МОРДОВИЯ

Найдено 1 определение
МОРДОВИЯ
Мордовская Республика, входит в Рос. Федерацию. Пл. 26,2 тыс. км2. Нас. 963,5 тыс. чел. (1989, перепись), в т. ч. мордва (мокша и эрзя) —32,5%, русские—60,8%, татары — 4,9%. Столица — Саранск.
В 1989 на 1000 чел. населения в возрасте 15 лет и старше приходилось 755 чел. с высшим и средним (полным и неполным) образованием (в 1979 — 640 чел.). В отраслях экономики занято св. 117 тыс. специалистов, в т. ч. 51,3 тыс. с высшим и 66 тыс. со ср. спец. образованием.
В кон. 16 в. стали создаваться рус. монастырские школы, затем новокрещенские школы (1740—64), где обучались дети мордвы. Тат. мальчики посещали мек-тебы. В 18 в. появились вотчинные и частные домашние школы. Первое гос. уч. заведение — малое нар. уч-ще — открылось в 1787 в Саранске (с 1807 уездное). Там же в 1788 была осн. духовная гимназия (действовала до 1803). В 30- 40-х гг. 19 в. создавались одногодичные приходские (по уставу 1828), приказные (для детей удельных крестьян; в Шугу-рово, Атяшево и др.) и волостные (для детей казенных крестьян; Ардатов, Шиш-кеево и др.) уч-ща. Действовала (1828- 1852) Саранская живописная школа К. А. Макарова. К нач. 60-х гг. насчитывалось ок. 80 разл. уч. заведений, среди к-рых преобладали приходские уч-ща (в т. ч. в 10 морд, селениях).
Сеть уч. заведений расширилась в 60- 70-е гг. гл. обр. за счет министерских и земских школ. После принятия «Правил о мерах к образованию инородцев» (1870) были созданы миссионерские братские школы, в к-рых стала применяться система Н. И. Илеминского. Открылись морд. и смешанные (рус.-морд., рус.-чуваш. и др.) уч-ща с преподаванием на рус. яз. (в уч. практике фактически использовались разл. формы опоры на родной язык учащихся). Под руководством Иль-минского А. Ф. Юртов и М. Е. Евсевъев усовершенствовали морд, письменность и разработали первые морд. шк. пособия. Уч. книги создавали учителя Н. П. Барсов, Ф. Кечин, Н. Гаврилов. С кон. 19 в. стали открываться подведомственные Святейшему Синоду церк.-приходские, жен. епархиальные и др. уч-ща, а также духовные семинарии и второклассные учительские школы. К сер. 90-х гг. насчитывалось св. 390 рус. общеобразоват. уч. заведений (св. 20 тыс. уч-ся). Открытию школ, снабжению их уч. пособиями способствовали педагоги В. X. Хохряков, И. Н. Ульянов, И. В. Ишерский и др. Подготовка учителей для морд, сел велась в Казанской инородческой и Пензенской, учительских семинариях, в Тамбовской духовной семинарии. Однако преподавание на морд, языках не получило распространения из-за нехватки учителей, недостатка уч. пособий, а также из-за мно-гонац. состава учащихся мн. школ. Появились первые проф. уч. заведения: Сабур-Мачкасское ремесл. уч-ще (1884), Больщеберезниковская уч.-показат. мастерская (1899) и др. На рубеже 19 и 20 вв. появились частные и министерские гимназии (в Саранске, Краснослободске, Тем-никове), прогимназии, высшие нач. уч-ща и др. При нек-рых гимназиях создавались пед. классы. Выросло число нач. школ. К 1917 насчитывалось ок. 850 разл. уч. заведений (всего ок. 60 тыс. уч-ся), в т. ч. св. 20 неполных средних и средних. Действовало ок. 80 мектебов. Охват морд, детей обучением не превышал 12%; нач. школы посещало лишь ок. 5% морд, девочек.
Грамотность населения была неодинаковой по уездам разл. губерний: среди мужчин -ок. 15%, среди женщин — от 3 до 7%. Грамотность морд, населения на рус. яз.: среди мужчин — от 3 до 11%, среди женщин — 1,5 — 2% (1897, пере-аись).
С установлением сов. власти началась перестройка нар. просвещения. В 1919 при Наркомпросе РСФСР было создано бюро просвещения мордвы, к-рое координировало работу морд, школ, размещавшихся на терр. 8 губ. РСФСР (в 1920/21 уч. г. в морд, селах насчитывалось св. 960 школ I ступени, 13 школ II ступени, однако с началом нэпа их число значительно сократилось-ок. 700 в 1927). В 1924—25 (в Москве) состоялись Всерос. съезды по просвещению мордвы. Систематич. подготовку пед. кадров для морд, школ вели учительские курсы (с 1919), а позже пед. техникумы. С 1926 работали Центр. морд, учительские курсы в Москве. В 20-х гг. началось издание морд. уч. лит-ры в Москве, с 1930 — в Саранске, В 1927/28 уч. г. на терр. Морд, округа Средневолжского края было св. 1260 школ (124,5 тыс. уч-ся). Активное участие в строительстве сов. школы приняли Г. К. Ульянов, 3. Ф. Дорофеев, Е. В. Скобелев, И. X. Бодякшин и др. педагоги.
В 1930—34 осуществлено всеобщее нач. обучение. В сер. 30-х гг. в Морд. АССР увеличивалось число семилетних и ср. школ. В 1939 насчитывалось св. 1290 школ (св. 900 нач., св. 280 неполных средних, св. 80 средних), в к-рых было св. 200 тыс. уч-ся. Св. 400 школ вели преподавание на морд. яз. В сел. местности в 1939 7-летним обучением было охвачено 89% детей соответствующего возраста. В 30-х гг. широко развернулась ликвидация неграмотности (к 1937 действовало св. 1200 школ для взрослых; 61,4 тыс. уч-ся). Грамотность взрослого населения поднялась (1939) до 80%. В 30-е гг. значительно расширилась сеть ср. спец. уч. заведений. К 1939 их было 18; здесь проходили подготовку св. 6 тыс. уч-ся (в 1930 — 1,2 тыс.). В 1931 открылся первый вуз — Пед. ин-т (с 1938 им. А. И. Полежаева). Пед. кадры готовили также учительские ин-ты в Саранске и Темникове, 4 пед. уч-ща.
