НЕНАСИЛИЕ

Найдено 1 определение
НЕНАСИЛИЕ
этический принцип, согласно которому границы морали совпадают с отрицанием насилия. Термин "Н." является калькой с санскритского термина "ахимса" (невреждение). В отечественной общественно-политической лексике он закрепился с конца 80-х гг. 20 в. Идея Н. связана с формированием человекоцентрированного взгляда на мир; она является нормативной конкретизацией золотого правила нравственности; занимает центральное место в религиозно-философских учениях джайнизма и буддизма. В европейскую культуру идея Н. привнесена Нагорной проповедью, смысловым центром которой является непротивление злу. Однако господствующим в последующие эпохи оставался взгляд, оправдывающий насилие как орудие справедливости: справедливые войны (Августин), право народа на восстание (Фома Аквинский), смертная казнь (И. Кант) и др. Коренное изменение во взгляде на Н. связано прежде всего с именами Л.Н. Толстого, М. Ганди, М.Л. Кинга. Современный анализ теории и практики Н. требует разграничивать Н. как общий этический принцип и как особую программу практической деятельности. В первом случае Н. выступает в качестве безусловного запрета, негативно очерчивающего пространство морали. Во втором - является сознательно культивируемой и достаточно конкретной программой, направленной на разрешение тех конфликтов, которые обычно принято решать с помощью различных форм нравственно санкционированного насилия. Речь идет о конфликтах, при которых стороны кардинально расходятся в понимании добра и зла и каждая из них имеет одинаковые основания выступать от имени добра, намечая тем самым насильственный способ разрешения конфликта, который воспринимается другой стороной в качестве совершенно неприемлемого.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
275.67 кб

Ненасилие как социальная и психологопедагогическая проблема

Климова Наталья Игоревна
В статье поднимается проблема ненасилия в современном обществе и образовании.
Читать PDF
150.04 кб

Педагогика ненасилия в отечественном образовательном опыте 70-80-х годов XX века

Ермолаева Н. Ю.
В статье рассматривается проблема развития и внедрения в образовательную практику идей педагогики ненасилия, которые получили наиболее полное воплощение в деятельности отечественных педагогов-новаторов.
Читать PDF
513.56 кб

Педагогические основы толерантности, ненасилия и патриотизма……………………………………………………………………………. .

Пряхина Анна Валентиновна
Читать PDF
194.05 кб

Педагогика ненасилия как теоретическая основа сопровождения семей с различным укладом жизни

Чёрствая Ольга Евгеньнвна
В статье раскрыто определение семейного уклада. Особое внимание уделено термину «педагогика ненасилия». Автор проводит анализ традиции ненасилия в истории русской педагогической мысли конца ХІХ-начала ХХ в.
Читать PDF
327.57 кб

К проблеме принуждения и ненасилия в образовательном процессе

Алёнин Владимир Викторович, Базарова Ольга Леонидовна
Читать PDF
130.86 кб

Ценности ненасилия в системе общечеловеческих ценностей студентов педагогического вуза

Магомедова М. К.
Знакомя студентов с содержанием спецкурсов «Технологии духовно-нравственного воспитания детей на основе интеграции общечеловеческих ценностей в образовании», «Ненасильственные технологии в образовательном процессе», мы тем самым п
Читать PDF
432.58 кб

Позиция ненасилия младших школьников и пути ее формирования

Раянова Юлия Юрьевна, Шилкова Елена Анатольевна
Представлены анализ понятия «ненасилие» в психолого-педагогической литературе, основные подходы к формированию позиции ненасилия.
Читать PDF
277.82 кб

Воспитание культуры ненасилия в образовательном процессе как обеспечение духовной безопасности росси

Кузина Светлана Ивановна, Романова Виктория Адамовна
Статья посвящена вопросам воспитания культуры мира и ненасилия у молодых россиян, методологии педагогики ненасилия, значения идей и культуры ненасилия в процессах обеспечения духовной безопасности российского общества.
Читать PDF
323.92 кб

Школа - пространство мира. Образование в культуре мира и ненасилия

Диас Андрес Сориано, Карпава Алена
Внедрение в образовательную систему Андалузии (Испания) нового поколения школ, включенных в программу образование в культуре мира и ненасилия, стало одним из действующих способов предупреждения школьного насилия.
Читать PDF
338.13 кб

Педагогические условия формирования ценностей ненасилия у студентов в образовательно-воспитательном

Кынева Л.С.
Раскрыта сущность педагогических условий формирования ценностей ненасилия у студентов: применение управляемой рефлексии при организации работы со студентами; организация методических лекториев и тренингов с кураторами; развитие со
Читать PDF
587.06 кб

Мульттерапия как артпедагогическое средство воспитания ненасилия у детей

Магомедова Марьям Курбановна
Цель осветить в данной статье вопросы, касающиеся возможностей мульттерапии как артпедагогического средства воспитания ненасилия у детей.
Читать PDF
223.23 кб

Педагогический менеджмент на основе принципа ненасилия

Ситаров Вячеслав Алексеевич
Статья посвящена теоретическому анализу педагогического менеджмента на основе принципа ненасилия.
Читать PDF
803.84 кб

Формирование идей ненасилия в истории зарубежной образовательной мысли

Баранов Алексей Юрьевич
В статье описано формирование идей ненасилия в истории зарубежной образовательной мысли. Анализируются точки зрения различных авторов.

Похожие термины:

  • Ненасилие в педагогике

    одно из важнейших правил реализации принципа природосообразности воспитания и обучения. Суть его заключается в следовании психике ребенка, его природе, в неприменении принуждения, давления, в со
  • Педагогика ненасилия

    педагогика, утверждающая исключение насилия из арсенала педагогических средств и подходов, принуждения как способа решения проблем и конфликтов. Основывается на идеях гуманизма, свободного выбо