НИКИФОРОВ Александр Исаакович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

НИКИФОРОВ Александр Исаакович (1893-1942)
филолог и этнограф. Вел научную и преподавательскую работу в вузах и научных учреждениях Ленинграда. В книге "Этнография в школе" (1926), а также в отдельных статьях выдвинул идею введения в школе этнографии как педагогического метода, призванного сблизить образование с практическими народными представлениями, связать научные знания и жизненные впечатления. Составил 66 программ, охватывающих различные стороны народной жизни и ориентированных на потребности школьного курса. Программы предусматривали вариативность, учитывающую реальные возможности ребенка и его интересы.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

НИКИФОРОВ Александр Исаакович
9(21) 6 1893, С -Петербург, — 21 4 1942, Ленинград], филолог и этнограф Окончил Петрогр ун-т (1917) С 1919 вел практич.занятия по литературоведению в Казанском высш. пед.ин-те В 1922—30 вел науч. работу в Ленинграде, сотрудничал в НИИ сравнит изучения лит-р и языков Запада и Востока при Ленингр ун-те, Толстовском музее, Ин-те истории иск-в, Ин-те речевой культуры В 1930- 36 преподавал в Ленингр пром академии С 1936 проф. Ленингр пед.ин-та (вел курсы фольклора и др. -рус. лит-ры, палеографии)
В кн «Этнография в школе» (1926), а также в отд. статьях в пед.изданиях (ЖМНП, Уч зап Ленингр пед.ин-та) выдвинул идею введения в школе этнографии как особого пед.метода, призванного сблизить образование с практич.нар. представлениями, связать науч. знания и жизненные впечатления, а также сформировать активное, творческое отношение учащихся к окружающему миру, способствующее развитию наблюдательности и культуры мышления Опираясь на высказывавшиеся в кон. 19 — нач. 20 вв идеи о возможности соединения обучения родному языку и словесности с наблюдениями над живой речью (см. в ст Грамматика), H. предложил распространить этот принцип и на изучение др. шк предметов. Сущность этногр. метода в преподавании заключается, по мысли H. в соединении изучения каждого предмета с освоением нар. культуры (традиц.представлений, верований, фольклора) путем самостоят. собирания учащимися соответствующего материала по спец. программам. H. составил 66 программ, охватывающих разл. стороны нар. жизни. Ориентированные на потребности шк. курса, программы предусматривали при этом вариативность, учитывающую реальные возможности ребенка и его индивидуальные интересы. Вместе с тем H. отказался дать развернутую систему метод. указаний для применения этногр. метода в шк программах, указывая на новизну постановки вопроса и невозможность предварит. обобщений. Лит ПроппВ Я, АИ Никифоров и его «Севернорусские сказки», в кн Северно-русские сказки в записях А И Никифорова, M -Л, 1961 А А Астахова

Источник: Российская педагогическая энциклопедия