В 20—30-х гг. велась разработка целостной системы просвещения и культуры мордвы (Г. К. Ульянов, Ф. Ф. Советкин и др.). Осуществлено нормирование морд, языков (Евсевьев, А. П. Рябов, Д. В. Бубрих и др.), исследованы метод. проблемы их преподавания в школе и создан комплекс уч.-метод. лит-ры для школ и пед. вузов. Однако с сер. 30-х гг. система школ действовала в условиях нараставших тенденций к унификации образования; внимание к его нац. проблемам было ослаблено.
В 1940 открылись 8 уч. заведений системы Гос. трудовых резервов (ремесл. уч-ща, школы ФЗО), создавшие базу для дальнейшего развития проф.-тех. образования в Морд. АССР. В нач. 50-х гг. реализован 7-летний всеобуч. В 1-й пол. 50-х гг. учительские ин-ты преобразованы в пед. уч-ща. В 1957 на базе пед. ин-та осн. Морд, ун-т им. Н. П. Огарева, а в 1962 — пед. ин-т им. M. E. Евсевьева. В 1962 осуществлено всеобщее обязат. 8-летнее обучение. Началась разработка уч. пособий по географии и истории М. (П. Г. Матвеев, Т. Л. Родосская, Л. Г. Филатов и др.), краеведению (С. И. Дергачев). В ун-те и пед. ин-те развернулись исследования по психологии, педагогике высш. школы, истории просвещения в морд, крае и др. Вместе с тем просчеты в экон. и нац. политике, вызвавшие Значит. миграцию населения, привели к сокращению шк. сети, возрастанию доли малокомплектных школ. В условиях форсирования (с 70-х гг.) ср. всеобуча и изучения рус. яз. преподавание на родном языке сохранилось только в нач. школе. Ограниченными оказались и возможности изучения морд, яз., лит-ры, истории и культуры.
Широкая разработка проблем морд, школы, шк. преподавания нац. истории и культуры стали возможны лишь со 2-й пол. 80-х гг. Приняты респ. программы, поставившие задачи возрождения морд, школы, повышения языковой культуры населения, конкретизации нац. компонента общего образования и др. Активизировались исследования по проблемам сел. малокомплектной школы, созданию программы воспитания в морд. дошк. учреждениях. В вузах и пед. уч-щах введены курсы истории морд, культуры, истории М., факультативно — морд, языков И ДР-
В 1992/93 уч. г. в более чем 600 дошк. учреждениях воспитывалось 48 тыс. детей, в т. ч. в яслях 0,7 тыс. Обеспеченность детей соответствующего возраста дошк. учреждениями составила св. 63%. Более-чем 110 дет. садов ведут воспитат. работу на морд, языках, 12 — на татарском. В 818 дневных общеобразоват. школах (222 нач., св. 220 неполных средних, 368 средних) получали образование св. 130 тыс. уч-ся. Работали гимназия, техн. и пед. лицеи, в к-рых ведется профильное обучение. Среди школ св. 120 мокшан-ских, св. 100 эрзянских, 9 татарских. Нач. обучением на родном языке охвачено ок. 2,9 тыс. уч-ся мокша и ок. 2,7 тыс. эрзя. Морд, языки изучаются также как предмет в др. школах и ПТУ, где введены факультативы (в т. ч. для рус. уч-ся), созданы кружки по изучению нац. культуры и др. (св. 30 тыс. уч-ся). Имеется 8 школ для детей с недостатками физич. и умственного развития. Действуют дет. дом, др. учреждения интернатного типа. Св. 72% выпускников ср. школ продолжает образование в дневных уч. заведениях. Работает 9 вечерних школ (2 тыс. уч-ся). Создана ассоциация дет., юношеских и молодежных объединений (1990, центр в Саранске); она имеет 25 домов школьника, 20 технических и др. станций, св. 30 ДЮСШ и др. В школах занято ок. 12,6 тыс. учителей, в т. ч. св. 80% с высш. образованием. Среди них св. 230 засл. учителей школы РСФСР и Мордовии. Повышение квалификации педагогов ведет респ. ИУУ (осн. в 1934) и соответствующий ф-т в ун-те. В республике св. 20 ср. спец. уч. заведений, в т. ч. 2 пед., культ.-просвет., муз., худож. уч-ща. В них — 15 тыс. уч-ся, св. 1,1 тыс. преподавателей, в т. ч. св. 90% с высш. образованием. Подготовка квалифициров. рабочих ведется 42 ПТУ (св. 14 тыс. уч-ся). Действуют 3 вуза: ун-т (в 1992 — 16 ф-тов, ок. 17 тыс. студентов), пед. ин-т, филиал (с 1962) Моск. кооперативного ин-та. Всего в вузах св. 20 тыс. студентов, 1,5 тыс. преподавателей, в т. ч. св. 60 докторов и св. 760 канд. наук. Исследования в области образования и психол.-пед. наук ведутся в НИИ при СМ Мордовии (осн. в 1932 как Ин-т морд, культуры), филиале Моск. . НИИ нац. проблем образования (осн. в 1990), в ун-те, пед. ин-те и респ. ИУУ. Уч.-пед. лит-ру, в т. ч. на морд, языках, выпускает книжное изд-во в Саранске (осн. в 1932; в нач. 90-х гг. ежегодно ок. 60 назв.). Для школьников издаются журн. «Чилисема» («Восход», на эрзя-морд, яз.) и «Якстере Тештеня» («Красная звездочка», на мокша-морд.) — оба ведут историю с 1933.
Лит.: Таллин Н. В., Очерки истории морд, школы, Саранск, 1956; Санди-н а Т. И., Развитие нар. образования в Мордовии, Саранск, 1969; К и p д я гаки и В. В., Мордовия на пути к всеобщему ср. образованию. Саранск, 1973; Просветители и педагоги Морд, края, Саранск, 1986.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
375.03 кб

Региональная система мониторинга качества образования в республике Мордовия

Ванисова Ирина Валерьевна
На основе анализа исследований в области управления образовательными системами, выявления научных основ проектирования мониторинговых систем в статье представлены специфика региональной системы оценки качества образования, ее функ
Читать PDF
3.18 мб

Одаренный ребенок глазами учителя (результаты исследования в республике Мордовия)

Самойлова Л. В.
Читать PDF
256.90 кб

Формирование и реализация этнокультурной образовательной политики в республике Мордовия

Касаткина Н. П.
Читать PDF
5.75 мб

Динамика среднего кооперативного образования Республики Мордовия в постсоветский период

Кевбрина О. Б.
Автором на основании анализа архивных документов техникума, функционирующего в качестве звена среднего профессионального образования в составе Саранского кооперативного института Российского университета кооперации, прослеживаются
Читать PDF
6.17 мб

Государственная политика республики Мордовия в сфере образования и место в ней регионального учебног

Учеваткин М. И.
Читать PDF
2.25 мб

О политике республики Мордовия в области образования

Конаков В. В.
Читать PDF
767.75 кб

Приветственное слово заместителя председателя Правительства республики Мордовия В. В. Конакова

Читать PDF
7.01 мб

Система среднего профессионального образования республики Мордовия: состояние, проблемы и перспектив

Горюнов Н. В., Прончатова С. Ю.
Читать PDF
3.18 мб

Интеграция образовательных учреждений республики Мордовия в системе Регионального учебного округа

Пыков А. М.
Читать PDF
912.95 кб

Выписка из Федеральной программы экономического и социального развития республики Мордовия на 1996 —

Читать PDF
764.08 кб

Государственное собрание республики Мордовия

Читать PDF
4.37 мб

Интервью с председателем Государственного комитета Республики Мордовия по национальной политике А. С

Лузгин Александр Степанович
Читать PDF
0.00 байт

Анализ устойчивости развития муниципальных образований республики Мордовия

Харитонова Юлия Сергеевна
Дано определение устойчивого развития муниципального образования. Проанализированы основные группы индикаторов, влияющих на устойчивость территории. Предложены пороговые значения для одной из систем индикаторов.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности работы детских библиотек Республики Мордовия в формировании чтения детей и подростков

Булычева Арина Александровна, Ломшин Михаил Иванович
Статья дает объективные представления о месте и роли детских библиотек Республики Мордовия по формированию чтения детей и подростков.
Читать PDF
0.00 байт

Правовая политика республики Мордовия в сфере образования

Кильмяшкина Дарья Васильевна, Ромайкин Иван Александрович
В статье рассматриваются основные направления развития правовой политики в сфере образования в Республике Мордовия в контексте принятия нового закона об образовании и разработки соответствующих федеральных программ.