НЕМЕНСКИЙ Борис Михайлович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

НЕМЕНСКИЙ Борис Михайлович (р. 1922)
художник, профессор (1990), действительный член РАО (1992; Отделение образования и культуры), профессор Института кинематографии им. С.А. Герасимова, директор Центра непрерывного художественного образования Московского комитета образования. См. также Российская академия образования (РАО)

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

НЕМЕНСКИЙ Борис Михайлович
р 24 12 1922, Москва), живописец и педагог, обществ.деятель, акад РАО (1992, ч -к АПН СССР с 1991) Окончил Моск. худож. ин-т (1951) Работал в Студии воен художников им M Б Грекова (1942—62) Преподавал в Моск. гор пед.ин-те им В Г Потемкина (1957—60), МГПИ (1960—62), ВГИКе (с 1962, проф. с 1990) Секр Союза художников СССР (1963—88), пред. комиссии по эстетич. воспитанию союза. Автор мн. живописных полотен на темы Вел. Отеч. войны («Земля опаленная», 1957, Третьяковская галерея, «Безымянная высота», 1961—62, и др), пейзажей («Дыхание весны», 1955, Русский музей, и др), серий портретов («Поколения» 1977- 78, и др) Инициатор создания (1991) Моск. центра худож. культуры и образования.
Опыт преподават деятельности привел H к необходимости разработки целостной программы худож. воспитания, детализованной для разл. ступеней образования. В кон. 70-х гг. H предложил один из ее вариантов, поддержанный Союзом художников. Цель такой программы — формирование многогранных духовных интересов личности средствами иск-ва, прежде всего изобразительного. Важная особенность программы — ориентация на эмоционально-воспитат. потенциал худож. образов, на гуманитаризацию образования. Приобщение к ценностям иск-ва, по H., происходит и при решении уч. задач из курсов естеств. и точных наук, в к-рых педагог может выявить и показать учащимся красоту мысли, гармонию познават. и этич. ценностей Формирование худож. культуры учащихся связывалось с освоением не только знаний по иск-ву, но и с овладением «худож. грамотностью», предполагавшей практич.худож. умения и навыки, а также с изучением истории иск— в Академич. основа разл. худож. стилей трактовалась как важный элемент базовых знаний по иск-ву.
Общеобразоват. школе отводилась осн. роль в подготовке учащихся как зрителей, слушателей произведений иск-ва Худож. знания в этом случае — не цель обучения, а средство приобщения учащихся к иск-ву, инструмент формирования их мировоззрения. Школа призвана научить учащихся самостоятельно пользоваться приобретенными худож. знаниями и навыками, в т.ч. для дальнейшего саморазвития. Новый вариант программы, получивший назв. «Изобразит.иск-во и худож. труд», создан под руководством H в 80-х гг. Он принят во мн школах Рос. Федерации Творческие и эмоционально-ценностные аспекты шк подготовки по иск-ву осмыслены в нем как один из важнейших элементов перестройки образования в условиях демократизации общества.
Автор книг о худож. творчестве, в т.ч. для педагогов и для учащихся «Солдат и подснежник» (1971), «Распахни окно» (1974) и др.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия