НЕБОЛСИН АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

НЕБОЛСИН АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ

деятель технического и профессионального образования. С 1872 участвовал в работе Постоянной комиссии по техническому образованию при Русском техническом обществе (РТО; в 1887-1917 председатель). Член Ученого совета МНП по техническому и профессиональному образованию. Организатор и редактор журнала "Техническое образование" (с 1908 - "Техническое и коммерческое образование"), ставшего первым педагогическим органом по профессиональному образованию. Инициатор проведения Всероссийских съездов по техническому и профессиональному образованию (1889-90; 1895-96; 1903-04). Под руководством Н. при РТО в С.-Петербурге было создано 50 различных технических школ, профессионально- подготовительных курсов для детей рабочих и др. В основу деятельности РТО легла идея Н. о взаимосвязи общего и профессионального образования. Общее образование рассматривалось им как необходимый базис специальной подготовки. Профессиональная школа наряду со специальными знаниями и умениями должна давать, по убеждению Н., общеобразовательную подготовку. Н. предложил систему общего и профессионального обучения рабочих (малолетних и взрослых); обширную программу просветительской деятельности среди рабочих. В целях активизации деятельности учащихся был создан при Комиссии Подвижной музей наглядных пособий и мастерская по их изготовлению (1894). В 1883 был опубликован "Историко-статистический очерк общего и специального образования в России", составленный под руководством Н. и давший богатый фактический материал об учебных заведениях России.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

НЕБОЛСИН Александр Григорьевич
30.4(12.5). 1842, Петербург, — 28.1(10.2).1917, там же], деятель проф. образования в России. По окончании Александровского лицея (1862) служил в Центр. статистич. к-те, затем в мин-вах: финансов, нар. просвещения, торговли и пром-сти. Преподавал в воскресных школах еще будучи лицеистом, организовал одну из первых нар. читален.
С 1872 чл. Пост, комиссии по техн. образованию при Русском техническом обществе, с 1874 товарищ председателя, а с 1887 ее бессменный председатель. Чл. Уч. совета Мин-ва нар. просвещения по техн. и проф. образованию. Организатор и редактор пед. журн. «Техн. образование» (1892—1916; с 1908 «Техн. и коммерч. образование»). Н. принадлежала инициатива созыва Всерос. съездов рус. деятелей по техн. и проф. образованию (1892/93, 1895/96, 1903/04), на к-рых он выступал с докладами принципиального значения, а также организации выставок уч. заведений и экспертизы их продукции. Благодаря деятельности Н. произошло Значит. расширение сети и типов уч. заведений РТО, увеличение контингента учащихся-рабочих и их детей, упрочение обществ.-гос. характера образоват. учреждений РТО (школ, курсов, музеев и др.), улучшение их финансирования. Эти меры по развитию рабочего образования Н. рассматривал как важный фактор подъема уровня рос. пром-сти, общей и проф. культуры фабричного и заводского населения.
Организаторская деятельность и идеи Н. способствовали формированию обществ.-пед. движения в области проф. образования, развитию демокр. концепции подготовки квалифициров. рабочих. Связь дет. труда и ученичества с общим и проф. обучением детей- и подростков-рабочих — одна из гл. идей Н. Он отстаивал совершенствование фабричного законодательства о труде и обучении детей-рабочих, повышение возраста начала проф. образования до 14—15 лет, введение налога на фабрикантов для шк. обучения малолетних рабочих, развитие вечерне-воскресного обучения. В соединении обучения детей-рабочих с их работой в мастерских, общего и проф. обучения взрослых рабочих с их трудом Н. видел средство преодоления пороков ученичества, приводивших к одностороннему развитию личности. Им предложен новый тип высш. нар. уч-ща для подготовки окончивших нач. нар. уч-ща к низшему проф. образованию, профори-ентационной теоретич. и практич. деятельности со сроком 2—3 года, а также 2-летних подготовит.-проф. школ для подростков 15—18 лет. В уч. заведениях РТО он рекомендовал шире преподавать «язык техники» (черчение и рисование), использовать образцы производств. продукции, модели, макеты машин и механизмов.
Н. поддерживал обществ.-пед. движение земств и гор. об— в по созданию проф. уч. заведений, подготовке выпускников нач. нар. уч-щ для обучения ремеслу, ставил вопросы упорядочения процедуры присуждения званий подмастерья и мастера, социальной защиты права на квалификацию для выпускников низших проф. уч-щ и др. Журн. «Техн. образование» освещал мировой опыт подготовки специалистов, объединял лучшие силы ученых, педагогов-инженеров, предпринимателей. Н. рассматривал проф. образование как дело не только гос-ва, но прежде всего рос. общества, одним из источников экон. силы России.
Соч.: О техн. образовании в Германии, [СПБ], 1872; Историко-статистич. очерк общего и спец. образования в России, СПБ, 1883 (ред.); Шк. обучение малолетних рабочих на фабриках и заводах, СПБ, 1891; E. H. Андреев и его труды по вопросам техн. образования, в сб.: Памяти E. H. Андреева, СПБ, 1892; Организация курсов для взрослых рабочих, СПБ; О необходимости распространения Закона о работе и обучении малолетних на ремесл. заведения, Н.-Новгород, 1896.
Лит.: Корольков H. M., Краткий обзор деятельности Пост, комиссии по техн. образованию, СПБ, 1912; Шабаева М., Поборник просвещения народа. К 120-летию со дня рождения А. Г. Неболсина, НО, 1962, № 5; Павлов Д., Организатор просвещения рабочих, ПТО, 1972, J 12; К у з м и и Н., Техн. образование: страницы былого, ПТО, 1982, № 10.
Е. Г. Осовский, О. Б. Кирьянова.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия