НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
система сведений об объектах и методах, используемых для организации и управления учебно-воспитательным процессом, народным образованием и педагогической наукой и распространяемых с помощью специальных изданий и технических средств.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ (НПИ)
система сведений об объектах и явлениях, используемых для организации и управления учебно-воспитательным процессом, образованием и педагогической наукой и распространяемых с помощью специальных изданий и технических средств. В функции НПИ входит: изучение запросов и формирование заказов на новые исследования, координация научно-исследовательских работ между различными организациями, сбор и обработка документов, внедрение и распространение передового педагогического опыта. В рамках сети рос. педагогических НИИ действует система избирательного распространения информации (ИРИ), которая служит для оперативного доведения до различных категорий пользователей НПИ. Централизованная регистрация всех вышедших отечественных публикаций проводится Российской книжной палатой в форме выпуска библиографических карточек, летописей с тематической рубрикацией и справочным аппаратом, указателей. Система НПИ координируется отраслевым центром научной информации "Школа и педагогика" (создан в 1974) и охватывает российские педагогические библиотеки, информационные подразделения педагогических НИИ и др. Информационное обслуживание в области образования осуществляют НИИ высшего образования, НИИ профессионально-технического образования, Институт информатизации образования Министерства образования РФ, издается (с 1993) научно-методический журнал "Педагогическая информация". Научно-информационный центр зарубежного образования занимается вопросами информа- ционно-аналитического обеспечения процессов академической мобильности и созданием условий для участия России в международных академических обменах. С 1993 представлен в Совете Европы (секция высшего образования). Осн. формой хранения информационных ресурсов являются автоматизированные базы данных. Центры аккумуляции НПИ: Государственная научно-педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского, Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН, Всероссийский научно-технический центр (ВНТИЦ), Государственная публичная научно-техническая библиотека (ГПНТБ). Международные центры документации и информации. Центр документационных и информационных ресурсов (CREDI; 1953; Мадрид, Испания); Объединение документации и информации Международного бюро просвещения (1929; Женева, Швейцария); Документационный центр Международного института по планированию образования (1963; Париж, Франция); Документационный центр и библиотека института ЮНЕСКО по образованию (1951; Гамбург, Германия); Педагогическая документационная и информационная служба Департамента образования (1959; Вашингтон, США). Действуют также св. 200 национальных центров информации и документации. При Международном бюро просвещения (МБП) действует единая система обмена документами между странами. С 1974 реализуется проект международной педагогической справочно-информационной службы. В МБП создана международная сеть педагогической информации (INED); издается бюллетень (с 1975) "Образовательные инновации и информация". Европейская система документации и информации по образованию (EUDISED; центр - Страсбург, Франция) представляет материалы национальным информационно-педагогическим центрам. С 1984 действует терминологическая служба. Документационное объединение по педагогике (DOPAED) осн. в 1964 как добровольный союз учреждений западноевропейских стран, в которых используется немецкий язык. Европейский информационный центр Карлова университета по повышению квалификации учителей (EИЦ-ПКУ; создан в 1973; Прага, Чехия). Информационный центр педагогических источников (ERIC; создан в 1966; Вашингтон, США). Вторичная информация сети INED хранится в 4 автоматизированных базах данных: IBECENT (фактографическая информация о профилях центров педагогических документов и исследований); IBETERM (единая терминологическая фактографическая база); IBELID (автоматизированный каталог библиотеки МБП); IBEDOCS (библиографическая база данных с описанием конференций, проводимых ЮНЕСКО и МБП). INED дает возможность пользоваться всеми базами данных в диалоговом режиме.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
НИИ), система сведений об объектах и явлениях, используемых для организации и управления уч. -воспитат. процессом, нар. образованием и пед.наукой и распространяемых с помощью спец. изданий и техн средств НПИ связывает и — и и уч. -воспитат. деятельность В ее функции входит изучение запросов и формирование заказов на новые исследования, координация и — и работ между разл. организациями с целью предотвращения дублирования тем, сбор и обработка документов, внедрение и распространение передового пед.опыта
По данным ЮНЕСКО, в мире издается ев 5 тыс пед.журналов Однако материал о теории и истории педагогики, дидактике, школоведению, методике преподавания уч предметов малодоступен пользователям
Осн. источник НПИ — науч. документы, к-рые делятся на первичные и вторичные Первичные документы содержат преим новые оригинальные идеи, науч. сведения, новое осмысление известных фактов в области образования и педагогики К ним относятся книги (кроме справочников), периодич и продолжающиеся издания, науч. отчеты, диссертации, переводы Книги — монографии, труды, посвященные одной проблеме и подготовленные одним автором (или коллективом), сборники статей неск авторов, учебники, материалы науч. конференций, симпозиумов, а также книжные серии (тематич и др) Продолжающиеся издания (сборники трудов без строгой периодичности) выпускаются науч. центрами, как правило, под одним объединяющим названием К периодич изданиям относятся газеты, журналы, общие профессиональные (публикуют информацию из разных областей педагогики) и науч. -методические (содержат не менее 70% публикаций по конкретному профилю) Диссертации, науч. отчеты, депонированные рукописи, неопубликованные документы, материалы передового пед.опыта труднодоступны для пользователей, так как хранятся в архивах учреждений и не тиражируются
Вторичные документы — справочная лит-ра, реферативные журналы, обзоры, каталоги, картотеки, указатели — содержат информацию о первичных документах Реферативные материалы (краткие изложения первичных документов) ориентируют специалистов в потоке информации, привлекают внимание к актуальным теоретич. и практич.проблемам, знакомят с новейшими исследованиями и т о способствуют внедрению науч. достижений Реферат помимо осн. части (раскрывает существенные элементы содержания, осн. идеи и выводы автора) часто включает библиографич. описание, ключевые слова, с помощью к-рых передается осн. содержание документа, формируется его поисковый образ Существуют разл. виды реферативных материалов
Реферативные сборники включают рефераты статей по одной или неск проблемам, опубликованных в малотиражных изданиях, материалах конференций, ученых записках, диссертациях, депонированных рукописях. Они представляют осн. тенденции развития науки и практики, ориентированы на ключевые проблемы, строятся с учетом информац. потребностей специалистов Издаются также рекомендательные библиографич. указатели (см в ст Библиография педагогическая).
Экспресс-информация служит для оперативного обеспечения ученых и практиков сведениями о наиб. важных достижениях педагогики в стране и за рубежом В выпусках помещают логически объединенные сведения о конференциях, совещаниях, симпозиумах, а также законченных и — и работах, рефераты книг или тематич подборок Выпускается неск серий, в т.ч. «Передовой пед.опыт».
Обзор содержит систематизиров сведения о состоянии, тенденциях и прогнозах развития пед.науки и систем образования, включает анализ, оценку и обобщение состояния конкретной проблемы и возможности ее решения.
В рамках сети рос. пед. НИИ действует система избирательного распространения информации (ИРИ), к-рая служит для оперативного доведения до разл. категорий пользователей поступающей НПИ в соответствии с их запросами при постоянно действующей обратной связи Осн. видами информации в этой системе служат информац. сообщения и аналитич. справки, составленные по неск группам источников.
Централизованная регистрация всех вышедших отеч. публикаций проводится Рос. книжной палатой (до 1992 Всес книжная палата, архив ев 65 млн ед печатной продукции, с 1910), в форме выпуска библиографич. карточек и спец. изданий — летописей с тематич рубрикацией и справочным аппаратом Среди них книжная (продолжает выходившую в СССР, с 1920, ведет историю с 1907, еженедельно), журнальных статей (с 1926, еженедельно), газетных статей (с 1936, еженедельно), рецензий (с 1935, ежемесячно) гос. библиографич. указатель «Ежегодник книги России» (продолжает аналогичное издание, выходившее в СССР, с 1925) включает спец. раздел «Образование и пед.науки» Издаются также «Летопись периодич изданий» (1 раз в 5 лет), указатели типа «библиография библиографии» и др. К ним примыкает бюллетень иностр. книг, поступивших в рос. б-ки Ориентирующую роль играют разл. сборники рефератов, каталоги и указатели диссертаций и т и издания.
Отраслевую библиографию отражают текущий (напр., «Лит-ра по пед.наукам и нар. образованию») и ретроспективные указатели (см в ст Библиография педагогическая).
Система НПИ, созданная как подсистема гос. системы науч. -техн информации и координируемая Отраслевым центром науч. информации «Школа и педагогика» (создан в 1974), охватывает рос. библиотеки педагогические, информац. подразделения пед.НИИ и др. Центр проводит исследования в области НПИ, обрабатывает источники для подготовки разл. информац. изданий и системы ее избирательного распространения в стране и за рубежом, в т.ч. издает ретроспективные и текущие указатели пед. лит-ры и документов.
