НеуверенностьНеуспевающий обучающийся

НЕУСПЕВАЕМОСТЬ

Найдено 3 определения термина НЕУСПЕВАЕМОСТЬ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

НЕУСПЕВАЕМОСТЬ

негативное явление педагогической деятельности, проявляющееся в наличии обучающихся, не освоивших программу учебного года и имеющих академическую задолженность по одному, двум и более предметам.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

НЕУСПЕВАЕМОСТЬ

более низкий по сравнению с предусмотренным учебной программой уровень усвоения учащимися содержания образования. Н. нельзя отождествлять с неудовлетворительными оценками. Н. представляет собой явление более широкого плана, связанное с существенными недостатками общей культуры и воспитанности личности. Устранение Н. осуществляется двумя путями: путем предупреждения и путем преодоления Н. С понятием "Н." тесно связано понятие "отставание", которым обозначается отдельный элемент Н. (например, пробел в знаниях). Для определения признаков отставания служат различные приемы опроса, наблюдения за работой и эмоциональными реакциями учащихся на уроках и др. Преодолеть отставание помогают индивидуальные консультации учителя, дополнительные занятия в группах, привлечение к занятиям с отстающими успешно обучающихся одноклассников и др. Важно выявить причины отставания, которые могут быть обусловлены недостатками дифференциации обучения, слабым учетом возможностей и интересов учащихся, физическим состоянием ученика и т.п. В работе учителя условия, вызывающие отставание, могут быть связаны с неэффективной методикой преподавания, однообразием методов и организационных форм обучения. Для преодоления Н. применяется также условный перевод в следующий класс учащихся, имеющих неудовлетворительные годовые оценки по 2-3 учебным предметам. Эта мера рассчитана на повышение ответственности самих учащихся и их родителей за результаты обучения. См. также Классы выравнивания

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

НЕУСПЕВАЕМОСТЬ

более низкий по сравнению с предусмотренным уч программой уровень усвоения учащимися содержания образования H служит препятствием для дальнейшего обучения, ведет к второгодничеству.

В связи с тем, что в содержание образования входят не только знания, умения и навыки (уровень усвоения к-рых относительно точно может быть оценен по балльной шкале), но также опыт творческой деятельности и сформированность отношений личности, не поддающиеся формальной оценке, H. нельзя отождествлять с неудовлетворит. оценками H представляет собой явление более широкого плана, связанное с существенными недостатками общей культуры и воспитанности учащихся.

H обусловлена трудностями создания в школе условий для индивидуализации обучения Н — одна из острейших проблем совр. школы.

Устранение H. осуществляется двумя путями — путем предупреждения и путем преодоления H. С понятием «Н.» тесно связано понятие «отставание», к-рым обозначается отд. элемент Н., возникающий в ходе обучения (напр., пробел в знаниях, слабое овладение действием). Не устраненное своевременное отставание перерастает в Н.

Предупреждению Н. могут способствовать меры на уровне общей организации системы образования, конструирования уч. плана и отбора содержания уч. предметов, деятельности пед.коллектива школы и каждого учителя. Решению этой задачи соответствуют такие шк система, уч план и содержание образования, к-рые реализуют принципы индивидуализации и дифференциации обучения, учитывают возможности и запросы учащихся.

Можно выделить нек-рые общие признаки отставания (они сгруппированы в дидактике по типам уч предметов) Для подобной диагностики служат разл. приемы опроса, наблюдения за работой и эмоциональными реакциями учащихся на уроках и др. При обнаружении отставания учитель может помочь учащемуся индивидуальными консультациями, доп занятиями в группах, привлечением к занятиям с отстающими успешно обучающихся одноклассников и др. Наряду с оказанием оперативной помощи, учителю предстоит проанализировать обстоятельства, вызвавшие отставание, что особенно важно тогда, когда случаи отставания повторяются Причины его у отд. ученика обычно связаны с физич. состоянием, общим развитием, условиями жизни Но отставание может появиться и в результате невнимания к трудностям учащегося со стороны педагога. Отставания мн. учащихся обусловлены недостатком дифференциации обучения, слабого учета возможностей и интересов учащихся, несоответствием объема и сложности содержания программ отводимому на его усвоение времени. В работе учителя условия, вызывающие отставание, связаны с неэффективной методикой преподавания, однообразием применяемых организац. форм обучения, невниманием к развитию творческих сил и познават. интересов школьников, а также недостаточной компетентностью, негативными качествами личности педагога.

Преодоление Н. осуществляется на основе изучения учащихся, анализа их деятельности и разработки типологии неуспевающих школьников. Осн. место в пед. лит-ре, посвященной преодолению Н., занимает анализ и классификация ее причин. Для преодоления Н. применяются индивидуальные задания, разделение уч. задач на отд. этапы (шаги), особые условия опроса, доп. занятия. Используется также условный перевод в след, класс учащихся, имеющих неудовлетво-рит. годовые оценки по 2—3 уч. предметам. Эта мера рассчитана на то, чтобы повысить ответственность самих учащихся и их родителей за результаты обучения. Условный перевод позволяет сократить число второгодников. Как показывает мировая практика, повторный курс не приносит пользы ученику, снижает общий уровень образованности молодежи и наносит вред нравств. воспитанию.

Лит.: Гельмонт А. М., О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления, М., 1954; Славина Л. С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам, М., 1958; Психол. проблемы неуспеваемости школьников, под ред. Н. А. Менчинской, М., 1971; Б а б а и с к и и Ю. К., Оптимизация процесса обучения. (Аспект предупреждения неуспеваемости школьников). Ростов н/Д., 1972; его же, Оптимизация уч.-воспитат. процесса (Метод. основы), М., 1982; Цетлин В. С., Неуспеваемость школьников и ее предупреждение, М., 1977; его же, Предупреждение неуспеваемости учащихся, М., 1989; Кулисевич М., Основы общей дидактики, пер. с польск., М., 1986, гл. 11; Школа и психич. здоровье уч-ся,«под ред. С. М. Гром-баха, М., 1988; В ur t С., The causes and treat-ment of backwardness, L., 1953; F a n 11 n i M., Weinstein G., The disadvantaged; chal-lengetoeducation, N. Y.,[1968j; Le G all A., Les insucces scolaires. Diagnostic et redressement, Р.; Education in depressed areas, ed. by A. H. Passow, N. Y., 1966; Deprivation and dis-advantage; nature and manifestations, ed. by A. H. Passow, Hamb., 1970. В. С. Цетлин.

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме НЕУСПЕВАЕМОСТЬ — 0

Найдено научныех статей по теме НЕУСПЕВАЕМОСТЬ — 0

Найдено книг по теме НЕУСПЕВАЕМОСТЬ — 0

Найдено презентаций по теме НЕУСПЕВАЕМОСТЬ — 0

Найдено рефератов по теме НЕУСПЕВАЕМОСТЬ — 0