НАТОРП ПАУЛЬ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

НАТОРП Пауль
(1854–1924) – немецкий философ и педагог, один из представителей социальной педагогики. Автор книги «Социальная педагогика». В 1911 г. она переведена на русский язык.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

НАТОРП Пауль
(1854–1924). В поисках путей формирования нового типа личности в существовавших условиях значительное место заняли идеи, изложенные в его книге «Социальная педагогика», положившие начало одному из направлений реформаторской педагогики, которое проблемы образования и воспитания подрастающего поколения рассматривало в широком социально-философском контексте. Школа представлялась как наиглавнейшая ячейка социального содружества – союз педагогов и учеников.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

НАТОРП (Natorp) ПАУЛЬ (1854-1924)
немецкий философ, крупнейший теоретик социальной педагогики, д-р философии (1881). С 1885 профессор Марбургского университета. Последователь т.н. критического реализма. Н. вместе с Г. Когеном стал основателем марбургской школы неокантианства. Рассматривал воспитание ("К школьному вопросу", 1893) как пробуждение духовной самостоятельности воспитанника во взаимопересечении волевых устремлений его и воспитателя. При этом влияние воспитателя не должно иметь характер авторитарного воспитания. Формирование личности, по Н., осуществляется как установление отношения индивида ко всеобщему духовному закону. В трудах "Всеобщая педагогика в тезисах..." (1905), "О философии как науке, фундаментальной для педагогики" (1909) обратился к проблеме научного статуса и содержания педагогики, считал, что педагогика предполагает целостную философию для себя и в то же время создается как наука о человеке, которая может быть обоснована только философски. Согласно Н., философия указывает не только цель воспитания, но и путь: личность реализуется в познании (через интеллект), в нравственном поведении (через волю), в творчестве (через фантазию). Н. развивал идею воспитывающего обучения И.Ф. Гербарта, но в его трактовке воспитывающее содержание предметов должно быть направлено на формирование воли ученика. Он считал, что педагогика включает в себя не только задачи всеобщего анализа воспитания, но и индивидуального подхода. В этой связи указывал на роль "всеобщей психологии", выявляющей законы индивидуального развития - от чувственности через рассудок к разуму. Этому порядку соответствует домашнее и школьное воспитание, а также самовоспитание. Н. оказал значительное влияние на философско-педагогические представления и теории 20 в., в частности на интерпретации педагогики в духе "этического социализма", разрабатывавшиеся марбургской школой.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

НАТОРП Пауль
24.1.1854, Дюссельдорф, — 17.8.1924, Марбург), нем. философ, теоретик социального воспитания. После завершения (1876) университетского образования (Берлин, Бонн, Страсбург) был домашним учителем, преподавателем гимназии в Страсбурге. Д-р философии с 1881. С 1885 проф. Мар-бургского ун-та. Последователь т. н. критического идеализма, Н. вместе с Г. Когеном стал основателем марбург-ской школы неокантианства. В филос. трудах сформулировал идею об объективирующей силе познания, выводящей свой предмет из сферы субъективности. Согласно Н., философия, выражая высшую форму объективации — закон т. н. духовного единства, утверждает т. о. и принципы реального становления человека через формы науки, нравственности, права. По Н., принципом любой культуры является взаимодействие сознания и воли, к-рое порождает как автономию субъекта, так и всеобщие закономерности духовной деятельности.
В первой пед. работе «К школьному вопросу» (1893) Н. показал, что воспитание определяется всеобщим, творческим по характеру, познавательным отношением. Духовное единство «согласует» разл. людей друг с другом и не позволяет существовать изолированно. Н. рассматривал воспитание как пробуждение духовной самостоятельности воспитанника во взаимопересечении волевых устремлений его и воспитателя. При этом воздействие воспитателя должно иметь характер духовной помощи, но не авторитарного нажима. Формирование личности, по Н., осуществляется как установление отношения индивида ко всеобщему духовному закону, а сама индивидуальность лишь отражает единство закона, становления духовной культуры. Воспитание направляет индивидуальную волю к социальной общности, к ее всеобщим нравств. основаниям. По убеждению Н., общечеловеческое моральное учение должно быть положено в основу обучения в нар. школе, единой, обязательной для всех. Н. предусматривал также широкое распространение дифференцированной, т.е. средней, школы.
В трудах «Всеобщая педагогика в тезисах» (1905), «О философии как науке, фундаментальной для педагогики» (1909) Н. обратился к проблеме науч. статуса и содержания педагогики. Он считал, что поскольку воспитание направлено на формирование целостного человека, то педагогика предполагает и целостную философию-для себя и в то же время создается как наука о человеке, к-рая может быть обоснована только философски.
Согласно Н., философия указывает не только цель воспитания, но и путь: личность реализуется в познании (через интеллект), в нравств. поведении (через волю), в творчестве (через фантазию). Именно философия указывает учителю нормы, взаимосвязь к-рых в практике делает возможным духовное становление личности учащихся. Н. развивал идею воспитывающего обучения И. Ф. Гербар-та, но в его трактовке воспитывающее содержание уч. предмета должно быть направлено на формирование воли ученика. Педагогика, по Н., включает в себя не только задачи объективированного (всеобщего) анализа воспитания, но и субъективированного (индивидуального) подхода. В этой связи Н. указывал на роль «всеобщей психологии», выявляющей законы индивидуального развития — от чувственности через рассудок к разуму. Этому порядку соответствуют домашнее и шк. воспитание, а также самовоспитание.
Рассмотрение проблем формирования сознания привело Н. к выводу о том, что социальное воспитание наряду с хоз. и полит. деятельностью является осн. функцией, через к-рую человек осмысляет обществ. действительность. Воспитание занимает приоритетное положение, поскольку истинная социальная потребность — это сам индивид, его «очеловеченность» и его «подлинная индивидность». Н. стал крупнейшим теоретиком социальной педагогики. В трудах 20-х гг. Н. распространил воспитат. миссию философии не только на просвещение общества, но и на реализацию социальной утопии как телеологии нового обществ. организма. Н. оказал Значит. влияние на филос.-пед. представления и теории 20 в., в частности на интерпретации педагогики в духе «этического социализма», разрабатывавшиеся марбургской школой.
Соч.: Gesammelte Abhandlungen zur Sozialpadagogik, Bd l—3, Stuttg.; Geist und Gewalt in der Erziehung, Bad Pyrmont; в рус. пер.: Кант и Марбургская школа, в сб.: Новые идеи в философии, сб. 5, СПБ, 1913; Филос. пропедевтика, М., 1911; Социальная педагогика, СПБ, 1911; Культура народа и культура личности, СПБ, 1912; Песталоцци. Его жизнь и его идеи, П.
Лит.: Гордон Г., Пауль Наторп, «Вестник просвещения», 1924, № 11; С a s s i-r e r E., Paul Natorp, в кн.: Kant-Studien, Bd 30, B., 1925; Ruhloff J., Paul Natorps Grundlegung der Padagogik, Freiburg, 1966; Winter-hager E., Das Problem des Individuellen. Ein Beitrag zur Entwicklungsgeschichte Paul Natorps, Meisenheim am Glan, 1975. В. Б. Куликов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
366.16 кб

Пауль Наторп (публикация Н. А. Дмитриевой и А. А. Сухих, комментарии Н. А. Дмитриевой)

Дмитриева Нина Анатольевна, Сухих Анастасия Алексеевна
Читать PDF
112.05 кб

Пауль Наторп: интерпретация платонизма как «Предчувствия» трансцендентального идеализма

Ребещенкова Ирина Григорьевна
Представители неокантианства как баденской, так и маргбургской школы много внимания уделяли личности Платона и его философской системе. В данном случае рассматривается интерпретация платонизма П.
Читать PDF
430.75 кб

Пауль Наторп: развитие кантианской теоретико-познавательной модели как ответ на вызовы неклассическо

Перцев А.С., Пименов В.А.
Статья посвящена проекту философии марбургской школы неокантианства, преимущественно П. Наторпу, попытавшемуся найти место для философии в условиях стремительного развития научного знания.