Информац. обслуживание высшей школы осуществляет Отдел автоматизи-ров. технологии информац. обеспечения НИИ высшего образования. Фонд 100 тыс. экз. Специализиров. информац. центром по проблеме проф.-тех. образования является НИИ проф.-тех. образования. Проблемами НПИ в области образования занимается также Ин-т информатизации образования МО РФ и его филиалы. Издает (с 1993) научно-метод. журн. «Педагогическая информатика».
Научно-информац. центр заруб. образования занимается вопросами информац.-аналитич. обеспечения процессов академич. мобильности и созданием условий для участия России в междунар. академич. обменах. С янв. 1993 представлен в Совет Европы (секция высшего образования) как рабочий орган Комиссии по эквивалентности при Госкомитете по высшей школе.
Осн. формой хранения информац. ресурсов являются автоматизиров. базы данных. Гл. хранилищем НПИ — Гос. научно-пед. б-ка им. К. Д. Ушинского (см. Библиотеки педагогические).
Среди др. центров, аккумулирующих НПИ: Ин-т науч. информации по обществ. наукам (ИНИОН) Рос. АН, осн. в 1918 (13 млн. ед. хранения), включает базы данных по науковедению, философии, социологии, экономике, истории, разл. проблемам обучения и воспитания и др., св. 1 млн. библиографич. описаний документов. Имеет телекоммуникац. доступ к заруб. базам данных.
Всероссийский научно-техн. центр (ВНТИЦ), содержит информацию о всех проводимых в стране исследованиях. В его фондах сосредоточены микрокопии науч. отчетов, докторских и канд. диссертаций и др., в т. ч. серия «Культура. Народное образование. Педагогика».
Российская книжная палата (архив печати св. 65 млн. ед. печатной продукции, вышедшей на терр. России с 1910 и СССР с 1922—91).
Гос. публичная научно-т с х н. б-ка (ГПНТБ, Москва) представляет пользователям 9 баз данных, в 3 из к-рых содержатся материалы по образованию: системы МАРСИ (Междунар. автоматизиров. системы регистрации сериальных изданий стран — членов МЦНТИ); системы АСПТИ-ЗК (АСНТИ по заруб. книге); системы АИПС-ФАП (Автоматизиров. проблемно-ориентированной информац.-поисковой системы по фонду алгоритмов и программ). Международный центр научной и техн. информации (МЦНТИ; учрежден в 1969, Москва), включает междунар. специализиров. и отраслевые системы. Среди них для исследователей в области педагогики интерес представляет Междунар. специализированная информационная система по научноисследоват. работам (информация об отчетах, завершенных Н.-и. работах, защищенных диссертациях, пакетах прикладных программ и др.). Интеринформ-перевод (Москва) включает неопубликованные переводы книг (а также отд. разделов и глав из них), статей из периодич. и продолжающихся изданий и непериодич. сборников, отчетов о Н.-и. работах и др. Интерфильминформ (Москва) представляет по запросам сведения о законченных науч. фильмах и видеофильмах.
Основу лингвистич. обеспечения автоматизиров. системы научно-пед. информации в России составляет рубрика-тор «Нар. образование. Педагогика». Он предназначен для определения тематики органов НПИ, формирования информац. массивов поиска по рубрикам, включая адресацию запросов.
Информационно — поисковый тезаурус по нар. образованию и педагогике предназначен для использования в качестве осн. терминологич. пособия при индексировании документов и информац. запросов в рамках автоматизиров. системы НПИ, основан на лексике естеств. языка.
Международные сети и национальные центры в области НПИ выполняют координирующую функцию, способствуют развитию сети центров по распространению информации.
Региональные центры. В Африке действуют: Центр многоотраслевой документации регионального бюро образования для Африки (создан в 1970; г. Дакар, Сенегал), Деп. публикации, информации и документации (г. Кисангани, Заир); в Азии — Деп. документации и информации (1970; Тунис), Центр документации и информации при региональном бюро по образованию в араб. странах (1987; г. Аман, Иордания), б-ка и документац. служба регионального бюро ЮНЕСКО по образованию в Азии и Тихоокеанском регионе (1961; г. Бангкок, Таиланд); Центр документации по образованию в Европе (1964; Страсбур, Франция); Центр документации и информации стран Лат. Америки и Карибского бассейна (1963; г. Сантьяго, Чили).
Международные центры документации и информации. Центр документац. и информац. ресурсов (CREDI; 1953; Мадрид, Испания); Объединение документации и информации Междунар. бюро просвещения (1929; Женева, Швейцария); Документац. центр Междунар. ин-та по планированию образования (1963; Париж, Франция); Документац. центр и б-ка ин-та ЮНЕСКО по образованию (1951; Гамбург, Германия); роль междунар. центра выполняет Пед. документац. и информац. служба Деп. образования (1959, Вашингтон). Действуют также св. 200 нац. центров информации и документации.
