НасилиеНаслаждение

НАСИРЭДДИН ТУСИ Абу Джафар Мухаммед

Найдено 2 определения термина НАСИРЭДДИН ТУСИ Абу Джафар Мухаммед

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

НАСИРЭДДИН ТУСИ Абу Джафар Мухаммед (1201-1274)

среднеазиатский ученый-энциклопедист, педагог, государственный деятель. Был советником персидских и монгольских правителей. Автор многочисленных трудов по математике, естествознанию, философии ("Комментарии к философии и логике Ибн Сины") и др. Среди его педагогических сочинений - "Этика Насира" (на языке фарси), св. 600 лет служившее учебником нравственного воспитания в учебных заведениях Среднего и Ближнего Востока, и "Поведение учащихся" (на арабском языке). Н.Т. использовал в своих трудах философско- педагогические идеи мыслителей Древней Греции, а также традиционные мусульманские догматы. Руководил строительством Марагинской обсерватории (существовала до середины 14 в.). Впервые (1260) дал систематическое изложение тригонометрии независимо от астрономии. Математические труды Н.Т., известные в Европе с 16 в., оказали значительное влияние на преподавание точных наук.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

НАСИРЭДДИН ТУСИ Абу Джафар Мухаммед

18 2 1201, Туе, ныне на терр Ирана, — 25 6 1274, Багдад), средне-азиат. ученый-энциклопедист, педагог, гос. деятель. Получил образование в медресе в Нишапуре Жил в Кухистане и Юж Азербайджане Был советником перс и монг правителей. Автор многочисл. трудов по математике, естествознанию, философии («Комментарии к философии и логике Ибн Сины») и др. Среди его пед.соч. — «Ахлаги Насири» («Этика Насира», на яз фарси) и «Адаб-уль-мута-аллимин» («Поведение учащихся», на араб. яз) и др., в к-рых заметно влияние тщательного изучения мн. источников. «Ахлаги Насири» cв. 600 лет служил учебником нравств. воспитания в уч. заведениях Ср. и Бл. Востока. H.T. использовал в нем филос. -пед.идеи мыслителей Др. Греции, а также традиц.мусульм догматы. Большое значение придавал овладению науч. знаниями, а также к -л ремеслом, к-рое можно изучить на повседневном опыте и в практич.занятиях Рассматривал худож. лит-ру как средство нравств. воспитания. Особое внимание уделял подготовленности наставников, указывал на нравств. ценность положит. примера. H. T. руководил стр-вом Марагинской обсерватории (существовала до сер. 14 в), ставшей одним из науч. центров ср -век Востока, в к-ром работали мн ученые, собрал здесь обширную б-ку (ок 400 тыс книг и рукописей) Впервые (1260) дал систематич. изложение тригонометрии независимо от астрономии. Матем. труды H.T., известные в Европе с кон. 16 в, оказали значит. влияние на преподавание точных наук.

Соч. «Ахлаги Насири» предисл P Сул-танова, Баку, 1980 (на азерб яз)

Лит А х а д о в а М Н, Насирэддин Туей о воспитании, «Тр Самаркандского гос. ун та им А Навои», 1971, в 197, 3 а к у с в А К, Психол. воззрения Насирэддина Туей, «Тр ин-та истории и философии АН Азерб ССР», 1955 т 6 В Рахимов

 

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ВОСПИТАНИЕ. Наследственность — передача тех или иных черт, особенностей (в терминах генетики — признаков) от предков к потомкам Обеспечивает биол.преемственность поколений, постоянство специфических для каждого вида морфологич. , физиол. и др. особенностей и тем самым сохраняет различия между видами, а внутри них — между отд. членами вида. Материальными носителями наследственности являются гены — участки дезоксирибонуклеиновой кислоты, молекулы к-рой заключены в хромосомах всех клеток организма. Совокупность всех генов образует генотип данного организма, т.е. ту сумму наследств. факторов, к-рые получены им от родительского поколения. При этом законы перекомбинирования родительского наследств. материала при слиянии двух половых клеток таковы, что генотип каждого человека оказывается уникальным, т.е. неповторимость каждого человека заложена уже в его наследственности. Однако любой ген активизируется только при наличии соответствующей ему среды. Без нее активность гена может либо не проявляться вообще, либо резко снижаться (на этом основано предупреждение нек-рых наследств. заболеваний). Взаимодействие генотипа и среды дает фенотип — конкретное выражение внешне наблюдаемого признака — анатомического, физиологического и т. д. Средовые воздействия, значимые для формирования индивидуальных особенностей психики, для каждого человека также специфичны. Находясь в формально одинаковых условиях (напр., в одном шк., классе), каждый ребенок «выбирает» в качестве актуальных для себя разные компоненты. Этот выбор происходит непроизвольно, на основании и генетически обусловленных особенностей (напр., свойств темперамента), и всего предыдущего опыта. Т.о., и наследственные, и средовые факторы оказываются для каждого человека специфичными, уникальными, что и создает уникальность психол. облика каждого человека на всех этапах его развития — от раннего детства до старости. Однако в разных признаках влияния наследственности и среды различны. Для выявления их соотношения используются генетич. методы популяционный, генеалогический, близнецовый, метод приемных детей. Чаще других используются второй и третий, однако второй, предполагающий сравнение родственников, и прежде всего прямых (т с родителей и их потомков), при изучении психол. признаков имеет существ ограничение: он практически не позволяет отличить передачу того или иного признака через механизмы наследственности от передачи их через воспитание, обучение и т. д. — то есть от т.н. культурной преемственности. Более надежные результаты дает близнецовый метод к-рый стал осн. методом психогенетики — отрасли науки, пограничной между генетикой и психологией, исследующей влияние генотипич. и средовых факторов на формирование психол. особенностей людей. В этой области исследован широкий круг психол. признаков, относящихся к высшим психическим функциям, темпераменту, двигательной сфере человека. Полученные данные говорят о том, что мн. психол. различия между людьми в большей или меньшей мере зависят от факторов наследственности. На этом основании нек-рые исследователи (X Ю Айзенк, А Дженсен, P Кеттел и др) делают выводы о врожденной предопределенности уровня интеллекта человека, особенностей его личности и социального поведения. Напр., Айзенк полагает, что интеллектуальные способности на 80% определяются наследственностью и потому могут быть надежно измерены с помощью тестов. По этому вопросу в мировой и отеч. психологии продолжается острая дискуссия.

Для решения пед.задач наиб. важны два вопроса: во-первых, какие психол. признаки могут определяться факторами генотипа, а какие — нет, во-вторых, означает ли надежно установленная наследств. обусловленность признака его неизменность даже при спец. пед.воздействиях.

Есть все основания считать, что все, относящееся к собственно личностным особенностям — мировоззрение человека, нравств. и этич. ценности и т.н. качества личности (иногда их относят к «содержательным» характеристикам психики в отличие от «формально-динамических»), в геноме не кодируется, т.е. наследственностью прямо не определяется. Даже в тех случаях, когда, напр. по преступности или алкоголизму монозиготные («однояйцевые») близнецы оказываются внутрипарно более похожими, чем дизиготные («разнояйцовые»), наследственно обусловлено не само асоциальное поведение, а лишь нек-рые анатомо-физиол. особенности, к-рые при разном воспитании могут привести к разным результатам. Напр., было обнаружено, что одна из форм хромосомных аномалий — наличие лишней Y-хромосомы — среди мужчин-преступников встречается значительно чаще, чем в нормальной популяции, из этого факта был сделан вывод о генетич. обусловленности преступности. Однако дальнейшие исследования показали, что в биографиях преступников с хромосомной аномалией присутствуют те же факторы, способствующие асоциальному поведению, что и у преступников с нормальным хромосомным набором По-видимому, эти мужчины, рослые, уже в детстве обнаруживающие повышенную внеш. активность, представляют собой часть населения, «привлекательную» для вовлечения в преступные действия. Непосредств. причина совершения ими асоциальных поступков лежит не в их генетич. конституции, последняя лишь создает нек-рые особенности, к-рые в определенных условиях воспитания могут привести к совершению преступления, в др. условиях они же могут быть направлены, наоборот, на социально полезную активность.

