Непрерывное образование

Найдено 25 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
организованное обучение, детерминированное системой факторов и условий, обеспечивающих непрерывное обучение человека.

Источник: Основы андрагогики. Терминологический словарь-справочник для студентов

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
это повышение квалификации, которое осуществляется на протяжении всей т рудовой деятельности в целях последовательного расширения и углубления знаний.

Источник: Терминологический словарь современного педагога

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
стадийный или целостный пожизненный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Непрерывное образование
система образования, предполагающая непрерывное совершенствование профессиональных знаний, навыков, умений с учетом применяющихся требований к профессиональной деятельности.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

Образование непрерывное
единая система образовательных учреждений, обеспечивающая базовое образование, послевузовское образование, повышение квалификации и переподготовку кадров; образование человека на протяжении всей жизни с учетом его индивидуальных способностей, мотивов и интересов, ценностных установок; осуществляется в форме организованного образования или самообразования.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

Непрерывное образование
образование, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому возможности реализации собственной программы; целостная совокупность средств, способов, форм приобретения, углубления и расширения общего образования, профессиональной компетентности, культуры, воспитания гражданской и нравственной зрелости личности.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
стадийный и целостный в своих элементах пожизненный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира. Его основные этапы: а) обучение, воспитание и развитие человека, предшествующие его вступлению в самостоятельную жизнь; б) учебная деятельность в период взрослой жизни, сочетаемая с различными видами практической деятельности.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Образование непрерывное
процесс целенаправленного получения знаний, социокультурного опыта на продолжении всей жизни с использованием всех имеющихся звеньев образовательной системы: получение и повышение профессиональной квалификации, переподготовка в процессе смены профессии, второе высшее образование, адаптация к меняющимся социальноэкономическим условиям, образование в сфере научной деятельности, саморазвития личности, досуга и интересов.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Непрерывное образование
образование на протяжении всей жизни, которое обеспечивается единством и целостностью системы образования, совокупностью преемственных, согласованных дифференцированных образовательных программ различных ступеней и уровней, гарантирующих гражданам реализацию права на образование и предоставляющих возможность получать общеобразовательную и профессиональную подготовку, повышать квалификацию, а также созданием условий для самообразования.

Источник: Глоссарий терминов по вопросам инклюзивного образования 2015 г.

Образование непрерывное
целенаправленное получение человеком знаний, умений и навыков в течение всей жизни в учебных заведениях и путем организованного самообразования. Цель О. н. — поддержание общественно и индивидуально необходимого уровня культуры, общеобразовательной и профессиональной подготовки. Организуется на принципах всеобщности, демократизма, доступности, непрерывности, интегративности, преемственности, принципа самообразования, гибкости и оперативности.

Источник: Педагогический словарь

Непрерывное образование
1) lifelong lerning (учеба в течение всей жизни) – учеба длительностью в целую жизнь, непрерывная или периодическая; 2) lifewide (учеба во всей полноте жизни) – учеба, которая осуществляется во всем диапазоне человеческой жизни, в любых ее проявлениях, при этом учеба в стиле lifewide подразумевает высокую долю неофициальной и неформальной учебы в течение жизни человека, которая может проходить и проходит в семьях, во время досуга, в общественной жизни и ежедневной работе. (На пути к образованию для устойчивого развития в России / Под редакцией Н.С. Касимова и С.М. Малхазовой. М.: ГЕОС, 2006. 206 с.)

Источник: Модельная программа подготовки андрагогов.

Непрерывное образование
требование постоянно идущего образования, самообразования, совершенствования (в т.ч. профессионального), осуществляемого в течение всей жизни человека. Его девиз «Образование через всю жизнь» воплощает народную мудрость «Век живи — век учись». Н.о. включает прохождение этапов дошкольного; школьного — начального, основного, полного среднего; начального, среднего и высшего профессионального; дополнительного и послевузовского образования, включая переподготовку и повышение квалификации. Этапы непосредственного обучения дополняются постоянным самообучением, самообразованием и внутрифирменными формами повышения квалификации, совершенствования мастерства.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
образование, продолжающееся на протяжении всей сознательной жизни человека при отсутствии значительных разрывов во времени и целях. Чем выше уровень развития общества, тем выше его требования к образованности его членов, тем прочнее тенденция к тому, чтобы каждый человек имел желание и возможность для непрерывного совершенствования образования. Непрерывное образование понимается как восхождение человека к достижениям широко понимаемой культуры, овладение духовным богатством современной цивилизации в ее общечеловеческом понимании. Оно не зависит от возраста, первоначально приобретенной профессии или специальности, места жительства, но обязательно учитывает индивидуальные способности человека, мотивы, интересы, ценностные установки.

Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
термин, не имеющий общепринятого определения. Он отражает не столько утвердившуюся в жизни реалию, сколько идею о том, как изменить к лучшему сложившуюся образовательную практику, чтобы повысить ее социальную эффективность, т.е. сделать ее более соответствующей логике развития общества и человека на различных этапах их развития. Непрерывное образование мыслится как стадийный и целостный в своих элементах пожизненный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и ее всестороннее развитие и обогащение духовного мира: от детско-юношеского образования до образования взрослых. Его основные этапы: а) обучение, воспитание и развитие человека, предшествующие его вступлению в самостоятельную жизнь; б) учебная деятельность в период взрослой жизни, сочетаемая с различными видами практической деятельности.

Источник: Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
образование на протяжении всей жизни, которое обеспечивается единством и целостностью системы образования, совокупностью преемственных, согласованных дифференцированных образовательных программ различных ступеней и уровней, гарантирующих гражданам реализацию права на образование и предоставляющих возможность получать общеобразовательную и профессиональную подготовку, повышать квалификацию, а также созданием условий для самообразования. Цели образования молодежи и взрослых, рассматриваемого в качестве процесса, протекающего на протяжении всей жизни, заключаются в развитии самостоятельности и чувства ответственности у людей и общин, укреплении способности адаптироваться к преобразованиям, происходящим в экономике, культуре и обществе в целом, а также в содействии сосуществованию, терпимости, осознанному и творческому участию граждан в жизни их общин, т.е. в обеспечении того, чтобы люди и общины могли сами определять свою судьбу и таким образом решать стоящие перед ними задачи. Крайне важно, чтобы в подходах к обучению взрослых учитывались такие аспекты, как наследие, культура, ценности и предшествующий опыт и чтобы различные формы претворения в жизнь этих подходов поощряли и стимулировали активное участие и выражение мнения каждого гражданина. Литература: [12].

Источник: Краткий словарь системы понятий инклюзивного образования. Терминологический словарь. 2015

Непрерывное образование
это качественная характеристика системы образования. Выражается в таком построении ее инфраструктуры, при котором не существует тупиковых форм и ступеней образования и которое позволяет человеку, согласно своим образовательным потребностям и возможностям, в любое время его продолжить. По структуре оно включает в себя все формы профессиональной, предпрофессиональной (пропедевтической) подготовки, начального, среднего и высшего базового профессионального образования, а также формы переподготовки, доподготовки, усовершенствования, повышения квалификации, поддержания и восстановления личностного потенциала специалиста. Непрерывное образование направлено на создание максимально возможных для общества условий для постоянного профессионального роста своих граждан, для более полной самореализации их в сфере труда, для поддержания конкурентоспособности на рынке труда. Благодаря такому свойству система образования закладывает организационные основы «развивающего образа жизни» человека. Продолжаясь «через всю жизнь», оно всегда является «продолженным образованием», непрерывное образование реализуется на основе принципа диверсификации и законов опережающей роли образования в развитии производства и экономики, достаточного разнообразия форм профессиональной подготовки и закона соединения обучения с производительным трудом учащихся. Понятие «непрерывное образование» близко к таким как «постоянное образование», «возобновляемое образование».

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
1. Организованное обучение, детерминированное системой факторов и условий, обеспечивающих непрерывное обучение человека. 2. Стадийный и целостный в своих элементах пожизненный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира. Его основные этапы: а) обучение, воспитание и развитие человека, предшествующие его вступлению в самостоятельную жизнь, – детско-юношеское образование; б) учебная деятельность в период взрослой жизни, сочетаемая с различными видами практической деятельности, – образование взрослых. Непрерывность образования иногда трактуется формально как непрекращаемость учебной деятельности, ее продолжение после завершения так называемого базового образования. В философии под непрерывностью понимается целостность процесса, состоящего из отдельных дискретно идущих стадий. Применительно к пожизненному образовательному процессу это означает, что он должен состоять из последовательно возвышающихся ступеней специально организованной учебы, т. е. в той или иной мере формального образования, дающего человеку право на благоприятные для него изменения социального статуса. Преемственная связь между отдельными ступенями и их интеграция в единое целое достигаются посредством надлежаще построенного неформального и информального образования, они же обеспечивают человеку свободу познавательной активности и выбора увлечений. 3. Способ жизнедеятельности человека, процесс приобретения им необходимых знаний, умений, навыков и качеств по мере возникновения потребности в них, происходящий на протяжении всей жизни человека.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

Непрерывное образование
термин, не имеющий общепринятого определения. Пока что он отражает не столько утвердившиеся в жизни реалии, сколько идею о том, как изменить к лучшему сложившуюся образовательную практику, чтобы повысить ее социальную эффективность, т.е. сделать ее более соответствующей логике развития человека и его интересам на различных стадиях жизненного цикла. Непрерывное образование мыслится как стадийный и целостный в своих элементах пожизненный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира. Его основные этапы: а) обучение, воспитание и развитие человека, предшествующие его вступлению в самостоятельную жизнь, – детско-юношеское образование; б) учебная деятельность в период взрослой жизни, сочетаемая с различными видами практической деятельности, – образование взрослых. Непрерывность образования иногда формально трактуется как непрекращаемость учебной деятельности, ее продолжение после завершения т.н. базового образования. В философии под непрерывностью понимается целостность процесса, состоящего из отдельных дискретно идущих стадий. Применительно к пожизненному образовательному процессу это означает, что он должен состоять из последовательно возвышающихся ступеней специально организованной учебы, т.е. в той или иной мере формального образования, дающего человеку право на благоприятные для него изменения социального статуса. Преемственная связь между отдельными ступенями и их интеграция в единое целое достигаются посредством надлежаще построенного неформального и информального образования, они же обеспечивают человеку свободу познавательной активности и выбора увлечений. (Онушкин В.Г., Огарёв Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. СПб, ИОВ РАО. – 109 с.)

Источник: Модельная программа подготовки андрагогов.

Непрерывное образование
процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества. Целью является становление и развитие личности как в периоды её физического и социально-психологического созревания, расцвета и стабилизации жизненных сил и способностей, так и в периоды старения организма, когда на первый план выдвигается задача компенсации утрачиваемых функций и возможностей. Системообразующим фактором непрерывного образования служит общественная потребность в постоянном развитии личности каждого человека. Этим определяется упорядочение множества образовательных структур – основных и параллельных, базовых и дополнительных, государственных и общественных, формальных и неформальных. Их взаимосвязь и взаимообусловленность, взаимная субординация по уровням, координация по направленности и назначению, обеспечение взаимодействия между ними превращают всю совокупность таких структур в единую систему. Единство целей непрерывного образования как системы и специфических задач каждого её звена органически сочетается с вариативностью образования, многообразием типов образовательных учреждений, педагогических технологий и форм государственнообщественного управления. Непрерывное образование как педагогическая система – это совокупность средств, способов и форм приобретения, углубления и расширения общего образования, профессиональной компетентности, культуры, воспитания гражданской и нравственной зрелости. Для каждого человека непрерывное образование выступает процессом формирования и удовлетворения его познавательных запросов и духовных потребностей, развития задатков и способностей в сети государственно-общественных учебных заведений и путём самообразования.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
процесс роста образовательного потенциала (общего и профессионального) личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных, частных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества. Это поэтапный и пожизненный процесс, обеспечивающий постоянное пополнение и расширение знаний у людей разного возраста. Непрерывное образование рассматривается в нескольких аспектах, как образование на протяжении всей жизни (life long educational), как образование взрослых и как непрерывное профессиональное образование. Цели непрерывного образования заключаются в укреплении способности человека адаптироваться к преобразованиям в экономике, профессиональной жизни, культуре и обществе. Непрерывное образование предполагает многоуровневость образовательных программ, которая позволяет учитывать в построении образовательной траектории такие характеристики, как встроенность, замещение, дополнение, адаптивность к начальному уровню обучающегося. Система непрерывного образования должна обеспечивать следующие условия: – преемственность образовательных стандартов и программразличных уровней общего и профессионального образования. – возможность временного прекращения и возобновленияобучения, изменения его формы, выбора индивидуальной образовательной траектории с целью поддержания высокого уровня образования и профессиональной конкурентоспособности, соответствия запросам рынка труда Создание эффективной системы непрерывного образования, соответствующего потребностям страны и тенденциям мирового рынка труда, рассматривается как одна из основных стратегических задач отечественной системы образования. (Педагогический терминологический словарь [Электронный ресурс]. – СПб. : Рос. нац. б-ка, 2006. – Режим доступа: http://pedagogical_dictionary. academic.ru/2093/). О. Л. Войно-Данчишина