При Международном бюро просвещения (МБП) создается единая система обмена документами между странами. Разработаны автоматизиров. библиографич. база данных, тезаурус по образованию, единая методика сбора и обработки информации. С 1974 реализуется проект междунар. пед. справочно-информац. службы. Компьютерный центр бюро связан со 100 нац. центрами НПИ. Междунар. сеть пед. информации (INED) создана в рамках МБП. Объединяет нац. центры Европы, Азии и Америки. С 1975 издается бюл. «Образовательные инновации и информация» («Educational innovation and Information»), функционирует кооперативная реферативная служба, аккумулирующая материалы по нововведениям в области образования из нац. центров. Наряду с традиц. фондами (св. 100 тыс. публикаций) центр обрабатывает св. 1000 журналов, отчеты о Н.-и. работах, материалы конференций и др. документы. Вторичная информация сети INED хранится в 4 автоматизиров. базах данных; IBECENT (фактографич. информация о профилях центров пед. документации и исследований, пед. образования и т. п.), IBETERM (единая терминологич., фактографич. база данных для поддержки, и развития тезауруса для индексирования и автоматизиров. поиска документов), IBELIB (библиографич. база данных — автоматизиров. каталог б-ки МБП; систематически выпускает указатели новых поступлений и нововведений в области обучения и воспитания), IBEDOCS (библиографич. база данных с описанием конференций, проводимых ЮНЕСКО и МБП, рефераты публикаций и их дискрипто-ры). INED дает возможность пользоваться всеми базами данных в диалоговом режиме.
Европ. система документации и информации по образованию (EUDISED; центр — Страсбур, Франция) представляет материалы нац. информац.-пед. центрам. С 1984 действует терминологич. служба.
Документац. объединение по педагогике (DOPAED; осн. в 1964 как. добровольный союз учреждений зап.-европ. стран, в к-рых используется нем. язык). Обрабатывает ежегодно ок. 500 назв. пед. журналов, св. 70 тыс. статей и пр. по отд. информац. рубрикам: дидактике, дошкольному, школьному и внешкольному воспитанию и т. д. Публикует ок. 40 периодич. информац. изданий, спец. библиографии по тематике, по видам источников и т. п. Издает метод. пособия, отчеты о Н.-и. работах, тезаурус по педагогике. Библиографич. поиск в диалоговом режиме возможен в ряде науч. учреждений (в т. ч. международных) Германии, Австрии, Швейцарии.
Европ. информац. центр Карлова ун-та по повышению квалификации учителей (ЕИЦ-ПКУ; создан в 1973; Прага, Чехия). Ориентирован на все формы и методы непрерывного образования учителей, собирает и обрабатывает лит-ру по проблеме повышения квалификации, методике преподавания отд. уч. предмеtob Издает аннотированную библиографию «Повышение квалификации учителей» (к 1991 вышли 6 тт) Два раза в год (с 1977) выпускает серию «Новости ЕИЦ-ПКУ», публикует выборочную информацию из стран европ. региона по реформе пед.образования и т. д. , биб-лиографич. серии по дошкольному воспитанию, пед.психологии, тематич сборники по теории и методике обучения
Информац. центр пед.источников (ERIC, создан в 1966, Вашингтон, США) Спонсор центра — Отдел исследований и развития образования при Деп образования США Развил глобальную информац. сеть, охватывающую всю англоязычную пед.лит-ру Деятельность системы координирует Нац ин-т образования США В сеть входит 16 отделений, каждое из к-рых отвечает за определенную область или направление педагогики образование взрослых и проф. -тех образование, консультация и подготовка персонала, управление образованием и воспитание в раннем детстве, аномальные и одаренные дети, высшее образование, источники информации, языки и лингвистика и др. С 1966 издается ежемес библиогра-фич журн «Ресурсы образования» («Resources m Education») Публикации, на использование к-рых нет ограничений по авторскому праву, продаются как микрофиш во все б-ки Выпускает «Текущий указатель журналов по образованию» («The Current Index to Journals m Education», с 1969), др. библиографич. -реферативную информацию, периодич библиографию журнальных статей с указателями и реферативный журнал Дополнительно для разл. групп пользователей выпускаются аннотации, рефераты статей, резюме по актуальным проблемам педагогики в виде микрофиш — система ACCESS ERIC Включает 4 базы данных ERIC Digests Online (резюме из 470 дайджестов), ERIC Information Service Providers (адреса учреждений, проводящих подписку на материалы центра), Education Related Information Centers (сведения о 200 центрах образования), Education Related Conferences (материалы о планируемых в текущем году междунар, региональных, нац и местных конференциях по проблемам образования) Особое внимание уделяется информац. обслуживанию шк б-к, студентов пед.вузов и ун-тов ERIC доступна для внешних пользователей, имеющих компьютеры
Лит Стандарты по библиотечному делу и библиографии, M, 1985, Библиографич. работа в б ке организация и методика M, 1990 Рубрикатор «Нар. образование Педагогика» Регистрац номер сост В M Полонский, Информационно-поисковый тезаурус по нар. образованию и педагогике Реги страц номер, сост В M Полонский, Общая программа по информации, «Бюллетень ЮНИСИСТ», Париж, 1986 т 14, №3, Про хазкова X, Информация и учитель, Пра га, 1986, Commission des Communautes Europe-enne, Strasbourg, 1922, Council of Europe, Strasburg, 1987, Fern ig L R, The place of Information m educational development A study prepa red for the International Bureau of education, P, 1980, Studies and surveys in comparative education, «Resources m education», 1922, J 5, UNESCO IBE education thesaurus, P, 1991
B M Полонский

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
457.51 кб

Модель информационной системы для поддержки научно-педагогической деятельности

Федотов Анатолий Михайлович, Барахнин Владимир Борисович, Жижимов Олег Львович, Федотова Ольга Анатольевна
Описывается технологический подход к созданию модели информационной системы для поддержки научнопедагогической деятельности, организованной в виде электронной библиотеки, а также архитектура информационной системы и принципы интег
Читать PDF
417.88 кб

Информационная инфраструктура вуза как ресурс развития научно-педагогической деятельности

Соколова О. И.
Читать PDF
154.77 кб

Информационное взаимодействие в сети Интернет как объект научно-педагогических исследований

Готская Анна Илясовна
В статье рассматривается специфика информационного взаимодействия в сети Интернет с целью уточнения самого понятия «информационное взаимодействие» применительно к взаимодействию в сети Интернет, а также выделения его особенностей
Читать PDF
224.46 кб

Роль научной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского в информационном обеспечении отечественно

Цапенко А. М.
В статье дается подробный обзор исторического периода развития ФГНУ «НПБ им. К.Д. Ушинского» РАО с начала ее основания и до времени конца 60-х годов прошлого века.
Читать PDF
188.25 кб

Перспективы развития информационно-аналитической системы подготовки и аттестации научно-педагогическ

Иванова И. В.
Оценка состава и динамики воспроизводства научных кадров высшей квалификации является важным индикатором для анализа основных тенденций развития кадровой ситуации в отрасли.
Читать PDF
327.53 кб

Научно-исследовательская компонента информационной образовательной среды педагогического университет

Атянасяк С. Л.
В статье обсуждаются особенности информатизации научно-исследовательской деятельности вуза в условиях создания информационной образовательной среды. Затрагиваются проблемы интеграции информационных ресурсов, входящих в среду.
Читать PDF
777.59 кб

Научно-педагогическое наследие в структуре историко-педагогической подготовки библиотечно-информацио

Улановская Наталья Сергеевна
Рассмотрена проблема изучения научно-педагогического наследия в профессиональной подготовке бакалавров и магистров библиотечно-информационной деятельности. На примере вклада В. Н.
Читать PDF
1.23 мб

Анализ информационных процессов подсистемы управления подготовкой научно-педагогических кадров в асп

Колобова Екатерина Александровна, Малецкий Роман Васильевич, Чигирева Ирина Валерьевна, Полянская Наталья Александровна
Введение.
Читать PDF
732.25 кб

О развитии информационно-аналитической системы департамента аттестации научных и научно-педагогическ

Строганов Владимир Иванович
Читать PDF
1.21 мб

Содержание и направленность публикаций в информационно- педагогической среде журнала "научные ведомо

Ирхин В.Н., Шеховская Н.Л., Ерошенкова Е.И., Тарасова С.И.
Статья посвящена исследованию основных направлений развития и проблем научно-педагогических публикаций в журнале «Научные ведомости Белгородского государственного университета» (БелГУ).
Читать PDF
1.35 мб

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ УГРОЗ В НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ И

Махмудов Сарвар Юлдашевич
В статье раскрыты возможности педагогических изданий в обеспечении информационной безопасности путем анализа и мониторинга публикуемых материалов, разработки критериев оценки их содержания; представлена структура концепции предотв
Читать PDF
336.88 кб

ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБ

Винокурова Ирина Викторовна
В данной статье рассматривается обоснование применения информационно-технологического обеспечения в системе повышения квалификации научно-педагогических работников в образовательной деятельности.