МОНТЕНЬ МИШЕЛЬ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

МОНТЕНЬ Мишель
(1533–1592) – французский философ эпохи Возрождения. Главное сочинение – «Опыты». Его мировоззрение основывается на принципах гуманистического скептицизма, пафос которого – отказ от преклонения перед «общим мнением» и авторитетами прошлого – направлен в первую очередь против схоластики и догматизма средневекового мышления. Целью воспитания и образования он провозглашал гармоничное совершенствование человеческой личности, полное выявление заложенных в человеке способностей. В правильно организованном воспитании и образовании – путь усовершенствования человеческой природы, формирования людей здоровых, честных, близких к «естественному состоянию».

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

МОНТЕНЬ Мишель
1533 — 1592) — фр. философ-гуманист эпохи Возрождения. Основные труды: «Опыты», «Дневник путешествий». Резко критиковал схоластическую систему обучения. Считал, что образование должно прежде всего развивать ум учащихся, воспитывать в детях привычку к самостоятельной мысли и критическому отношению к любым взглядам и авторитетам, потребность в широких и разнообразных знаниях. В воспитательной системе М. значительное место отводилось физическому воспитанию и играм. Считал, что в школе должен царить дух доброжелательного отношения к детям, а моральные качества учителя гораздо важнее при его работе с детьми, чем ум. Никогда не упоминал о религиозном воспитании, считая все религии вымыслом. Выступал против образования женщин.

Источник: Педагогический словарь

МОНТЕНЬ МИШЕЛЬ

французский философ и писатель. Книга "Опыты" (Essais) (1580- 1588) направлена против схоластики и морально-философского догматизма. Пользуясь методом самонаблюдения, М. исследовал сложность и противоречивость человеческого характера. Разработал гуманистическую педагогическую программу, оказавшую сильное влияние на педагогику Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, И. Канта, Л.Н. Толстого и других прогрессивных теоретиков и практиков воспитания. Целью воспитания и образования М. провозглашал гармоническое совершенствование человеческой личности, выявление заложенных в человеке способностей. В правильно организованном воспитании и образовании - путь усовершенствования человеческой природы, формирование людей здоровых, честных и близких к "естественному состоянию".

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Мишель Монтень
1533-1592) Основной труд великого француза «Опыты» содержит идеи, созвучные современному личностно ориентированному образованию. Утверждается необходимость отказа от принуждения и насилия, безграничной власти учителя. Нужно «учить искать смысл изучаемого», излагать ученику «альтернативные воззрения», предоставлять «самостоятельный выбор», «будоражить» его ум, возбуждая «сомнение», преподавать методом «собеседования». В противоположность Платону считал, что не душа упражняется вместе с телом,а наоборот. Цель воспитания и обучения - образование личности ученика. Цель нравственного воспитания у Монтеня - не привить мораль, а помочь растущему человеку любить делать хорошее. Монтень утверждает этику ненасилия: совесть - нормы и ценности, признанные личностью своими. Сам критично рассматривает собственные мысли, раздумывает над ними, спорит с собой и античными авторитетами.

Источник: История образования и педагогической мысли

МОНТЕНЬ МИШЕЛЬ

28.2.1533, замок Монтень, близ Бордо, — 13.9.1592, там же), франц. философ эпохи Возрождения. По отцовской линии происходил из купеч. семьи Эйкемов, получившей дворянство в кон. 15 в. После основат. домашнего образования, построенного на принципах гуманистич. педагогики, окончил коллеж в Бордо, изучал право.
В 1580—88 опубликовал свое гл. соч. «Опыты» (кн. 1—3). Мировоззрение М. основывается на принципах гуманистич. скептицизма, пафос к-рого — отказ от преклонения перед «общим мнением» и авторитетами прошлого — направлен в первую очередь против схоластики и догматизма ср.-век. мышления. М. ратует за опытное знание, подчеркивая роль свободного от пут традиции разума, за жизнь «согласно природе». Большое внимание в рассуждениях М. занимают вопросы индивидуальной психологии, трактуемые со светских позиций. М. одним из первых начал разработку принципа «естеств. равенства» людей, получившего развитие в философии эпохи Просвещения. «Развенчание» божеств, начала в человеке позволило М. обосновать ряд выводов гиосеологич. характера, прежде всего об относительности всякого знания.
Исходя из своих филос. постулатов, М. по-новому разрешает и мн. проблемы воспитания и образования, наследуя и развивая идеи гуманистич. мысли 15- 16 вв. Будучи непримиримым врагом схо-ластич. методов и приемов обучения, он выступал против того, чтобы загружать память учащихся механически заученными сведениями. Процесс обучения, по М., должен носить творческий характер, ни одно филос. учение не следует преподавать как некий абсолют. Учащийся сам выносит суждение об истинности полученных знаний. Именно в постоянном совершенствовании «умственных сил», выработке твердых навыков самостоят. мышления, критич. анализа и суждений на основе опытных данных, доставляемых чувствами и ощущениями, и состоит, согласно М., гл. задача образования. При этом развитие человека не должно быть узкокнижным, изучению подлежат окружающая жизнь, природа, люди и отношения между ними. Теоретич. образованием, предлагал дополнить физич. воспитанием, привитием нравств. и эстетич. начал. Большое место в его пед. программе отводилось игре, в к-рой он видел «самое Значит. и глубокомысленное занятие», характерное для дет. возраста, а также путешествиям. Целью воспитания и образования М. провозглашал гармоничное совершенствование человеческой личности, полное выявление заложенных в человеке способностей. В правильно организованном воспитании и образовании- путь усовершенствования человеческой природы, формирования людей здоровых, честных, близких к «естеств. состоянию». Филос. и пед. идеи М. оказали существ, влияние на мыслителей 17—18 вв. (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо и др.).
Соч.: Oeuvres completes, t. 1 — 12, Р., 1924—41; в рус. пер, — Опыты, [т. 1 — 2], М. В. В. Карева.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
538.11 кб

Мишель Монтень: борьба с иллюзиями и экзистенциалы человека-«Крапинки»

Гагарин А.С.
Читать PDF
217.35 кб

Экзистенциалы человеческого бытия в гуманистической философии Мишеля Монтеня

Гагарин Анатолий Станиславович, Любутин Константин Николаевич
В статье рассматривается гуманистическая философская антропологическая концепция Мишеля Монтеня, интерпретирующая экзистенциальные проблемы человеческого бытия с позиций неостоицизма и скептицизма.

Найдено книг по теме — 1