НАУЧНОСТЬ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

НАУЧНОСТЬ
один из принципов обучения. Ориентирует на усвоение конкретного, преимущественно через обобщенные теоретические знания. Принцип Н. в отечественной дидактике сформулировал М.Н. Скаткин. Осн. требования Н.: соответствие содержания образования уровню современной науки; создание у учащихся представлений об общих методах научного познания; показ закономерностей процесса познания. Принцип Н. регулирует и всю процессуальную сторону обучения - этапы, методы, формы организации учебной деятельности; предполагает зависимость целей и содержания обучения от потребностей общества на данном этапе исторического развития, соответствие научных трактовок изучаемых явлений реальным учебно-познавательным возможностям учащихся. Важное место в реализации принципа Н. занимает приобщение учащихся к посильной исследовательской деятельности. См. также Принципы обучения

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

НАУЧНОСТЬ
, один из принципов обучения Ориентирует на усвоение конкретного, преим через обобщенные теоретич. знания.
Принцип H. как самостоятельный впервые в отечественной дидактике сформулировал (1950) M H Скаткин Осн. требования H соответствие содержания образования уровню совр. науки, создание у учащихся представлений об общих методах науч. познания, показ важнейших закономерностей процесса познания (знания о теории, ее элементах, структуре и функциях). Принцип H. регулирует и всю процессуальную сторону обучения (этапы, методы и формы организации уч деятельности) H. предполагает зависимость целей и содержания обучения от потребностей общества на данном этапе ист. развития, соответствие науч. трактовок изучаемых явлений реальным уч. -познават. возможностям учащихся Совершенствование содержания образования направлено на повышение роли теоретич. мышления учащихся и связано со специфич. наполнением и структурой уч предметов. В их содержании должны быть представлены не только знания, умения и навыки, но и опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру.
Важное место в реализации принципа H занимает приобщение учащихся к посильной исследоват.деятельности, в т.ч. через факультативные занятия, кружки по интересам и т и Привлечение к подобным занятиям науч. работников и специалистов повышает их науч. -практич. значимость.
Принцип H. ориентирует на сотрудничество учителя и учащихся, на единство пед.руководства уч. деятельностью и развития их самодеятельности, постепенный переход от обучения к самообразованию, превращение школьника в активного субъекта уч. -воспитат. процесса, способного добывать знания, овладевать умениями и творчески применять их для решения познават. и практич.задач. Такая организация процесса обучения предполагает использование в дидактике и практике обучения данных смежных наук — психологии, кибернетики, эргономики и др. Принцип H предполагает широкое применение технических средств обучения.
Лит Загвязинский В И, О совр. трактовке дидактич. принципов СП, 1978, №10, ШапоринскийС А Обучение и науч. познание, M, 1981, Дидактика ср школы, под ред M H Скаткина, M, Теоретич. основы содержания общего ср образования, M, 1983, Теоретич. основы процесса обучения в сов школе, M, 1989 M H Скаткин

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
139.98 кб

Научность как основание университетского образования в России: специфика становления

Куликова Ольга Борисовна
Рассматриваются основные тенденции становления российского университетского образования и утверждения в нем принципа научности в соответствии с проектом европейского классического университета.
Читать PDF
620.38 кб

Принцип научности в преподавании инженерной графики

Утишев Е. Г.
Читать PDF
386.52 кб

Принцип научности знаний с позиций обновления современного физического образования

Шиян Наталья Васильевна
В процессе обучения физике в контексте модернизации образования необходимо обратить особое внимание на принцип научности знаний с позиций современных требований, исходящих от него.
Читать PDF
837.97 кб

Расширение профессионально-адаптационных возможностей специалиста как реализация принципа научности

Астахова Л. В., Тельманова Е. В.
Раскрыта сущность принципа научности образования в его классической, неклассической, постнеклассической интерпретации.
Читать PDF
405.15 кб

Роль принципа научности в формировании содержания обучения

Даммер Манана Дмитриевна
Рассматривается история становления взглядов на принцип научности. Раскрываются требования, предъявляемые принципом научности к формированию содержания обучения.
Читать PDF
114.61 кб

Формирование дидактического принципа научности и доступности в истории отечественной педагогики (193

Гайфутдинов Азат Минабутдинович
Развитие знаний о дидактических принципах научности и доступности в истории отечественной педагогики в период 1935-2006 гг.
Читать PDF
4.36 мб

Развитие дидактического принципа научности в контексте современности

Перминова Людмила Михайловна
Теория обучения не только пополняется новыми принципами, но и предполагает развитие их содержания. Это относится и к дидактическому принципу научности.
Читать PDF
1.35 мб

О принципе научности и субъекте образования информационного общества

Пац Марина Владимировна
Рассматривается состояние проблемы эволюции научности образования. Конкретизировано содержание принципа научности образования. Рассмотрены особенности научного знания и специфика научности образования в классический период.
Читать PDF
907.29 кб

Реализация принципа научности в современном физическом образовании

Тулинцев А.Е.
Модернизация общества в современной России требует от высшей школы подготовки высокопрофессиональных специалистов самого современного уровня.
Читать PDF
227.75 кб

ФОРМИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ ПРИНЦИПА НАУЧНОСТИ В КОНЦЕ ХІХ - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

Кузёма Татьяна Борисовна
Статья посвящена изучению различных подходов к содержанию образования в высших учебных заведениях Российской империи в конце ХІХ начале ХХ века с учетом принципа научности.
Читать PDF
879.02 кб

НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ СУЩНОСТИ ПРИНЦИПА НАУЧНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ Н.Ф. СУМЦОВА

Статья посвящена изучению теоретических взглядов Н.Ф. Сумцова на принцип научности обучения учащихся школ и высших учебных заведений.

Похожие термины:

  • Научность в обучении и воспитании

    принцип, согласно к-рому обучаемым предлагаются для усвоения только прочно установленные в науке положения и используются методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам науки, осн
  • НАУЧНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

    дидактический принцип изложения учебного материала, основанного на научно проверенных фактах, опора на науку как на источник знаний, отражающий закономерности окружающего мира. Отбор теоретичес
  • Коэффициент научности

    отношение фактической ступени абстракции, на которой ведется преподавание, к ступени абстракции, достигнутой в отрасли науки, порождающей учебный предмет.
  • Принцип научности

    в содержание обучения можно включать только объективные научные факты, теории и законы, к тому же отражающие современное состояние науки или направления творческой деятельности.
  • Сущностьпринципа научности

    обязывает строить пед. процесс в соответствии с уровнем научных знаний. Любые применяемые средства физического воспитания, методы обучения и формы организации занятий должны отвечать существенн