МУРАВЬЕВ-АПОСТОЛ Андрей ВладимировичМУТАНТ

МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА

Найдено 2 определения термина МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА

средневековая культура, сложившаяся в странах господства ислама и под его влиянием в 7-12 вв. Классический период М.к. характеризуется главенствующей ролью арабского языка как языка религии, науки, культуры. М.к. сложилась в Халифате и восприняла мн. черты доисламской культуры, переработав их в духе мусульманской религии. Центрами развития М.к. были большие города, как древние - Дамаск (осн. в конце 11 - начале 10 вв. до н.э.), Александрия (332- 331 до н.э.), так и вновь основанные - Каир (641), Багдад (762). Осн. компонентой М.к. был ислам (араб. - "предание себя Богу, покорность"), одна из трех мировых религий. Священной книгой ислама является Коран - собрание проповедей, "вложенных" Богом (Аллахом) в уста пророка Мухаммеда. Следующие по святости тексты - хадисы (предания о высказываниях и поступках Мухаммеда), которые вместе составляют Сунну. На положениях Корана и Сунны строится мусульманское право, его теория (фикх) и практика (шариат). Сформировалось понятие "мир ислама" ("Дар-уль-ислам"), в пределах которого установился и действует шариат, один из источников законодательства мусульманских стран. В середине 7 в. в связи с решением вопроса о верховной власти ислам распался на три направления: суннизм, шиизм и хариджизм, в рамках которых складывались относительно самостоятельные культурные традиции. При всем многообразии мусульманского мира система образования в классический период строилась по единым принципам, выработанным в рамках М.к. Приобретение знаний, их поиск считались богоугодным делом. Под поиском знаний часто подразумевались конкретные путешествия из одного центра учености в другой, к определенным учителям. Обладатели знания имели высокий авторитет в обществе и составляли особый слой людей, которые организовывали отправление культа, принимали решения по вопросам религии и часто - гражданского и уголовного права. Все дисциплины и отрасли знания делились на две группы. Первую группу составляли религиозные и необходимые для религиозного воспитания дисциплины: науки о Коране (манера чтения, комментарии и пр.), сбор, комментирование и критический анализ достоверности хадисов, трактаты об осн. догматах религии, фикх, риторика, арабский язык, история, биографии. Позднее к ним была присоединена религиозная философия - калам. Дисциплины второй группы, не связанные с религией, были восприняты М.к. из эллинистического наследия - философия, поэзия и литература, арифметика, политика, медицина, химия, физика и т.д. Важной чертой мусульманской системы образования являлось особое значение устного слова, переданного непосредственно от учителя к ученику. Коран читался вслух, его первые записи служили пособиями к запоминанию. Гл. формой обучения была лекция. Истоки мусульманской системы образования лежат в традициях тех стран, которые вошли в мусульманский мир. Доисламская Аравия была областью относительно высокой грамотности, разные виды письменности использовались для записи договоров, составления документов. Существовали люди, специально занимавшиеся составлением различных документов, а также обучением грамоте детей. После создания Халифата грамотные люди стали необходимы в сфере государственного управления, а также для записи Корана. Первыми учителями часто были жители Сирии и Междуречья, знавшие греческую, сирийскую и североарабскую грамоту. В обучении взрослых и детей большую роль сыграли традиции подготовки писцов и чиновников, существовавшие в Византии и Иране. Мусульмане стали осваивать систему делопроизводства на греческом и сирийском языках. На арабский язык переводилась греческая, персидская, сирийская литература. В Халифате Омейядов (661-750) начался переход от воспитательных традиций, сложившихся в Аравии, Иране и на Ближнем Востоке, к формированию единой системы мусульманского образования. Уже при первых халифах (7 в.) в городах и сельской местности чтецы Корана, религиозные судьи, имамы мечетей организовывали занятия для детей, что положило начало созданию своеобразных школ при мечетях (куттабов), для которых отводились особые помещения. Позднее появились профессиональные учителя (муаллим, мударрис). Школы, как правило, были смешанными, бесплатными. В 10-13 вв. появилось значительное число благотворительных образовательных учреждений. В 8-9 вв. куттабы распространились по всему мусульманскому миру, обеспечив относительно высокий уровень грамотности в средневековом мусульманском обществе. Осн. контингент начальной школы составляли учащиеся в возрасте от 4-6 до 6-8 лет из семей торговцев и ремесленников, в меньшей степени - семей землевладельцев. Учащиеся осваивали Коран, элементы грамматики, счет. Изучались также устные героические и генеалогические предания, произведения арабских поэтов домусульманской эпохи. Преимущественное внимание уделялось тренировке памяти. В школьной практике применялись как телесные наказания, так и разного рода поощрения. Наряду с общими характерными чертами средневековая мусульманская школа в ряде регионов имела свою специфику. В Иране система образования была представлена двумя направлениями: арабо-грамматическим, связанным с изучением Корана и классической бедуинской поэзии, и собственно персидским, последователи которого опирались на иранскую историю и культуру. Эти направления на начальной ступени обучения были представлены двумя типами образовательных учреждений. Куттабом назывались и кораническая школа, и элементарная профессиональная школа для подготовки писцов. Профессиональные школы готовили учащихся к светской деятельности, поэтому помимо навыков чтения и письма в круг изучаемых предметов входили литературный арабский язык, грамматика, поэзия, стилистика, каллиграфия, история. Этот тип школы не являлся общедоступным, сохранял независимость от государственной администрации; обучение было платным. Дети военно-административной верхушки и чиновников обучались у специальных учителей при административных центрах. К 9 в. в арабской литературе начинает использоваться для обозначения начальной профессиональной школы термин "мактаб" (см.Мектебы). Профессия школьного учителя в Халифате считалась непрестижной, низкооплачиваемой, в литературе характеризовалась как "презренное ремесло". Однако даже в этих условиях учителя выбирали очень тщательно. Он должен был обладать знаниями по психологии ребенка, быть женатым, пожилым, но не старым, и самое главное - воспитанным. Образование повышенного уровня осуществлялось прежде всего в мечетях, где в период между обязательными молитвами богословы и законоведы читали лекции для юношей и взрослых мужчин. При некоторых мечетях формировались регулярные учебные заведения с постоянным штатом преподавателей. Обучение в мечети строилось как углубление религиозных знаний: преподавались Коран, хадисы, основы догматики, фикх. Большое внимание уделялось арабскому языку, риторике, священной истории, изучались также медицина и математика. Мечети сохранили свою образовательную функцию и в 20 в. Параллельно, уже в 9-10 вв. при мечетях сформировались специальные образовательные институты, прежде всего библиотеки, которые становились культурными и научными центрами, например "Дом мудрости", созданный в 9 в. в Багдаде, где наряду с обучением велась работа по переводу научных трудов по философии, медицине, математике. Создавались также т.н. дома знаний, программы и методики преподавания в которых выходили за пределы общепринятых мусульманских норм, они были во многом созвучны идеям античности, свободного поиска истины. Эти образовательные учреждения прекратили свое существование к 11-12 вв. Особыми видами учебных заведений стали миссионерские школы и школы изучения хадисов. Специальным учебным заведением, дающим целенаправленное повышенное образование, стала мадраса (медресе). В 10-11 вв. частные лица стали создавать самостоятельные учреждения, включавшие мечеть, помещения для занятий, библиотеку, жилые комнаты для студентов и преподавателей. Мусульманские учебные заведения, своеобразно продолжившие древневосточную и эллинистическую традиции, способствовали развитию гуманитарных и точных наук. В Европе были восприняты многие из научных достижений М.к., а также некоторые принципы организации передачи знаний (см.Средние века, Соборные школы). Задачами обучения было продиктовано создание значительной части арабской научной литературы. Обучение языку Корана породило многие классические труды об арабском языке, стимулировало развитие арабской грамматической науки. Потребности преподавания привели к тому, что большая часть учебных пособий стала составляться в рифмованной форме, облегчавшей запоминание. Преподавание велось на арабском языке. Постепенно возрождались, входя в сферу литературного и научного употребления, персидский язык (с 11 в.), затем тюркские и другие языки мусульманских народов; преподавание могло вестись на двух языках. Тем не менее арабский сохранил в мусульманском образовании свое базовое значение как язык Корана, религии и основных научных трудов. С конца 19 в. во всем мусульманском мире начался процесс модернизации культуры, который привел к преобразованию традиционной системы обучения. Однако мусульманские образовательные институты (в несколько видоизмененном варианте) существуют и в 21 в. параллельно с учебными заведениями европейского типа. См. также Мектебы, Соборные школы, Средние века

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА

ср.-век. культура, сложившаяся в странах господства ислама и под его влиянием в 7—12 вв. Классич. период М. к. характеризуется главенствующей ролью араб. языка как языка религии, науки, культуры.

М. к. сложилась в Халифате, мусульм. гос-ве, возникшем в 7 в. после завоевания арабами-мусульманами Бл. Востока, Сев. Африки, Испании, Ирана, Закавказья, Ср. Азии, Синда. М. к. восприняла мн. черты доисламской культуры принявших ислам народов, переработав их в духе мусульм. религии и потребностей ср.-век. общества. Параллельно с ней на той же территории существовали, взаимодействуя, культуры представителей др. религий — христианства, иудаизма, индуизма и т. д. Центрами развития М. к. были большие города, как древние — Дамаск (осн. в кон. 11 — нач. 10 вв. до н. э.), Александрия (332—331 до н. э.), так и вновь основанные — Каир (641), Багдад (762). После полит. распада Халифата в 11—12 вв. М. к. сохранила свое единство, хотя и приобрела большее разнообразие.

Осн. компонентой М. к. был ислам (араб. — «предание себя Богу, покорность»), одна из трех мировых религий. Священной книгой ислама является Коран — собрание проповедей, «вложенных» Богом (Аллахом) в уста пророка Мухаммеда. Следующие по святости тексты — хадисы, к-рые вместе составляют Сунну. Хадисы представляют собой предания о высказываниях и поступках пророка Мухаммеда, служащего примером для всех мусульман. На положениях Корана и Сунны строится мусульм. право, его теория (фикх) и практика (шариат). Понятие «ислам» (в широком смысле) стало обозначать общность единоверцев независимо от их национальности и гос. принадлежности. Сформировалось понятие «мир ислама» («Дар-уль-ислам»), в пределах к-рого установился и действует шариат, один из источников законодательства мусульм. стран.

В сер. 7 в. в связи с решением вопроса о верховной власти ислам распался на три направления: суннизм, шиизм и харид-жизм, в рамках к-рых складывались относительно самостоят. культурные традиции.

Образовательные институты и практика воспитания. При всем разнообразии мусульм. мира система образования в классич. период строилась по единым принципам, выработанным в рамках М. к. Приобретение знаний, их поиск считались делом в высш. степени богоугодным Под поиском знания при этом часто подразумевались конкретные путеше ствия из одного центра учености в другой, к определенным учителям Обладатели знания, имевшие высокий авторитет в обществе, составляли особый слой людей, к-рые организовывали отправление культа, принимали решения по вопросам религии и часто — гражд. и уголовного права Принадлежность к этому слою определялась полученными у достойных учителей и признанными др. учеными людьми знаниями религ. дисциплин

В мусульм мире сложилось деление всех дисциплин и отраслей знания на две группы Границы между ними не всегда четки, но принцип деления является достаточно устойчивым Первую группу составлячи религиозные и необходимые для религ. воспитания дисциплины науки о Коране (манера чтения вслух, комментарии, стилистика), сбор, комментирование и критич анализ достоверности хадисов, трактаты об осн. догматах религии, фикх, риторика, араб. язык, история, биографии Позднее к ним была присоединена религ. философия — калам Эти науки составляли основу мусульм религ. образованности

Параллельно изучались и развивались дисциплины второй группы, с религией не связанные, к-рые были восприняты M к из эллинистич наследия Это в первую очередь философия, затем поэзия и лит-ра, арифметика, политика, медицина, химия, физика, астрономия, минералогия и т. д. Выделение светских дисциплин в особую ветвь не снижало их значения, хотя подчеркивало, что генетически они были чужды исламу.