Т.о., собственно личностные качества есть прежде всего результат воспитания в широком смысле слова, однако само воспитание должно учитывать такие особенности организма, к-рые могут быть наследственно обусловлены В тех случаях, когда генетич. влияния на формирование индивидуально-психол. особенностей установлены надежно, педагог не должен считать, что этот признак разовьется «сам по себе» или, наоборот, что с ним «ничего не сделаешь». Для реализации генетич. информации необходима определенная среда, для психол. признаков такой средой являются соответств. условия обучения и воспитания.

Разнообразие генотипов, существующих в человеческой популяции, позволяет предполагать наличие в каждом из них тех или иных положит. потенций. Единств путь выявления генетич. потенций человека — предоставление самых широких средовых возможностей для их реализации. «Наследств. обусловленность» психол. особенностей, установленная совр. методами, есть популяционная характеристика она говорит лишь о том, что различия между людьми в той или иной мере определяются различиями в их генотипах. Поскольку же конкретное — фенотипическое — значение признака у конкретного человека (напр., объем памяти) обязательно зависит от взаимодействия генотипа и среды, то, измерив его, нельзя считать, что это и есть наследственно данная величина, она с равной вероятностью может быть и результатом средовых влияний. По наследству передается не конкретное выражение признака, а нек-рая «норма реакции», т.е. тип реакции данного генотипа на данную среду.

Хотя генетически детерминированные признаки являются существенной «конституциональной» характеристикой человека, возможно, устойчивой в онтогенезе, это не означает, что они не развиваются и что к ним педагог должен подходить как раз и навсегда данным. В настоящее время нет никаких доказательств того, что зависящие от факторов генотипа психол. особенности оказываются более стабильными в развитии, чем те, к-рые больше зависят от среды. В индивидуальном развитии меняется и сама генетич основа признаков. Эксперим. данные позволяют считать, что индивидуальные особенности высших психич. функций (напр., произвольного запоминания), социально опосредованных, формирующихся только в обучении (в широком смысле слова), меньше зависят от генотипа, чем от функции низших (напр., непосредств. запечатления) Это открывает педагогу путь известной компенсации даже генетически сниженных возможностей ребенка (напр., формированием мнемотехн. приемов).

Лит Биологическое и социальное в разви тии человека, M, 1977, Дубинин H П, Карпец И И Кудрявцев В H Генетика поведение ответственность, M 1982, Л о л с p Д, Коэффициент интеллекта наследственность и расизм пер с англ. M 1982 Выготский Л С, Проблемы раз вития высших психич. функций, Собр. соч, т 3, M 1983, ЛеонтьевА Н, Развитие психики в онтогенезе в кн Избр психол. произв, т l, M 1983, Фролов И Г Перспективы человека, M, Левой тин P, Чечовеческая индивидуальность наследственность и среда M, 1993

И В Равич-Щербо

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме НАСИРЭДДИН ТУСИ Абу Джафар Мухаммед — 0

Найдено научныех статей по теме НАСИРЭДДИН ТУСИ Абу Джафар Мухаммед — 0

Найдено книг по теме НАСИРЭДДИН ТУСИ Абу Джафар Мухаммед — 0

Найдено презентаций по теме НАСИРЭДДИН ТУСИ Абу Джафар Мухаммед — 0

Найдено рефератов по теме НАСИРЭДДИН ТУСИ Абу Джафар Мухаммед — 0