НЕГАТИВИЗМ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Негативизм
лишенное разумных оснований сопротивление военнослужащего оказываемым на него воздействиям.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

НЕГАТИВИЗМ
немотивированное поведение, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других индивидов или социальных групп [80, c. 342].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Негативизм
(от лат. negatio – отрицание) – немотивированное поведение субъекта, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованиям других индивидов или социальных групп.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Негативизм
любое необоснованное, немотивированное сопротивление воздействию других людей; наблюдается как при патологическом нарушении характера и поведения, так и у нормальных детей при неправильном воспитании.

Источник: Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе.

НЕГАТИВИЗМ
ситуативная реакция, установка субъекта на несогласие, отрицание определенных форм общения, немотивированное поведение детей и подростков (чаще всего в периоды возрастных кризисов) или взрослого, отчуждение от нужд и интересов других людей, проявляющееся в поведении и действиях, противоположных требованиям и ожиданиям других индивидов или конкретных социальных групп.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

НЕГАТИВИЗМ
от лат. negatio — отрицание) — внешне не мотивированное поведение человека, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям окружающих людей. Как правило, формирование Н. связано с особенностями воспитания и чаще всего возникает у детей в периоды возрастных кризисов в ответ на игнорирование их потребностей.Существуют две формы Н.: пассивный, к-рый выражается в отказе выполнить предъявляемые требования, и активный, при к-ром производятся действия, противоположные требованиям. Н. может стать устойчивой чертой характера. Н. может выступать непосредственной причиной конфликтов учащихся с учителями, окружающими.

Источник: Педагогический словарь

Негативизм
лат. – отрицающий) – отрицательное духовно-нравственное качество личности, склонной к пессимизму, непризнанию достоинств жизни и людей, к разочарованию, к отрицанию очевидного и явного. Негативизм проявляется в частой печали, недоверчивости, нетерпимости, частых жалобах и обидах, упрямстве, подозрительности. Негативизм, как качество личности, ведет человека к сопротивлению любым, в том числе и добрым, доброжелательным и искренним влияниям, уводит его в оппозицию, самозащиту. Люди с таким качеством нередко бывают тщеславны, высокомерны. Такие люди плохо встраиваются в коллектив, в систему управления. Они нередко одиноки, мрачны, неприветливы и бывают прямолинейно грубы. В детстве негативизм проявляется как упрямство, неразумное, немотивированное сопротивление родителям, воспитателям и учителям.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

НЕГАТИВИЗМ
(лат. negatio – отрицание) — лишенное разумных оснований сопротивление субъекта оказываемым на него воздействиям. Понятие Н. первоначально употреблялось лишь в отношении патологических явлений, возникающих при некоторых формах психических заболеваний. У психически больных Н. может проявляться не только по отношению воздействий др. людей, но и в связи с действием внутренних импульсов (задержками речи, движений, некоторых физиологических отправлений).
В настоящее время это понятие приобрело более широкое значение: оно употребляется в педагогике и психологии для обозначения любого, кажущегося немотивированным сопротивления чужому влиянию. Н. возникает как защитная реакция на воздействия, которые вступают в противоречия с потребностями субъекта. В этих случаях отказ от выполнения требования – способ выхода из конфликта и освобождением от его травмирующего влияния. Чаще всего Н. встречается у детей по отношению к требованиям взрослых, предъявляемым без учета потребностей детей. Н. усиливается при состояниях утомления или перевозбуждения нервной системы.
Формой Н. является упрямство, за которым стоит мотив самоутверждения. Н. и упрямство объединяет то, что они возникают на основе субъективных состояний человека, при игнорировании им объективно существующих целей.

Источник: Словарь-справочник по специальному образованию

НЕГАТИВИЗМ
лишенное разумных оснований сопротивление ребенка оказываемым на него воздействиям; форма протеста ребенка против реально существующего или воспринимаемого как таковое неблагоприятного отношения к нему взрослых и сверстников. Может проявляться в различной форме: в капризах, грубости, либо в замкнутости, отчужденности. Пассивный Н. выражается в отказе выполнять предъявляемые требования; при активном Н. дети производят действия, противоположные требуемым. Чаще всего Н. встречается по отношению к требованиям, предъявляемым взрослыми без учета потребностей ребенка. Он усиливается при состояниях утомления или перевозбуждения нервной системы. Психологической основой негативных реакций во всех случаях является неудовлетворение ребенком к.-л. из существенных для него потребностей социального характера: в общении, эмоциональном контакте, одобрении, уважении и т.п. Как реакция на неуспех (в достижении желаемого) негативная реакция является компенсаторной, защитной. Она помогает ребенку преодолевать трудную для него жизненную ситуацию. Слабой формой Н. является упрямство. Однако в отличие от подлинного Н., оно часто возникает из стремления к самоутверждению. Его не следует отождествлять с настойчивостью - стремлением добиться поставленной цели даже вопреки препятствиям. Н. может быть эпизодическим, но при длительном эмоциональном неблагополучии ребенка он может закрепиться и стать устойчивой чертой характера. Своевременная диагностика эмоциональных отклонений, переживаний ребенка, а также активное включение его в жизнь детского коллектива может устранить или значительно смягчить Н. Важную роль играет индивидуальный подход в воспитании с учетом особенностей мотивационной и эмоционально-волевой сферы конкретного ребенка. См. также Запущенность педагогическая,Кризисы возрастные, Самостоятельность, Упрямство

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Похожие термины:

  • НЕГАТИВИЗМ ДЕТСКИЙ

    (от лат. negativus – отрицательный) – необоснованное сопротивление воздействиям других людей. Различаются пассивный и активный негативизм.
  • НЕГАТИВИЗМ ПАССИВНЫЙ

    негативизм в форме сопротивления любому пассивному изменению положения тела или конечностей, что сопровождается резким повышением мышечного тонуса.