НАДЬ ЛАСЛО

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

НАДЬ ЛАСЛО (1857-1931)
венгерский психолог и педагог. Преподавал в педагогическом училище (Будапешт). Инициатор создания в Будапеште Комитета (1903) и Общества (1906) для изучения детей, редактор журнала "Ребенок" (1907). Организатор международных научных конгрессов по изучению ребенка (1908) и экспериментальной психологии (1912). Создал при педагогическом училище в Будапеште (где вел педагогическую деятельность) первую в стране психолого-педагогическую экспериментальную лабораторию (1909). Организатор (1922) и до конца жизни руководитель Педагогического семинара в Будапеште. Оказал значительное влияние на распространение в Венгрии движения нового воспитания (1920-30) и организацию исследований по дефектологии.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

НАДЬ Ласло
27.6.1857 — 25.2.1931, Будапешт), венг. психолог и педагог. Окончил Будапештский ун-т. Преподавал педагогику в пед. уч-ще (Будапешт). Н. — организатор и участник 2-го Общего конгресса по вопросам нар. образования (1896), инициатор создания в Будапеште Комитета (1903) и Об-ва (1906) для изучения детей, ред. журн. «Ребенок» («A Gyermek», 1907). Организатор междунар. науч. конгрессов по изучению ребенка (Гамбург, 1908) и эксперим. психологии (Берлин, 1912). Впервые в стране Н. создал при пед. уч-ще психолого-пед. эксперим. лабораторию (1909). Организатор (1922) и до конца жизни руководитель Пед. семинара в Будапеште.
Н. оказал значительное влияние на распространение движения нового воспитания в Венгрии (1920—30), содействовал организации в Венгрии исследований по дефектологии. В период реформ образования после провозглашения Венгрии республикой разработал проект единой 8-летней общеобразовательной школы.
Центральным вопросом формирования личности Н. считал интерес, благодаря к-рому воспитываются характер и воля человека. Он различал естеств. и искусств, мотивы интереса, относя к последним воспитание и обучение. Отказавшись от следования «формальным ступеням» И. Гербарта, Н. рассматривал как оптимальные для образования человека свободное воздействие внешних влияний через направленный интерес. Обучение, по его мнению, должно строиться соответственно разным ступеням развития дет. интереса. Особенно большое значение Н. придавал практич. деятельности школьников, несколько переоценивал спонтанность в проявлении интереса ребенка к обучению.
Соч.: Psychologie des kindlichen Interesses, Lpz., 1912; Enseignement de la pedologie pour les pedagogues, les medecins et le personel des tribu-naux pour lenfance. Brux., 1912; A haboru es a gyermeki lelek, Bdpst, 1915; A magyar kozok-tatas reformtervezete, Bdpst, 1919; Didaktika gyermekfejlodestani alapon, Bdpst, 1921; A tehetseg tolektani problemai, Bdpst, 1930.
Д. П. Мансфельд.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия