернадского и учения о «феномене человека» и «божественной среде» французского католического мыслителя Пьера Тейяра де Шардена (1881-1955). Термином «ноосфера» Леруа обозначал современную стадию, переживаемую биосферой. Дальнейшее развитие этой идеи (в традициях русского космизма) и превращение её в научную и философскую концепцию универсального масштаба связано с именем В.И. Вернадского, который сейчас воспринимается как один из крупнейших мыслителей XX века. Во многих своих работах Вернадский, утверждая наступление этой особой эры как закономерного этапа геологической и биологической эволюции планеты, определял ноосферу как новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше. Ноосфера, по Вернадскому, это последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории — состояние наших дней. Пятьсот миллионов лет тому назад, в кембрийской геологической эре, впервые в биосфере появились богатые кальцием скелетные образования животных, а растений — более двух миллиардов лет назад. Это кальциевая функция живого вещества, ныне мощно развитая, была одной из важнейших эволюционных стадий геологического изменения биосферы. Не менее важное изменение биосферы произошло 70-110 млн. лет тому назад, во время меловой системы и особенно, третичной. В эту эпоху впервые создались в биосфере наши зеленые леса, всем нам родные и близкие. Это другая большая эволюционная стадия, аналогичная ноосфере. Вероятно, в этих лесах эволюционным путем появился человек около 15-20 млн. лет тому назад. Сейчас современное человечество переживает новое геологическое эволюционное изменение биосферы, оно входит в ноосферу как в новый стихийный геологический процесс. Таким образом, по Вернадскому, процесс ноогенеза — это с одной стороны, естественный и закономерный результат общей эволюции биосферы, с другой стороны, для него необходимы сознательные и целеустремленные действия всего человечества, предполагающие осознание (по крайней мере, статистическим большинством населения) соответствующей системы ценностей. Основоположники учения о ноосфере полагали, что процесс перехода к высшим формам развития биосферы (ноосфера у Вернадского и Леруа, пневматосфера у Флоренского, точка Омеги как окончательное завершение осуществленного идеала развития ноосферы у П. Тейяра де Шардена) неизбежен и с необходимостью ведет к упорядочению природной и социальной среды, к более совершенным формам бытия и, как результат, — приводит ко всеобщему благу на основе гармоничного соединения для этой цели науки, общественного сознания, экономики и политики государств. Однако именно здесь, по мнению ряда современных интерпретаторов этого учения, научная трактовка проблемы уступает место «мифологии разума» и проявляются утопические черты этого учения, — желаемое заслоняет действительное. В самом деле, заранее неясно, насколько когерентно будут сочетаться стихийные, но, в целом, высокоупорядоченные системным образом биогеосферные силы и объективные, но не менее стихийные и часто вполне хаотические, социально-экономические тенденции реального процесса развития цивилизаций. Есть вполне научные основания считать, что процесс ноогенеза в том виде, как он описан Вернадским, Тейяром де Шарденом, Циолковским и русскими космистами, в принципе, возможен, но далеко не обязателен. С точки зрения синергетических представлений о специфике эволюции сложных неравновесных систем (в данном случае, условно говоря, по формуле: «биосфера + техносфера + некая сфера духа, например, пневматосфера Флоренского = ноосфера»), можно допустить, что в процессе самоорганизации и саморазвития такой сверхсложной и еще недостаточно глубоко понимаемой человеком системы, как эта, в результате появления неожиданных бифуркаций, обусловленных скрытыми аттракторами, возникнут и другие, непредвиденные и нежелательные, но более реальные траектории развития. Некоторые современные исследователи также полагают, что существует опасность постепенной и, в целом, антигуманистической подмены идеи ноосферы в традиционном, несколько романтическом её понимании, идеей артесферы — искусственного мира, созданного технократической и информационнократической цивилизацией, подавляющей и трансформирующей научно-техническими методами естественные биологические условия жизни человека. Здесь под видом высокой цели — разрешения биологических и экологических противоречий (загрязнение окружающей среды, болезни, старость, смерть), природа подменяется её окультуренным суррогатом. Это различные идеи типа экологического императива, концепции «мир как сад» (в которых, уповая на достижения современной науки, а ещё более — на достижения науки будущего, авторами предлагается решение проблемы на основе искусственно создаваемой гармонии между человеком и природой), и прочие им подобные научно-рационалистические построения утопического характера. Эти исследователи, в противовес мнениям энтузиастов ноосферы, утверждают, что некритическое отношение к учению о переходе биосферы в ноосферу современных его сторонников. считающих этот процесс закономерным, неуклонным и единственно возможным, приводит к дезориентации общественного мнения и закреплению в нем сциентистских мифов рационально-прогрессистского толка. Тем самым в значительной степени маскируется истинная сложность проблемы дальнейшего развития системы «человек — природа», поскольку предлагается вполне определенная и как бы научно обоснованная, радужная перспектива её решения. Но, несмотря на существующие разногласия, а возможно и благодаря им, имеющий место конфликт интерпретаций этого учения привел к осознанию огромной сложности данной проблемы, и дискуссии вокруг неё раскрывают большое философское значение концепции ноосферы. Очевидно, что философская и естественнонаучная задача состоит в необходимости дальнейшего всестороннего анализа самой фундаментальной бинарной оппозиции нашего времени — «биосфера - артесфера», т е. в изучении возможности ослабить неизбежные противоречия между универсумом природы и универсумом человеческой деятельности таким способом, чтобы одно не подавлялось другим, а имело достаточно степеней свободы для бесстрессового развития. В свете современных экологических исследований сложились определенные представления о зависимости как человека от природы, так и природы от человека, и разорвать эти связи уже невозможно без ущерба для человеческой цивилизации. Поэтому оптимальным путем развития биосферы в эпоху ноогенеза академик Н.Н. Моисеев считает коэволюцию человека и природы в условиях уже объективно осуществившемся между ними структурносистемном комплексе отношений. Литература: Вернадский В.И. О науке. Дубна, 1997; Кутырев В.А. Универсальный эволюционизм или коэволюция // Природа, 1988, №8; Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. М., 1998; Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990. А. С. Каменев

Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
65.88 кб

Ноосфера как общечеловеческая информационная система

Извозчиков Валерий Александрович
Читать PDF
270.81 кб

Ноосфера глазами художника

Неделяева Анна Вячеславовна, Тюрина Екатерина Александровна, Мячкова Ирина Валерьевна
В статье представлены результаты конкурса студенческих работ по проблемам «Ноосферы», состоявшемся в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К.Минина (Мининский университет).
Читать PDF
2.10 мб

Организация социально-экологической деятельности учащихся как средство формирования эколого- ноосфер

Тавстуха Ольга Григорьевна, Гринько Марина Николаевна
Определены виды социально-экологической деятельности. Предложены приемы организации исследовательской и прогностической деятельности.
Читать PDF
7.93 мб

Несколько замечаний о ноосфере

Урсул Аркадий Дмитриевич
Дается обоснование предложенной А. В. Соколовым идеи о необходимости более активного участия институтов культуры в разработке проблем формирования ноосферы и развития ноосферного образования.
Читать PDF
2.06 мб

Александр Иванович Субетто - ученый энциклопедического масштаба, создатель ноосферизма как научно-ми

Воронцов Алексей Васильевич
Читать PDF
283.81 кб

Ноосферно опережающая концепция образования как основа модернизации иноязычной подготовки студентов

Кадырова Ф. М.
Читать PDF
377.30 кб

Курс ноосферного мировоззрения

Гительзон И. , Кратасюк В. , Проворов А. , Проворова О.
Читать PDF
94.03 кб

Основные идеи и ценности ноосферной познавательной модели

Колычева З. И., Колычев В. С.
Читать PDF
533.34 кб

Двадцать три года с ноосферным образованием

Харитонова И.Г.
Рассмотрена культурологическая модель ноосферной школы полного дня.
Читать PDF
181.67 кб

Обоснование проекта «Ноосферная педагогическая акмеология» в контексте учения Тейяра де Шардена

Чапаев Николай Кузьмич, Акимова Ольга Борисовна, Верещагина Ирина Павловна
Целью данного исследования является попытка идентификации ноосферной педагогической акмеологии как отрасли современного гуманитарного знания.
Читать PDF
451.13 кб

Ноосферная реальность в социоприродной динамике

Беззубцева Н. А.
Осмысление ноосферной динамики и будущего России в эволюционно-синергетических представлениях получает важный методологический инструментарий, обеспечивающий правильный выбор стратегии развития страны.
Читать PDF
275.38 кб

Ноосферно-экологическое образование в элементарной школе

Никифоров Лука Григорьевич
Рассмотрена структурно-функциональная модель элементарной школы ноосферного образования, обеспечивающая гармоничное развитие растущего человека в согласии с природой, раскрытие внутренних ресурсов личности учащихся для усвоения им
Читать PDF
382.42 кб

Теоретические аспекты реализации познавательной и ноосферно- мировоззренческой функции геоэкологии

Бельгибаев Мухит Есенович, Евсеев Александр Васильевич, Каверин Александр Владимирович, Массеров Дмитрий Александрович
Основной задачей теоретико -познавательной функции геоэкологии в образовании является использование новейших образовательных технологий и методов обучения и воспитания с целью обеспечения формиро-вания в индивидуальном и обществен
Читать PDF
268.08 кб

Инфраструктура ноосферы (окончание)

Засурский Иван Иванович, Сергеев Михаил Александрович, Семячкин Дмитрий Александрович
Читать PDF
0.00 байт

Ноосферное образование в евразийском пространстве: Ноосферно-евразийская парадигма фундаментализации

Субетто Александр Иванович
Данная статья информирует о содержании и выводах международной научно-практической конференции, состоявшейся в Санкт-Петербурге и посвященной теме «Ноосферное образование в евразийском пространстве.

Похожие термины:

  • НООСФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ

    новая модель образования, цель которой – новаторский поиск формирования устойчивой образовательной среды, создание не только универсальной образовательной среды, куда помещается человек, но и с
  • НООСФЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА

    педагогическая наука, основанная на ноосферных познавательных и образовательных моделях, т.е на признании неизбежности и безальтернативности ноосферы. (Колычева З.И. Ноосферная педагогика как но
  • Ноосферное мышление

    глобальное мышление в его связи и взаимодействии с экосистемой Земли. Биосфера Земли в результате деятельности человека превратилась в ноосферу. Ноосфера – сфера разума – есть высшая степень ин
  • НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    комплексный процесс обучения, направленный на глубокое усвоение систематизированных ноосферно-экологических, гуманитарных, естественных, технических знаний, умений, навыков в целях формировани
  • Ноосферное сознание

    сознание человека информационного общества, направленное на выработку поведения, предотвращающего экологические катастрофы и социальные бифуркации.
  • НООСФЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК

    человек, который чувствами и разумом воспринимает себя как бессмертную органическую частицу бессмертной жизни, воплощенной в человечестве, что питает осрбую ответственность человека перед свое