Мудрость
МУДРОСТЬ
наивысшая характеристика качества ума человека, проявляющаяся в способности обобщать имеющийся опыт и опираться на здравый смысл.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
Мудрость
1) высшее проявление глубины ума, опирающегося на способность обобщения опыта и здравый смысл; 2) глубокое знание, понимание чего-л.
Мудрость
слав. – живой) – глубина ума, основанного на понимании главных, важных, исходных и конечных смыслов и ценностей жизни, умении различать добро и зло, истинное от ложного. Достичь ее простым познанием и многознанием нельзя, не все может дать и богатый личный опыт. Мудрость, помимо этого, подпитывается неведомым «высоким источником», открывающимся далеко не каждому. Мудрость – это прозрение, это проникновение на малом в большое, благоразумие, это «совершенство ума». Посредством мудрости прозревает дух, чувства делаются прозрачными, человек отвращается от зла и созидает только любовь. Мудрость – это духовно-нравственный фактор, изначально прочное, надежное видение человеческой жизни. Мудрость называют Софией. Она всегда почиталась в народе как умение сказать людям «нет», отказаться от того, что приносит кажущуюся пользу, как способность разобраться в собственных убеждениях. Символы мудрости – родниковая вода, золото и серебро, голубой цвет, число семь и треугольник.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
МУДРОСТЬ
Большинство определений М. подчеркивают в ней момент высшего знания в его ценностном выражении. Например, по Л.Н. Толстому, М. - это "знание вечных истин, приложимых к жизни". В этико-философском смысле значение русского слова "М." теснее всего переплелось с греческим понятием "софия", которое хотя и переводится на русский язык как "М.", означает не только субъективное состояние души или ума, но и объективное положение вещей: их совершенство, красоту, гармонию. София-мудрость понимается как творческое воплощение истины в жизни, что определяет состояние идеально преображенной действительности и жизненно воплощенной идеальности. Такое духовно-бытийное состояние осуществляется в образе жизни мудреца, пытающегося через нравственное творчество жизни и софийное преображение этоса достичь единения с Абсолютом. Целостность М. выступает в единстве трех сторон: познавательной, коммуникативной и нравственной. Познавательная сторона определяет связь мудреца с трансцендентным миром, с источником абсолютного знания, высшим выражением которого является мистическое единение с Абсолютом. Коммуникативная сторона определяет связь мудреца с другими людьми, его общение с ними. Нравственная сторона определяет отношение мудреца к своему духовному миру, что выражается в аскетическом очищении духа, самоотречении и стремлении к нравственному совершенству (см.Аскетизм, Совершенство). См. также Аскетизм, Совершенство
Источник: Терминологический словарь библиотекаря