Источник: Глоссарий экономики образования. Нар. укр. Акад. 2017

ОБРАЗОВАНИЕ НЕПРЕРЫВНОЕ
принцип функционирования образовательных систем в условиях глобализации. Организация и осуществление образования на основах последовательности и преемственности усвоения знаний, их постоянного совершенствования и обновления. О. н. предполагает интегрирование всех ступеней и видов образования (дошкольное, школьное, профессиональное, постпрофессиональное) в целостную систему, обеспечивающую возможность обновления и пополнения знаний на протяжении всей жизни человека. Разработка концепции О. н. предполагает, с одной стороны, подчинение всех этапов образования определенной выбранной цели, а с другой стороны, возможность корректировки этих целей в процессе обучения, по мере определения круга интересов, жизненных планов и решения связанных с этим задач профессионального определения, получения определенной квалификации, повышения квалификации или переквалификации. Это дает возможность человеку, непрерывно повышая свой образовательный уровень, гибко приспосабливаться к меняющимся внешним условиям. Разрабатывая концепцию О. н., необходимо учитывать особенности социальной структуры общества, совокупность социальных факторов, экономических и политических условий и пр. Целью О. н. является становление и развитие личности как в периоды ее физического и социально-психологического созревания, расцвета и стабилизации жизненных сил и способностей, так и в периоды старения организма, когда на первый план выдвигается задача компенсации утрачиваемых функций и возможностей. Системообразующим фактором
- О. н. служит общественная потребность в постоянном развитии личности каждого человека, росте образовательного (общего и профессионального) потенциала личности. Этим определяется упорядочение множества образовательных структур – основных и параллельных, базовых и дополнительных, государственных и общественных, формальных и неформальных. Их взаимосвязь и взаимообусловленность, взаимная субординация по уровням, координация по направленности и назначению, обеспечение взаимодействия между ними превращают всю совокупность таких структур в единую систему. Единство целей О. н. как системы и специфических задач каждого ее звена органически сочетается с вариативностью образования, многообразием типов образовательных учреждений, педагогических технологий и форм государственно-общественного управления.
- Для каждого человека О. н. выступает процессом формирования и удовлетворения его познавательных запросов и духовных потребностей, развития задатков и способностей в сети государственно-общественных учебных заведений и путем самообразования. Для государства О. н. является ведущей сферой социальной политики по обеспечению благоприятных условий общего и профессионального развития личности каждого человека. Для общества в целом О. н. является механизмом расширенного воспроизводства его профессионального и культурного потенциала, условием развития общественного производства, ускорения социальноэкономического прогресса страны. Для мирового сообщества О. н. выступает способом сохранения, развития и взаимообогащения национальных культур и общечеловеческих ценностей, важным фактором и условием международного сотрудничества в сфере образования и решения глобальных задач современности (Глоссарий современного образования / Под общей ред. В. И. Астаховой, А. Л. Сидоренко. – X.: Око, 1998. – С. 138; Астахова В.И. Становление новой образовательной парадигмы на рубеже веков // Вчені зап. Харк. гуманіт. ун-ту «Народна українська академія». – Х.: Вид-во НУА, 2004. – Т. 10. – С. 9–25; Топчій Т. В. Інституціоналізація безперервної освіти: факторна обумовленість: Автореф. дис… канд. соціол. наук: 22.00.04. – Х.: Вид-во НУА, 2006. – С. 17). В. И. Астахова

Источник: Глоссарий современного образования.

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
образование, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому возможности реализации собственной программы. Центральной идеей непрерывного образования является развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни. Целью непрерывного образования являются становление и развитие человека как в периоды его физического и социально-психологического созревания, расцвета и стабилизации жизненных сил и способностей, так и в периоды старения, когда на первый план выдвигается задача компенсации утрачиваемых функций и возможностей.
При этом понимание развития как непрерывного процесса соединяется с принципом развивающегося обучения, с ориентацией образовательно-воспитательной деятельности не только на познание, но и на преобразование действительности. Этим обусловлен переход от информационного к продуктивному учению, от школы памяти к школе мысли, чувства и активного социального действия. Непрерывное образование, будучи педагогической системой, создается как целостная совокупность педагогических технологий, средств, способов и форм приобретения, углубления и расширения общего образования, повышения профессиональной и социальной компетентности, культуры, воспитания гражданской и нравственной зрелости, выработки эстетического отношения к действительности в условиях перехода к рынку. Непрерывное образование как система образования в Российской Федерации складывается как совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ, государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений, а также органов управления образованием. Российская система непрерывного образования должна стать органичным компонентом мировой образовательной системы. Признаки непрерывного образования – совокупность характеристик, составляющих его отличительные особенности. К числу основных признаков относятся: 1) формальный – увеличение временной протяженности образовательного процесса, распространение учебной деятельности на период взрослой жизни человека; 2) содержательный – целостность пожизненного образования; 3) сущностный – ориентация на поступательное обогащение творческого потенциала личности. В предшествующие периоды истории относительно медленная эволюция человека, общества, общественного производства обусловливала относительное постоянство структуры и содержания образования. Имел место тип «конечного» образования, при котором полученные человеком знания и умения сохраняли свою ценность на протяжении всей его жизни – «образование на всю жизнь». Сегодня многие страны мира ищут и реализуют свои модели непрерывного образования. В развитых странах резко выросла сеть учебных заведений всех типов, а число взрослых, обучающихся в различных сферах образования, превысило число школьников и студентов. Также актуальна проблема непрерывного образования и в Российской Федерации. Понятие непрерывности образования можно отнести к трем объектам (субъектам):
к личности. В этом случае оно означает, что человек учится постоянно, без относительно длительных перерывов, причем либо обучается в образовательных учреждениях, либо занимается самообразованием;
к образовательным процессам (образовательным программам). Непрерывность в образовательном процессе выступает как характеристика включенности личности в образовательный процесс на всех стадиях ее развития. Она же характеризует преемственность образовательной деятельности при переходе от одного ее вида к другому, от одного жизненного этапа человека к другому;
к организационной структуре образования. Непрерывность в данном случае характеризует такие номенклатуру образовательных учреждений и их взаимосвязь, которые с необходимостью создают пространство образовательных услуг, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность образовательных программ, способных удовлетворить все множество образовательных потребностей, возникающих как в обществе в целом, так и у каждого человека. Таким образом, непрерывность образования обеспечивает возможность многомерного движения личности в образовательном пространстве и создания для нее оптимальных условий для такого движения.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества. Целью Н.о. является становление и развитие личности как в периоды ее физического и социально-психологического созревания, расцвета и стабилизации жизненных сил и способностей, так и в периоды старения организма, когда на первый план выдвигается задача компенсации утрачиваемых функций и возможностей. Системообразующим фактором Н.о. служит общественная потребность в постоянном развитии личности каждого человека. Этим определяется упорядочение множества образовательных структур - основных и параллельных, базовых и дополнительных, государственных и общественных, формальных и неформальных. Их взаимосвязь и взаимообусловленность, взаимная субординация по уровням, координация по направленности и назначению, обеспечение взаимодействия между ними превращают всю совокупность таких структур в единую систему. Единство целей Н.о. как системы и специфических задач каждого ее звена органически сочетается с вариативностью образования, многообразием типов образовательных учреждений, педагогических технологий и форм государственно-общественного управления. Н.о. как педагогическая система - это совокупность средств, способов и форм приобретения, углубления и расширения общего образования, профессиональной компетентности, культуры, воспитания гражданской и нравственной зрелости. Для каждого человека Н.о. выступает процессом формирования и удовлетворения его познавательных запросов и духовных потребностей, развития задатков и способностей в сети государственно-общественных учебных заведений и путем самообразования. Для государства Н.о. является ведущей сферой социальной политики по обеспечению благоприятных условий общего и профессионального развития личности каждого человека. Для общества в целом Н.о. является механизмом расширенного воспроизводства его профессионального и культурного потенциала, условием развития общественного производства, ускорения социально-экономического прогресса страны. Для мирового сообщества Н.о. выступает способом сохранения, развития и взаимообогащения национальных культур и общечеловеческих ценностей, важным фактором и условием международного сотрудничества в сфере образования и решения глобальных задач современности. В мировой педагогике понятие "Н.о." выражается рядом терминов, среди которых "продолжающееся образование", "пожизненное образование", "пожизненное учение", "перманентное образование" и др. К понятию "Н.о." тесно примыкает "возобновляющееся образование", означающее получение образования "по частям" в течение всей жизни, отход от практики длительного образования в учебном заведении, чередование образования с другими видами деятельности, гл.о. с работой. В ряде стран действуют региональные, национальные и международные центры, разрабатывающие проблематику и координирующие программы и информационный обмен по вопросам Н.о. (преимущественно в русле образования взрослых). С 1973 действует Международный совет по образованию взрослых. С начала 80-х гг. выходит "Международный журнал непрерывного образования"; с 1994 в Канаде издается международный электронный журнал "The International Journal of Continung Education Practice", посвященный практике Н.о. — образование на протяжении всей жизни, которое обеспечивается единством и целостностью системы образования, созданием условий для самообразования и всестороннего развития личности, совокупностью преемственных, согласовынных, дифференцированных образовательных программ различных ступеней и уровней, гарантирующих гражданам реализацию права на образование и предоставляющих возможность получать общеобразовательную и профессиональную подготовку, переподготовку, повышать квалификацию на протяжении всей жизни. (Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. ) — единая система, включающая все возможные типы учебных заведений, обеспечивающих максимальное развитие способностец человека. Нередко понимается как "продолженное образование", "образование через всю жизнь". Входит в понятие "возобновляемое образование". (Менеджмент в управлении школой: краткий словарь терминов и понятий. - Уфа, 2004. ) См. также Дифференциация обучения,Образование

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
(«образование через всю жизнь», «образование в течение всей жизни») – одна из ведущих современных идей развития образования как переход от конструкции «образование на всю жизнь» к конструкции «образование через всю жизнь». Непрерывное образование – образование, охватывающее всю жизнь человека – от пренатального развития до смерти и включающее в себя формальные (школа, университет и др.) и неформальные (значимые люди, образовательные курсы без сертификации, масс-медиа и т. д.) виды образования. Связь между изучаемым содержанием и различными аспектами развития человека (физическим, моральным, интеллектуальным и т. п.) на всех этапах жизни, способность к ассимиляции новых достижений научного, культурного и социального прогресса; совершенствование умений учиться; стимулирование мотивации к учебе; создание соответствующих условий и атмосферы для учебы; реализация творческого и инновационного подходов, акцент на самообразование. Понятие непрерывности образования можно отнести к трем объектам (субъектам):
- к личности. В этом случае оно означает, что человек учится постоянно, без относительно длительных перерывов. Причем, учится либо в образовательных учреждениях, либо занимается самообразованием. Возможны три вектора движения человека в образовательном пространстве: во-первых, человек может, оставаясь на одном и том же формальном образовательном уровне, оставаясь, допустим, слесарем, медсестрой или инженером, совершенствовать свою профессиональную квалификацию, свое профессиональное мастерство (условно назовем «вектор движения вперед»). Во-вторых, человек может подниматься по ступеням и уровням образования – «вектор движения вверх». При этом человек может последовательно восходить по ступеням и уровням образования, либо какие-то уровни и ступени пропускать. Например, студент может последовательно получить начальное, среднее и высшее профессиональное образование либо сразу после школы приступить к программе высшего образования. В-третьих, непрерывность образования также подразумевает возможность не только продолжения, но и смены профиля образования, т. е. возможность образовательного маневра на разных этапах жизненного пути, исходя из потребностей и возможностей личности и социально-экономических условий в обществе (например, поменять специальность) – «вектор движения по горизонтали, вбок»;
- к образовательным процессам (образовательным программам). Непрерывность в образовательном процессе выступает как характеристика включенности личности в образовательный процесс на всех стадиях ее развития. Она же характеризует преемственность образовательной деятельности при переходе от одного ее вида к другому, от одного жизненного этапа человека к другому;
- к организационной структуре образования. Непрерывность в данном случае характеризует такую номенклатуру сети образовательных учреждений и их взаимосвязь, которая создает пространство образовательных услуг, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность образовательных программ, способных удовлетворить все множество образовательных потребностей, возникающих как в обществе в целом, так и в каждом отдельном регионе, так и у каждого человека. Таким образом, непрерывность образования должна обеспечивать возможность многомерного движения личности в образовательном пространстве и создания для нее оптимальных условий для такого движения. Выделяются шесть принципов построения системы непрерывного образования:
1. Принцип базового образования. Для того, чтобы продолжать образование, свободно двигаться в дальнейшем в образовательном пространстве ребенок, подросток, юноша, девушка должны получить определенную образовательную стартовую основу, базу – как общеобразовательную, так и профессиональную.
2. Принцип многоуровневости образовательных программ предполагает наличие многих уровней и ступеней образования.
3. Принцип дополнительности (взаимодополнительности) базового и последипломного образования. Этот принцип относится к «вектору движения вперед» человека в образовательном пространстве. В условиях непрерывного образования каждый человек, в том числе выпускник школы, ПТУ, ССУЗа, тоже должен будет всю жизнь продолжать свое образование, даже если он и не пойдет учиться на следующий уровень – в техникум, в ВУЗ.
4. Принцип маневренности образовательных программ относится к третьему возможному вектору движения человека в образовательном пространстве – «по горизонтали» – возможную смену человеком на том или ином этапе жизненного пути, на той или иной ступени образования области деятельности или получения параллельно образования в двух или нескольких образовательных областях. Для этого образовательные программы должны позволять обучающемуся легко переходить от освоения одной образовательной программы к любой другой.
5. Принцип преемственности образовательных программ. Для того чтобы учащийся, студент, специалист мог свободно продвигаться в образовательном пространстве по всем трем векторам движения необходимы согласование, стыковка образовательных программ. Иными словами, преемственность означает, что «выход» из одной образовательной программы должен естественным образом «стыковаться» со «входом» в последующую. А для этого необходима сквозная стандартизация образовательных программ, основывающаяся на единых целях всей системы непрерывного образования.
6. Принцип интеграции образовательных структур. С одной стороны, это интеграция подсистем образования в отношении их организационных структур, превращая образовательные учреждения в многопрофильные, многоуровневые и многоступенчатые. С другой стороны, очевидно, будет происходить противоположный процесс – одна и та же образовательная программа может осуществляться в образовательных учреждениях разных типов. Литература: [39].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
философско-пед. концепция, согласно к-рой образование рассматривается как процесс, охватывающий всю жизнь человека; аспект образовательной практики, представляющий ее как непрекращающееся целенаправленное освоение человеком социокультурного опыта с использованием всех звеньев имеющейся образоват. системы; принцип организации образования, образоват. политики. В теории и практике Н. о. особо акцентируется образование взрослых за пределами базовою образования — приобретение и повышение проф. квалификации, переподготовка в процессе смены профессий, образование в ходе адаптации к меняющимся социальным условиям, досуговое образование и т. д. В совр. обществе идея Н. о. приобретает характер парадигмы науч.-пед. мышления.
В мировой педагогике понятие Н. о. выражается рядом терминов, среди к-рых: «продолжающееся образование» (continuing education, continuous educa-tion), «пожизненное образование» (life-long education), «пожизненное учение» (lifelong learning), «перманентное образование» (permanent education, leducation permanente), «дальнейшее образование» (further education, Weiterbildung), «образование взрослых» (adult education, leducation des adultes, Erwachsenenbildung) и др. К понятию Н. о. тесно примыкает «возобновляющееся образование» (recur-rent education), означающее получение образования «по частям» в течение всей жизни, отход от практики длит. образования в уч. заведении, оторванной от трудовой деятельности, чередование образования с др. видами деятельности, гл. обр. с работой.
В истории филос.-пед. мысли идеи Н. о. восходят к представлениям мыслителей древности, религ.-филос. учениям о непрерывном духовном совершенствовании человека. В европ. пед. традиции идеи Н. о. связаны с представлениями о воспитании человека как члена общества и гражданина гос-ва, выдвигавшимися Платоном и Аристотелем. Глубоко разработанную филос.-пед. концепцию Н. о. выдвинул Я. А. Каменский, к-рый видел «всеобщее воспитание», приобщение всех без исключения людей к культуре («пампедию») как средство достижения социальной гармонии, «всеобщего исправления дел человеческих». Комен-ский представил всеохватывающую целостную картину воспитания и самосовершенствования человека на протяжении всей его жизни — от «школы рождения» до «школы смерти».
Обращение совр. филос.-пед. мысли, а затем и поворот специальных пед. исследований к проблематике Н. о. связан с образоват. последствиями науч.-техн. революции. После 2-й мировой войны в индустриально развитых странах образоват. политика ориентировалась на задачи подготовки и совершенствования рабочей силы, средством решения этих задач выступало продолжение образования за пределами общеобразоват. школы. В развивающихся странах Н. о. выступало как функциональное дополнение к деятельности недостаточно развитых шк. систем. В социально-образоват. практике и одновременно с ней в пед. теории отправной областью для развития Н. о. в 20 в. стало образование взрослых, Н. о. преим. концентрируется в этой сфере. Пед. проблемы Н. о. нередко сосредоточиваются в области андрагогики. В социально-образоват. практике Н. о. часто сводится к дополнительному и продолженному образованию взрослых (за пределами полученного ранее). Острота проблем Н. о. применительно к образованию взрослых связана с его высоким социокультурным потенциалом, особой значимостью для гос. образовательной и социальной политики в условиях социально-экон. изменений в совр. мире, в к-рые непосредственно вовлекается взрослое население. Особенно интенсивно развивается Н. о. в после-среднем звене (профессиональное, высшее, повышение квалификации и др.), где с акцентом на гибкие образоват. услуги совмещаются возможности общеобразовательной и проф. подготовки: уч. центры, центры образования взрослых, открытые ун-ты, региональные (общинные) колледжи. Важным механизмом интеграции образоват. учреждений в действующую систему формального образования является их аккредитация со стороны гос-ва либо конкретных институционализиров. уч. заведений (колледжей, ун-тов).
Проблематику Н. о. можно условно разделить на две осн. области. Первая связана с построением системы Н. о. как части социальной практики (социально-образоват. аспект Н. о.); вторая — с самим процессом освоения человеком нового жизненного, социального, проф. опыта (психолого-пед. аспект Н. о.). В социально-образоват. практике ключевое значение для осуществления Н. о. имеет преемственность звеньев образоват. системы и разветвленность каналов неформального образования за пределами базового образования. Реализация Н. о. в образоват. системе опирается на ее «вертикальную интеграцию», т.е. преемственность ступеней формального образования — дошкольного, начального, среднего и послесреднего, при к-рой каждый уровень образования предполагает возможность перехода на последующий. Важный содержательный признак Н. о. — «горизонтальная интеграция», т.е. соотнесенность образования, получаемого вне формальной образоват. системы (в т. ч. спонтанно приобретаемых знаний и жизненного опыта), с образованием в рамках уч. заведений и специально организованных образоват. программ.
Среди функций Н. о. условно выделяют компенсирующую (восполнение пробелов в базовом образовании), адаптивную (оперативная подготовка и переподготовка в условиях меняющейся производств. и социальной ситуации) и развивающую (удовлетворение духовных запросов личности, потребностей творческого роста). В развитых странах распространены вспомогательные, компенсирующие уч. программы для выпускников ср. школ с пробелами в общеобразоват. подготовке, продолжающих образование или проходящих производств. обучение; в развивающихся странах — образовательные программы по формированию основ грамотности. Широкое распространение получают программы, дающие «второй шанс» при перемене места работы или смене профессии. В ряде стран развиваются программы, обеспечивающие преемственность образования в ср. школе и послесреднем звене (ср. специальное, высшее, последиплом-ное образование, производств. обучение и повышение квалификации). В индустриально развитых странах распространены уч. центры для взрослых, обычно сотрудничающие с традиционными высшими и ср. специальными уч. заведениями (ун-тами, колледжами и др.) и предлагающие широкий спектр образоват. услуг — от одноразовых краткосрочных курсов для лиц, желающих приобрести конкретный набор умений или подготовку по к.-л. специальности, до развернутой образоват. программы, включающей подготовку к продолжению образования в ун-те. Значит. усилия гос., деловых и обществ. орг-ций направлены на развитие программ Н. о. в контексте обновления проф. опыта, повышения квалификации и переобучения. Особое внимание уделяется нетрадиц. областям Н. о. — образованию инвалидов, женщин, включающихся в производств. сферу, досуговому образованию по интересам для ушедших на пенсию (лиц «третьего возраста»).
Каналы реализации Н. о. охватывают всю сферу формального и неформального образования, включают гос. образовательную систему, частные уч. заведения, очное, вечернее обучение и заочное обучение. Значит. возможности осуществления Н. о. связаны с каналами т. н. дистантного образования (средства почтовой связи, теле- и радиокоммуникации, компьютерного доступа к банкам информации по телефонным каналам и т. д.). В связи с растущим уровнем информатизации общества, расширением возможностей доступа к разнообразным информац. фондам уч. заведения все в большей степени выполняют ориентирующую роль во взаимодействии человека с гибкой и разветвленной информац.-образоват. сетью.
Основой практики Н. о. стала установка на изучение и удовлетворение образоват. потребностей, создание широкого набора образоват. услуг.
В психолого-пед. аспекте характерная тенденция в теории и практике Н. о. — опора на самообразование, освоение умений и навыков учения, развитие ценностных ориентации в духе «учения через всю жизнь», широкое использование активных форм и методов обучения, подход к обучению как процессу преобразования жизненного и проф. опыта. Важной чертой практики Н. о. становится самостоят. выбор образоват. целей и средств их достижения. Идея Н. о. связана с переходом образоват. теории и практики от парадигмы преподавания, в рамках к-рой человек выступает как «объект обучающих воздействий», к парадигме Н. о., предполагающей гуманистич. тип отношений участников образоват. процесса, саморазвитие обучающихся.
В личностном плане Н. о. реализуется не только за счет функционального включения человека в образоват. процесс или организационных мер, обеспечивающих «преемственность звеньев», но и благодаря формированию внутр. личностной позиции, обеспечивающей преемственность образования во внутр. мире личности. Н. о. является способом выработки ее смысловых, жизненных ориентиров, включая и проф.-образовательный, одной из жизненно важных линий самореализации, к-рая осуществляется средствами образования. Н. о. выступает как путь и средство творческого роста личности, конструктивного преодоления ситуаций социального и проф. жизненного кризиса. Для психолого-пед. исследований важнейшей областью проблематики Н. о. является проблема самоактуализации человеком своих ценностей и творческого потенциала в образоват. процессе.
С нач. 70-х гг. идеи Н. о. широко пропагандируются ЮНЕСКО. В докладе Междунар. комиссии по развитию образования Н. о. предлагалось в качестве руководящей концепции для будущего развития образования во всех странах мира (Париж, 1972). Н. о. стало лозунгом, провозглашенным на 3-й Междунар. конференции ЮНЕСКО (Токио, 1972). На 19-й Ген. конференции было выдвинуто развернутое понимание Н. о.: не ограниченное ни во времени (по срокам), ни в пространстве (по месту обучения), ни по методам обучения, оно объединяет всю деятельность и ресурсы в области образования и направлено на достижение гармоничного развития личности и прогресса в преобразовании общества. Одновременно Н. о. выступает и как средство связи и интеграции элементов существующей системы образования, и как «основополагающий принцип организац. перестройки разл. звеньев образования». В качестве ведущих принципов Н. о. выделяются: гуманистич. характер, демократизм (равенство доступа), всеобщность (включенность всего населения в разл. структуры и уровни образования), интеграция (формальных и неформальных образоват.структур традиционного и нового типа), гибкость (уч планов и программ, альтернативность способов организации уч процесса, вариативность стратегий обучения), релевантность (связь с жизнью индивида, проф. и социальной деятельностью)
В СССР с 70-х гг. H о провозглашалось как общий подход к развитию системы образования в стране В 1986 была поставлена задача создания «единой системы непрерывного образования» В практике же H о нередко либо тяготело к широкой, но вместе с тем несколько размытой просветительской деятельности лекториев, «народных ун-тов» и т п, либо редуцировалось применительно к конкретным направлениям образоват.деятельности, где наряду с формальными попытками развить систему непрерывного идейно-полит воспитания и образования велось создание конкретных систем непрерывного проф. образования и повышения квалификации (напр., разработка систем типа «школа — педвуз — школа» в области непрерывного пед.образования) Идея H о получила широкое распространение в отеч. теории и практике образования и, несмотря на заметную декларативность, лозунговый характер, оказала заметное влияние на развитие пед.мышления
Разработка в Рос. Федерации проблематики H о отличается остротой, связанной с изменениями в жизни общества в условиях перехода к рыночным отношениям, социокультурной ситуацией, в к-рой проф. гибкость и мобильность не сводятся только к области производств деятельности человека, но становятся как социальной, так и личностной проблемой и непосредственно отражаются на образоват.сфере Особое значение приобретают социально-практич.и науч. -прикладные подходы к H о, к-рые направлены на его гуманизацию переориентацию с обезличенных потребностей гос-ва или ведомств на образоват.потребности человека, включение образоват.процесса в контекст социальной и производств жизни человека, его личностного роста Разработка проблем Нов Рос. Федерации обусловлена с отходом от жесткой централизации гос. регулирования образования, с социальной потребностью переключения в режим широкой и гибкой системы образоват.услуг Важнейшие проблемы H о связаны с интеграцией сложившейся образоват.системы и уч заведений нового типа, координацией и интеграцией рос. образования с мировым образоват.сообществом
В ряде стран действуют региональные, нац и междунар. центры, разрабатывающие проблематику и координирующие программы и информац. обмен по вопросам H о (преим в русле H о взрослых) Европ. центр по вопросам образования и досуга, Европ. ассоциация по образованию взрослых (European Association for the Education of Adults), Афр ассоциация по грамотности и образованию взрослых (Afncan Association for Literacy and Education of Adults) и др. Крупнейшей нац ассоциацией по H о является Амер ассоциация по образованию взрослых и H o (American Association for Adult and Contmumg Education), к-рая издает журн «Adult Education Quarterly A Journal of Research and Theory» С 1973 действует Междунар. совет по образованию взрослых (International Council for Adult Education), издается журн «Convergence International Journal of Adult Education» (Торонто, Канада) В Центре непрерывного образования ун-та Брит Колумбии совм. с Междунар. советом по образованию взрослых с сер 80-х гг. издается серия монографий по H о и образованию взрослых, ведется выпуск многотомного библ труда «Adult Education m Continental Education, An Annotated Bib-liography of Enghsh-language Materials», описывающего издания после 1945 С нач. 80-х гг. выходит «International Journal of Lifelong Education» С 1994 в Канаде начато издание междунар. электронного журнала «The International Journal of Contmumg Education Practice», посвященного практике H o
Лит: Коменскии Я А, Всеобщий совет об исправлении дел человеческих, Избр пед.соч, ч 2, M, 1982, Даринский А В, Непрерывное образование, СП, 1975, W 1, Владиславлев А П, Непрерывное образование Проблемы и перспективы, M, 1978, Проблемы непрерывного образования в совр. условиях социального прогресса и научно-техн революции Материалы Первой Всесоюзн науч. конференции, ч 1—2, М, 1981, Горохов В А, Коханова Л А, Основы непрерывного образования в СССР предисл В Г Онушкина M, 1987 Теоретич. основы непрерывного образования, под ред В Г Онушкина, M 1987, Куписевич Ч Проблемы непрерывного образования, ВВШ, 1988, №1, Владиславлев II А Система образования в европ. странах СЭВ Экон.и социальные проблемы, M, 1989, Непрерывное образование как пед.система Сб науч. тр НИИ проблем ВШ, M 1989, ОнушкинВ Г КулюткинЮ Н, Непрерывное образование — приоритетное направление науки, СП, 1989, № 2, О с и и о в В Г, Социально-филос. анализ совр. концеп ции непрерывного образования, Ер, 1989 Перспективы развития системы непрерывного образования, под ред Б С Гершунского, M, 1990, Концепция непрерывного последиплом-ного образования, под ред А А Вербицкого M, 1991, ЗинченкоГ II Предпосылки становления теории непрерывного образова ния, СП, 1991, № 1, Гуманистич. тенденции в непрерывном образовании в России и США, под ред M В Кларина, И H Семенова, M, 1994, Knowles M S, The modern practice of adult education, Chi 1980, The termmology of adult education, P, 1979, Giere U, M a e-h i r a Y, Directory of wnters on hfelong educa tion, Hamb, 1980, Charters A N, Com panng adult education worldwide, S F, 1981, Mernam S B, Simpson E L, A guide to research for educators and tramers of adults, Melb (Fl), 1984, Twentieth Century Ihm kers m adult education, ed P Jarvis, L, 1987, Materials and methods m contmumg education, ed G Klevms, Los Ang, 1987, Learnmg strate gies for post-literacy and continumg education a cross-national perspective, Hamb, Theory and practice m the study of adult education, the epistemological debate, ed by B P Bnght, L — № Y, 1989, Charles A N, S i d d i q u i D A, Comparative adult education state of the art with annotated resource guide, Vancouver, 1989, H o u l e С O, The literature of adult education, S F, 1992 M В Кларин.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
526.21 кб

О непрерывном образовании

Мезенцева Л.В., Зиязова Р.Н.
В данной статье рассматриваются некоторые вопросы непрерывного образования, такие как этапы, цели, структура.
Читать PDF
386.50 кб

Непрерывное образование готов

Карнакова Вероника Андреевна
В данной статье рассматривается самообразование и самовоспитание представителей молодежной готической субкультуры, т.е. готов, через непрерывное образование.
Читать PDF
396.22 кб

Непрерывное образование в России

Шленов Ю. , Мосичева И. , Шестак В.
Читать PDF
1.06 мб

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

Римашевская Наталья Михайловна, Доброхлеб Валентина Григорьевна, Медведева Елена Ильинична
Современные геополитические вызовы обостряют проблемы перехода России к экономике, основной на знаниях. В структуре непрерывного образования ведущее место отводится сфере дополнительного профессионального образования.
Читать PDF
424.53 кб

Технологии непрерывного образования

Браун Вадим Олегович, Ленков Сергей Васильевич
Читать PDF
243.76 кб

Непрерывное экологическое образование

Попов В. , Томаков В.
Читать PDF
287.42 кб

Непрерывное образование в Узбекистане

Цой Маргарита Никитична
Читать PDF
103.19 кб

Непрерывное образование. Второе высшее

Чернилевский Д. , Моисеев В.
Читать PDF
625.56 кб

Две структуры непрерывного образования

Колеченко Александр Кузьмич
Читать PDF
272.56 кб

Обществу знаний непрерывное образование

Орланова Анна Ивановна
В статье исследуется концепция и мировая практика непрерывного образования. Демонстрируется неизбежность перехода к системе непрерывного образования в современных условиях формирования общества, основанного на знаниях.
Читать PDF
196.79 кб

Непрерывное образование: формы и методы

Спиров Красимир Михайлов
Читать PDF
210.65 кб

Образ непрерывного образования будущего

Грешилова Ирина Александровна
Читать PDF
197.91 кб

Непрерывное профессиональное образование

Синицкая Н.
Читать PDF
845.16 кб

Непрерывное профессиональное образование

Севостьянов Владимир Семенович
В статье рассматривается развитие в БГТУ им. В.Г. Шухова системы непрерывного образования, которая реализуется по многим направлениям и в различных формах.
Читать PDF
114.39 кб

Цели и ценности непрерывного образования

Соловьева Мария Федоровна

Похожие термины:

  • Непрерывность образования

    принцип, гарантирующий преемственность различных ступеней образования и возможности последовательного восхождения по его ступеням, продолжения и смены образования, переключения из одной сферы
  • Сфера непрерывного образования

    совокупность нормативных актов, образовательных программ, образовательных организаций, ресурсных и сертификационных центров, других субъектов и объектов, имеющих непосредственное отношение к н
  • СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    единая образовательная система, трактующая образование как пожизненный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного
  • ПРИНЦИПЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    система базовых идей, которые необходимо реализовать в процессе конструирования системы образовательных учреждений, сопровождающих человека в различные периоды его жизни. К числу таковых относ
  • Сущность непрерывного образования

    состоит в ключевых обязательных основаниях и подходах, лежащих в основе организации непрерывного образования: 1) первый, традиционный подход, когда в НО видят профессиональное образование взросл
  • КОНЦЕПЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    современная альтернативная система взглядов на развитие образовательной практики; провозглашает учебную деятельность человека как неотъемлемую и естественную составную часть его образа жизни
  • ЕДИНАЯ СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    распространение принципа единства школы на всю вертикаль образовательных учреждений; имеется в виду создание непрерывной образовательной лестницы, растянутой на весь жизненный путь человека и
  • НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    Системообразующим фактором непрерывного профессионального образования выступает, очевидно, его целостность, т. е. не механическое приращение элементов, а глубокая интеграция всех подсистем и пр
  • Сетевая программа непрерывного образования

    образовательная программа формального дополнительного образования, неформального дополнительного образования, а также спонтанного обучения, обеспечивающая оперативное обновление работником
  • Пропедевтическая функция непрерывного образования

    важнейший момент в его направленности на развитие творческого потенциала учащегося. Она выражается в: * стимулировании осознания уровня творческого потенциала, процесса его развития и самореали
  • НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПЕРМАНЕНТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    образование, сопровождающее человека на всем протяжении его жизни. Непрерывность образования понимается как его непрекращающееся развитие, расчлененное на ряд последовательно связанных этапов,
  • ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    предполагает постоянное удовлетворение образовательных запросов человека, создание условий проектирования и реализации индивидуальной программы, позволяющей выбрать и овладеть разнообразным