НАСЫРИ КАЮМ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

НАСЫРИ КАЮМ (Насыров Габделкаюм Габделнасырович)
татарский ученый, просветитель и педагог. В 1855-70 преподавал татарский язык в русском Казанском духовном училище, семинарии и академии, в 1870-76 учительствовал в открытом им первом русско-татарском начальном училище в Казани. С 1876 занимался научно-педагогической, литературной и издательской деятельностью. Д.ч. (с 1885) Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Впервые начал научную разработку проблем преподавания татарского языка и его методики, составил и издал научную "Грамматику" татарского языка (1894), "Толковый словарь татарского языка" (ч. 1-2, 1895-96) и учебники для начального обучения. Основой школьного обучения считал родной язык, но русский язык считал обязательным для учащихся всех национальностей, живущих в России. Разработал основы методики обучения татар русскому языку, составил учебники русского языка для татар и словари. Составил для татарских школ первые учебники по географии, истории, основам анатомии и гигиены, арифметике, геометрии и др.; создал татарскую учебную терминологию по этим предметам. Н. - зачинатель детской татарской литературы.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

НАСЫРИ, Каюм
2(14).2.1825, дер. Верхние Ширданы, ныне Зеленодольского р-на Татарии, — 20.8(2.9). 1902, Казань], тат. ученый, просветитель и педагог. Учился в 1841- 55 в медресе «Мухамедия». Был вольнослушателем Казанского ун-та. В 1855- 70 преподавал тат. яз. в рус. Казанском духовном уч-ще, семинарии и академии, в 1870—76 учительствовал в открытом им первом рус.-тат. нач. училище в Казани. С 1876 занимался науч.-пед., лит. и издат. деятельностью. Д. ч. (с 1885) Об-ва археологии, истории и этнографии при Казанском ун-те.
Пед. взгляды Н. сложились под влиянием рус. педагогики 60-х гг. 19 в., трудов К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого. Основой шк. обучения считал родной язык. Впервые начал науч. разработку проблем преподавания тат. языка и его методики, составил и издал науч. «Грамматику» тат. языка (1894), «Толковый словарь тат. языка» (ч. 1—2, 1895—96) и учебники для нач. обучения «Правила правописания» («Кавагыйде китабэт», 1892), «Слог или Букварь» («Ижек яки элифба», 1894). Рус. язык Н. считал обя-зат. уч. предметом для учащихся всех национальностей, живущих в России. Разработал основы методики обучения татар рус. языку, составил учебники рус. яз. для татар: «Рус. чтение» («Кыйраэте рус», 1889), «Образец или грамматика» (Нэмунэ яки энмузэж, 1891), и уч. тат.-рус. (1875) и рус.-тат. словари (1892). Ко мн. учебникам написал метод. введения. Составил для тат. школ первые учебники на родном языке по географии, истории, основам анатомии и гигиены, арифметике, геометрии и др., создал тат. уч. терминологию по этим предметам. Н. — зачинатель тат. дет. лит-ры (см.: «На досуге» — «Буш вакыт», 1860). Мн. пед. идеи Н. изложены в «Книге о воспитании» («Тэрбия китабы», 1891), «Сокращенной книге по этике» («Эхлак риса-лэсе сэгыйрь», 1884), «Большой книге по этике» («Эхлак рисалэсе кэбир», 1890). Автор статей на пед. темы в издававшихся им тат. календарях (1871—97).
Соч. в рус. пер.: Избр. произв., Каз., 1977.
Лит.: Выдающийся просветитель К. Насыри [Сб. к 150-летию со дня рождения], Каз., 1976; Ханбиков Я. И. Выдающийся просветитель и педагог, СП, 1975, Х 8.
Я. И. Ханбиков.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия