НИЛ АЛЕКСАНДР САТЕРЛЕНД

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

НИЛ АЛЕКСАНДР САТЕРЛЕНД

английский педагог; сторонник свободного воспитания. В 1921 организовал частную школу в Дрездене (с 1924 в Англии; где получила название Саммерхилл). Основу его педагогической теории составляла идея об эмоциональном развитии учащихся как гл. стороне воспитательной деятельности. Изучению отдельных дисциплин в школе не придавалось большого значения, четкого учебного плана не было. Исключительное значение придавалось ручному труду, нередко в ущерб академическим занятиям. Школа пользовалась большой популярностью в 1920-х гг.; в 60-е гг. она вновь оказалась в центре внимания в связи с публикацией Н. книги "Саммерхилл: радикальный подход к воспитанию детей" (1960).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

НИЛ Александр Сатерленд
17 10 1883, дер Кингс-мьюир, Шотландия, — 23 9 1973, Лейстон, Англия), англ. педагог Окончил Эдинбургский ун-т В 1921 под влиянием амер педагога Г Лейна организовал частную школу в Дрездене, к-рую вскоре перевел сначала в Австрию, а в 1924 в Англию, где она получила назв. Саммер-хилл H — последоват сторонник теории свободного воспитания Осн. принципами воспитания называл уважение к ребенку как к личности, развитие в ученике чувства собств достоинства и свободы Взгляды H во многом сформировались под воздействием психол. концепций 3 Фрейда Основу его пед.теории составляла идея об эмоциональном развитии учащихся как гл. стороне воспи-тат деятельности Важнейшая задача учителя, по H, — добиться макс эмоционального и эстетич. развития ребенка, что неизбежно должно привести к развитию интеллектуальному Заполнять ум ученика знаниями — задача второстепенная, основное в обучении — научить его думать В формировании самостоят. мышления H видел гарантию сохранения той свободы мысли, к-рая лежит в основе всякой иной свободы Занятия, считал H, должны строиться в соответствии со спонтанными интересами детей, опираться на их природную любознательность Свобода самовыражения, в к-рой H видел универсальное средство формирования личности, — стержень его пед.теории Внешняя, насильственная дисциплина, по мнению H, вредит детям, мешает их нормальному психич. развитию, ей он противопоставляет отношения учителя и ученика, основанные на взаимном уважении
В Саммерхилле изучению отд. дисциплин не придавалось большого значения четкого разделения уч плана на предметы не существовало Регулярные уроки дети посещали по желанию, начиная заниматься в том возрасте, когда у них появлялась потребность в учебе. В обучении широко применялся игровой метод. Исключит. значение придавалось ручному труду, нередко в ущерб академич. занятиям. Н. заботился о создании радостной обстановки в школе, никогда не вел личных дел учащихся, не использовал интеллектуальных тестов. Большую роль играло участие детей в управлении школой: в Саммерхилле были свои законы, принимаемые учащимися, учителями и директором на общих собраниях, ученики имели право сами решать все проблемы, не соглашаться с мнением директора и учителей. Школа Н. пользовалась широкой известностью в 1920-х гг.; в 60-х гг. она вновь оказалась в центре внимания пед. общественности в связи с публикацией кн. Н. «Саммерхилл: радикальный подход к воспитанию детей» («Summerhill: A radical approach to child rearing», 1960). наиб. влияние концепция Н. оказала на амер. педагогику («гуманистич.» педагогика) и шк. практику. В Англии его воздействие выразилось в общей гуманизации воспитания в гос. школах, особенно в начальных, и в развитии шк. самоуправления.
Соч.: A dommies five; от free school, L., 1924; The free child, L., 1953; Talkmg of Summerhill, L., 1967.
Лит.: Hemmings R., Fiftyyearsoffree-dom: a study of the development of the ideas of A. S. Neill, L, 1972; Summerhill: for and against, L. -Sydney, 1973; С r o a 11 J., Neill of Summerhill: the permanent rebel, L., 1983.
В. П. Лапчинская.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия