навыки

Найдено 30 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

НАВЫК
автоматизированное выполнение простейших действий.

Источник: Словарь педагогического обихода. Псков ПГПИ 2003

Навыки
умение, доведенное до автоматизации, высокой степени совершенства.

Источник: Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016

НАВЫК
действие, доведенное до автоматизма путем многократного повторения.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

Навык
полностью автоматизированное действие, протекающее быстро, без контроля со стороны сознания человека.

Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.

НАВЫК
способ выполнения действий и операций, ставший в результате многократных упражнений автоматизированным.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Навык
действие, сформированное путем повторения, харак-на высокой степенью освоения и отсут. поэлементной сознат. регуляции и контроля.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

Навык
сформированное, автоматически осуществляемое действие, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

навыки
это компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения;

Источник: Основные понятия педагогики высшей школы, глоссарий

Навык
автоматизированное действие, подконтрольное сознанию и выработанное путем упражнений. При длительном отсутствии упражнений навык постепенно утрачивается.

Источник: Основные термины, глоссарий образовательных технологий

Навык
действие, которое автоматизировалось в процессе своего формирования и психологически превратилось в набор операций, включенных в состав более сложного действия.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Навык
Действие, доведенное до автоматизма путем многократных повторений. Особенностью выполнения такого действия является то, что оно не требует постоянного внимания и контроля.

Источник: 100 терминов которые должен знать каждый онлайн-преподаватель. Профессиональный словарь по технологиям E-Learning.

НАВЫК
действие, доведенное до автоматизма; формируется путем упражнений, тренинга, многократного повторения [3, c. 56; 24, c. 90; 26, c. 181; 61, c. 76; 66, c. 205; 67, c. 227; 80, c. 319].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Навык
умение, доведенное до автоматизма; компонент практической деятельности, проявляющийся в автоматизированном выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного повторения.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

НАВЫК
сформированное, автоматически осуществляемое действие, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения. Формируется в процессе многократных повторений (упражнений).

Источник: Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи

НАВЫК
действие, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием сознательной поэлементной регуляции и контроля; умение, сформированное и/или проявляемое в процессе обучения и направленное на решение практических задач.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

НАВЫК
действие, доведенное до автоматизма; формируется путем многократного повторения. В процессе обучения необходимо вырабатывать навыки, особенно общеучебные, межпредметного значения: письменной и устной речи, решения задач, счета, измерений и т. п.

Источник: Педагогический словарь

НАВЫКИ
способность применять знания и использовать технологии с тем, чтобы выполнять задачи и решать проблемы. В Европейской структуре квалификаций навыки описываются как когнитивные навыки (логическое, интуитивное и креативное мышление) и практические навыки (ловкость и использование методов, материалов, орудий и инструментов). Литература: [67].

Источник: Краткий словарь системы понятий инклюзивного образования. Терминологический словарь. 2015

Навыки
приобретенные и закрепленные в опыте умственные действ ия, доведенные до автоматизма. Рассматриваются как способность субъекта успешно выполнять задание в неизмененных условиях. Служат составной частью умения. В основе формирования навыков и умений пребывают знания о способах умственных действий и упражнения по их закреплению [25; 78-79; 111]. А.С.

Источник: Методика преподавания литературы.

Навык
1) умение, созданное упражнениями, приобретенное привычкой и закрепленное в системе личностных качеств человека; 2) умение выполнять целенаправленные действия, доведенные до автоматизма в результате сознательного многократного повторения одних и тех же движений или решения типовых задач в учебной деятельности. Характеризуется высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

Навык
ст.слав. – учить) – это действие с высокой степенью освоенности; проявляется как готовность и способность совершать действие без строгого контроля со стороны мышления. Навык часто трактуют как автоматизированное действие, сформировавшееся в результате многократных упражнений, тренингов, частых повторов. Так различают трудовые навыки (планирования, организации рабочего места, контроля и др.), профессиональные (специальные для определенной профессиональной деятельности), учебной деятельности, культуры поведения и т.д.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Навык
автоматизированный способ выполнения действия, сформированный в процессе упражнения. Он же рассматривается как этап в развитии поведения животных. Различают сенсорные, умственные и двигательные Н. Классифицируются Н. и по другому принципу: а) простые - это несложные приемы и действия, совершаемые автоматически, без достаточного сосредоточения внимания; б) сложные -это усвоенные до автоматизма двигательные сенсорные и умственные сложные действия, выполняемые точно, легко и быстро при незначительном напряжении сознания.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

НАВЫК
сформировавшийся при многократных повторениях (упражнениях, тренировках) автоматизированный (т. е. осуществляемый без непосредственного участия сознания) компонент деятельности. Навык и умение соотносятся как часть и целое: навыки
- это специфические (автоматизированные) компоненты умения. Различают навыки сенсорные, двигательные и умственные. Любая деятельность человека всегда осуществляется сознательно. Но отдельные операции, входящие в ее состав, в результате многократных повторений в процессе упражнения, тренировки перестают нуждаться в сознательном контроле. Сознание в этом случае направлено лишь на общее руководство деятельностью. При возникновении каких-либо затруднений в осуществлении операций сознание снова начинает контролировать их. Навыки возникают и закрепляются в результате того, что успешные действия, операции, движения, оправдавшие себя способы саморегуляции постепенно отбираются и закрепляются. Литература: [38].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

НАВЫКИ
действия, умения, которые в результате длительного повторения становятся автоматическими, т. е. не нуждающимися в поэлементной сознательной регуляции и контроле. Но хотя умение исходно, все же каждое новое умение — всегда продукт осмысленного присоединения к известному ранее не известного, а навык—результат повторения одних и тех же действий. Навык консервативен, он сковывает творчество; он приобретается труднее, чем умение, но и освободиться от него при необходимости тоже труднее. Всю разнообразную деятельность человека невозможно построить на навыках, поэтому умения господствуют в деятельности человека, а навыки обычно составляют техническую основу — способность к безошибочному многократному выполнению учебных или трудовых действий. Различают навыки перцептивные, интеллектуальные, двигательные. Перцептивный навык—автоматизированное, чувственное отражение свойств и характеристик хорошо знакомого, неоднократно воспринимавшегося ранее предмета. Интеллектуальный навык — автоматизированный прием, способ решения встречавшейся ранее задачи. Двигательный навык —автоматизированное, неоднократно осуществлявшееся ранее воздействие на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

НАВЫК
skil). Действие, достигшее автоматизма в результате выполнения упражнений. Объектом психологических, педагогических, а также профессиональных тестов могут быть сенсорные (чувственные), умственные, двигательные н. В лингводидактическом тестировании проверяется сформированность речевых н., представляющих собой, с одной стороны, автоматизированное действие с фонетическим, лексическим и грамматическим материалом; с другой - - оперирование этим материалом (выбор, сличение, составление целого из частей, комбинирование, построение, вариации по аналогии) в процессе рецептивной и продуктивной речи. В языковых тестах объектом контроля могут быть отдельные качества навыков и уровень их сформированности у испытуемых: автоматизированность (определенная скорость протекания действия, низкий уровень напряженности, готовность к включению в речевую деятельность), устойчивость (прочность), гибкость (способность к использованию в новых тестовых ситуациях, функционирование на новом речевом материале), сознательность (самоконтроль в случае допущения ошибки или при возникновении затруднений). Большинство методистов рассматривают речевые н. (фонетические, лексические, грамматические) в качестве компонентов речевых умений, что находит отражение в материалах лингводидактических тестов.

Источник: Словарь терминов и понятий тестологии

НАВЫК
действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различают Н. перцептивные, интеллектуальные, двигательные. Перцептивный Н. - автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик хорошо знакомого, неоднократно воспринимавшегося ранее предмета. Интеллектуальный Н. - автоматизированный прием, способ решения встречавшейся ранее задачи. Двигательный Н. - автоматизированное воздействие на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшегося ранее. Двигательные Н. включают в себя перцептивные и интеллектуальные Н. и регулируются ими на основе автоматизированного отражения предмета, условий и порядка осуществления актов действия, направленного на преобразование реальных объектов. Различают также Н. исходно автоматизированные, формирующиеся без осознания их компонентов, и Н. вторично автоматизированные, которые формируются с предварительным осознанием компонентов действия и при необходимости легче становятся сознательно контролируемыми, быстрее совершенствуются и перестраиваются. Н. характеризуются и разной степенью обобщенности: чем шире класс объектов, по отношению к которым Н. может быть осуществлен, тем более он обобщен и лабилен.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

НАВЫК
составная часть деятельности, которая характеризуется высокой степенью освоения, когда отдельные действия становятся автоматическими, т. е. сознательный контроль настолько свернут, что возникает иллюзия его полного отсутствия; при этом действия выполняются с максимальной точностью, скоростью и целесообразностью, сформированными в результате многократного выполнения (повторений, упражнений) этих действий. Физиология навыка рассматривает его как результат образования в коре головного мозга динамического стереотипа, т. е. устойчивых связей различных центров, управляющих деятельностью человека. В процессе профессиональной (производственной) практики у обучающихся формируются навыки: сенсорные, связанные главным образом с остротой ощущений и точностью восприятия, двигательные (моторные) и ориентировочные, а также навыки планирования и контроля работы. Между умениями и навыками существует тесная взаимосвязь. Отдельные элементы умелой деятельности (приемы, способы, операции) в процессе ее выполнения (либо в ходе упражнений) автоматизируются, переходят в навыки. Степень такого автоматизма характеризует опытность, квалификацию, мастерство обучающегося, рабочего (специалиста). Автоматизм в значительной мере освобождает сознание от контроля над самим процессом осуществления элементов действия. Только в этом смысле выполнение действия становится автоматическим. Но в поле сознания всегда остаются цели, ради которых выполняется действие, и условия, в которых оно протекает, а также его результат. Поэтому умения и навыки как показатели степени овладения деятельностью рассматриваются как целое и часть.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

Навык
автоматизированным образом выполняемое действие; сформированное путем повторения и доведенное до автоматизма; характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. По своей психофизиологической сущности – это цепи условных рефлексов. По своему характеру навыки подразделяются на: -перцептивные (сенсорные, чувственные) – автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик хорошо знакомого, неоднократно воспринимавшегося ранее предмета (определение работы двигателя на слух, наблюдения за показаниями приборов); -умственные (мыслительные, интеллектуальные) – автоматизированные приемы, способы решения встречавшейся ранее задачи (уяснение задачи, оценка обстановки, производство расчетов в уме); -двигательные (моторные) – автоматизированное воздействие на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшиеся ранее движения (перебежки, переползания, действия с оружием, операторская деятельность). Двигательные навыки включают в себя перцептивные и интеллектуальные. По своей структуре навыки могут быть простыми и сложными. Простые – единичные движения, восприятия и мыслительные акты. Сложные – это система действий (например, прицеливание, считывание показаний приборов и т. п.). Формирование навыка – сознательная, целенаправленная, управляемая и самоуправляемая деятельность человека. Ее основу составляет осознание задачи и смысла разучиваемых действий, умственное и физическое напряжение в целях их осуществления, анализ хода и результатов этих действий. Навыки развиваются диалектически, поэтапно. В процессе упражнений один этап формирования навыка переходит в другой – на предыдущем этапе возникает элемент последующего. Появление на том или ином этапе элементов нового вызывает качественные сдвиги в дальнейшем ходе формирования навыков.

Источник: Военная педагогика

Навык
автоматизированное выполнение операции, не требующее постоянного контроля сознания; такой уровень освоения операции, при котором она выполняется как бы автоматически, рефлекторно, без постоянного контроля сознания. По своей сути, навык - это условный рефлекс. В природных условиях навыки у животных формируются под влиянием повторяющихся ситуаций, требующих специфической реакции. При управляемом усвоении объективного опыта человечества (например, при обучении) для формирования навыков планируются и проводятся специальные тренировки (так подготовка спортсменов к соревнованиям осуществляется под руководством тренера и представляет собой последовательность усложняющихся тренировок. При этом осуществляется и развитие организма, физиологически обеспечивающего скорость, выносливость, и формирование навыков требуемого качества). Качество и прочность сформированного навыка зависит от количества повторений. На основе опытов по поиску животными кормушки, устанавливаемой в определенном месте лабиринта, уже около столетия известны кривые научения. «Для того, чтобы проанализировать процесс научения в лабораторных условиях, необходимо найти или создать обстановку, в которой может происходить постепенное улучшение выполнения действия, поддающиеся регистрации. Такие условия существуют при выполнении привычных заданий, подобных печатанию на пишущей машинке или игре на рояли. В этих случаях можно оценивать достижения испытуемого в зависимости от затрачиваемого им времени, количества ошибок или количества необходимых повторений (Эбингауз (1885 г.) избрал предметом анализа процесс заучивания наизусть бессмысленного словесного материала). ...на протяжении всей истории экспериментального исследования процесса научения постоянно подчеркивалось значение сравнительного метода. Основной смысл исследований процесса научения животного обычно заключался не в их практической направленности (как, например, при научении домашних голубей или охотничьих собак), а в выявлении общих принципов научения, характерных не только для изучавшихся видов, но также для других видов животных и человека. Почти все проблемы, поставленные при исследовании научения животных, приспосабливались тем или иным образом для исследования детей и взрослых людей». Во введении этой работы указано, что американские психологи научения относятся с уважением к классической теории научения - к теории условных рефлексов И.П. Павлова,- хотя и не ограничиваются ею. Тpансфоpмационная теория обучения рассматривает разные стратегии формирования навыков при усложнении условий выполнения операций.

Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы

НАВЫК
Действие, достигшее уровня автоматизма и характеризующееся цельностью, отсутствием поэлементного осознания. Функционирует в речевой деятельности, включающей речевые действия и речевые операции. Операции, доведенные до уровня совершенства (автоматизма, безошибочности выполнения), называются речевым навыком. Формируется в результате выполнения упражнений. Проходит ряд этапов формирования. Различают следующие: сенсорный Н. – автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик хорошо знакомого, неоднократно воспринимавшегося ранее предмета или явления; умственный Н. – автоматизированный прием, способ решения встречавшейся ранее задачи; двигательный Н. – автоматизированное воздействие на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее. Процесс формирования Н. включает определение его компонентов (операций), затем овладение ими, которое позволяет на основе совершенствования и закрепления связей между компонентами достичь их автоматизации и высокого уровня готовности к деятельности. На формирование Н. значительное воздействие оказывает мотивация. Н. является необходимым фактором и условием формирования умения, успешности протекания деятельности. В методике преподавания иностранных языков Н. понимается как автоматизированное действие с использованием фонетического, лексического и грамматического материала в процессе рецептивной или продуктивной речевой деятельности (см. продуктивные виды речевой деятельности, репродуктивные виды речевой деятельности). Соответственно выделяют Н. фонетические (слухопроизносительные), грамматические, лексические, а также двигательные (при письме). Для российской методической школы характерна строгая дифференциация навыков и умений, не исключающая их неразрывного единства. В то время как в зарубежной методике с середины 50-х гг. XX столетия эти термины часто не дифференцируются и обозначаются английским словом skill. Суммируем взгляды российских методистов на понятие «навык»: 1) навык – есть единица умения, означающая способность выполнять речевое действие в рамках речевой деятельности; 2) такому действию свойственен автоматизм при его выполнении, и в речевой деятельности навыки часто с психологической точки зрения соотносятся с речевыми операциями, доведенными до уровня совершенства в результате тренировки. Автоматизм, устойчивость, безошибочность, оптимальная скорость выполнения являются критериями сформированности речевых навыков; 3) навыки могут быть слухо-произносительными, ритмико-интонационными, лексическими, грамматическими, в зависимости от направленности речевой деятельности на восприятие либо порождение высказывания являются рецептивными либо продуктивными; 4) выделяются стадии формирования навыков, которые дифференцируются в зависимости от вида навыка. Так, Е. И. Пассов выделяет шесть стадий формирования лексического навыка (восприятие слова, осознание его значения, имитация, самостоятельное называние, комбинирование, употребление'2E), пять стадий произносительного навыка (восприятие, имитация, дифференциация. звуковое комбинирование, интонационное комбинирование), шесть стадий лексического навыка (восприятие, имитация, подстановка, трансформация, собственно репродукция, комбинирование) (Пассов, 2006). С. Ф. Шатилов предлагает несколько иную классификацию этапов формирования навыков, включающей ориентировочно-познавательные, стереотипизирующе-ситуативные и варьирующе-ситуативные этапы. Она отличается от других классификаций в основном названиями этапов (стадий). В литературе выделяются четыре этапа работы над учебным материалом: этап приобретения знаний, этап формирования навыков, этап совершенствования навыков, этап развития умений (Зимняя, 1985; Шатилов, 1985; Пассов, 1977, 2006; Шейлз, 1995; Бим, 1988; Леонтьев, 1997).