Важной чертой мусульм системы образования являлось особое значение устного слова, переданного непосредственно от учителя к ученику Коран читался вслух, его первые записи служили пособиями к запоминанию При передаче информации были необходимы иснады — список цепочки передатчиков, сообщавших исходные сведения каждому следующему в цепочке лицу Список учителей составляет большую часть биогра фий ученых как свидетельство их образованности и эрудированности Несмотря на относительно высокий уровень развития рукописного дела в мусульм мире, гл. формой обучения стала устная лекция Разрешение на преподавание опре деленного сочинения (иджаза) можно было получить только после устного вое произведения перед учителем соответствующего текста

Практика мусульм воспитания определялась гл. обр. ориентацией на пример к-рым служил пророк Мухаммед, избранный Богом для великих дел, Коран и Сунна были осн. источниками этич. знания

Истоки мусульманской системы образования лежат в традициях тех стран, к-рые вошли в мусульм мир Доисламская Аравия была областью относительно высокой грамотности, разные виды письменности использовались для записи договоров, составления деловых и финанс док-тов Существовали люди, специально занимавшиеся составлением и исполнением док-тов, а также обучением грамоте детей Мн сподвижники пророка, служившие его секретарями и свидетелями при заключе нии договоров с аравийскими племенами и сочинении наставлений наместникам, знали грамоту и учили других

После создания Халифата грамотные люди стали необходимы в сфере гос. управления, а также для записи Корана Первыми учителями часто были жители Сирии и Междуречья, знавшие греч, сирийскую и североараб. грамоту В обучении взрослых и детей большую роль сыграли традиции подготовки писцов и чиновников, существовавшие в Византии и Иране Мусульмане стали осваивать систему делопроизводства на греч и сирийском языках На араб. яз переводилась греч, перс, сирийская пит ра

В Халифате Омейядов (661—750) начался процесс перехода от воспитат. традиций, сложившихся в Аравии, Иране и на Бл Востоке, к формированию еди ной системы мусульм образования

Начальное образование Согласно учению ислама, долгом верующих было чтение Корана и исполнение религ. обязанностей, в число к-рых входило и обучение Корану людей, не владеющих основами грамотности Для более прочного закрепления ислама в умах людей с источниками мусульм вероучения знакомили как детей, так и взрослое население Сначала эту функцию выполняли мечети, где учителями были кус-сас — «рассказчики», к-рые громко читали стихи Корана с последующим их разъяснением

Уже при первых халифах (7 в) в городах и сел местности чтецы Корана, религ. судьи (кади), имамы мечетей организовывали занятия для детей, положившие начало созданию своеобразных школ при мечетях (куттабов), для к-рых отводились особые помещения Позднее появились проф. учителя (муаллим мударрис) Школы были, как правило, смешанными, бесплатными, хотя учите-пям часто и приносили подарки Школы, как и мечети, содержались на средства вакуфа (имущества, переданного или завещанного на богоугодные дела) или на государственные В LO—13 вв появи лось значит. число благотворительных образоват.учреждений Такие школы основывались в соответствии с заповедью Корана о защите бедных и сирот их задачей было привлечение возможно большего числа верующих к той общине в к-рой состоял даритель В 8—9 вв кут-табы распространились по всему мусульм миру, обеспечив относительно высокий уровень грамотности в ср -век мусульм обществе

Осн. контингент нач. школы составляли учащиеся в возрасте от 4—6 до 6—8 лет из семей торговцев и ремесленников в меньшей степени — дети земледельцев (феллахов) Учащиеся осваивали Коран — сначапа чтение, а потом правописание текста, хадисы, элементы грамматики, счет В содержание образования на начальном, а затем и на последующих этапах входили также устные героич и генеалогич.предания, произведения араб. поэтов домусульм эпохи, к-рые воспринимались как классические

В нач. школе, как и на более высоких ступенях обучения, преим внимание уделялось тренировке памяти При воспроизведении текста Корана требовалось соблюдение всех правил произношения и письма Практиковались следующие методы обучения ал-Сама (араб. — «услышание») — чтение учителем текста по книге или наизусть, ал-Ард — воспроизведение учеником услышанного по памяти или по записям в одном из семи позволенных темпов, а также слушание урока, воспроизводимого кем-либо из учащихся Ст ученики могли практиковаться в обучении младших, при этом рекомендовалось периодически менять обучаемых, чтобы избежать злоупотреблений После изучения алфавита переходили к графич. имитированию трудных слов, к-рые выбирались из текста Корана и диктовались учителем (ал-Имле, араб. — «диктовка») После закрепления навыков чтения и письма следовало изучение грамматики

В шк практике Халифата применя лись как телесные наказания (фалака — «битье ударами прутьев по кистям и подошвам»), так и разного рода поощрения (предоставление каникул на день или полдня после завершения изучения определенной части Корана, выделение лучшего воспитанника и др)

Наряду с общими характерными чертами ср -век мусульм школа в ряде регионов имела свою специфику В Иране система образования была представлена двумя направлениями арабо грамматическим, связанным с изучением Корана и классич.бедуинской поэзии, и собственно персидским, последователи к-рого, культивируя гор араб. яз (считавшийся более совершенным по форме, чем персидский), опирались на иран историю и культуру Эти направления на нач. ступени обучения были представ лены двумя типами образоват.учреждений Куттабом называли в Иране и кора-нич школу, и элементарную проф. школу для подготовки писцов (будущих переписчиков книг, чиновников имперского пр-ва) В Иране задолго до араб. завоевания сложилась целая каста писцов (перс — «дабиры») Дабиры, занимавшие видное положение в системе гос. управления, сумели сохранить свой статус и после исламизации Ирана Более свободомыслящие и образо ванные в сфере гуманитарных знаний и лит-ры, в совершенстве владея араб. яз, они занимались пропагандой перс государственности и этич. норм Дабиры обладали традиц.системой передачи знаний своим детям и членам семьи к-рую сумели приспособить к новым условиям.

Школы — куттабы — готовили учащихся к светской деятельности, поэтому помимо навыков чтения и письма в круг изучаемых предметов входили лит. араб. яз., грамматика, поэзия, стилистика, каллиграфия, история арабов и персов Этот тип куттаба не являлся общедоступным, обучение было платным Такие школы располагались в осн. в домах учителей и сохраняли свою независимость от гос. -исламской администрации.

К 9 в. в араб. лит-ре начинает использоваться для обозначения нач. проф. школы писцов термин «мактаб» (см. также Мекгпебы).

Дети воен.-адм. верхушки и чиновников часто обучались у спец. учителей при адм центрах. При обучении дома или при адм. учреждениях наряду с религ. дисциплинами широко изучались предметы, нужные будущему чиновнику и управителю, — поэтика и тит-ра, математика и география, медицина и политика. Во мн. случаях при домашнем обучении большое внимание уделялось воен. иск-ву. В связи с потребностями домашнего обучения были выработаны определенные пед. рекомендации, избегать как излиш-неи свободы, так и скуки, утомления воспитанников, развивать у них интерес к учению, последовательно переходить от одного предмета к другому, использовать игру для перемены занятий и др.

Профессия шк учителя в Халифате считалась непрестижной, этот род деятельности низко оплачивался и в литре характеризовался как «презренное ремесло». Однако даже в этих условиях учителя выбирали очень тщательно. Он должен был иметь знания психологии ребенка (описанные в 8 в Ибн Сахну-ном), быть женатым, пожилым, но не старым, а! лавное — воспитанным. Если учитель не соответствовал этим требованиям, то родитель мог перевести своего ребенка к другому наставнику. По сравнению с учителем нач. коранич. школы лучшем положении были высокооплачиваемые домашние преподаватели (особенно учителя наследников престола). Однако домашний учитель постоянно находился под наблюдением своего наставника, порекомендовавшего его на эту должность. Наставник время от времени проверял знания воспитанников и имел право уволить учителя.

