НИКАНДРОВ Николай Дмитриевич
НИКАНДРОВ Николай Дмитриевич (р. 1936)
д-р педагогических наук (1976), профессор (1977), действительный член РАО (1990; Отделение философии образования и теоретической педагогики); с 1997 президент РАО. См. также Российская академия образования (РАО)
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
Никандров Николай Дмитриевич (
р. 20.10.1936) – президент Российской Академии образования, доктор педагогических наук, профессор. Своими исследованиями Н. внес вклад в разработку педагогической деятельности как творческого процесса. Раскрыты педагогические и психологические основы педагогического творчества. Обучающая деятельность учителя, общение с детьми рассматривается как творчество («Педагогическое творчество», 1990).
НИКАНДРОВ Николай Дмитриевич
р. 20.10.1936, Ленинград), педагог, организатор пед. науки, акад. РАО (1992; акад. АПН СССР с 1990), д-р пед. наук (1974), проф. (1976). Вице-през. РАО (с 1993). През РАО с 1997. Окончил Ленингр. ун-т (1959), преподавал в ср. школе. С 1961 в Ленингр. ун-те; с 1974 зав. кафедрой педагогики высш. школы ЛГПИ им. А. И. Герцена, одновременно (с 1978) декан ф-та повышения квалификации работников образования. С 1983 в АПН; зав. лабораторией методологии педагогики, зам. директора НИИ ОП, в 1989—91 главный ученый секретарь Президиума АПН.
Осн. направления науч. исследований — сравнительная педагогика, методология педагогики, дидактика высш. пед. школы. В работах 70-х гг. дал сравнит, анализ систем высш. образования нек-рых стран Запада («Современная высшая школа капиталистич. стран. Осн. вопросы дидактики», 1978), предложил трактовку сравнит, педагогики в единстве ее описательной, объяснительной и конструктивной функций. Провел типологизацию методол. проблем педагогики. Разрабатывал проблемы содержания высш. пед. образования и активизации познават. деятельности студентов. Соре-дактор «Международной энциклопедии образования» («The International encyclo-pediaof education», v. l—12, Oxf.).
Соч.: Программированное обучение и идеи кибернетики, М., 1970; Педагогика высшей школы, Л., 1974 (соавт.); Организация учебно-воспитат. процесса в пед. вузе, Л., 1984 (ред.); Пед. творчество, М., 1990 (соавт.).
Осн. направления науч. исследований — сравнительная педагогика, методология педагогики, дидактика высш. пед. школы. В работах 70-х гг. дал сравнит, анализ систем высш. образования нек-рых стран Запада («Современная высшая школа капиталистич. стран. Осн. вопросы дидактики», 1978), предложил трактовку сравнит, педагогики в единстве ее описательной, объяснительной и конструктивной функций. Провел типологизацию методол. проблем педагогики. Разрабатывал проблемы содержания высш. пед. образования и активизации познават. деятельности студентов. Соре-дактор «Международной энциклопедии образования» («The International encyclo-pediaof education», v. l—12, Oxf.).
Соч.: Программированное обучение и идеи кибернетики, М., 1970; Педагогика высшей школы, Л., 1974 (соавт.); Организация учебно-воспитат. процесса в пед. вузе, Л., 1984 (ред.); Пед. творчество, М., 1990 (соавт.).
Источник: Российская педагогическая энциклопедия