Мыслительно-эмоциональный перенос

Найдено 1 определение
Мыслительно-эмоциональный перенос
перенос в позицию учащегося с целью понять чувства, мысли, мотивы поведения воспитанников. При этом следует отметить, что мыслительная деятельность есть процесс обработки субъектом «многообразной информации, то есть отбора и анализа всех воздействий и отражений внешней среды». Мышление осуществляется в основных формах: представления, суждения, умозаключения. Представление – это наглядно-чувственный конкретный образ наблюдаемых человеком предметов, явлений, событий, складывающихся на основе таких форм чувственного созерцания, как ощущение и восприятие. Без него невозможно воображение, а следовательно, невозможна и творческая деятельность. Суждение –это мнение об определенном предмете, явлении. Соединяя одно суждение с другим, т.е. рассуждая, человек приходит к тем или иным выводам, делает умозаключение. Значимую роль играют эмоции, обеспечивающие управление поиском решения задачи. Это определенный способ отношения человека к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, проявляющийся в форме непосредственного переживания. Связь аффектной сферы личности (эмоции, чувства, эмоциональные состояния) с актуализацией потенциальных образований на низшем уровне непосредственна, на высшем – опосредована. В состоянии эмоционального возбуждения человек находит те решения, которые принято называть интуицией, озарением. Особый интерес имеет тот факт, что эмоции могут возникать и без непосредственного внешнего толчка в «умственной сфере» и обладать относительной самостоятельностью в своем развитии. Человек может прогнозировать вероятность достижения цели по аналогии с успехом или неуспехом тех действий, которые он сам или другие люди осуществляли в схожих ситуациях, но для достижения других целей. Именно эмоциональное отношение к проблеме, объекту творчества позволяет видеть то, мимо чего проходят другие, и быть не в ладах с логикой и здравым смыслом, удивляться тому, чему никто не удивляется, проходить мимо общепринятых «золотых жил». Эмоции обусловлены основными направлениями деятельности человека. Являясь субъективной формой выражения потребностей, эмоции предшествуют деятельности, побуждая и направляя ее. Следовательно, высший продукт развития эмоций – устойчивые чувства к предметам, удовлетворяющих его потребности. Таким образом, М.Э.П. включает представления, суждения, умозаключения, чувства.

Источник: Творчество. Краткий педагогический словарь