НАРОДНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

НАРОДНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ
общедоступные просветительские учреждения, способствующие повышению культуры и профессионального мастерства независимо от образовательного уровня и возраста. Часто включаются в систему образования взрослых. Первый Н.у. - "Высшая народная школа", осн. в 1844 в Дании Н.Ф. Грундтвигом. В 40-70-х гг. 19 в. учебные заведения такого типа возникли в скандинавских странах, Германии и Финляндии. Обучение осуществлялось в виде популярных лекций; формальных прав выпускники не получали, программы официально не утверждались. Другой тип Н.у. получил развитие в Англии, где в 1870 при Кембриджском университете был создан Открытый университет. В нем читали лекции и проводили занятия профессора университета. В России предшественниками Н.у. стали различные курсы для взрослых, создававшиеся в 80-90-х гг. 19 в. Наиболее известны Пречистенские курсы в Москве (открыты в 1897) - бесплатные вечерние общеобразовательные курсы для рабочих. Первоначально в составе курсов действовали 2 отделения - общее (для неграмотных и малограмотных) и специальное (для получивших подготовку в объеме школы). В начале 20 в. в Москве, С.-Петербурге и других городах возникли общественные организации ("Общество народных университетов" и "Народные университеты"), которые создавали Н.у. Особым типом Н.у. в России стал Городской народный университет А.Л. Шанявского в Москве, учрежденный в 1908 (см.Шанявского университет). После 1917 Н.у. получили название Рабоче-крестьянских университетов. С созданием широкой сети профессиональных отраслевых учебных заведений Н.у. утратили свое значение в подготовке специалистов. Они возродились в 50-х гг. как форма массовой культурно-просветительской работы, пропаганды научно-технических и других знаний. Н.у. учреждались обществом "Знание", министерствами образования, культуры, здравоохранения, творческими союзами, профсоюзами. В конце 80-90-х гг. систему Н.у. заменили многочисленные курсы для взрослых при высших и средних профессиональных учебных заведениях и других организациях. См. также Шанявского университет

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

НАРОДНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ
общедоступные просветительные учреждения, способствующие повышению культуры и проф. мастерства, независимо от образоват. уровня и возраста. Часто включаются в систему образования взрослых. Первый Н. у. — «Высшая нар. школа» («Folke hoj skolen»), осн. в 1844 в Дании обществ. деятелем и педагогом Н. Ф. Грундтвигом. В 40—70-х гг. 19 в. такие уч. заведения под раз л. названиями возникли в скандинавских странах, Германии и Финляндии. Формальных прав выпускникам они не давали, уч. планы и программы официально органами образования не утверждались. Обучение осуществлялось в виде популярных лекций по общеобразоват. предметам в сочетании с практич. занятиями по агрономии, ветеринарии, кулинарии (для женщин) и т. п.
Другой тип Н. у. получил развитие в Англии, где в 1870 при Кембриджском ун-те был создан т. н. Открытый ун-т («University Extension»), в к-ром читали лекции и проводили занятия университетские профессора. В 1890 в США по инициативе Амер. об-ва для распространения университетского образования открылись Н. у. в Чикаго, Балтиморе и др. городах.
В России предшественниками Н. у стали созданные в 80—90-х гг. 19 в. разл. курсы для взрослых. наиб. известность приобрели Пречистенские курсы в Москве (открыты в 1897 Моск. отделением Русского технического общества) — бесплатные вечерние общеобразоват. курсы для рабочих, на к-рых преподавали профессора Моск. ун-та И. М. Сеченов, А. Н. Реформатский, Н. В. Чехов, М. А Чехова, M H. Шатерников и др. Первоначально в составе курсов действовали 2 отделения — общее (для неграмотных и малограмотных) и специальное (для окончивших школу или получивших подготовку в ее объеме). С 1908 курсы делились на 3 школы: низшая (общее нач. образование), средняя (предметы общеобразоват. школы в неполном объеме) и высшая (по типу Н. у.). Были и нелегальные кружки, где изучались история рабочего движения и проблемы деятельности РСДРП. В 1917 курсы преобразованы в Пречистенские рабочие социалистич. курсы, ав 1922 — врабочий факультет.
В нач. 20. в. в Москве, Петербурге и др. городах России возникли обществ. орг-ции («Об-ва нар. ун-тов» и «Нар. унты»), к-рые создавали Н. у., носившие просветительский характер. Ун-ты были неоднородны по целям обучения, структуре, содержанию изучаемых дисциплин, формам и методам преподавания. В 1908 состоялся 1-й Всерос. съезд деятелей об— в Н. у. (ок. 500 участников).
Особым типом Н. у. в России стал Гор. нар. ун-т А. Л. Шанявского в Москве, учрежденный в 1908 по инициативе либер. интеллигенции на средства обществ. деятеля Шанявского. Диплом о ср. образовании в ун-те не требовался. Имелось 2 отделения: науч.-популярное (4-годичное, в объеме гимназии) и академич. (3-годичное, в объеме программы ун-та по 2 циклам наук — естеств.-ист. и обществ.-филос.). Никаких формальных прав окончившие ун-т не получали. От преподавателей не требовалось ученой степени магистра или дера наук, но они должны были иметь науч. труды и опыт пед. деятельности. В ун-те лекции читали ученые В. И. Вернадский, Н. Д. Зелинский, И. А. Каблуков, А. П. Павлов, Реформатский, К. А. Тимирязев, А. Е. Ферсман, педагоги II П. Блонский, А. У. Зеленко и др. Большой популярностью пользовались курсы дошк. воспитания (под руководством С. Т. Шацкого и В. Н. Шацкой) и библиотечных работников при ун-те. С началом 1-й Мировой войны большинство Н. у. закрылось. В 1918 прекратил работу и нар. ун-т Шанявского.
После Окт. революции 1917 Н. у. открылись вновь, получив название рабоче-крестьянских ун-тов. В 1925—31 при высших и других уч. заведениях создавались рабочие ун-ты для повышения уровня общего образования, расширения полит. и общетехн. знаний рабочих, а также крестьянские ун-ты, где изучались вопросы с. х-ва, колхозного стр-ва. Организовывались филиалы при заводах и фабриках, подготовит, курсы и консуль-тац пункты для рабочих, не имевших достаточной образоват. и проф. подготовки, а также воскресные ун-ты для тех, кто не мог посещать ун-т в рабочие дни. Рабочие ун-ты состояли из 2 отделений: 2-годичного общественно-экон., с циклами — адм.-хоз., проф. работы, кооперации, политпросветработы, рабкоровского и др., и 3-годичного техн., с циклами — электротехники, химии, механики, агрономии и др. 1-й курс давал общеобразоват. подготовку, со 2-го изучались спец. предметы. Состоялись всес. совещания Н. у. (1927—28). С созданием широкой сети проф. отраслевых уч. заведений Н. у. утратили свое значение в подготовке специалистов. Они возродились в 50-х гг. как форма массовой куль-турно-просветит. работы, пропаганды науч.-техн. и др. знаний.
Учредителями Н. у. являлись орг-ции об-ва «Знание», мин-ва просвещения, культуры, высш. и ср. спец. образования, здравоохранения, творческие союзы, профсоюзы. Н. у. охватывали большинство отраслей х-ва, науки, техники, иск-ва и делились на 3 типа: повышения проф. квалификации, обществ. профессий и просветительные. Большое место занимали Н. у. пед.знаний для родителей, работников нар. образования и др. В 1986 в СССР насчитывалось 59 тыс. Н. у. (20 млн. слушателей; 750 тыс. преподавателей). Руководители (ректор, декан) и преподаватели работали на обществ. началах. Возглавляли Н. у. советы, в к-рые входили руководители, слушатели, представители орг-ций-учре дителей. Центр. совет Н. у. действовал (1968—91) при об-ве «Знание».
С сер. 80-х гг. большинство Н. у. стало работать на коммерч. основе, оплачивая труд преподавателей и взимая плату со слушателей. Сложившуюся в 50—70-х гг. систему Н. у. в кон. 80-х — нач. 90-х гг. заменили многочисл. курсы для взрослых при высших и ср. спец. уч. заведениях, добровольных обществах, творч. союзах и т. п. В отличие от Н. у. эти курсы по своим программам не преследуют широких общеобразоват. целей, а носят сугубо прикладной характер: по ускоренному обучению профессиям, ставшим актуальными и популярными в новых экон. условиях (брокерь!, специалисты по маркетингу и рекламе, агенты мелкорозничной торговли и т. п.); по интенсивному изучению разговорной речи или стилистики деловой переписки на иностр. языке; по освоению техн. средств, связанных с обслуживанием управленч. или конторского труда. Сохранилось небольшое количество добровольных объединений, продолжающих обществ. и просветит. традиции Н. у., при б-ках, музеях и др. учреждениях культуры, нац.-культурных об-вах и т. п. С нач. 90-х гг. на обществ. началах стали создаваться группы для взрослых по изучению религии и истории вероучений при конфессиональных общинах.
Лит Г с б с л В, Внешк нар. образование в Зал Европе и Сев. Америке, М, 1899; Нар. ун-т в С -Петербурге, СПБ, 1898, Моск. гор нар. ун-т им А Л Шанявского Ист. очерк, М, 1914, Смушков В, Нар. ун-ты (Обзор уставов и принципы организации), «Внешк образование», 1919, №2—3, К 25-летию Пречистенских рабочих курсов (Пречистенский рабфак и практич.ин-т), 1897—1922, Сб, М, 1922, Рабочие ун-ты Сб положений и организац. мат-лов, М -Л, 1929, Как работают рабочие ун-ты, М -Л, 1929, Д у б p о— в и и а Л В, Нар. ун-ты, М, 1963, Сб док-тов о развитии нар. ун-тов в СССР, М, 1971; Дар и не кий А В, Нар. ун-ты — центры самообразования, М, 1977 А В Даринский.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
121.03 кб

Народный университет имени Шанявского

Власов В. А.
В статье рассматривается процесс создания и десятилетней деятельности неправительственного учебного заведения – Московского городского народного университета, особая роль в этом представителя либеральной интеллигенции генерал-майо
Читать PDF
772.39 кб

Деятельность народных университетов культуры в Чувашии

Алжейкина Галина Владимировна
В статье рассматривается деятельность народных университетов культуры, занимающих особое место и значение в культурнопросветительской деятельности в Чувашии.
Читать PDF
3.27 мб

Открыт первый в России Православный народный университет

Аркадий Северюхин
Читать PDF
753.01 кб

Городской народный университет и Альфонс Леонович Шанявский

Князев Евгений Акимович
В статье рассматривается процесс становления и развития Московского городского университета, созданного на средства предпринимателя А. Л. Шанявского, его вдовой и последователями.
Читать PDF
306.03 кб

Деятельность народных университетов в марийской деревне в 1966-1985 годах

Рыбалка Владимир Иванович
Рассмотрен опыт работы народных университетов, особенности методов проведения семинаров, лекций, бесед, творческих дискуссий и практических занятий.
Читать PDF
187.06 кб

Народные университеты Финляндии и возможности использования этого опыта в России

Торвинен Вейкко
Читать PDF
154.69 кб

Народные университеты – образование в течение всей жизни для сбалансированного развития

Малишевский Томаш
Читать PDF
201.45 кб

«…на благо и возрождение России»: к истории создания и развития народного университета им. А. Л. Шан

Духавнева А. В.
Читать PDF
2.78 мб

Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского как тип высшей школы частной инициа

Бреев С. И., Конакова Ж. А.
Читать PDF
183.06 кб

Университет культуры и искусств в сохранении и развитии традиций народной художественной культуры в

Терехов П.П.
В статье рассматривается роль Казанского государственного университета культуры и искусств в удовлетворении региональных культурно-образовательных потребностей и запросов, в сохранении национально-культурных традиций, в развитии м
Читать PDF
116.33 кб

К образовательной биографии Льва Выгодского: Московский городской народный университет имени А. Л. Ш

Воля Елена Сергеевна
Цель данной статьи состоит в том, чтобы обратить внимание на культурный ресурс «вольного» Университета Шанявского в образовательной биографии его вольного слушателя Льва Выгодского.
Читать PDF
452.49 кб

Формирование целевой ориентации воскресных школ и народных университетов во второй половине XIX – на

Духавнева Алла Владимировна
В статье представлены результаты историко-педагогического исследования целеполагания таких образовательных учреждений для взрослых, как воскресная школа и народный университет, получивших наиболее широкое институциональное распрос