НОЛЬ ГЕРМАН

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

НОЛЬ (Nohl) ГЕРМАН (1879-1960)
немецкий философ и теоретик педагогики. Преподавал в Йенском университете (с 1908). В 1920-37 и 1945-49 профессор Геттингенского университета. Ведущий представитель т.н. университетской педагогики. Один из инициаторов и теоретик движения реформаторской педагогики в Веймарской республике. Разделял идеи "философии жизни" В. Дильтея. Выступал за автономию педагогики. С позиций феноменологии обосновывал педагогический процесс, педагогическое общение как средство познания ребенка, подчеркивал важность развития собственно педагогического учения о человеке. Эти позиции отражены в "Педагогической энциклопедии" в 5 тт., изданной совместно с Л. Паллатом в 1928- 1933.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

НОЛЬ Герман
7 10 1879, Берлин, — 26 9 1960, Геттинген), нем философ и теоретик педагогики Учился в Берлинском ун-те, в частности у Ф Паулесена и В Дильтея Преподавал в Йенском унте (с 1908) В 1920—37 и 1945—19 проф. Геттингенского ун-та Наряду с Э Шпран-гером и Т Литтом ведущий представитель т и университетской педагогики Один из инициаторов и теоретик движения реформаторской педагогики в Веймарской республике (кн «Педагогическое движение в Германии и его теория», «Die Padagogische Bewegung in Deutschland und ihre Theorie», в кн «Handbuch der Padagogik», Bd l, 1933) Разделял идеи «философии жизни» Дильтея, стремился перенести их в педагогику, трактуя ее как науку о развитии человеческого духа Философия и эстетика служили для H предпосылками развития пед.теории и осмысления пед.деятельности H выступал вместе с тем за «автономию педагогики» С позиций феноменологии H обосновывал пед.процесс, пед.общение как средство познания ребенка, привлекая внимание к воспитат. проблемам Признавая необходимость систематизации филос, психол, социологич.и др. знаний о человеке, H подчеркивал важность развития собственно пед.учения о человеке Эти позиции отражены в «Пед.энциклопедии» («Handbuch der Padagogik») в 5 тт, изданной совм. с Л Паллатом в 1928—33 Решающим считал биол.природу человека, т и жизненный слой личности, в к-ром видел основу всех ее душевных свойств Задачу педагогики он усматривал в определении возможностей и степени вмешательства с целью внесения коррективов для ликвидации отклонений от предопределенных свыше «ритма жизни», характера человека и т. д. Образование понимал как «преобразование объективного содержания культуры в субъективное восприятие посредством стихийной духовной деятельности педагога» Большое значение придавал жизненному опыту ребенка и считал главным для воспитателя умение его анализировать Сила человека, по Н, в богатстве жизненного опыта, к-рый должен быть в школе упорядочен, систематизирован, понятийно расчленен К решению этих задач сводится проблема обучения Концепции Н оказали большое влияние на развитие педагогики в ФРГ
С о ч Charakter und Schicksal, Fr /M, Die sittlichen Grunderfahrungen, Fr /M, Erziehersgestalten, Gott, 1958
Лит Blochmann E, H Nohl m der padagogischen Bewegung seiner Zeit, Gott, [1969] T Ф Яркина

Источник: Российская педагогическая энциклопедия