НИДЕРЛАНДЫ

Найдено 1 определение
НИДЕРЛАНДЫ
(№ederland), Королевство Нидерландов, гос-во в Зап Европе Пл 36,9 тыс км2 Нас 15,4 млн чел (1994) Офиц яз -нидерландский (голландский) Столица — Амстердам
В нач. 90-х гг. 20 в среди населения в возрасте 25—64 лет нач. образование имели 16,7%, среднее — 61,8%, высшее - 20%
В средние века появились кафедральные (первая в кон. 7 в в Утрехте) и монастырские школы С 14 в с ростом городов возникали школы чтения и письма, а также проф. (цеховые и гильдейские) Шк образование проповедовали «Братства общей жизни», создававшиеся последователями церк. реформатора Герта де Гроте (14 в.). Значит. влияние на шк. дело оказала Реформация. В 16 в. под властью династии Габсбургов в стране распространялись иезуитские уч. заведения. После Нидерландской революции 16 в. в Республике Соединенных провинций {Голландия, Зеландия, Утрехт, Гелдерн, Оверэйссел, Фрислан-дия) росло число гор. общеобразовательных (среди них появились гимназии и т. п.) и проф. (коммерч., строит., ремесл., судостроит.и др.) школ. Крупными центрами европ. науки стали ун-т в Лейдене (1575) и высшие школы в Гро-нингене (осн. как академия в 1614), Амстердаме (осн. как гор. б-ка в 1632), Утрехте (1636). В 16—17 вв. Н. пережили Значит. культурный подъем, связанный с творчеством мн. мыслителей и художников. Офиц. поддержка науч. деятельности уч. заведений, провозглашенная в республике веротерпимость привлекали в Н. образованных людей из др. европ. стран, среди них были Ратке (жил здесь в 1603—10), Я. А. Коменский (1654—70). Мн. частные уч. заведения были созданы гугенотами, покинувшими Францию после отмены Нантского эдикта.
Гос. система уч. заведений стала оформляться с кон. 18 в. в условиях франц. воен. присутствия (1795—1813). В 1801 принят первый шк. закон, в 1806 — закон о светском характере гос. школы. В 1819 голл. яз. объявлен государственным. Однако становление системы образования затянулось и осложнялось межконфессиональными конфликтами, т. н. шк. войнами. Конституция 1848 закрепила принцип свободы образования и право гос-ва на установление качеств, норм шк. подготовки. Значит. финанс. средства, получавшиеся Н. от колоний, позволили расширить сеть гос. школ, в т. ч. в сел. местности, и устанавливать гос. дотации разл. частным школам. После 1862 значительно расширилась сеть реальных уч. заведений. В 1878 высшие школы получили статус ун-тов.
В 1900 принят закон об обязательном шк. обучении детей в возрасте 7—12 лет (с 1933 — 7—13 лет). Конституция 1917 установила равные права на гос. дотации для образоват. учреждений разл. форм собственности, если они следуют гос. нормам качества образования. Закон о ремеслах 1919 упорядочил нач. проф. подготовку и ввел единые требования к ней. В 30-х гг. нач. шк. образование стало практически всеобщим.
После 2-й мировой войны roc-во уделяло осн. внимание разработке норм качества образования. В 1950 обязательным стало 8-летнее шк. образование, в 1969 — 10-летнее (возраст детей 6—16 лет). В 1955 в гос. систему включены учреждения дошк. воспитания.
Современная система образования ориентируется на принцип непрерывности. Она сложилась в результате реформ 60—80-х гг., осн. этапами к-рых стали
законы об образовании — научном (1960), среднем (1963), специальном (1967) — ив особенности закон о продолженном образовании (1968) и закон о базовой шк. подготовке (1985). Базовое образование рассматривается как единое для всех детей в возрасте от 4—5 до 12 лет. Продолженное образование (от 12 до 18—20 лет) охватывает общеобразоват. и проф. направления; в единой шк. системе возможны наряду с общим образованием получение проф. подготовки на нач. и среднем уровнях или подготовка к поступлению в ун-т. Высш. школа преемственна по отношению к продолженному образованию. Общее образование бесплатно до возраста 16 лет. В сфере проф. и высш. образования предусмотрено стипендиальное обеспечение, учитывающее и возможности семьи.
Управление образован и — с м. Общая координация деятельности, финансирование, экзаменац. регламентация и инспектирование уч. заведений отнесены к ведению Мин-ва образования и науки. Нек-рые мин-ва, ответственные за отрасли нац. экономики, имеют подразделения, ведающие соответствующими направлениями проф. образования. Практич. организацией работы гос. общеобразоват. школ на местах занимаются муниципалитеты, шк. советы, родительские ассоциации и учительские советы.
Уч. план базового образования включает родной язык, математику, естествознание, историю, географию, рисование и ручной труд, основы христианства, домоводство, физич. воспитание, музыку и пение. Желающие получить ср. образование 2 последних года обучения в базовой школе изучают иностр. язык и сдают конкурсные экзамены. В нач. 90-х гг. насчитывалось св. 9,4 тыс. базовых школ, в к-рых учились св. 1,5 млн. учащихся и было занято ок. 99 тыс. учителей.
Продолженное образование. Длительность общего продолженного образования до 6 лет. Действуют уч. заведения разл. типа: гимназии (готовят гл. обр. к поступлению в ун-т), реальные школы (готовят к получению законченного курса проф. образования ср. или высш. уровня), лицеи (готовят к поступлению в вуз неуниверситетского статуса) и др. При перемене учащимся направленности обучения предусмотрены т. н. переходные классы. С сер. 80-х гг. ведутся активные поиски стандартизации уровня общеобразоват. подготовки учащихся и обеспечения широких возможностей индивидуализации обучения. В нач. 90-х гг. в системе продолженного образования действовало св. 1,1 тыс. уч. заведений (св. 670 тыс. учащихся; 89 тыс. учителей).
Развита сеть проф. образования 3 уровней: нач., промежуточного и среднего. Нач. общепроф. подготовку можно получить в уч. заведениях продолженного образования. Нач. и промежуточную подготовку дают проф.-тех. школы и т. п. по мн. направлениям: техн., коммерч., с.-х. и др. (срок обучения до 4 лет). Для поступления в них требуется образование в объеме основной школы. На нек-рых направлениях проф. обучения имеются курсы неполного дня. Иногда дни практич. работы чередуются с днями теоретич. обучения в спец. уч-щах. Общее среднее и одновременно проф.-тех. образование дают нек-рые реальные школы.
В нач. 90-х гг. проф. образование давали св. 940 уч. заведений (св. 500 тыс. учащихся; ок. 18 тыс. пед. работников).
Высш. образование дают ун-ты, высш. школы и ин-ты. Срок обучения от 4 до 7 лет. Крупнейшие ун-ты: в Лейдене (в нач. 90-х гг.; 8 ф-тов, 16 тыс. студентов), в Гронингене (И ф-тов, св. 17,2 тыс. студентов), муниципальный в Амстердаме (10 ф-тов, 25 тыс. студентов), в Утрехте (25 тыс. студентов), «Свободный» в Амстердаме (протестантский, 1880; 7 ф-тов, ок. 13 тыс. студентов), католический в Неймегене (1923; 8 ф-тов, 15 тыс. студентов) и др. Гос. техн. ун-ты имеются в Делфте (1842), Эйндхо-вене (1956), Твенте (1961). Большинство вузов относится к частным; среди них 6 католич. ун-тов, неск. академий строит. иск-ва, художественные и др. В нач. 90-х гг. в более чем 300 вузах училось св. 370 тыс. студентов. На терр. Н. работают междунар. уч. заведения: технол. ин-т в Эйндховене (1957), ин-т обществ. администрации в Маастрихте (1981) и др.
В системе образования взрослых имеются разл. школы, кружки и курсы. Есть курсы дневные, вечерние, а также заочные (по переписке по почте). Для тех, кто хочет получить ср. образование, имеются т. н. открытые школы, с 1984/85 уч. г. — открытый ун-т для получения высш. образования.
Подготовка учителей дошк. учреждений и нач. школ осуществляется в пед. колледжах на базе ср. школы, учителей ср. школы — в вузах.
Научные педагогические учреждения. Науч.-пед. работа ведется в Центре общих пед. исследований в Амстердаме, Христианском пед. центре (протестантском) в Хувелакене, Католическом пед. центре в Хертогенбосе, а также в ун-тах и Мин-ве образования и науки.
Р. М. Сельцер.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
4.69 мб

Пушкинская школа русского языка и искусств г. Лейден, Нидерланды

Филатова Инесса , Барабан Наталья , Анисимова Зинаида
Материал посвящен вопросам обучения русскому языку детей-билингвов, проживающих за рубежом, на примере Пушкинской школы русского языка и искусств г. Лейден (Нидерланды).
Читать PDF
454.71 кб

Некоторые особенности образования по социальной работе в Наймегене (Нидерланды)

Ван Дам Кес
В статье рассматривается концепция обучения на основе опыта, применение этой концепции в образовательной программе по социальной работе в профессиональном университете Наймегена (Нидерланды).
Читать PDF
150.22 кб

Технологическое образование школьников в Великобритании, Франции, США, Австралии, Швеции и Нидерланд

Хотунцев Ю.Л., Насипов А.Ж.
Рассмотрен анализ учебных планов технологического образования шести стран: Австралии, Англии, Франции, Нидерландов, Швеции и США.
Читать PDF
3.06 мб

О Всемирном юбилейном конкурсе творческих работ детей и подростков по теме: «Год России в Нидерланда

Сиденко Елена Александровна
Статья посвящена конкурсу творческих работ детей и подростков, проходившему в рамках года России в Нидерландах и Нидерландов в России (2013 год).
Читать PDF
123.07 кб

Свобода образования в Нидерландах

Н. Л. Иванова
Читать PDF
672.79 кб

Система сельскохозяйственного образования и науки в Нидерландах

Гурьев Г. П., Хмызова Н. Г.
В статье представлены некоторые данные, позаимствованные из голландских источников, а также полученные в ходе прохождения стажировки в фермерских хозяйствах Голландии, организованной высшим аграрным колледжем Фризландии (г.
Читать PDF
281.46 кб

Сущность и проблемы дуальной системы высшего образования в Нидерландах и Италии

Ильин С. Н.
Статья по материалам Дж. Онстенк, Университет Прикладных наук, Голландия, опубликованным 30-31 Октября 2008 года в «Краткий обзор по материалам Высшего обучения», Италия. Официальный отчет и комментарии.
Читать PDF
2.54 мб

Обучение дошкольников в Нидерландах. Инновационная практика с позиции Л. С. Выготского

Берт Ван Урс
В Нидерландах, как и в большинстве стран современного мира, педагогов, исследователей, ученых и политиков волнует вопрос хорошего образования детей младшего возраста.
Читать PDF
13.65 мб

Философия образования джона Дьюи в Нидерландах

Рогачева Елена Юрьевна
Структурный анализ философии Д. Дьюи и ее влияние на развитие системы образования Нидерландов представлен автором в трех составляющих: теории опыта, натурализме и понимании разумности.
Читать PDF
274.80 кб

Художественно-гуманитарное сотрудничество кемеровской области с королевством Нидерландов в 2000-е го

Агеева Юлия Александровна
В статье на основе проведенной исследовательской работы автор приводит фактологическую канву кузбасско-голландского культурного партнерства в художественной сфере и студенческой мобильности.
Читать PDF
419.07 кб

Национальные коммуникационные стратегии стран Европейского Союза: опыт Нидерландов

Карпчук Наталия Петровна
На основе анализа ошибок и достижений общения с гражданами ЕС, а также с целью преодоления «провала в коммуникации» Европейский Союз разработал собственную коммуникационную политику, где определены ее принципы и направления реализ
Читать PDF
360.08 кб

Школы преподавания скандидавских, финского, нидерландского и греческого языков

Красова Ольга Евгеньевна
В сентябре 2013 г. кафедра скандинавских и других редких языков МГИМО отметила своё 30-летие. В 1983 г. А.С. Новакович возглавил созданную по его инициативе кафедру редких языков стран Западной Европы.