МУЗЫКА для детей

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

МУЗЫКА для детей
произведения народного и профессионального композиторского творчества, специально предназначенные для детского восприятия или исполнения. Однако дети слушают, поют и играют не только музыку, специально созданную для них. Круг музыкальной литературы, доступной детям, значительно шире. Общение детей с музыкой, сочиненной не специально для них, - нормальная форма постепенного, естественного овладения детьми богатством музыкальной культуры. Общественная потребность в выделении для детей "своего" музыкального искусства отражает почти все многообразие жизни, все ее стороны и проблемы: любовь к родной стране, общение с природой и нравственный мир личности, прошлое всего народа и сферу личностного общения, высокие гражданские чувства и тонкие душевные состояния. В сфере М. для детей существуют содержательные ограничения, т.е. то, что отрицательно сказывается на психике ребенка: трагедийность, эротика, чрезмерная эмоциональная напряженность и т.п. Детская М. постоянно расширяла свою жанровую сферу, включая самые разнообразные вокальные, инструментальные и театральные жанровые формы. Столь же значительна эволюция выразительных средств М. М. для детей имеет ряд особенностей. Это, во-первых, педагогическая направленность произведения для детей. Так, песня может воспитывать сочетанием музыкально-эмоционального воздействия и текста, в котором содержится гражданский или нравственный пример; инструментальная пьеса часто бывает специально ориентирована на то, чтобы познакомить ребенка с определенными музыкальными средствами воплощения и раскрытия прекрасного, активизировать его образно-ассоциативную деятельность; песня и инструментальная пьеса могут быть использованы для развития и совершенствования исполнительских возможностей ребенка. М. для детей отличают стремление к простоте образного музыкального языка, к определенности музыкальной идеи, использование изобразительных, танцевальных, звукоподражательных элементов и т.п. М. для детей также отличают ограничения, связанные с рецептивными и исполнительскими возможностями ребенка. Так, в вокальной М. учитывается специфический, лишь постепенно расширяющийся диапазон и скромный динамический уровень детских голосов; в инструментальной М. ограничения связаны с величиной и силой рук, ростом ребенка и т.д. История М. для детей начинается в глубокой древности. Есть сведения об единичных авторских песнях для детей, относящихся к периоду античности. Возникнув в недрах народного песенного творчества, детские песни бытовали как сами по себе, так и в качестве необходимых составных частей детских игр, сказок, хороводов. Различают народные детские песни, создаваемые и исполняемые взрослыми для детей (обычно для самых маленьких), - байки, потешки, колыбельные и пр., и складывающиеся и существующие в среде детей постарше - считалки, дразнилки, перевертыши, а также перенимаемые у взрослых песни календарного цикла, получающие игровое значение, - колядки, заклички и т.п. В 18 в. в европейских странах началась профессиональная композиторская деятельность для детей. Создавалась инструментальная М. для детского исполнения (И.С. Бах, Д. Скарлатти, Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен и др.). Гайдну принадлежит первая в истории музыки "Детская симфония" (1794), предполагающая включение в состав оркестра детей - исполнителей на "детских" инструментах. В 19 - начале 20 вв. были изданы: "Альбом для юношества" Р. Шумана, "Детский альбом" П.И. Чайковского и др. К концу 19 в. относится появление первых опер для детей (Н.В. Лысенко, Н.П. Брянский, В.И. Ребиков, Б.В. Асафьев и др.). Одновременно создаются произведения, рассчитанные на исполнение профессиональными артистами, доступные детскому восприятию: балет Чайковского "Щелкунчик" (по одноименной сказке Э.Т.А. Гофмана), симфоническая сюита "Игры детей" Бизе. В 20-е гг. созданы песни М.И. Красева, М.Р. Раухвергера, А.Н. Александрова и др. Особенно активизировалось песенное творчество для детей в 30-е гг. Появились песни И.О. Дунаевского, М.Л. Старокадомского, В.П. Соловьева-Седова и др. В 50-60-е гг. в репертуар вошли песни Д.Б. Кабалевского, А.Н. Пахмутовой, В.П. Герчик и др. Развитие детского хорового исполнительства, особенно в связи с организацией детских хоровых студий (первая студия "Пионерия" под руководством Г.А. Струве создана в 1958), обусловило создание специфического репертуара. Появились хоровые произведения И.М. Ельчева, М.А. Парцхаладзе, В.Г. Соколова, А.Г. Флярковского и др. Оформился своеобразный жанр пионерской кантаты. Открытие первого в мире Московского детского музыкального театра в Москве (1965, художественный руководитель Н.И. Сац) активизировало работу композиторов в театральных жанрах музыки для детей. Театр ставил оперы для детей разных возрастов - от самых маленьких ("Волк и семеро козлят" М.В. Коваля и др.) до старших школьников ("Сестры" Кабалевского и др.). Развивая русские классические традиции, отечественные композиторы пишут балеты для детей: "Три толстяка" В.А. Оранского, "Юность" (по мотивам романа Н.А. Островского "Как закалялась сталь") М.И. Чулаки, "Конек-Горбунок" Р.К. Щедрина, "Синяя птица" Раухвергера и др. Детские кинофильмы часто сопровождаются песнями и музыкой. Это относится и к игровому кино. Создаются музыкальные мультфильмы. Еще в 30-х гг. оформился жанр радиопостановки для детей, в которой большую роль играет музыка. Широко известны передачи с музыкой Ю.С. Никольского, Б.А. Чайковского, В.И. Рубина и др. Наиболее богата фортепианная детская литература: мн. композиторы пишут для детей разные по содержанию, жанровой природе, стилистике и технической трудности пьесы. Издана "Фортепьянная музыка для детей и юношества" (1970-76) Кабалевского. В ее 13 выпусках-тетрадях содержатся произведения практически всех жанров. В композиторских организациях работают музыкальные комиссии для детей и юношества. Все филармонии имеют детские отделы, а телевидение и радио - детские редакции. В музыкальных издательствах учреждены редакции музыкальной учебной и просветительской литературы. В 20 в. возрос интерес к музыкальному творчеству для детей у зарубежных композиторов. В 20-30-е гг. Б. Барток создал "Микрокосмос" - своеобразную фортепьянную школу в 6 тетрадях, которая вводит ученика в мир современной музыки. Много М. для детей написано К. Орфом, разработавшим специфическую систему детского музыкального воспитания и подготовившим для нее 5-томное собрание песен, танцев, пьес, упражнений "Шульверк" (1930). Мн. зарубежные композиторы одним из средств привлечения детей к музыке считают детский музыкальный театр. В 1930 состоялась премьера детской оперы-игры П. Хиндемита "Мы строим город". Еще более непосредственно вовлекает детей в игру Б. Бриттен в опере "Маленький трубочист, или Давайте ставить оперу" (1949) и др. Бриттену принадлежит и оригинальный "Путеводитель по оркестру для молодежи", который должен исполняться с пояснениями дирижера об оркестровых группах и отдельных инструментах во время их звучания. Вопросы, связанные с М. для детей, находят отражение на конференциях Международного общества по музыкальному воспитанию при ЮНЕСКО (создано в 1953).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

МУЗЫКА для детей
произведения нар. и проф. композиторского творчества, специально предназначенные для дет. восприятия или исполнения. Однако дета слушают, поют и играют не только М., созданную специально для них; круг муз. лит-ры, доступной детям, значительно шире. Общение детей с М., сочиненной не специально для них, является нормальной формой постепенного естественного овладения ими богатством муз. культуры, оказывает положит. воздействие на их развитие, расширяет духовный и эстетич. кругозор.
Обществ. потребность в выделении для детей «своего» муз. иск-ва, постоянно совершенствуясь и развиваясь, отражает сегодня фактически почти все многообразие жизни, все ее Значит. стороны и проблемы: любовь к родной стране, общение с природой и нравств. мир личности, прошлое своего народа и сферу личностного общения, высокие гражд. чувства и тонкие душевные состояния. В сфере М. для детей существуют содержат, ограничения, т.е. то, что отрицательно сказывается на психике ребенка: трагедийность, эротика, чрезмерная эмоциональная напряженность и т. п. Дет. М. постоянно расширяла свою жанровую сферу, включая самые разнообразные вокальные (от песни до кантаты и оратории), инструментальные (от небольшой пьески до инструментального концерта и симфонии) и театральные (от муз. сказки до балета и оперы) жанровые формы. Столь же значительна эволюция выразит, средств М.
М. для детей имеет ряд особенностей. Это, во-первых, пед. направленность произведения для детей. Так, песня может воспитывать сочетанием муз.-эмоционального воздействия и текста, в к-ром содержится гражд. или нравств. пример; инструментальная пьеса часто бывает специально ориентирована на то, чтобы познакомить ребенка с определенными муз. средствами воплощения и раскрытия прекрасного, активизировать его образно-ассоциативную деятельность; песня и инструментальная пьеса могут быть использованы для развития и совершенствования исполнит, возможностей ребенка. М. для детей отличают стремление к простоте образного муз. языка, к определенности муз. идеи, использование изобразит., танцевальных, звукоподражательных элементов и т. п. М. для детей отличают ограничения, связанные с рецептивными и исполнит, возможностями ребенка. Так, в вокальной М. учитывается специфический, лишь постепенно расширяющийся диапазон и скромный динамич. уровень дет. голосов; в инструментальной М., предназначенной для дет. исполнения, ограничения связаны с величиной и силой рук, ростом ребенка и т. п.
История М. для детей начинается в глубокой древности. Есть сведения об единичных авторских песнях для детей, относящихся к периоду античности (неск. дет. песен было сочинено греч. поэтом, певцом и композитором Пиндаром, 522—422 до н. э.). Возникнув в недрах нар. песенного творчества, дет. песни бытовали как сами по себе, так и в качестве необходимых составных частей игр, сказок, хороводов. Различают нар. дет. песни, создаваемые и исполняемые взрослыми для детей (обычно для самых маленьких), — байки, потешки, потягушки, колыбельные и складывающиеся и существующие в среде детей постарше — считалки, дразнилки, перевертыши (небылицы), а также перенимаемые у взрослых песни календарного цикла, получающие игровое значение (колядки, заклички и т. п.). В ср. века в Европе дет. песни исполняли бродячие музыканты. До нашего времени дошли старинные нем. дет. песни «Птички все слетались к нам», «Прилетела птичка», «Ты, лиса, гуся стянула» и др. Рус. старинные дет. песни напечатаны в сборнике нар. песен 18 в. В. Ф. Трутовского, И. Прача (1790).
В 18 в. в европ. странах началась проф. композиторская деятельность для детей. Инструментальная М. как самостоят. сфера сочинения и исполнения ставила задачу обучения игре на муз. инструментах, с этим связано появление первых произведений пед. назначения. Такова «Клавирная книжечка» (в рус. изд. «Нотная тетрадь») Вильгельма Фриде-мана Баха, к-рая содержит разнообразные пьесы И. С. Баха, сочиненные им для 9-летнего сына. К первым классич. образцам муз. лит-ры этого ряда принадлежат «Упражнения для клавесина» Д. Скарлатти (названные позже сонатами), сочиненные им для португ. инфанты, к-рую композитор учил клавирному иск-ву.
Мн. легкие сонаты, вариации и пьесы иных жанров были написаны представителями венской классич. школы — И. Гайдном, В. А. Моцартом, Л. Бетховеном с пед.-инструментальными целястике и техн. трудности пьесы, начиная с — «Фортепианной азбуки» Е. ф. Гнеси-ной и «Капельных пьесок» Слонимского и кончая достаточно развернутыми рондо, вариациями и сонатинами. Издана «Фортепианная музыка для детей и юношества» (1970—76) Кабалевского. В ее 13 выпусках-тетрадях содержатся произведения практически всех жанров: программные пьесы разл. масштабов, рондо и вариации, прелюдии с фугами и сонатины, сюиты и фантазии (в камерном жанре — «Весенние игры и танцы», «Лирич. напевы», для фп. с оркестром — фантазия на тему песни «Школьные годы»).
Распространены альбомы дет. пьес, продолжающие традиции Шумана и Чайковского: «Дет. музыка» Прокофьева, «Альбом пьес для детей» Г. В. Свиридова, альбомы А. И. Хачатуряна, В. С. Ко-сенко, С. Я. Вольфензона, Э. М. Там-берга, Б. А. Чайковского, Щедрина, А. Я. Эшпая, Р. С. Леденева. В 1979—87 изд-во «Сов. композитор» выпустило серию сб. «Дет. альбомы сов. композиторов», куда вошли циклы пьес авторов из республик. Пьесы из «Джазового альбома» И. В. Якушенко знакомят детей со стилевыми этапами истории джаза. Элементы джазовой музыки включены в нек-рые дет. пьесы Слонимского, О. Н. Хромушина. Образные, увлекательные и педагогически целесообразные фп. пьесы в 2 и 4 руки написаны Ф. Амировым, Ба-невичем, Вольфензоном, Г. Г. Галининым, С. А. Губайдудлиной, Иорданским, Ю. Н. Корнаковым, К. С. Сорокиным, Г. С. Фридом, В. И. Цытовичем.
В 20-е гг. возникла и стала активно развиваться дет. М. для струнных, духовых, нар. инструментов (М. А. Бак, В. М. Блок, А. В. Самонов, Смирнова и др.). Широко используются в практике «24 дет. пьесы» для скрипки и фп. Кабалевского. В 50—80-х гг. созданы многочисл. инструментальные ансамбли — фп. трио, струнные и духовые квартеты, ансамбли менее привычных составов.
Выделяется жанр инструментального концерта, сочетающий в себе возможности активной пед. работы с юным музыкантом и концертного исполнения в широкой аудитории сверстников исполнителя. Жанр ведет свое начало от триады «юношеских» концертов Кабалевского — для скрипки и оркестра (1948), для виолончели и оркестра (1949), для фп. и оркестра № 3 (1952), сравнительно несложных в техн. отношении, доступных и привлекательных как для исполнения, так и для дет. восприятия. Юным музыкантам и слушателям адресованы Концерт № 2 для фп. с оркестром Шостаковича, Юношеский концерт для фп. с оркестром Вольфенсона, концерты А. М. Баланчивадзе (№ 3), Г, А. Гасанова (№ 1), Пионерский концерт Н. И. Сильванского (с эпизодом на тему «Марша юных пионеров» Кайдан-Дешкина) и скрипичный концерты Ю. Р. Андрееваса, К. С. Сорокина и др.
Симфонич. сказка «Петя и Волк» (1936) Прокофьева, завоевавшая всемирную популярность, своеобразно сочетает развлекат. и дидактич. аспекты: следя за развитием занимат. сюжета, слушатели знакомятся с тембрами и характерными интонациями осн. инструментов симфонич. оркестра.
Программность — непременное свойство симфонич. музыки, обращенной к дет. аудитории. Сложность строения, обобщенный характер образов и протяженность симфонии трудны детям, поэтому их немного и адресованы они, как правило, подросткам и ст. школьникам. Таковы, напр., три программные симфонии Т. А. Чудовой — «Как закалялась сталь» (№ 1), «Тимур и его команда» (№ 2) и «Молодая гвардия» (№ 3). Ориентация на дет. восприятие определяет пре-им. обращение к жанру сюиты с ее членением на непродолжит. образно-самостоят. части: «Дет. сюита» Чемберджи, сюита «Зимний костер» Прокофьева, «Пионерская сюита» А. И. Петрова, «Конек-Горбунок» Цытовича, «Лесные картины» Парцхаладзе. В композиторских орг-циях работают муз. комиссии для детей и юношества. Все филармонии имеют дет. отделы, а на телевидении и радио при дет. муз. редакциях постоянно действуют худож. советы. В муз. изд-вах учреждены редакции муз., уч. и просветит. лит-ры.
В 20 в. возрос. интерес к муз. творчеству для детей у заруб. композиторов. В 20—30-е гг. Барток создал «Микрокосмос» — своеобразную фп. школу в 6 тетрадях (153 пьесы и 33 упражнения к нек-рым из них), к-рая вводит ученика в мир совр. музыки с ее ладогармонич., ритмич., фактурным разнообразием. Венг. композитор сохранил прочные связи с нар. основой музыки. «Нар. мелодии» для фп. В. Лютославского — изобретат. обработки, в к-рых дети находят точное воспроизведение песенных напевов разных областей Польши, обогащенное изысканными, подчас неожиданными контрапунктами, гармониями. Л. Пипков в своих сборниках фп. пьес знакомит юных исполнителей и их слушателей с ритмич. сложностями, характерными для болг. нар. песни. Дет. песни X. Эйслера естественно сочетают в себе элементы рев. песни с индивидуальным почерком композитора. Хоровая дет. музыка Эйслера, напр. «Вудберий-ский хоровой сборник», адресована хорошо подготовленным коллективам. Дет. хоры 3. Кодая и Бартока, продолжающие традиции венг. фольклора в совр. манере изложения, более разнообразны: наряду со сложными среди них есть и доступные детям мл. возраста. Много М. для детей написано К. Орфом, разработавшим специфич. систему дет. муз. воспитания и подготовившим для нее 5-томное собрание песен, танцев, пьес, упражнений «Шульверк» («Schulwerk»; «Музыка для детей», дословно — шк. труд, шк. работа, 1930). В дальнейшем он создал также сб. «Музыка для юношества». Один из методов работы Орфа - театрализация занятий как средство вовлечения детей в муз. деятельность. Ряд композиторов за рубежом именно в муз. театре видят средство привлечения детей к музыке. В 1930 состоялась премьера дет. оперы-игры П. Хиндемита «Мы строим город». Еще более непосредственно вовлекает детей в игру Б. Бриттен в опере «Маленький трубочист, или Давайте ставить оперу» (1949), а затем в пьесе-мистерии «Ноев ковчег» для юношеских и дет. голосов, дет. хора, камерного ансамбля и дет. оркестра (1957). Бриттену принадлежит и оригинальный «Путеводитель по оркестру для молодежи», к-рый должен исполняться с пояснениями дирижера об оркестровых группах и отд. инструментах во время их звучания.
В странах Зап. Европы и Америки Значит. число произведений для дет. голосов и хоров создается на тексты духовного содержания и нередко предназначается для исполнения в церкви.
Вопросы, связанные с М. для детей, находят отражение на конференциях Междунар. об-ва по муз. воспитанию при ЮНЕСКО (созд. в 1953).
Лит.: Асафьев Б. В., Рус. музыка о детях и для детей, в его кн.: Избр. труды, т. 4, М., 1955; Сац Н. И., Дети приходят в театр, [М., 1961]; P з я н. к и и а Т., Композиторы — детям, Л., 1962; Г о л д с н-штейн М., Очерки из истории пионерской песни, Л1963; Томпакова О., Книга о рус. музыке для детей, М- — Л., 1966; Блок В., Музыка Прокофьева для детей, М., 1969; Сосновская О., Сов. композиторы детям, М., 1970; Попова Т. В., Основы рус. нар. музыки, М., 1977; Т о л-ченова Н. П., Идем за синей птицей, М., 1983; Они пишут для детей. Сб. ст., в. 1—4, М., 1975—88; Braun H. Untersuchungen zur Typologie der zeitgenossischen Schul- und Jugendoper, Rogensburg, 1963; Contemporary music for schools, Wash., 1966; Gregor V., Ceska av Slovenska hudebne dramaticka tvorba pro deti, Ostrava. [1966]; Gundlach W., Die Schulliederbucher von Ludwig Erk, Koln. 1969.
M. И. Ройтерштейн.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия