НАВЫК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙНавыки в обучении

навыки

Найдено 15 определений термина навыки

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Навык

умение, доведенное до автоматизма; компонент практической деятельности, проявляющийся в автоматизированном выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного повторения.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Навык

действие, сформированное путем повторения, харак-на высокой степенью освоения и отсут. поэлементной сознат. регуляции и контроля.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь социального педагога

НАВЫК

действие, доведенное до автоматизма; формируется путем упражнений, тренинга, многократного повторения [3, c. 56; 24, c. 90; 26, c. 181; 61, c. 76; 66, c. 205; 67, c. 227; 80, c. 319].

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

навыки

это компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения;

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Основные понятия педагогики высшей школы, глоссарий

Навык

автоматизированное действие, подконтрольное сознанию и выработанное путем упражнений. При длительном отсутствии упражнений навык постепенно утрачивается.  

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Основные термины, глоссарий образовательных технологий

НАВЫК

сформированное, автоматически осуществляемое действие, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения. Формируется в процессе многократных повторений (упражнений).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи

НАВЫК

действие, доведенное до автоматизма; формируется путем многократного повторения. В процессе обучения необходимо вырабатывать навыки, особенно общеучебные, межпредметного значения: письменной и устной речи, решения задач, счета, измерений и т. п.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Педагогический словарь

Навык

ст.слав. – учить) – это действие с высокой степенью освоенности; проявляется как готовность и способность совершать действие без строгого контроля со стороны мышления. Навык часто трактуют как автоматизированное действие, сформировавшееся в результате многократных упражнений, тренингов, частых повторов. Так различают трудовые навыки (планирования, организации рабочего места, контроля и др.), профессиональные (специальные для определенной профессиональной деятельности), учебной деятельности, культуры поведения и т.д.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Навык

автоматизированный способ выполнения действия, сформированный в процессе упражнения. Он же рассматривается как этап в развитии поведения животных. Различают сенсорные, умственные и двигательные Н. Классифицируются Н. и по другому принципу: а) простые - это несложные приемы и действия, совершаемые автоматически, без достаточного сосредоточения внимания; б) сложные -это усвоенные до автоматизма двигательные сенсорные и умственные сложные действия, выполняемые точно, легко и быстро при незначительном напряжении сознания.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

НАВЫКИ

действия, умения, которые в результате длительного повторения становятся автоматическими, т. е. не нуждающимися в поэлементной сознательной регуляции и контроле. Но хотя умение исходно, все же каждое новое умение — всегда продукт осмысленного присоединения к известному ранее не известного, а навык—результат повторения одних и тех же действий. Навык консервативен, он сковывает творчество; он приобретается труднее, чем умение, но и освободиться от него при необходимости тоже труднее. Всю разнообразную деятельность человека невозможно построить на навыках, поэтому умения господствуют в деятельности человека, а навыки обычно составляют техническую основу — способность к безошибочному многократному выполнению учебных или трудовых действий. Различают навыки перцептивные, интеллектуальные, двигательные. Перцептивный навык—автоматизированное, чувственное отражение свойств и характеристик хорошо знакомого, неоднократно воспринимавшегося ранее предмета. Интеллектуальный навык — автоматизированный прием, способ решения встречавшейся ранее задачи. Двигательный навык —автоматизированное, неоднократно осуществлявшееся ранее воздействие на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

НАВЫК

skil). Действие, достигшее автоматизма в результате выполнения упражнений. Объектом психологических, педагогических, а также профессиональных тестов могут быть сенсорные (чувственные), умственные, двигательные н. В лингводидактическом тестировании проверяется сформированность речевых н., представляющих собой, с одной стороны, автоматизированное действие с фонетическим, лексическим и грамматическим материалом; с другой - - оперирование этим материалом (выбор, сличение, составление целого из частей, комбинирование, построение, вариации по аналогии) в процессе рецептивной и продуктивной речи. В языковых тестах объектом контроля могут быть отдельные качества навыков и уровень их сформированности у испытуемых: автоматизированность (определенная скорость протекания действия, низкий уровень напряженности, готовность к включению в речевую деятельность), устойчивость (прочность), гибкость (способность к использованию в новых тестовых ситуациях, функционирование на новом речевом материале), сознательность (самоконтроль в случае допущения ошибки или при возникновении затруднений). Большинство методистов рассматривают речевые н. (фонетические, лексические, грамматические) в качестве компонентов речевых умений, что находит отражение в материалах лингводидактических тестов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь терминов и понятий тестологии

НАВЫК

действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различают Н. перцептивные, интеллектуальные, двигательные. Перцептивный Н. - автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик хорошо знакомого, неоднократно воспринимавшегося ранее предмета. Интеллектуальный Н. - автоматизированный прием, способ решения встречавшейся ранее задачи. Двигательный Н. - автоматизированное воздействие на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшегося ранее. Двигательные Н. включают в себя перцептивные и интеллектуальные Н. и регулируются ими на основе автоматизированного отражения предмета, условий и порядка осуществления актов действия, направленного на преобразование реальных объектов. Различают также Н. исходно автоматизированные, формирующиеся без осознания их компонентов, и Н. вторично автоматизированные, которые формируются с предварительным осознанием компонентов действия и при необходимости легче становятся сознательно контролируемыми, быстрее совершенствуются и перестраиваются. Н. характеризуются и разной степенью обобщенности: чем шире класс объектов, по отношению к которым Н. может быть осуществлен, тем более он обобщен и лабилен.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

Навык

автоматизированным образом выполняемое действие; сформированное путем повторения и доведенное до автоматизма; характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. По своей психофизиологической сущности – это цепи условных рефлексов. По своему характеру навыки подразделяются на: - перцептивные  (сенсорные, чувственные) – автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик хорошо знакомого, неоднократно воспринимавшегося ранее предмета (определение работы двигателя на слух, наблюдения за показаниями приборов); - умственные  (мыслительные, интеллектуальные) – автоматизированные приемы, способы решения встречавшейся ранее задачи (уяснение задачи, оценка обстановки, производство расчетов в уме); - двигательные  (моторные) – автоматизированное воздействие на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшиеся ранее движения (перебежки, переползания, действия с оружием, операторская деятельность). Двигательные навыки включают в себя перцептивные и интеллектуальные. По своей структуре навыки могут быть простыми и сложными. Простые – единичные движения, восприятия и мыслительные акты. Сложные – это система действий (например, прицеливание, считывание показаний приборов и т. п.). Формирование навыка –  сознательная, целенаправленная, управляемая и самоуправляемая деятельность человека. Ее основу составляет осознание задачи и смысла разучиваемых действий, умственное и физическое напряжение в целях их осуществления, анализ хода и результатов этих действий. Навыки развиваются диалектически, поэтапно. В процессе упражнений один этап формирования навыка переходит в другой – на предыдущем этапе возникает элемент последующего. Появление на том или ином этапе элементов нового вызывает качественные сдвиги в дальнейшем ходе формирования навыков.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Военная педагогика

Навык

автоматизированное выполнение операции, не требующее постоянного контроля сознания; такой уровень освоения операции, при котором она выполняется как бы автоматически, рефлекторно, без постоянного контроля сознания. По своей сути, навык - это условный рефлекс. В природных условиях навыки у животных формируются под влиянием повторяющихся ситуаций, требующих специфической реакции. При управляемом усвоении объективного опыта человечества (например, при обучении) для формирования навыков планируются и проводятся специальные тренировки (так подготовка спортсменов к соревнованиям осуществляется под руководством тренера и представляет собой последовательность усложняющихся тренировок. При этом осуществляется и развитие организма, физиологически обеспечивающего скорость, выносливость, и формирование навыков требуемого качества). Качество и прочность сформированного навыка зависит от количества повторений. На основе опытов по поиску животными кормушки, устанавливаемой в определенном месте лабиринта, уже около столетия известны кривые научения. «Для того, чтобы проанализировать процесс научения в лабораторных условиях, необходимо найти или создать обстановку, в которой может происходить постепенное улучшение выполнения действия, поддающиеся регистрации. Такие условия существуют при выполнении привычных заданий, подобных печатанию на пишущей машинке или игре на рояли. В этих случаях можно оценивать достижения испытуемого в зависимости от затрачиваемого им времени, количества ошибок или количества необходимых повторений (Эбингауз (1885 г.) избрал предметом анализа процесс заучивания наизусть бессмысленного словесного материала). ...на протяжении всей истории экспериментального исследования процесса научения постоянно подчеркивалось значение сравнительного метода. Основной смысл исследований процесса научения животного обычно заключался не в их практической направленности (как, например, при научении домашних голубей или охотничьих собак), а в выявлении общих принципов научения, характерных не только для изучавшихся видов, но также для других видов животных и человека. Почти все проблемы, поставленные при исследовании научения животных, приспосабливались тем или иным образом для исследования детей и взрослых людей». Во введении этой работы указано, что американские психологи научения относятся с уважением к классической теории научения - к теории условных рефлексов И.П. Павлова,- хотя и не ограничиваются ею. Тpансфоpмационная теория обучения рассматривает разные стратегии формирования навыков при усложнении условий выполнения операций.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы

НАВЫК

действие, в составе к-рого отд. операции стали автоматизированными в результате упражнения. Любая деятельность человека всегда осуществляется сознательно. Но отд. операции, входящие в ее состав, в результате тренировки перестают нуждаться в сознат. контроле. Сознание в этом случае направлено лишь на общее руководство деятельностью. При возникновении к.-л. затруднений в осуществлении операций сознание снова начинает контролировать их.,

В зависимости от того, какие стороны действия частично автоматизируются, выделяются разл. виды Н. К сенсорным Н. относится различение формы букв при чтении, фонем при слушании речи и т. п. В результате автоматизации мышечных действий возникают двигательные (моторные) Н.: печатание вслепую на пишущей машинке, игра на пианино, не глядя на клавиши, и т. п. Применительно к умственной деятельности выделяют интеллектуальные Н. (напр., Н. счета, чтения показаний приборов и т. п.). В более широком смысле можно говорить о Н. решения определенных типов задач, о Н. логич. мышления.

Н. возникают и закрепляются в результате того, что успешные движения, оправдавшие себя способы регуляции постепенно отбираются и повторяются.

Опираясь на эту закономерность, нек-рые заруб. психологи, напр. сторонники бихевиоризма, отождествляют процессы научения, и прежде всего процессы формирования Н. у человека и животных. Однако сходство физиол. механизма не отрицает принципиального отличия этих процессов. Те процессы, к-рые наблюдаются у животных, приобретают у человека качественно иной характер. Практич. пробы протекают у него как сознат. попытки воспроизвести определенные движения. Контроль результатов, оценка условий, корректировка действий тоже являются до нек-рой степени сознательными. Это перестраивает сами источники исследовательских попыток. Возникает опора на сознат. целенаправленное наблюдение и следование образцу осваиваемых действий. Выбор и регуляция приемов начинают зависеть от осмысливания цели и представления содержания действий.

В отеч. психологии и педагогике интенсивно изучаются активные способы обучения. К ним относятся расчлененный показ и детальный инструктаж, спец. инструкционные карты, тренажеры и т. п. Экспериментально показано, что детальное предварит. ознакомление ученика с формой требуемых движений, чувственными ориентирами контроля действия и приемами его планирования резко ускоряет освоение действия и формирование соответствующих Н. Результаты оказываются лучше, когда само выполнение действия управляется на каждом этапе такими внеш. средствами инструктажа.

Для освоения приемов внутр. регуляции и контроля сенсорных и интеллектуальных действий важен «перевод» соответствующей уч. информации в собственную речь учащихся. Продуктивными оказываются след, способы: «про-говаривание» задания, приемов и планов его исполнения; устный самоинструктаж в ходе выполнения действия; словесный анализ ошибок, их причин и способов исправления; громкий самоотчет о выполняемых действиях, выбираемых ориентирах и решениях; устное и письменное словесное обоснование избранных способов действия и т. п. Для этих целей могут быть использованы и внере-чевые средства, напр. схемы структуры действия, карты ориентиров, формулы и схемы необходимых рассуждений, графики траекторий движений и последовательностей операций, наглядные таблицы эталонов контроля за приемами действия или его результатами.

В процессе формирования Н. образование условнорефлекторных связей может идти через возникновение сенсорных дифференцировок (классич. условный рефлекс) или моторных дифференцировок (инструментальный условный рефлекс). Различают два гл. пути обучения навыкам. Если за основу принимают выработку сенсорных дифференцировок, то главное — учить ориентирам действия и автоматизировать их восприятие. Так, при обучении чтению надо выделять элементы, к-рыми каждая буква отличается от других, особенно сходных. Основными должны быть упражнения на различение, напр. называние чередующихся букв и т. п. Если в основе упражнений выработка моторных дифференцировок, то главное — тщательная проработка всех элементов действия, т.е. при этом учат действию и добиваются автоматизирования его исполнения. В этом случае обучение должно быть организовано по-другому: предлагается не вводить и сопоставлять сразу неск. букв (слов, формул, задач, чисел), а вводить за один раз только один-та кой элемент, тщательно связывать его с правильной реакцией (многократно называть) и после полного заучивания переходить к cj, з дующему.

Требования к организации обучения также будут различными. Если образование связи основано на подкреплении, то необходимо создавать интерес к решаемым задачам, показывать и разъяснять их важность и полезность, формировать сознат. установку на овладение Н. Если же гл. условием выступает оценка, то требуется непрерывная информация о достигнутых результатах и поощрение правильных действий.

Само построение упражнений зависит от того, какой тип рефлекторного научения лежит в их основе. Если главное — дифференцировки и подкрепление, то упражнения должны быть комплексного характера на осмысленных содержательных задачах. Так, чтению учатся на целых словах и затем на осмысленных текстах, письму — на буквах, затем на текстах, труду — на изготовлении полезных вещей. Если же главное — моторные дифференцировки и оценки, то полезны упражнения аналитич. характера на формальных объектах. Тогда чтению учат на бессмысленных слогах и звукосочетаниях и только потом переходят к словам; обучение письму начинают с кружочков и черточек, обучение труду — с «чистого» усвоения отд. трудовых приемов.

Дозирование, трудность и объем усваиваемых Н. также связаны с исходной концепцией научения, в частности с решением вопроса о роли повторения. Если суть повторения видят в запечатле-нии, заучивании, то отсюда вытекает, что совершаемые учеником ошибки «за-печатляются». Тогда стремятся предупреждать возможность ошибок, т.е. вводят задачи, заведомо посильные для ученика, максимально дробят сложный материал и т. п. Если же суть повторения видят в опробовании разных действий, то совершаемые учеником ошибки позволяют отыскать и выделить правильные действия. Обучение в этом случае ведется на доступных, но трудных заданиях.

Каждая из этих концепций находит широкое выражение в пед. теории и практике. Первая концепция в практике шк. обучения представлена синтетич. содержательной методикой (метод целых слов при обучении чтению, контекстный метод в обучении иностр. языкам и т. п.); в производств. обучении — предметной системой. Вторая концепция представлена поэлементной формальной аналитич. методикой (буквослагательный метод при обучении чтению, словарный метод при изучении иностр. языков и т. д.); в производств. обучении — операционной системой.

Вопрос. о преимуществе той или иной концепции и методики остается дискуссионным. При аналитич. подходе сначала обучение идет быстрее и легче, навыки отличаются большой четкостью, правильностью и прочностью. Однако затем возникают трудности при объединении отд. элементов в целостные действия, ход научения замедляется, а сформированные навыки иногда оказываются шаблонными и негибкими. При синтетич. методике, наоборот, сначала обучение идет медленно и с трудом, допускается много ошибок. Однако затем ход научения ускоряется, а сформированные навыки отличаются гибкостью и легко приспосабливаются к разным условиям.

Итоги мн. исследований не дают достаточных оснований предпочесть к.-л. одну из методик. Сильнее, чем различия методик, оказывается влияние др. факторов — содержания действия, индивидуальные особенности учащихся и т. д.

Каждый Н. функционирует и складывается в системе навыков, к-рыми уже владеет человек. Одни из них помогают новому Н. складываться и функционировать, другие мешают, третьи его видоизменяют и т. д. Это явление наз. взаимодействием Н.

Общий закон выработки Н. заключается в том, что, столкнувшись с новой задачей, человек сначала пытается использовать такие приемы деятельности, к-рыми он уже владеет. При этом он руководствуется задачей, перенося в процесс ее выполнения приемы, к-рые в его опыте применялись для решения аналогичных задач. Успешность переноса приемов деятельности зависит от того, насколько верно оценивается сходство задач с точки зрения способов их решения. Проблема переноса является одной из центральных в пед. психологии. Правильно и успешно осуществлять перенос освоенных действий и навыков на новые задачи — значит. быстро и с минимумом ошибок осваивать новые виды деятельности. Чем шире круг объектов, к к-рым человек может правильно применить освоенные навыки, тем шире круг задач, к-рые он в состоянии решить на основе сформированных и автоматизиров. действий. Т. е, чем шире перенос освоенных навыков у человека, тем плодотворнее результаты его учения.

Лит.: Ходжава 3. И., Проблема навыка в психологии, Тб., I960; Гальперин П. Я., Запорожец A. B., Эль-конин Д. Б., Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе, в кн.: Возрастная и пед. психология, М., 1992; см. также лит. при ст. Деятельность, Действие. 3. А. Решетова.

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме навыки — 0

Найдено научныех статей по теме навыки — 0

Найдено книг по теме навыки — 0

Найдено презентаций по теме навыки — 0

Найдено рефератов по теме навыки — 0