Народная культураНародная педагогическая мудрость

Народная педагогика

Найдено 4 определения термина Народная педагогика

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Педагогика народная

исторически сложившаяся совокупность пед. сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, героическом эпосе, своде правил поведения и воспитания, обычаях, обрядах, традициях, детских играх и игрушках. П. н. содержит как идеал воспитания, так и пути и средства его достижения. Ценности П. н. помогают направить современный учебно-воспитательный процесс на формирование национального самосознания у подрастающего поколения, развитие у него понимания роли своей нации, этноса в мировой культуре.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Педагогический словарь

Народная педагогика

система семейного и общественного воспитания, основанная на национально-исторических особенностях конкретного народа, его традициях, обычаях, вере, и отражающая его менталитет, психологический склад и эмоционально-эстетические пристрастия. В этом смысле народную педагогику называют родительской педагогикой. В понятие «народная педагогика» входит также научной знание, описывающее эту систему и ее особенности. В этом случае народную педагогику нередко называют этнопедагогикой (этнической педагогикой). Народная педагогика является частью народной культуры, существует как прикладная философия, т.е. как система воспитательных взглядов народа (нации), его миропонимание в сфере человеческого становления. Это народная мудрость, зафиксированная самим народом в различных жанрах фольклора. Народная педагогика аккумулировала в себе основные педагогические идеи многовекового опыта народа: сотрудничество в совместной жизнедеятельности, заботу во взаимной зависимости, духовную самоотдачу и милосердие, возвышение духовных потребностей над «земными» и многое другое. Народная педагогика может содержать в себе не только положительные позиции (методы воспитания, содержание, виды деятельности), но и отрицательные, консервативные в виде предрассудков, жестокости. Работая с учеником и семьей, педагоги образовательного учреждения необходимо учитывают «родительскую педагогику».

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА

совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в этнокультурных традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми. Заключая в себе многовековую бытовую культуру воспитания, Н.п. сохраняет общие черты, имеющиеся в воспитательных традициях разных народов. Одним из определяющих компонентов воспитания в Н.п. выступает передача некоторых традиций в процессе взаимодействия поколений. С древнейших времен сохранились традиции ухода за малолетними детьми, воспитания подростков и юношества, подготовки к семейной жизни. В народном сознании четко выражены идеи необходимости, природосообразности и непрерывности воспитания, отраженные в фольклоре. В Н.п. прослеживаются логическая стройность и системность. Традиционные представления о ребенке как субъекте воспитания в Н.п. реализовались в особом внимании и заботливом отношении к детям, в т.ч. к сироте, приемышу, падчерице, пасынку и пр. Достаточно полно представлены факторы воспитания: природа, слово, труд, быт, обычай, традиции, искусство, религия, общение, игра, пример. Важнейшая роль отводилась приобщению ребенка к языковой культуре. Словесному воздействию придавался особый (иногда магический) смысл (поверье, просьба, совет, намек, пожелание и пр.). В традиционной педагогике всех народов последовательно проводится идея полного педагогического цикла (человек рождается внуком, умирает дедом). Конкретные цели воспитания воплощались в образе идеального человека ("добрый молодец", "умница-красавица" и т.д.) и в виде добродетелей, в которых просматривается традиционное народное понимание педагогических функций: развитие ума, воспитание честности, порядочности, трудолюбия и т.д. Идеалы совершенной личности у разных народов очень близки друг другу. Они включают ум, красоту, нравственные достоинства, физическую силу (здоровье), выносливость. В Н.п. учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей. В народных традициях имеют место и своеобразные формы организации жизни и самодеятельности детей и молодежи: трудовые объединения, вечерки, праздники с многочисленными состязаниями, театрализованными представлениями, маскарадом. В истории Н.п. можно выделить особые этапы, связанные с формированием этнокультурных общностей, а также с изменениями в распределении воспитательных функций. Первым и гл. лицом в традиционном воспитании первоначально была мать. На протяжении длительного времени старшие братья и сестры имели важнейшее значение в воспитании, роль отца как воспитателя утвердилась только после возникновения института семьи. В рамках рода и племени семья являлась средоточием народной педагогики - идей, традиций, опыта. В процессе формирования общественных образовательных институтов Н.п. прочно сохраняла свои позиции. Переход воспитательных функций в ведение государства оказывал разрушительное воздействие на Н.п.: утрачивались национально-педагогические традиции, самобытные формы воспитания. Н.п. представляет собой лишь часть целостного фольклорного сознания. Задача педагогики состоит в выделении и систематизации элементов педагогической системы без изменения оригинального характера Н.п. Развитие педагогической науки во многом определялось содержанием Н.п., т.к. научная педагогика основывалась на сложившихся воспитательных традициях, в педагогической практике отражался опыт народного воспитания. В рос. педагогической теории термин "Н.п." впервые употребил (1864) К.Д. Ушинский. Идеи и традиции Н.п. нашли отражение в педагогических трудах Н.Ф. Бунакова, П.Ф. Каптерева, Д.Д. Семенова и др. Удачный опыт соединения традиционного воспитания с педагогической теорией продемонстрировали Яснополянская школа Л.Н. Толстого и Симбирская чувашская учительская школа И.Я. Яковлева. Во 2-й половине 20 в. тенденции демократизации системы образования во всем мире способствуют возрождению мн. традиционных форм воспитания.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА

совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в этнокультурных традициях, нар. поэтич. и худож. творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми. Заключая в себе многовековую бытовую культуру воспитания, Н.п. сохраняет общие черты, имеющиеся в воспитат. традициях разных народов.

Источниками изучения Н.п. являются фольклор, этнографич. и антропологич.материалы, археологич.находки, мемуарная лит-ра и др. Нормативные требования Н.п. преим извлекаются из устного нар. творчества (т и фольклорная педагогика) Представленная в фольклорных текстах и обрядности, Н.п. в совокупности составляет целостную воспитат. систему.

Одним из определяющих компонентов воспитания в Н.п. выступает передача нек-рых традиций в процессе взаимодействия поколений. С древнейших времен сохранились традиции ухода за малолетними детьми, воспитания подростков и юношества, подготовки к семейной жизни, а также соответствующие устойчивые дидактич. принципы Особенно плодотворны идеи и опыт Н.п. в дошк. воспитании, как общественном, так и семейном.

В нар. сознании четко выражены идеи необходимости, природосообразности и непрерывности воспитания Необходимость воспитания человека основана на наблюдениях за живой природой, в фольклорных текстах разл. народов имеется много метафор, передающих конкретные пед.представления «цветок», «отросток», «побег», «поросль», «семя» и т. д. Положения о возможности воспитания и непрерывности пед.традиции реализовались гл. обр. через устное нар. творчество. Произведения фольклора, часто описывающие ист. события, являлись не только носителями пед.идей, но и своего рода дидактич. материалом.

В Н.п. прослеживается логич.стройность и системность. Пед.понятия народов четко определены питание, вскармливание, уход, пестование, наставление и др. Традиц.представления о ребенке как субъект воспитания реализовались в Н.п. в особом внимании и заботливом отношении к детям, в т.ч. к сироте, приемышу, падчерице, пасынку, в попытках разумно регулировать взаимоотношения детей и взрослых, старших и младших Достаточно полно представлены факторы воспитания природа, слово (мысль), труд (действие, дело, деятельность), быт, обычай, традиция, иск-во, религия, общение, игра, пример Важнейшая роль отводилась приобщению ребенка к языковой культуре Словесному воздействию придавался особый (иногда магический) смысл (поверье, просьба, совет, намек, пожелание, благословение, заклинание, зарок, клятва, упрек, укор, уговор, запрет, брань, угроза, проклятие и др) В традиц.педагогике всех народов последовательно проводится идея полного пед.цикла (человек рождается внуком, умирает дедом) Конкретные цели воспитания воплощаются в образе идеального человека (напр., «добрый молодец», «умница-красавица» у русских, «настоящий джигит» у горцев, «честно живущий человек» у чукчей) и в виде добродетелей (напр., «три добра — доброе слово, доброе намерение, доброе дело» у таджиков, «семь добродетелей» — согласие, ум, трудолюбие, покладистость, бережливость, честность, верность у чувашей) В этих идеалах просматривается традиц. нар. понимание пед.функций развитие ума, воспитание честности, порядочности, благородства, человечности, трудолюбия и др. Идеалы совершенной личности у разных народов очень близки друг другу Они включают ум, красоту, нравств. достоинства, физич. силу (здоровье), выносливость. В Н.п. учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, т.н. материнская педагогика, содержащая многообразные средства воспитания детей мл. возраста, предусматривает сочетание словесного и эмоционального воздействия (потешки, пестушки, считалки, скороговорки, прибаутки и т п) с физич. упражнениями. В нар. традициях имеют место и своеобразные формы организации жизни и самодеятельности детей и молодежи трудовые объединения, вечерки, праздники с многочисл. состязаниями, театрализов представлениями, маскарадом.

В истории Н.п. можно выделить особые этапы, связанные с формированием этнокультурных общностей, а также с изменениями в распределении воспитат. функций Первым и главным лицом в традиц.воспитании первоначально была мать На протяжении длительного времени старшие братья и сестры имели важнейшее значение в воспитании, роль отца как воспитателя утвердилась только после возникновения института семьи Взаимодействие воспитуемых и воспитателей достаточно сложно и в каждом конкретном обществе имеет свои особенности В рамках рода и племени семья являлась средоточием нар. педагогики — идей, традиций, опыта В процессе формирования обществ.образоват.институтов Н.п. прочно сохраняла свои позиции Введение массового обучения в гос. образоват.учреждениях несколько ограничило ее влияние, но в то же время, обусловливая взаимодействие Н.п. с пед.наукой, шк практикой, дало толчок к обогащению нар. опыта воспитания новыми сведениями Однако переход воспитат. функций в ведение гос-ва оказывал одновременно разрушительное воздействие на Н.п. утрачивались нац -пед.традиции, самобытные формы воспитания.

Н.п. представляет собой лишь часть целостного фольклорного сознания Задача педагогики состоит в выделении и систематизации элементов пед.системы без изменения оригинального характера Н.п. Развитие пед.науки во многом определялось содержанием Н п, т к науч. педагогика основывалась на сложившихся воспитат. традициях, в пед.практике отражался опыт нар. воспитания В классич.педагогике проблемы взаимодействия теории воспитания и нар. пед.традиций, пути проникновения идей Н и в культурное сознание рассмотрел Я А Коменский в трудах «Мудрость старых чехов», «Материнская школа», «Великая дидактика» На традиции семейного воспитания опирался И Г Песта-лоцци («Лингард и Гертруда», «Как Гертруда воспитывает своих детей») Непосредственным развитием положений Н и являются принцип культуросо-образности воспитания, разработанный Ф А В Дистервегом, и идея народности воспитания, определяющая пед.систему К.Д. Ушинского. Своеобразное преломление опыт традиц.воспитания получил в ведущих пед.направлениях 20 в, в т.ч. в педагогической антропологии.

В рос. пед.теории термин «Н и » впервые употребил (1864) Ушинский в метод руководстве для учащих по его книге «Родное слово» Подчеркивая воспитат. значение рус. сказок, педагог назвал их «первыми и блестящими попытками русской народной педагогики» Идеи и традиции Н и нашли отражение в пед.трудах Н Ф Бунакова, II Ф Каптерева, Д Д Семенова и др. Удачный опыт соединения традиц.воспитания с пед.теорией продемонстрировали Яснополянская школа Л Н Толстого и Симбирская чуваш. учит школа И Я Яковлева

Во 2-й пол 20 в тенденции демократизации системы образования во всем мире способствуют возрождению мн традиц.форм воспитания Н и находит отражение не только в устной традиции, но и в худож. творчестве, науч. -просветительской деятельности, публицистике, что способствует обогащению общечеловеческой пед.культуры Одним из наиб. плодотворных направлений в истории педагогики становится изучение эволюции Н п, зависимости ее от конкретных условий жизни народа, расшифровки забытых подтекстов, точного воспроизведения утерянного смысла пед.культуры народа

Лит Ханбиков Я И, К изучению нар. педагогики, «Доклады АПН РСФСР», 1961, №3, Егоров Д E Нар. пед.традиции в наследии Я А Коменского (на чуваш. яз), в кн Ян Амос Коменский и современность, Чебоксары, 1970, ХадиковХ X, К вопросу о специфике нар. воспитания, в кн Единство национального и интернационального в коммунистич воспитании, Орджоникидзе, 1971, Волков Г Н, Идея совершенного человека в народном воспитании, СП, 1971, № 10, Краевский В В, Соотношение педагогической науки и педагогической практики, M, 1977, Сухомлинский В А, Родительская педагогика, M 1978 Суслопарова Л Д, Семейные традиции, M, 1979, ВасильцоваЗ П, Мудрые заповеди народной педагогики, M, 1983, С т с л —маховичМ И, Народная педагогика, К, 1985 (на укр яз); S t о] a n S, А 1 с х-s a n d г. u P, Pedagoie §1 Folclor Gmdirea pedagogica a poporului, reflectata su deosebire in proverbe §1 zicaton, Buc, 1978 Г Н Волков

 

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме Народная педагогика — 0

Найдено научныех статей по теме Народная педагогика — 0

Найдено книг по теме Народная педагогика — 0

Найдено презентаций по теме Народная педагогика — 0

Найдено рефератов по теме Народная педагогика — 0