Мораль

Найдено 16 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

МОРАЛЬ
предмет изучения этики; общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

Мораль
(фр. morale – нравственность) – совокупность норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Мораль
совокупность правил, норм, принципов, которые определяют поведение людей по отношению к обществу, его институтам и друг другу.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

МОРАЛЬ
общая ценностная основа культуры, направляющая человеческую активность на утверждение самоценности личности, равенства людей в их стремлении к достойной и счастливой жизни.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Мораль
нравственность, правила нравственного поведения, система норм поведения; форма нормально-оценочной ориентированности в поведении и духовной жизни, взаимовосприятие и самовосприятие людей.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Мораль
(moralis – нравственный) – одна из форм общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей во всех без исключения областях общественной жизни.

Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007

Мораль
форма общественного сознания; духовный продукт, сумма правил, требований, норм конкретно-исторических общественных отношений; регулятор взаимодействия между людьми, их отношение к вещам и явлениям реального мира.

Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.

Мораль
(от лат. moralisнравственный), нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественный отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм [69, с. 828].

Источник: Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск. 2014

Мораль
или нравственность - есть совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе на основе общественного мнения, оптимизирующих или тормозящих их поведение и деятельность. Нравственность, нравы поведения буквально с момента зарождения становятся содержанием воспитания.

Источник: Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016

Мораль
[фр. morale < лат. moralis – нравственный] – 1) нравственность, совокупность норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям, одна из основных форм общественного сознания и способ нормативной регуляции действий человека в обществе; 2) особый вид общественных ношений (моральные отношения); 3) предмет специального изучения этики.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

МОРАЛЬ
нравственность, совокупность норм и принципов поведения человека по отношению к обществу и др. людям; древнейшая форма общественного сознания; соц. институт, выполняющий функции регулирования поведения человека. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. д. В отличие от права исполнения требований М.санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественные оценки, одобрения или осуждения). М. выступает как основа содержания нравственного воспитания личности.

Источник: Педагогический словарь

Мораль
отлат. moralis - нравственный) - 1) нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.п. В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы. Мораль изучается специальной философской дисциплиной - этикой; 2) отдельное практическое нравственное наставление, нравоучение (мораль басни и т.п.).

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

МОРАЛЬ
(синоним – нравственность) – социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей во всех без исключения областях общественной жизни. От других форм регулирования массовой деятельности (права, производственно-административных распорядков, государственных директив, народных традиций и т. п.) мораль отличается способом осуществления своих требований: общественная необходимость, потребности, интересы общества или классов в морали выражаются в виде стихийно сформировавшихся и общепризнанных предписаний и оценок, подкрепленных силой массового примера, привычки, обычая, общественного мнения. Требования морали принимают форму безличного долженствования, одинаково обращенного ко всем, но ни от кого не исходящего повеления. Исполнение требований морали санкционируется лишь общественной оценкой одобрения или осуждения совершенных поступков. Мораль (нравственность) – одна из 9 форм общественного сознания. Литература: [65].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

Мораль
лат. – нравственность) – это способ духовного существования личности, духовный рычаг общества. Проявляется как форма общественного сознания, устанавливающая нормативно-оценочные правила поведения человека в обществе и его личной духовной жизни. Функции морали: регулирование поведения, сознания и чувств человека; обеспечение согласования отношений и деятельности людей; создание критерия нравственности в оценке общественной и своей собственной дисциплины. Мораль исторична и по природе культурологична: он всегда тесно переплетается с обычаями, традициями, ценностными ориентациями общества. В сфере морального сознания развивается отношение человека к миру и самому себе, которое находит выражение в оценке с позиций добра и зла поведения людей, их характеров, убеждений. Исторический смысл морали – она утверждает человека в человеке. Содержание морали – моральные принципы, идеалы, жизненные смыслы, модусы духовности, нравственные качества личности. Мораль – явление относительно устойчивое. Православие считает, что источником морали в человеческом обществе является Бог и его Заповеди. Именно там лежит ответ на вопрос, какой она должна быть. В русском бытовом словаре еще в XIX в. было слово «мараль» от слова «марать», в смысле позорить, пачкать, оскорблять. Мораль есть основание для формирования нравственности. Она входит составной частью в менталитет народа и определяет его.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

МОРАЛЬ
лат. moralis - относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; от mos, множественное число morеs - традиции, обычаи, нравы, поведение) — общая ценностная основа культуры, направляющая человеческую активность на утверждение самоценности личности, равенства людей в их стремлении к достойной счастливой жизни; предмет изучения этики. В ряде европейских языков наряду с термином "М." имеются собственные обозначения, например, в русском языке - нравственность. М. представляет собой единство двух характеристик. Во-первых, она выражает потребность и способность людей объединяться и жить мирной совместной жизнью по законам, обязательным для всех. Взаимоотношения людей всегда предметны и предметно многообразны. М. есть то, что остается в человеческих отношениях после исключения всего конкретного и предметно обусловленного содержания - их общественная форма. Во-вторых, М. основывается на автономии человеческого духа. Утверждение всеобщего братства М. связывает со свободным выбором личности и ее самоутверждением. Возвышение человека до уровня рода оказывается вместе с тем его самоопределением. Т.о., М. - это сознание обязанности (в широком смысле) человека перед другими людьми. Сущность М., связанная с идеями всечеловечности и личности, воплощена в одной из самых древних моральных заповедей, получившей название золотого правила нравственности: "поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе". М. не является последней высшей духовной реальностью в жизни человека. Высшая цель человеческой деятельности, названная в древней философии высшим благом, осмысливалась в истории культуры как всемирный разум, единый бог, личное счастье и др. По отношению к высшему благу М. выступает связующим звеном между ним и живыми, грешными людьми, но ее, конечно, нельзя относить только к средствам достижения высшей цели, т.к. М. непосредственно входит в содержание высшего блага. Так, например, принято считать, что М. приближает человека к богу, вместе с тем она рассматривается и как порождение бога; добродетель ведет человека к счастью, но и само счастье не мыслимо без нее. Добродетель есть и путь к счастью, и существенный элемент счастья. По отношению к человеку М. является целью, перспективой самосовершенствования и требованием. Ее содержание выражается в форме норм и оценок, которые имеют всеобщий, обязательный для всех людей характер, претендуют на абсолютность (направляют сознание и регулируют поведение человека во всех сферах жизни). Моральные принципы поддерживают (или наоборот, требуют изменить) определенные устои, строй жизни. М. относится к осн. типам нормативной регуляции действий человека (таких, как право, обычаи, традиции и др.), но имеет значительные отличия от них. Например, в праве предписания формулируются и претворяются в жизнь специальными учреждениями, нравственные требования складываются в стихии человеческого общежития. Нормы М. воспроизводятся повседневно силой массовых привычек, влияний и оценок общественного мнения, воспитываемых в человеке убеждений. Моральные оценки опираются на духовные санкции и авторитеты (угрызения совести, красота нравственного поступка, сила личного примера и пр.). Исторически сложились системы М. (например, конфуцианская, христианская, аристократическая, мещанская и пр.), имеющие мировоззренческую определенность. М. отражает потребности человека и общества, основанные на обобщении опыта многих поколений, а не ограниченные частными обстоятельствами и интересами. Она содержит гуманистическую перспективу развития человечества, определяет критерии оценки человеческих целей и средства их достижения. Нормы М. получают идейное выражение в общих зафиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, как должно поступать в различных ситуациях. Наряду с золотым правилом сложились общегуманистические принципы: "не убий", "не лги", "не кради". В М. оцениваются не только поступки людей, но их мотивы, побуждения и намерения. В связи с этим особую роль приобретает формирование в каж-дом человеке способности относительно самостоятельно определять свою линию поведения без внешнего контроля, опираясь на такие этические категории, как совесть, чувство личного достоинства, честь и др. Осн. категории М.: добро (в противоположность злу), долг и совесть. Добро выражает нацеленность М. на идеал человечности, долг - ее императивный характер, а совесть - интимно-личностную природу. Проблема сущности и специфики М. - одна из центральных в этической науке. Осмысление М. органически входит в процесс определения человеком собственной моральной позиции. — совокупность правил, норм, принципов, которые определяют поведение людей по отношению к обществу, его институтам и друг другу. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. ) См. также Оценка моральная

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

МОРАЛЬ
лат. moralis — относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам, от mos, мн. ч. mores-обычаи, нравы, поведение), общая ценностная основа культуры, направляющая человеческую активность на утверждение самоценности личности, равенства людей в их стремлении к достойной и счастливой жизни; предмет изучения этики. Термин «М.» возник по аналогии с др.-греч. понятием этики: от слова mos Цицерон, ссылаясь на опыт Аристотеля, образовал прилагательное moralis, к-рое характеризовало качества, добродетели, относящиеся к темпераменту человека, его способность руководствоваться в своем поведении указаниями разума и гармонично строить свои отношения с др. людьми. В 4 в. из этого прилагательного сформировалось существительное moralitas, к-рое, как и греч. слово «этика», содержало два смысла — определенная совокупность человеческих добродетелей и изучающая их наука. Впоследствии этикой стали называть по преимуществу науку, а понятие М. закрепилось за самим феноменом, являющимся предметом науки этики. В ряде европ. языков наряду с лат. термином «М.» появились собств. обозначения, напр. в рус. яз. — «нравственность» (в разговорной речи понятия этики, М. и нравственности употребляются как частично взаимозаменяемые).
М. представляет собой единство двух характеристик. Во-первых, она выражает потребность и способность людей объединяться, кооперироваться и жить мирной совм. жизнью по законам, обязательным для всех. Взаимоотношения людей всегда предметны и предметно многообразны. М. есть то, что остается в человеческих отношениях после исключения всего конкретного и предметно обусловленного содержания — их обществ. форма.
Во-вторых, М. основывается на автономии человеческого духа. Утверждение всеобщего братства М. связывает со свободным выбором личности и ее самоутверждением. Возвышение человека до уровня рода оказывается вместе с тем его самоопределением.
Т. о., М. — это сознание обязанности человека перед др. людьми (имеется в виду не просто совокупность каких-то конкретных обязанностей, а именно изначальное понимание обязанности в широком смысле, делающее возможным выполнение человеком отд. определенных обязательств). В М. человек, по выражению И. Канта, «подчинен только своему собственному и тем не менее всеобщему законодательству» (Кант И., Соч. т. 4, ч. 1, с. 274).
Сущность М., связанная с идеями все-человечности и личности, воплощена в одной из самых древних моральных заповедей, получившей название «золотого правила» нравственности: «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отноше нию к тебе».
М. не является последней высш. духовной реальностью в жизни человека. Высш. цель человеческой деятельности, названная в древней философии высш. благом, осмысливалась в истории культуры как всемирный разум, единый бог, личное счастье и др. По отношению к высш. благу М. выступает связующим звеном между ним и живыми, грешными людьми, но ее, конечно, нельзя относить только к средствам достижения высш. цели, т. к. М. непосредственно входит в содержание высш. блага. Так, напр., принято считать, что М. приближает человека к богу, вмеде с тем она рассматривается и как порождение бога; добродетель ведет человека к счастью, но и само счастье немыслимо без нее. Добродетель есть и путь к счастью, и существенный элемент счастья.
По отношению к человеческому индивиду М. является целью, перспективой его самосовершенствования, требованием. Ее содержание выражается в форме норм и оценок, к-рые имеют всеобщий, обязательный для всех людей характер, претендуют на абсолютность (направляют сознание и регулируют поведение человека во всех сферах жизни — в труде, в быту, в политике, в личных, семейных, внутригрупповых, междунар. отношениях и т. п.). Моральные принципы поддерживают (или, наоборот, требуют изменить) определенные устои, строй жизни, М. относится к осн. типам нормативной регуляции действий человека (таких, как право, обычаи, традиции и др.), но имеет Значит. отличия от них. Напр., в праве предписания формулируются и претворяются в жизнь спец. учреждениями, нравств. требования складываются в практич. жизни, в стихии человеческого общежития. Нормы М. воспроизводятся повседневно силой массовых привычек, влияний и оценок обществ. мнения, воспитываемых в человеке убеждений и побуждений. Моральной регуляции не свойственно разделение субъекта и объекта. Соблюдая ее нормы и вынося моральные оценки, человек поступает так, как если бы сформулировал их сам, — объект М. является в то же время ее субъектом. Моральные нормы опираются на духовные санкции и авторитеты (угрызения совести, красота нравств. поступка, сила личного примера и т. д.). Исторически сложились специфич. системы М. (напр., конфуцианская, христианская, аристократическая, мещанская, пролетарская и др.), имеющие мировоззренч. определенность. М. отражает потребности человека и общества, основанные на обобщении опыта мн. поколений, а не ограниченные частными обстоятельствами и интересами. Она содержит гуманистич. перспективу развития человечества. М. определяет критерии оценки человеческих целей и средства их достижения.
Нормы М. получают идейное выражение в общих фиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, как должно поступать в разл. ситуациях. Наряду с «золотым правилом» нравственности сложились общегуманистич. принципы: «не убий», «не лги», «не кради». Сила и оправдание моральных предписаний, всегда безусловных по форме и крайне суровых по содержанию, состоит в том, что человек должен прежде всего обращать их к себе и только через собств. опыт предъявлять другим. В М. оцениваются не только практич. действия людей, но их мотивы, побуждения и намерения. В связи с этим в моральной регуляции особую роль приобретает формирование в каждом человеке способности относительно самостоятельно определять свою линию поведения без внеш. контроля, опираясь на такие этич. категории, как совесть, чувство личного достоинства, честь и т. п.
М. задает личностный образ гармоничных обществ. отношений. Адекватной формой моральной регуляции является саморегуляция, моральной оценки — самооценка, морального воспитания — самовоспитание. Осн. категории М.: добро (в противоположность злу), долг и совесть. Добро выражает нацеленность М. на идеал человечности, долг — ее императивный характер, а совесть — интимно-личностную природу.
Проблема сущности и специфики М. — одна из центральных в этич. науке. Она не имеет единственного и бесспорного решения. Осмысление М. органически входит в процесс определения человеком собств. моральной позиции. Теоретич. споры в отеч. этич. науке стимулированы необходимостью преодоления вульгар-но-социологич. схем и идеологич. штампов в этике, осознанием того факта, что М. с ее ценностями коллективизма, любви к ближнему, терпимости является основой духовности и культуры человека. Опыт тоталитарных социальных систем свидетельствует, что отрицание общечеловеческой М. ведет к кризису общества и личности. В условиях развития совр. цивилизации, с увеличением потенц. опасностей, угрожающих существованию человечества, с возрастанием степени риска человеческой деятельности, наносящей вред окружающей среде, ответственное отношение к М., признание приоритета общечеловеческих ценностей является выбором, не имеющим разумной альтернативы. Борьба и конфронтация между людьми, обусловленные различиями интересов, мировоззренч. пристрастиями и обществ.-полит. целями, допустимы и могут быть исторически целесообразны и продуктивны только в границах и формах, определенных в их элементарном и всеми признаваемом содержании.
Лит.: Аристотель, Никомахова этика, Соч. в 4 тт. т. 4, М., 1983; Кант И., Основы метафизики нравственности, Соч., т. 4, ч. 1, М., 1965; мур ДжПринципы этики, пер. с англ., М., 1984; Дробниц-кий О. Г., Понятие морали, М. 1974; Гусейнов А. А., Мораль, в кн.: Общественное сознание и его формы, М. 1986. А. А. Гусейнов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
342.49 кб

Социокультурные константы: мораль, любовь, образование

Костина Регина Гусейновна
Данная статья исследует вопросы происхождения и значения социокультурных констант, затрагивая проблемы разновидностей констант и их осмысление в различных науках, а также взаимодействие этого фундаментального понятия с понятиями «
Читать PDF
153.08 кб

2003. 01. 040. Коппола Б. П. Дилемма передачи новых технологий в сферу бизнеса: сохранение мораль-но

Мордвинцева Л. П.
Читать PDF
561.05 кб

Мораль учителя и работа по совместительству: обобщение международного опыта

Коптелов Андрей , Мэнингер Роберт , Салливан Сэм
Данное исследование было призвано изучить результаты работы учителя по совместительству в рамках обучения в классе, отношение учителей к данному вопросу, а также к вопросу оплаты труда.
Читать PDF
153.53 кб

Мировоззрение, мораль, образование

Салов Александр Игоревич
В статье обосновывается, что в ситуации социальных перемен образование и воспитание должны стать направляющей силой формирования мировоззрения, которое обосновывает «участие» морального сознания в создании соответствующих происход
Читать PDF
246.04 кб

Мораль и нравственность: единство противоположностей

Петрова Анастасия Александровна
В статье рассматриваются различные подходы к понимаю этического развития ребенка и к его морально-нравственного воспитания.
Читать PDF
252.73 кб

Психолого-педагогическая сущность понятий «Воспитание», «Нравственность», «Мораль», «Духовность», «Л

Петрова Анастасия Александровна
Читать PDF
252.73 кб

Психолого-педагогическая сущность понятий «воспитание», «нравственность», «мораль», «духовность», «л

Петрова Анастасия Александровна
В статье рассматривается психолого-педагогическая сущность понятий «воспитание», «нравственность», «мораль», «духовность», «личность», «нравственное воспитание», «духовно-нравственное воспитание».
Читать PDF
192.11 кб

Способ познания морали как компонент образовательной системы

Цепкова А. Н.
В статье обосновывается важность и необходимость выделения такого компонента образовательных моделей, как «способ познания мора.
Читать PDF
206.40 кб

Этический кодекс преподавателя университета и современная эволюция общественной морали

Бойченко Наталия Михайловна
Проанализировано влияние академической деятельности на выявление этической значимости университета в трансформациях общественной морали.
Читать PDF
490.77 кб

Проблемы развития нравственности и морали в учебно-воспитательном процессе

Кашуба Елена Васильевна, Гридина Наталья Алексеевна, Кашуба Александр Михайлович
В данной статье авторами рассмотрены понятия нравственности и морали современной молодежи и расширение возможностей осуществления нравственного воспитания.
Читать PDF
70.52 кб

Человеческий капитал: морально-этический аспект

Лукьянченко Екатерина Александровна
Читать PDF
238.66 кб

Морально-педагогические предпосылки повышения качества профессионального образования

Соколова Е. Н.
Читать PDF
0.00 байт

Формирование морально-психологической готовности у слушателей учебных заведений МВД России

Е.Н. Соколова
Читать PDF
330.57 кб

Идеология «Морали» в восточной системе воспитания

Борисов Иван Павлович
Рассматриваются духовные предпосылки морального воспитания в восточных обществах, которые основываются на традиционных социокультурных факторах.
Читать PDF
0.00 байт

Морально-психологический портрет молодежи, обучающейся в современной высшей школе

Е.Н. Соколова

Похожие термины:

  • МОРАЛЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ

    совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность.
  • ТРУДОВАЯ МОРАЛЬ

    комплекс нравственных установлений и общезначимых предписаний, которым неукоснительно должны следовать отдельный человек, рабочая группа или коллектив.
  • МОРАЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

    система моральных требований, норм, ценностей, свойственных людям, профессионально занятым определенным видом деятельности.
  • МОРАЛЕПАТИЯ

    глубокие нравственные дефекты в психике ребенка, возникающие, как правило, в результате его неправильного воспитания, постоянного присутствия отрицательных эмоций, состояния страха и тревожност
  • МОРАЛИЗАТОРСТВО

    понятие, применяющееся для обозначения такой позиции при вынесении оценки моральной или нравственного поучения, которые по тем или иным причинам вызывают сомнение в их этической оправданности. О
  • Морализирование

    лат. – наставление на нравственность) – форма нравственного негодования по поводу безнравственных поступков других людей, выражающаяся в назойливой проповеди моральных норм и принципов, постро
  • Моралист

    лат. – нравственник) – это человек, склонный к частому использованию морализирования в качестве метода воспитания или выяснения отношений с кем бы то ни было. Это также название писателя, прибега
  • Моральная норма

    модель поступков человека, его определенных идеальных черт.
  • Мотив моральный

    внутреннее побуждение личности к нравственному поступку.
  • Моральная чистоплотность

    духовно-нравственное качество личности, характеризующее высокий уровень нравственного воспитания и проявляющееся как всеобщая способность человека всегда и во всем проявлять свою нравственнос
  • Моральная дефективность

    термин, к-рым в 10—20-е годы XX в. в зарубежной и отечественной психол.-пед. науке обозначались практически все дети с девиантным и делинквентным поведением: от имеющих трудный характер до агрессивных
  • ОЦЕНКА МОРАЛЬНАЯ

    акт выявления и обоснования моральной (см.Мораль) ценности тех или иных феноменов (поступков, намерений и пр.), из которых складывается сознательная человеческая деятельность; суждение, выражающее
  • Моральная деятельность

    1) любая деятельность, осуществляемая по моральным мотивам, не противоречащая нормам морали; 2) деятельность, направленная на укрепление, развитие и преобразование нравственных отношений между лю
  • Моральная дилемма

    (от греч. Ш — дважды, lemma — посылка) — ситуация нравственного выбора. М.д. — центральный элемент в системе «справедливого сообщества» Л. Кольберга. Данная система основывается на воспитании у детей
  • Моральная ответственность

    стержневое качество личности, связанное с нравственными свойствами человека; приводит в соответствие слово и дело, намерение и поступок.
  • Морально-боевые качества

    определяют личность воина, его поведение в мирное время и в боевой обстановке. Включают моральные, психологические, профессионально-боевые и физические качества. Моральные качества военнослужащ
  • Морально-боевые качества военнослужащих

    комплекс тесно связанных между собой, дополняющих друг друга черт личности, необходимых для успешного выполнения военнослужащими своих обязанностей в мирное время и на войне. К М.б.к. относятся: в
  • МОРАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА

    проявление эмоциональных отношений к различным общественным учреждениям и организациям, а также государству в целом.
  • Морально-психологический климат воинского коллектива

    динамическая характеристика состояния коллектива, представляющая собой качественную сторону межличностных отношений, проявляющуюся в виде совокупности психологических условий, способствующи
  • Морально-психологический климат

    устойчивое эмоционально-нравственное состояние коллектива, в котором отражаются настроение людей, их общественное мнение, отношение друг к другу, к важнейшим материальным и духовным ценностям; д