НЕОГУМАНИЗМ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Неогуманизм
педагогическое течение, выдвинувшее в качестве основной цели воспитания современного человека античный идеал личности. Идеи неогуманизма зародились в Германии в середине 18 века. Термин «Неогуманизм» введён в научный оборот немецким историком педагогики Ф. Паульсеном. Центральное место в образовании неогуманисты отводили изучению древних языков, овладению культурным наследием Древней Греции и Древнего Рима. В неогуманистических гимназиях наряду с математикой и родным языком значительное внимание уделялось изучению произведений античных авторов. Неогуманисты считали, что гимназии должны заложить основу для продолжения обучения учащихся в университетах. Под влиянием неогуманистов классическое образование стало основным видом среднего образования. В начале 19 века В. Гумбольдт и Ф.А. Вольф возродили идеи всестороннего воспитания личности и предложили реформировать систему гимназического образования за счёт расширения учебных курсов истории и естествознания на основе достижений современной науки. Они выступали за преемственность среднего и высшего образования.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

НЕОГУМАНИЗМ
педагогическое течение, выдвинувшее в качестве осн. цели воспитания современного человека античный идеал личности (см.Античность). Идеи Н. зародились в Германии в середине 18 в. Термин "Н." введен в научный оборот немецким историком педагогики Ф. Паульсеном в 80-х гг. 19 в. Первые представители Н. - И.М. Геснер, И.А. Эрнести, К.Г. Хейне. Центральное место в образовании неогуманисты отводили изучению древних языков, овладению культурным наследием Древней Греции и Древнего Рима. В неогуманистических гимназиях наряду с математикой и родным языком значительное внимание уделялось изучению произведений античных авторов. Неогуманисты считали, что гимназии должны заложить основу для продолжения обучения учащихся в университетах. Под влиянием неогуманистов классическое образование стало основным видом среднего образования. В начале 19 в. В. Гумбольдт и Ф.А. Вольф возродили идеи всестороннего воспитания личности и предложили реформировать систему гимназического образования за счет расширения учебных курсов истории и естествознания на основе достижений современной науки. Они выступали за преемственность среднего и высшего образования (Гумбольдт был инициатором реформирования Берлинского университета). Осуществленная на принципах Н. реформа образования в Пруссии способствовала внедрению в народную школу системы обучения И.Г. Песталоцци и повышению качества начального образования. Неогуманисты считали необходимым готовить учителей для средней школы в университетах. В России в конце 18 в. интерес к идеям немецких неогуманистов проявили члены кружка Н.И. Новикова (в кружок входил также Н.М. Карамзин). В 19 в. к античному наследию обратился кружок А.Н. Оленина (директор С.-Петербургской публичной библиотеки). Участниками кружка являлись также Н.И. Гнедич (автор первого полного перевода на русский язык "Илиады Гомера"), попечитель С.-Петербургского учебного округа С.С. Уваров (инициатор реформирования гимназии на принципах классического образования) и др. В 70-х гг. в русском обществе преобладало негативное отношение к классическому образованию. Но в 1890-1900-х гг. идеи Н. вновь были востребованы в связи с концепцией грядущего славянского Возрождения. Один из сторонников этой концепции профессор Московского университета Ф.Ф. Зелинский отводил важнейшую роль в развитии общества средней и высшей школе. Согласно его точке зрения, школа должна быть ориентирована на творческое восприятие античной традиции не как "нормы", но как "семени". В Рос. Федерации с конца 80-х гг. в ряде гимназий учебный процесс организуется на идеях Н. См. также Античность

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

НЕОГУМАНИЗМ
пед. течение, зародившееся в Германии в сер. 18 в. и выдвинувшее в качестве воспитат. идеала антич. образ совершенного человека (см. в ст. Античность). Термин «Н». введен нем. историком педагогики Ф. Паульсеном в 80-х гг. 19 в. Первые представители этого течения — И. М. Геснер (1691—1761), И. А. Эрнести (1707—81), К. Г. Хейне (1729—1812) и др., отводя в гимназич. преподавании осн. место изучению древних языков, стремились к тому, чтобы учащиеся усваивали в совершенстве не только языки, но и образ мыслей человека антич. культуры. Неогуманисты расширяли содержание традиц. ср. образования. В уч. планы неогуманистич. гимназий включалась (наряду с древними языками) математика; Значит. место уделялось родному языку. Изменились цели изучения древних языков: осн. внимание отводилось чтению текстов антич. авторов, грамматика стала рассматриваться как средство, способствующее лучшему пониманию текстов. Овладение культурным наследием Др. Греции и Др. Рима должно было, по мнению неогуманистов, способствовать развитию у гимназистов самостоят. мышления, формированию их мировоззрения и эстетич. вкусов.
Осн. задачу гимназии неогуманисты видели в подготовке учащихся к продолжению образования в ун-тах. Под влиянием неогуманистов классич. образование стало осн. видом ср. образования.
Представители позднего этапа Н. — В. Гумбольдт, Ф. А. Вольф сосредоточили внимание на проблеме раскрытия способностей человека, предприняв попытку возрождения идеи всестороннего развития личности. Они выступили за реформу уч. планов гимназий за счет расширения курсов истории и естествознания, чем способствовали перестройке содержания образования в ср. школах на основе совр. науч. данных. Неогуманисты поставили проблему преемственности ср. и высш. образования. Гумбольдт был инициатором реформы Берлинского ун-та, к-рый стал образцом высш. уч. заведения, осуществившего единство преподавательской и Н.-и. работы. Благодаря неогуманистич. реформе в Пруссии в нар. школах закрепилась система обучения И. Г. Песталоцци. Это способствовало повышению качества обучения в нач. школе. Неогуманисты были сторонниками фундаментальной (университетской) подготовки учителей ср. школы гл. обр. за счет расширения общекультурных курсов. С кон. 80-х гг. нек-рые идеи Н. спонтанно возрождаются в концепциях гуманитаризации образования.
Лит.: Dokumente des Neohumanismus, В., 1931; Ballauff Th., Schaller K., Padagogik. Eine Geschichte der Bildung und Erziehung, Bd 2, Freiburg-Munch., 1970.
А. И. Пискунов.
В России восприятие Н. началось в связи с лит. рецепцией в 80—90-х гг. 18 в. нем. предромантизма. Интерес к духовной жизни Германии эпохи просвещенного абсолютизма преобладал в кружке Н. И. Новикова, к к-рому в 1784—89 принадлежал H. M. Карамзин. Для Карамзина идеи Н. связаны с И. В. Гете и в особенности с И. Г. Гердером, с к-рым Карамзин, интересуясь его историко-филос. и эстетич. взглядами, встречался во время своего заграничного путешествия. В «Письмах рус. путешественника» (1791—92) Карамзин представил образец поэзии Гете 1780-х гг., проникнутой эллинистич. духом. При этом он отмечал, что Гердер, Гете и «подобные им, присвоившие себе дух древних греков», способствовали обогащению нем. языка, формированию этич. и эстетич. принципов, оказавших влияние на лит-ру и др. сферы культуры. Эти идеи в России были особенно актуальны в перспективе создания единого лит. языка, отвечающего потребностям образованной части общества и организованного по типу новых зап.-европ. языков. Обращение рус. авторов к классич. лит-ре в этот период имело определенный гражд. и нравств.-этич. смысл: антич. героизм представал как символич. воплощение идеалов Франц. революции кон. 18 в.
В контексте развернувшейся в 10-х гг. 19 в. полемики о путях языкового и культурного развития рус. культура как преемница греч. образованности противопоставлялась зап.-европ. просвещению, утвердившемуся на традициях лат. учености. Отношение к антич. наследию как источнику обогащения родного языка и становления новой нац. культуры явилось идейной основой кружка А. Н. Оленина, гос. деятеля, директора Петерб. публичной б-ки. Участниками этого кружка были Н. И. Гнедич, к-рому принадлежит первый полный рус. перевод «Илиады» Гомера, а также С. С. Уваров, попечитель петерб. уч. округа, реформировавший рос. гимназию на принципах классического образования. Влияние идей Н. испытали видные публицисты 60-х гг. 19 в. М. Н. Катков и К. Н. Леон-тьев, отстаивавшие классич. направление в обществ. полемике по вопросам гимназич. образования. После шк. реформы 1871 в связи с негативным отношением в рус. обществе к классич. школе Н. постепенно утрачивал свое значение в сфере образования.
Идеи Н. вновь приобрели актуальность в 1890—1900-х гг. в контексте культуры т. н. серебряного века, обратившейся к антич. философии, классич. темам, сюжетам и худож. формам. Распространению идей Н. способствовала оказавшая влияние на культурную жизнь того времени концепция грядущего слав. Возрождения, обогащенного европ. опытом и несущего свое особое содержание. Один из популяризаторов этой концепции, филолог-классик, проф. Моск. ун-та Ф. Ф. Зелинский считал, что ср. и высш. школа призвана подготовить такое будущее. Проникнутая бодрым настроением «трудорадостности» и уважительной требовательности к учащемуся, школа, по его мысли, должна быть ориентирована на творческое восприятие антич. традиции не как «нормы», но как «семени». Многие ученые, педагоги, публицисты, в т. ч. Я. К. Грот, П. И. Капнист, указывали на необходимость сохранения классич. основы общего образования, однако в гимназич. практике возобладали противоположные тенденции.
Лит.: Капнист. П. А., Классицизм как необходимая основа гимназич. образования, в. 1—2, М., 1891—1900; Грот Я. К., По поводу шк. реформы. О необходимых элементах общего образования и воспитания, СПБ, 1901; Зелинский Ф. Ф., Древний мир и мы, СПБ, 1903; Жирмунский В. М., Гете в рус. лит-ре, Избр. труды, Л., 1981;
Лотман Ю. М., Успенский Б. А., «Письма рус. путешественника» Карамзина и их место в развитии рус. культуры, в кн.:
Карамзин H. M., Письма рус. путешественника, Л., 1984. А. О. Толстихина.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
165.74 кб

Неогуманизм и педагогическая практика Германии и России в XIX веке

О. Л. Турун
В статье показано становление гимназий в Германии как учебных заведений нового типа под влиянием идей педагогики неогуманизма. Показаныы основные этапыы реформирования гимназического образования в XIX веке.
Читать PDF
375.38 кб

Социализирующий потенциал детской игры в неогуманистической педагогике В. А. Сухомлинского

Репринцева Елена Алексеевна
Автор анализирует педагогическую концепцию В.А. Сухомлинского с точки зрения систематизации его взглядов на социализирующие возможности игровой деятельности детей.
Читать PDF
294.20 кб

Неогуманитарная функция образования: область определения и множества значений

Очиров Михаил Надмитович, Цыбикова Лидия Ханхаевна
В статье дано описание типа обучения, направленного на формирование личности, способной к взаимодействию с миром природы по нормам иправилам человеческой этики.