НЕОРИТОРИКА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

НЕОРИТОРИКА
1. Синоним термина лингвистическая прагматика, возникший в связи с тем, что основные идеи и понятия лингвопрагматики восходят к классической риторике. В классической семиологии (Ч. Пирс, Ч. Моррис) понятия «прагматика» и «риторика» синонимичны. Риторическое происхождение имеют и теория речевых актов Оксфордской лингвистической школы (Дж. Остин, Дж. Серл), и теория речевого имплицирования X. Грай-са, применяющая правила классической (аристотелевской) риторики к современным формам речевой коммуникации. 2. Совокупность некоторых направлений современной лингвистической прагматики, например теории аргументации бельгийских ученых (X. Перельман, Л. Ольбрех-Тытека, 50-е годы XX в.), в которой анализ дискурсивной техники основан на теории парафразы (источником которой является риторика Аристотеля), и других, объединенных общим предметом — анализом и оптимизацией идеоречевого цикла, т. е. последовательности этапов трансформации идеи в слово. Основными этапами идеоречевого цикла являются: 1) идеологический анализ темы (референта) с последующим ее подразделением (инвенция); 2) линейная экспозиция референта (диспозиция); 3) вербализация референта, или собственно текстообразование (элокуция). Применение классической риторики как интегральной программы «трансформации» идеи в слово (Н.А. Безменова) к современной речевой коммуникации и определяет методологию Н. Лит.: Неориторика: генезис, проблемы, перспективы.— М., 1987; Языковая деятельность в аспекте лингвистической прагматики. — М., 1984. А.К. Михальская 119

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

НЕОРИТОРИКА
или НОВАЯ РИТОРИКА, — современное междисциплинарное направление, которое изучает правила эффективного и убеждающего речевого общения, законы построения воздействующего текста и особенности его интерпретации; риторика нового времени, началом формирования которой считают вторую половину ХХ-го века, когда перед наукой и обществом остро встала проблема манипулирования сознанием в средствах массовой информации.
Наиболее общие теоретические принципы Н. сформулированы Р. Бартом, который сосредоточил своё внимание на проблемах структурно-риторического строения произведений. Большой вклад в развитие Н. внесли бельгийские учёные X. Перельман, Л. Ольбрехт- Тытека, которые разрабатывали теорию аргументации.
Н. развивается не только на основе использования методов и подходов классической (античной) риторики, в которой разработаны механизмы речемыслительного процесса в создании текста, но и на основе достижений таких современных дисциплин, как социолингвистика, психолингвистика, когнитивная лингвистика, теория коммуникации, функциональная стилистика и др. На этом основании в некоторых справочных изданиях указывается, что термин «Н.» синонимичен термину «прагматика» [Матвеева 2003: 171; Михальская 1998: 119].
В отличие от традиционной риторики Н. сместила акцент в теории аргументации: отдаёт предпочтение не изучению рационально-логического устройства убеждения, а перешла на исследование роли языковых средств в аргументации. Ранее в центре внимания риторики преобладали вопросы, касающиеся изобретения речи (инвенция), в Н. ведущее значение заняла проблематика восприятия (декодирования) текста. В контексте Н. прежде всего вызывают интерес не внешние условия создания литературного текста, а языковая организация самого текста (см. [Иванов 2003: 356-359]).
Активно расширился спектр проблематики Н., имеющей в качестве своего основного предмета описание принципов построения любых словесных произведений (Ж. Деррида, Ж. Женетт, П. Сопер, Ц. Тодоров, С. С. Аверинцев, Н. А. Безменова, В.А. Радченко и др.).
Н. ставит проблему речевого существования человека и народа; изучает эффективность речи в контексте подготовки современного речедеятеля; даёт рекомендации пользования словарём речедеятелям, принадлежащим к разным профессиям. Задача Н. мыслится как управление общественным сознанием, формирование морали, нравственности и этики, формирование стиля, исследование психологии речетворчества [Рождественский 1997: 95].
Н. использует опыт, накопленный радио, телевидением, прессой, рекламой; а также изучает механизмы овладения языком и речью детьми и взрослыми; приёмы построения диалога и полилога, варианты обратной связи в общении. Неориторы проявляют интерес к функционально-смысловым типам речи, особенностям их построения, их стилистике.
В настоящее время с позиций Н. изучается «языковой вкус эпохи», новые тенденции развития языка с учётом его массового употребления; проблемы культуры речи, в т.ч. формирование новых этикетных речевых стандартов, вербальных и невербальных.
Т.о., Н. особое внимание уделяет 1) теории и практике межличностного общения, опирающимся на идеи сотрудничества и принципы вежливости и 2) риторике текста, что свидетельствует о практической направленности исследований в области Н., позволяющих оптимизировать профессиональное и межличностное общение в их устной и письменной формах. Развитие Н. способствует риторизации учебного процесса во всех сферах образовательного пространства.
Лит.: Аверинцев С.С. Риторический принцип как фактор непрерывности на переходе от Античности к Средневековью и от Средневековья к Возрождению // Западноевропейская средневековая словесность. М., 1985; Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. М., 1991; Иванов Л.Ю. Новая риторика // КРРЭСС. М., 2003; Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. М., 2003; Неориторика: генеис, проблемы, перспективы. М., 1987; Педагогическое речеведение: словарь-справочник. М., 1998; Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1997.
М.В. Веккессер

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.