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

НАВЫК
действие, в составе к-рого отд. операции стали автоматизированными в результате упражнения. Любая деятельность человека всегда осуществляется сознательно. Но отд. операции, входящие в ее состав, в результате тренировки перестают нуждаться в сознат. контроле. Сознание в этом случае направлено лишь на общее руководство деятельностью. При возникновении к.-л. затруднений в осуществлении операций сознание снова начинает контролировать их.,
В зависимости от того, какие стороны действия частично автоматизируются, выделяются разл. виды Н. К сенсорным Н. относится различение формы букв при чтении, фонем при слушании речи и т. п. В результате автоматизации мышечных действий возникают двигательные (моторные) Н.: печатание вслепую на пишущей машинке, игра на пианино, не глядя на клавиши, и т. п. Применительно к умственной деятельности выделяют интеллектуальные Н. (напр., Н. счета, чтения показаний приборов и т. п.). В более широком смысле можно говорить о Н. решения определенных типов задач, о Н. логич. мышления.
Н. возникают и закрепляются в результате того, что успешные движения, оправдавшие себя способы регуляции постепенно отбираются и повторяются.
Опираясь на эту закономерность, нек-рые заруб. психологи, напр. сторонники бихевиоризма, отождествляют процессы научения, и прежде всего процессы формирования Н. у человека и животных. Однако сходство физиол. механизма не отрицает принципиального отличия этих процессов. Те процессы, к-рые наблюдаются у животных, приобретают у человека качественно иной характер. Практич. пробы протекают у него как сознат. попытки воспроизвести определенные движения. Контроль результатов, оценка условий, корректировка действий тоже являются до нек-рой степени сознательными. Это перестраивает сами источники исследовательских попыток. Возникает опора на сознат. целенаправленное наблюдение и следование образцу осваиваемых действий. Выбор и регуляция приемов начинают зависеть от осмысливания цели и представления содержания действий.
В отеч. психологии и педагогике интенсивно изучаются активные способы обучения. К ним относятся расчлененный показ и детальный инструктаж, спец. инструкционные карты, тренажеры и т. п. Экспериментально показано, что детальное предварит. ознакомление ученика с формой требуемых движений, чувственными ориентирами контроля действия и приемами его планирования резко ускоряет освоение действия и формирование соответствующих Н. Результаты оказываются лучше, когда само выполнение действия управляется на каждом этапе такими внеш. средствами инструктажа.
Для освоения приемов внутр. регуляции и контроля сенсорных и интеллектуальных действий важен «перевод» соответствующей уч. информации в собственную речь учащихся. Продуктивными оказываются след, способы: «про-говаривание» задания, приемов и планов его исполнения; устный самоинструктаж в ходе выполнения действия; словесный анализ ошибок, их причин и способов исправления; громкий самоотчет о выполняемых действиях, выбираемых ориентирах и решениях; устное и письменное словесное обоснование избранных способов действия и т. п. Для этих целей могут быть использованы и внере-чевые средства, напр. схемы структуры действия, карты ориентиров, формулы и схемы необходимых рассуждений, графики траекторий движений и последовательностей операций, наглядные таблицы эталонов контроля за приемами действия или его результатами.
В процессе формирования Н. образование условнорефлекторных связей может идти через возникновение сенсорных дифференцировок (классич. условный рефлекс) или моторных дифференцировок (инструментальный условный рефлекс). Различают два гл. пути обучения навыкам. Если за основу принимают выработку сенсорных дифференцировок, то главное — учить ориентирам действия и автоматизировать их восприятие. Так, при обучении чтению надо выделять элементы, к-рыми каждая буква отличается от других, особенно сходных. Основными должны быть упражнения на различение, напр. называние чередующихся букв и т. п. Если в основе упражнений выработка моторных дифференцировок, то главное — тщательная проработка всех элементов действия, т.е. при этом учат действию и добиваются автоматизирования его исполнения. В этом случае обучение должно быть организовано по-другому: предлагается не вводить и сопоставлять сразу неск. букв (слов, формул, задач, чисел), а вводить за один раз только один-та кой элемент, тщательно связывать его с правильной реакцией (многократно называть) и после полного заучивания переходить к cj, з дующему.
Требования к организации обучения также будут различными. Если образование связи основано на подкреплении, то необходимо создавать интерес к решаемым задачам, показывать и разъяснять их важность и полезность, формировать сознат. установку на овладение Н. Если же гл. условием выступает оценка, то требуется непрерывная информация о достигнутых результатах и поощрение правильных действий.
Само построение упражнений зависит от того, какой тип рефлекторного научения лежит в их основе. Если главное — дифференцировки и подкрепление, то упражнения должны быть комплексного характера на осмысленных содержательных задачах. Так, чтению учатся на целых словах и затем на осмысленных текстах, письму — на буквах, затем на текстах, труду — на изготовлении полезных вещей. Если же главное — моторные дифференцировки и оценки, то полезны упражнения аналитич. характера на формальных объектах. Тогда чтению учат на бессмысленных слогах и звукосочетаниях и только потом переходят к словам; обучение письму начинают с кружочков и черточек, обучение труду — с «чистого» усвоения отд. трудовых приемов.
Дозирование, трудность и объем усваиваемых Н. также связаны с исходной концепцией научения, в частности с решением вопроса о роли повторения. Если суть повторения видят в запечатле-нии, заучивании, то отсюда вытекает, что совершаемые учеником ошибки «за-печатляются». Тогда стремятся предупреждать возможность ошибок, т.е. вводят задачи, заведомо посильные для ученика, максимально дробят сложный материал и т. п. Если же суть повторения видят в опробовании разных действий, то совершаемые учеником ошибки позволяют отыскать и выделить правильные действия. Обучение в этом случае ведется на доступных, но трудных заданиях.
Каждая из этих концепций находит широкое выражение в пед. теории и практике. Первая концепция в практике шк. обучения представлена синтетич. содержательной методикой (метод целых слов при обучении чтению, контекстный метод в обучении иностр. языкам и т. п.); в производств. обучении — предметной системой. Вторая концепция представлена поэлементной формальной аналитич. методикой (буквослагательный метод при обучении чтению, словарный метод при изучении иностр. языков и т. д.); в производств. обучении — операционной системой.
Вопрос. о преимуществе той или иной концепции и методики остается дискуссионным. При аналитич. подходе сначала обучение идет быстрее и легче, навыки отличаются большой четкостью, правильностью и прочностью. Однако затем возникают трудности при объединении отд. элементов в целостные действия, ход научения замедляется, а сформированные навыки иногда оказываются шаблонными и негибкими. При синтетич. методике, наоборот, сначала обучение идет медленно и с трудом, допускается много ошибок. Однако затем ход научения ускоряется, а сформированные навыки отличаются гибкостью и легко приспосабливаются к разным условиям.
Итоги мн. исследований не дают достаточных оснований предпочесть к.-л. одну из методик. Сильнее, чем различия методик, оказывается влияние др. факторов — содержания действия, индивидуальные особенности учащихся и т. д.
Каждый Н. функционирует и складывается в системе навыков, к-рыми уже владеет человек. Одни из них помогают новому Н. складываться и функционировать, другие мешают, третьи его видоизменяют и т. д. Это явление наз. взаимодействием Н.
Общий закон выработки Н. заключается в том, что, столкнувшись с новой задачей, человек сначала пытается использовать такие приемы деятельности, к-рыми он уже владеет. При этом он руководствуется задачей, перенося в процесс ее выполнения приемы, к-рые в его опыте применялись для решения аналогичных задач. Успешность переноса приемов деятельности зависит от того, насколько верно оценивается сходство задач с точки зрения способов их решения. Проблема переноса является одной из центральных в пед. психологии. Правильно и успешно осуществлять перенос освоенных действий и навыков на новые задачи — значит. быстро и с минимумом ошибок осваивать новые виды деятельности. Чем шире круг объектов, к к-рым человек может правильно применить освоенные навыки, тем шире круг задач, к-рые он в состоянии решить на основе сформированных и автоматизиров. действий. Т. е, чем шире перенос освоенных навыков у человека, тем плодотворнее результаты его учения.
Лит.: Ходжава 3. И., Проблема навыка в психологии, Тб., I960; Гальперин П. Я., Запорожец A. B., Эль-конин Д. Б., Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе, в кн.: Возрастная и пед. психология, М., 1992; см. также лит. при ст. Деятельность, Действие. 3. А. Решетова.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
861.64 кб

Ценностные основания и речевые навыки в реализации педагогического партнерства

Богданова Е. Л.
The author of this article discusses possibility of understanding the essence of pedagogical partnership in real educational practice as practice of predetermined functional inequality.
Читать PDF
178.91 кб

Учебные навыки как инструмент и средство развития профессиональной компетенции

Киреенкова Зоя Александровна
В статье говорится о необходимости активной, субъектной позиции студента в учебном про- цессе, об ответственности за результаты своей познавательной стратегии.
Читать PDF
137.56 кб

Навыки адаптивного поведения как условие нравственного воспитания

Магомедова Елена Эрнестовна
В статье проанализированы научные взгляды на адаптивный процесс, дана трактовка понятия адаптивного поведения, изложен авторский взгляд на процесс формирования навыков адаптивного поведения, выступающих условием нравственного восп
Читать PDF
293.46 кб

Навыки экологизации в Азии: программа «Зеленого роста» и проблемы нехватки навыков

Павлова Маргарита
Читать PDF
108.89 кб

Умения и навыки студентов как основа профессионального мастерства специалиста

Неустроев Г.Н.
Читать PDF
313.23 кб

Навыки трудоустраиваемости и карьеры: определение, обучение, оценка

Новоклинова Анна Владимировна
В статье рассматривается понятие «трудоустраиваемость», что такое навыки трудоустраиваемости и карьеры, их набор, который востребован у современного работодателя.
Читать PDF
225.32 кб

Коммуникативные навыки и их формирование у подростков с отклоняющимся поведением

Новик Наталья Николаевна
Статья посвящена актуальной проблеме – формированию коммуникативных навыков подростков.
Читать PDF
255.74 кб

Исследовательские умения и навыки как базовые компоненты профессионального становления личности

Лубинская Татьяна Николаевна
Современное образование переживает период переосмысления философских оснований, стратегических направлений систем образования, общих целевых установок, а также методов и средств их достижения.
Читать PDF
487.80 кб

Роли и навыки преподавателей

Jacobs Johanna C.G., Luijk Scheltus J. Van, Vleuten Cees P.M. Van Der, Kusurkar Rashmi A., Croiset Gerda, Scheele Fedde
Читать PDF
186.95 кб

Содержание понятий «Коммуникативная компетенция», «Коммуникативные навыки» и «Речевые навыки» в совр

Коробкова Оксана Федоровна
в статье раскрывается содержание актуальных для современной методики преподавания русского языка понятий «коммуникативная компетенция», «коммуникативные умения и навыки», «речевые умения и навыки» на основе анализа научно-методиче
Читать PDF
337.62 кб

Навыки и умения переводческого аудирования как условие формирования аудитивной речевой компетенции у

Руцкая Е. А.
Статья посвящена характеристике речевых информационно-направленных навыков переводческого аудирования и речевых умений данного вида деятельности, раскрывает особенности организации учебного процесса, предполагающего формирование р
Читать PDF
97.85 кб

Опыт организация обучения ученых педагогов научного кружка Острожской Академии развивающих навыки на

Ефремов С. В.
На основании всестороннего анализа исторично педагогичных источников показано, что научно исследовательская работа студентов Острожской Академии был профессионально направленной, отличалась гуманитарно направленным содержанием, пр
Читать PDF
0.00 байт

Применение методик развивающих навыки сотрудничества в процессе формирования ИКТ-компетентности студ

Дежнёва Виктория Николаевна
В статье обоснована актуальность обучения информатике и информационным технологиям посредством сотрудничества.
Читать PDF
423.17 кб

Пунктуационные действия: умения или навыки?

Булохов Виктор Яковлевич
В статье проводится мысль о том, что пунктуационные действия это не навыки, а умения. Память руки и органов зрения здесь не играют существенной роли, поэтому устные упражнения должны преобладать над письменными.
Читать PDF
0.00 байт

Эволюция стандартов высшего образования: от ориентации на знания, умения и навыки к оценке компетенц

Хисматуллина З. Н.
Статья посвящена проблеме оценки качества высшего образования.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Навыки учебной деятельности

    это особые умственные действия, владение которыми облегчает решение учебных задач. К таким, например, относятся действия: внимательного и сознательного слушания учителя, действия по плану, самост
  • Общеучебные умения и навыки

    это такие умения и навыки, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предм
  • Профессиональные навыки и умения

    представляют собой действия военнослужащего, применяемые им для реализации обязанностей и функций в процессе военной службы. Они выступают исходными элементами целостной системы технологии рат
  • Военно-профессиональные навыки и умения

    действия, применяемые военнослужащим для реализации своих функциональных обязанностей и служебных задач в процессе воинской деятельности. Выступают исходными элементами технологии ратного тру
  • Навыки в обучении

    учебные действия, приобретающие в результате многократного выполнения автоматизированный характер.
  • ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАВЫКИ

    навыки активного участия в общественной жизни и правильного поведения в коллективе, являющиеся важнейшим показателем моральной зрелости учащихся, способности жить и трудиться в коллективе, подч
  • Навыки культуры поведения

    это этические навыки, владение которыми обеспечивает человеку успешность общения в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами и традициями национальной культуры. К таким навыкам от
  • МЕТАПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ

    общеучебные, междисциплинарные познавательные умения и навыки. К ним относят: задавание вопросов; формулирование гипотез, определение целей и параметров задачи, связь данной задачи с предшествую
  • Предметные знания, умения, навыки

    Предметные знания являются в школе основными целями обучения. В настоящее время предлагается перейти к развивающему обучению. Можно согласиться с такими предложениями, но только отчасти. Знания
  • СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ

    набор способов и приемов соц. взаимодействия, к-рыми человек овладевает на протяжении жизненного пути и пользуется для жизни в обществе, устанавливает свое равновесие с др. Понятие определено В. С
  • АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ НАВЫКИ

    (см. артикуляция) — усвоение артикуляционной базы данного языка.
  • ОБЩЕТРУДОВЫЕ НАВЫКИ

    Сложные навыки организации рабочего места, планирования труда, общие для любой трудовой деятельности и существенные для ее результатов. О. н. являются важным компонентом профессиональной компете
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ

    действия, связанные с выполнением профессиональной деятельности, ставшие автоматическими в результате многократных повторений. Среди профессиональных навыков выделяют сенсорные, двигательные,
  • ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ

    Способность совершать операции, связанные с артикуляцией отдельных звуков и их соединением в слоги, слова, ритмические группы. Формируются на начальном этапе овладения иностранным языком и нужда
  • ТРУДОВЫЕ НАВЫКИ

    способность человека выполнять определенную работу с наименьшими затратами труда и времени. Это первичные, размеренные, безошибочные выполняемые операции(учебные, трудовые и профессиональные),
  • НАВЫКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

    прочно усвоенные и неоднократно повторяющиеся педагогические способы действия, используемые при весьма незначительном контроле сознания. К ним относятся навыки (по Л. Ф. Спирину): правильного про
  • Двигательный навык

    автоматизированное, неоднократно осуществлявшееся ранее воздействие на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования.
  • СОЦИАЛЬНЫЙ НАВЫК

    способность устанавливать соответствующие связи с другими людьми с целью достижения социальных целей. Примерами С.н. являются умения говорить понятно, писать ясно, использовать время и финансы р
  • Интеллектуальный навык

    автоматизированный прием, способ решения встречавшейся ранее задачи.
  • Навык мыслительный

    выработанная система интеллектуальных действий, приводящих к обнаружению тех или иных искомых отношений (величин) в заданных ситуациях [80, c. 325].