Среднее и высшее образование. Образование повышенного уровня осуществлялось прежде всего в мечетях, где в период между обязат. молитвами богословы и законоведы читали лекции для юношей и взрослых мужчин. Аудитория была как постоянной, так и меняющейся. Кружок слушателей (халка) обычно составлял ок. 20 чел. Халки появились при зарождении ислама, они восприняли традиции свободного обучения из быта городов Аравии, Византии, Ирана, Ср. Азии и Индии. Среди слушателей были молодые люди, постигавшие начала науки, и более зрелые ученики, стремившиеся посетить наиб. авторитетных преподавателей того или иного предмета. Лекции в мечетях слушали также люди, не ставившие перед собой цели получения систематич. образования, но желавшие приобщиться к благочестивым знаниям. Нек-рые красноречивые и оригинальные богословы собирали большие аудитории, в их лекциях находили отражение обществ. события При нек-рых мечетях формировались регулярные уч заведения с постоянным штатом преподавателей, репетиторов, прислужников

Обучение в мечети строилось как углубление религ. знаний. Преподавались Коран, хадисы, основы догматики, фикх Большое внимание уделялось араб. яз., риторике, священной истории, изучались также медицина, математика.

Мечети сохранили свою образоват. функцию и в 20 в. Параллельно, уже в 9—10 вв. при мечетях сформировались спец. обраюват. институты. Это прежде всего б-ки, к-рые иногда становились культурными и науч. центрами, напр. «Дом мудрости», созданный в 9 в. в Багдаде халифом аль-Мамуном. где наряду с обучением велась Значит. работа по переводу науч. трудов по философии, медицине, математике. Подобным образом создавались г. н. дома знаний, программы и методики преподавания в к-рых выходили за пределы общепринятых мусульм. норм, они были во многом созвучны идеям античности, свободного поиска истины. Эти образоват. учреждение прекратили свое с»ществование к 11—12 вв.

Особыми видами уч. «ведений стали миссионерские школы и школы изучения хадисов, создававшиеся в 11 в. шиитскими правителями Египта — Фатимида-ми

Получили распространение также мас-джид-ханы, представлявшие собой комплекс, в к-ром хан (араб. — «постоялый двор», «гостиница») являлся местом для ночлега учащихся, прибывших из разл. регионов Халифата.

Спец. уч. заведением, дающим целенаправленное повышенное образование, стали Мадраса (медресе, араб. — «место, где учат»). Так называли спец. помещения, выделявшиеся при мечетях для занятий. В 10—11 вв. частные лица стали создавать самостоят. учреждения, включавшие мечеть, помещения для занятий, б-ку, жилые комнаты для студентов и преподавателей. Мадраса были характерны для суннитского направления в исламе, их возникновение связано с догматич. оформлением системы суннитского мировоззрения в 11 в. Занятия велись по всему комплексу религ. дисциплин, но преподавались также и «рациональные» науки — математика, логика, астрономия, медицина. Кроме стандартных форм диктовки, заучивания и комментирования известных текстов, в Мадраса практиковались диспуты и диалоги (муназара). Закончившие курс обучения в неск. лет получали право преподавать фикх, богословие и прочие науки, а также высказывать свои суждения по практич. и теоретич. вопросам религ. права и богословия. Мадраса содержались на вакуфные или гос. средства. Преподавать там считалось почетным и доходным занятием.

В сер. 11 в. по инициативе сельджук-ского вазира Низама аль-Мулька в разных регионах, сначала в Иране, а потом в Багдаде и в др. мусульм. центрах, возникли содержавшиеся на гос. средства Мадраса, называвшиеся в честь их основателя «низамийа», их насчитывалось неск. десятков. Мадраса получили широкое распространение по всему мусульм. миру, в т. ч в Сирии и Египте.

Своеобразные Мадраса, отличавшиеся содержанием преподававшихся предметов, возникали у шиитов и хариджитов. Вариантом Мадраса были также общежития мистиков-суфиев — ханаки, рибаты и завии — где также шло прямое, от учителя к ученику, обучение мистич. традиции.

Несмотря на определенную фиианс зависимость от властей, Мадраса обладали Значит. самостоятельностью. Крупные богословы были весьма авторитетны в обществе и часто подчеркивали независимость взтлядов. Для Мадраса характерен также широкий диапазон изучаемых дисциплин и сосуществование (в определенных пределах) разл. точек зрения. Эти черты сходства с европ. ун-тами позволяют видеть в мусульм. Мадраса их далеких предшественников.

Мусульм. уч. заведения, своеобразно продолжившие др.-вост. и эллинистич. традиции, способствовали развитию гуманитарных и точных наук. В Европе были восприняты многие из науч. достижений М. к., а также нек-рые принципы организации передачи знаний (см. Средние века, Соборные школы). Задачами обучения было продиктовано создание Значит. части араб. науч. лит-ры. Обучение части арабов и иноземцев языку Корана породило мн. классич. труды об араб. яз., стимулировало развитие араб. грамматич. науки.

Потребности преподавания привели к тому, что большая часть уч. пособий, а затем и просто ученых трактатов стала составляться в рифмованной форме, облегчавшей запоминание. В араб. литре есть множество малых и больших рифмованных и ритмизованных трактатов по грамматике, чтению Корана, медицине, фикху, догматике, истории. Утверждение таких форм преподавания, как комментирование текста, диспуты с вопросами и ответами также определило структуру Значит. части араб. науч. литры, где наиб. популярный жанр — комментарии, комментарии на комментарии и т. д. Распространены также трактаты в форме ответов на вопросы.

Мусульм. традиция преподавания в течение всего средневековья распространялась на араб. языке. Постепенно возрождались, входя в сферу лит. и науч. употребления, перс, язык (с 11 в.), затем тюркские и др. языки мусульм. народов; преподавание могло вестись на двух языках. Тем не менее арабский сохранил в мусульм. образовании свое базовое значение как язык Корана, хадисов, религии и осн. науч. трудов.

При всем различии нац. и региональных субкультур общая система и принципы обучения оставались едиными для всего мусульм. мира. В Османской империи в 18—19 вв. были проведены образоват. реформы, направленные на гос. централизацию обучения, введение элементов европ. шк. системы.

С кон. 19 в. во всем мусульм. мире начался процесс модернизации культуры, к-рый привел к преобразованию традиц. системы обучения. Однако мусульм. образоват. институты (в несколько видоизмененном варианте) существуют и в 20 в. параллельно с уч. заведениями европ. типа.

Лит.: БартольдВ. В. Работы по истории ислама и Арабского Халифата, Соч., т. 6, М., 1966; M e ц А., Мусульманский Ренессанс, [пер. с нем.], M.; Роузентал Ф., Торжество знания. Концепция знания в ср.-век. исламе, [пер. с англ.]. Ми978; Грюнс-б а у м Г. Э. фон. Осн. черты арабо-мусульм. культуры, пер. с англ., нем. М., 1981; Мусульм. мир, 950—1150. М., 1981; Очерки истории араб. культуры V—XV вв., М., 1982; Очерки истории школы и пед. мысли Древнего и Ср.-век. Востока, М., 1988; ОдинаевЯ. К., Коран. Филос., этич., эстетич. учение, Душ. 1991; M u i d Khan, The Muslim theories of cducation during the Middle Ages, «Islamic cultu-re», 1944, v. 18; Tritt o n A. S., Materials on Muslim education in the Middle Ages, L., 1957; M у с r s E. D., Education in the perspective of history, L., 1962; Tibawi A. L., Islamic education: its traditions and modernization into the Arab National Systems, L., 1972. P. А. Кунаева, M. Б. Пиотровский.

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА — 0

Найдено научныех статей по теме МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА — 0

Найдено книг по теме МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА — 0

Найдено презентаций по теме МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА — 0

Найдено рефератов по теме МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА — 0