МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. В. ЛомоносоваМОСКОВСКОЕ ОБЩЕСТВО РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ БЛАГОРОДНЫЙ ПАНСИОН

Найдено 2 определения термина МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ БЛАГОРОДНЫЙ ПАНСИОН

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ БЛАГОРОДНЫЙ ПАНСИОН

Вольный благородный пансион при Московском университете, закрытое среднее учебное заведение для мальчиков из знатных дворянских семей. Организован в 1776 как интернат при университетской (академической) гимназии с целью привлечь дворянство к обучению. Учреждение пансиона как учебного заведения произошло в 1779. Принимались мальчики 9-14 лет после предварительных испытаний, в ходе которых выяснялся уровень подготовки и определялась индивидуальная программа занятий.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ БЛАГОРОДНЫЙ ПАНСИОН

Вольный благородный пансион при Московском университете, закрытое ср. уч. заведение для мальчиков из знатных дворянских семей. Был организован в 1776 как интернат при университетской (академической) гимназии с целью привлечь дворянство к обучению наукам в гимназиях и ун-те. Учреждение пансиона как уч. заведения произошло в 1779 по инициативе M. M. Хераскова, куратора Моск. ун-та.

В пансион принимались мальчики 9—14 лет по представлении свидетельства о дворянском происхождении и после предварит. испытаний, в ходе к-рых выяснялся уровень подготовки и определялась индивидуальная программа для будущего воспитанника. Каждый учащийся занимался по разл. дисциплинам в том классе, к-рый соответствовал его познаниям. Ученики ст. отделения посещали лекции в ун-те. Раз в полгода проводились испытания, годовые экзамены были публичными.

Управление пансионом осуществлялось директором, инспектором, членами университетского совета и почетными членами из родителей. Пансион имел самостоят. бюджет. Содержание и обучение воспитанников было платным, отд. суммы вносились за обучение музыке и верховой езде.

К нач. 19 в. в пансионе содержалось 250 чел., кроме них — 25 полупансионеров и 6 пансионеров «на счет пансиона» — дети малообеспеченных военных и статских чиновников; они являлись полноправными учениками.

Пансион готовил к военной, статской, придворной и -дипломатич. службе. С 1818 воспитанники пансиона получили ряд привилегий: присвоение по окончании прав и чинов 10—14-х классов, право производства в офицеры независимо от вакансий (по прошествии 6-месячного срока в низших званиях) и др. Желающие продолжить образование в ун-те производились в студенты сразу же по окончании и часто оставались жить в пансионе.

Программа, рассчитанная на 6 лет, включала: математику (с началами высшей) и механику, отеч. и иностр. словесность, закон Божий и священную историю, естеств. историю, рим. право, рос. законоведение, иностр. языки (франц., нем., англ., итал.), классич. языки, историю, мифологию, светское воспитание, иск-ва (музыка, рисование, живопись, танцы, фехтование, верховая езда), гражд. архитектуру, воен. дисциплины, логику, историю философии, полит. экономию, нравоучение, риторику, эстетику. Дополнительно (вне уроков) изучались статистика России и сел. домоводство.

Деятельность А. А. Прокоповича-Антон-ского (в 1791—1826 директор пансиона) в Значит. степени определила приоритет лит. направления в образовании. Пансионеры вместе со студентами ун-та готовили театральные и муз. представления, устраивали диспуты. Лит. и театр, жизнь пансиона нашла отражение в составленных воспитанниками печатных альманахах, собраниях и антологиях (в т. ч. 18-томном изд. «Речей, разговоров и стихов, читанных в публичном акте в Благородном университетском пансионе», 1797—1830).

Система воспитания строилась на сорев-новат. началах, были развиты разл. формы морального поощрения (напр., выборы лучшего воспитанника). Равное внимание уделялось успехам в учении, нравств. развитию воспитанников (характер, отношение к окружающим, интересы и склонности), физическому воспитанию.

После 1825 пансион был лишен части привилегий в связи с причастностью многих воспитанников (Н. С. и П. С. Бобрищевы-Пушкины, П. Г. Каховский, Н. М. Муравьев, В. Ф. Раевский, С. П. Трубецкой, А. И. Якубович) к восстанию декабристов. В 1830 получил статус гимназии (с 1833 Московский дворянский институт).

Среди воспитанников пансиона были литераторы И. П. Пнин, А. С. Грибоедов, В. А. Жуковский, А. Ф. Вельтман, М. Ю. Лермонтов, В. Ф. Одоевский; прославленные военные А. П. Ермолов, И. Н. Инзов и др.

Лит.: С ушков Н. В., Московский университетский благородный пансион, М., 1858; Шишкова Э. Е., Московский университетский благородный пансион (1776- 1831), «Вестник МГУ. Сер. 8. История», 1979, № 6. Н. В. Кеворкова.

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ БЛАГОРОДНЫЙ ПАНСИОН — 0

Найдено научныех статей по теме МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ БЛАГОРОДНЫЙ ПАНСИОН — 0

Найдено книг по теме МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ БЛАГОРОДНЫЙ ПАНСИОН — 0

Найдено презентаций по теме МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ БЛАГОРОДНЫЙ ПАНСИОН — 0

Найдено рефератов по теме МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ БЛАГОРОДНЫЙ ПАНСИОН — 0