Мудрость

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

МУДРОСТЬ
наивысшая характеристика качества ума человека, проявляющаяся в способности обобщать имеющийся опыт и опираться на здравый смысл.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Мудрость
1) высшее проявление глубины ума, опирающегося на способность обобщения опыта и здравый смысл; 2) глубокое знание, понимание чего-л.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

Мудрость
слав. – живой) – глубина ума, основанного на понимании главных, важных, исходных и конечных смыслов и ценностей жизни, умении различать добро и зло, истинное от ложного. Достичь ее простым познанием и многознанием нельзя, не все может дать и богатый личный опыт. Мудрость, помимо этого, подпитывается неведомым «высоким источником», открывающимся далеко не каждому. Мудрость – это прозрение, это проникновение на малом в большое, благоразумие, это «совершенство ума». Посредством мудрости прозревает дух, чувства делаются прозрачными, человек отвращается от зла и созидает только любовь. Мудрость – это духовно-нравственный фактор, изначально прочное, надежное видение человеческой жизни. Мудрость называют Софией. Она всегда почиталась в народе как умение сказать людям «нет», отказаться от того, что приносит кажущуюся пользу, как способность разобраться в собственных убеждениях. Символы мудрости – родниковая вода, золото и серебро, голубой цвет, число семь и треугольник.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

МУДРОСТЬ
Большинство определений М. подчеркивают в ней момент высшего знания в его ценностном выражении. Например, по Л.Н. Толстому, М. - это "знание вечных истин, приложимых к жизни". В этико-философском смысле значение русского слова "М." теснее всего переплелось с греческим понятием "софия", которое хотя и переводится на русский язык как "М.", означает не только субъективное состояние души или ума, но и объективное положение вещей: их совершенство, красоту, гармонию. София-мудрость понимается как творческое воплощение истины в жизни, что определяет состояние идеально преображенной действительности и жизненно воплощенной идеальности. Такое духовно-бытийное состояние осуществляется в образе жизни мудреца, пытающегося через нравственное творчество жизни и софийное преображение этоса достичь единения с Абсолютом. Целостность М. выступает в единстве трех сторон: познавательной, коммуникативной и нравственной. Познавательная сторона определяет связь мудреца с трансцендентным миром, с источником абсолютного знания, высшим выражением которого является мистическое единение с Абсолютом. Коммуникативная сторона определяет связь мудреца с другими людьми, его общение с ними. Нравственная сторона определяет отношение мудреца к своему духовному миру, что выражается в аскетическом очищении духа, самоотречении и стремлении к нравственному совершенству (см.Аскетизм, Совершенство). См. также Аскетизм, Совершенство

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
499.23 кб

Народная мудрость, как средство воспитания толерантности в современном российском обществе

Ильин Александр Геннадьевич
Данная статья отражает явление формирования толерантности в современном обществе, что весьма важно для оптимизации и духовной интеграции различных социальных групп, этносов.
Читать PDF
508.01 кб

Опыт и мудрость - залог успеха в образовании

Хилькевич Светлана Владимировна
Статья посвящена вопросам государственно-общественного управления образованием, которое учитывает интересы государства и общества, учителя ученика родителя, молодежи и людей старшего поколения.
Читать PDF
1.86 мб

Prudence – prudentia – мудрость

Потапова Ольга Андреевна
Ян Амос Коменский — чешский педагог, общественный деятель и основоположник научной педагогики. Его педагогические идеи известны и популярны и сегодня. Он является автором множества педагогических работ.
Читать PDF
750.12 кб

Внеклассное занятие внеурочной деятельности для 2-го класса «о народной мудрости в сказке Л. В. Дьяк

Товкачева Алевтина Николаевна
В статье на примере занятия внеурочной деятельности по курсу «Литература Вятского края» обобщается опыт применения проектных технологий для формирования региональной идентичности у учащихся начальной школы общеобразовательной орга
Читать PDF
1,006.68 кб

Высокое достоинство мудрости и труда, по книге Иисуса сына Сирахова

А. П. Рождественский

Похожие термины:

  • Народная педагогическая мудрость

    категория народной педагогики, которая характеризует с качественной стороны мудрость народа, основанную на опыте и знаниях, свойственную соответствующему духу, культуре, мировоззрению народа и