МОНГОЛИЯ

Найдено 1 определение
МОНГОЛИЯ
государство в Центральной Азии. Пл. 1566,5 тыс. км2. Нас. 2116 тыс. чел. (1990). Офиц. яз.-монгольский. Столица — Улан-Батор.
До нач. 20 в. духовная жизнь в стране находилась под полным влиянием буддизма. Получить образование было возможно только в буддийских монастырях (дацанах).
В 1911 в М. имелись 3 светские школы (одна из них для девочек), где обучали кит., маньчжурскому и монг. языкам, отдавая предпочтение двум первым. В 1915 в Урге (совр. Улан-Батор) была открыта первая нач. школа европ. типа, обучение в к-рой велось на рус. и монг. языках (в 1916 в ней обучалось 20 мальчиков). Окончившие ее могли продолжить образование в ср. уч. заведениях России. К 1919 в М. действовали неск. десятков таких нач. школ и одна средняя (80 уч-ся). После 1919 все эти школы были закрыты. В дорев. М. кол-во грамотных не превышало 1%.
После Народной революции 1921 пр-во приступило к созданию гос. системы нар. образования. В нояб. 1921 в Урге была открыта гос. нач. школа на 100 учеников. В Монг. нар. республике в 1924 принят закон об отделении школы от церкви; все уч. заведения объявлены государственными (в 1924 — 13 школ). Стали создаваться т. н. добровольные школы, к-рые полностью содержались за счет обществ. средств (к 1928 — 89 таких школ).
В сер. 20-х гг. был взят курс на создание единой общеобразовательной светской школы, на обязательное бесплатное обучение детей до 18 лет. В 1933 был принят 1-й шк. Устав, введены типовые уч. планы и программы обучения по сов. образцам. Крупными тиражами стали выходить учебники, книги для чтения и др. пособия.
С первых лет нар. власти началась работа по ликвидации неграмотности взрослого населения. Широко использовались домашнее обучение, спец. курсы, созданные при местных органах власти, а также кружки ликбеза во всех гос., хоз. и обществ. орг-циях. До кон. 30-х гг. наряду с гос. школами существовали монастырские школы. По данным 1935, в гос. школах обучалось примерно 2,7% детей шк. возраста, тогда как в монастырях — более 25%. В 1930 был издан закон, запрещавший поступление в дацаны детей и подростков до 18 лет, в 1934 — об обязат. обучении монг. грамоте несовершеннолетних, проживающих в монастырях, для чего были созданы спец. школы.
Развитие нар. образования осложнялось недостатком средств для организации массового обучения, отсутствием пед. кадров и опыта организации шк. дела. В 1922 открылись первые курсы для подготовки учителей нач. школ, в 1938 — двухгодичные курсы для подготовки учителей неполных ср. школ. В Улан-Баторе и аймачных центрах стали функционировать вечерние курсы по повышению квалификации учителей без отрыва от про-из-ва. Пр-во приняло решение приглашать специалистов из СССР и направлять студентов на учебу в пед. уч. заведения Сов. Союза.
В 1940 в стране насчитывалось уже св. 330 общеобразоват. нач. и ср. школ, в к-рых обучалось 24,3 тыс. чел.; работало ок. 1 тыс. учителей. Кроме того, к нач. 40-х гг. имелось до 200 добровольных нар. школ, в к-рых обучалось 4 тыс. детей; с 1941 эти школы стали государственными.
Однако работа по ликвидации неграмотности в стране отставала от требований жизни, в 1940 грамотных среди населения было немногим более 20%. В 1941 было принято постановление о переходе на новый алфавит, в основу к-рого была положена кириллица.
В 1955 введено всеобщее обязат. 4-летнее обучение детей шк. возраста, в 1958 — 7-летнее обучение в городах и аймачных центрах. Продолжалась интенсивная работа по ликвидации неграмотности. Особо важную роль сыграл «культурный поход» 1960—63 в честь 40-летия Нар. революции. В 1970 за заслуги в области распространения грамотности Ин-т языка и лит-ры АН МНР был удостоен премии ЮНЕСКО им. Н. К. Крупской. С 1966 начался переход к всеобщему неполному ср. образованию. Была создана система вечерних и заочных школ образования взрослых, повышения квалификации, введены гос. стипендии студентам ср. спец. и высш. уч. заведений. В 1981—90 поддерживался курс на всеобщее ср. образование.
Современная система образования строится на основе закона 1982, отд. положения к-рого дополнены гос. актами 1986 — нач. 90-х гг. Она включает учреждения дошк. воспитания, 4-летнюю нач., 4-летнюю неполную ср., 2-летнюю полную ср. школы, проф. (нач. и ср.) и высшие уч. заведения.
Управление уч. заведениями сосредоточено по их принадлежности в Мин-ве образования и в Гос. к-те по науке, технологии и высшей школе. На местном уровне школы находятся в ведении хуралов нар. депутатов. В 80-х гг. на нужды образования ежегодно выделялось более 20% гос. бюджета страны.
Дошкольное воспитание. Первые дошк. учреждения были созданы в кон. 30-х гг. В 1940 работало 6 дет. садов (140 детей) и 5 яслей (100 детей), в 1950 — 49 дет. садов (1,8 тыс. детей), в 1985 — 680 дет. садов (62,5 тыс. детей). Кол-во яслей возросло с 22 в 1950 до 419 в 1985, а число мест в них соответственно с 645 до 19,8 тыс. В 1960 в дет. садах работало 755 воспитателей, в 1985 — 2205. В яслях дети воспитываются бесплатно. В дет. садах родители возмещают 40% расходуемых гос-вом средств на содержание ребенка; семья, где 3 и более детей, освобождается от оплаты. Круглосуточные, 10-часовые и сезонные дет. сады работают по единым уч.-воспитат. программам, подготавливая детей к школе (занятия по развитию речи и элементарных матем. представлений, по музыке, рисованию, физкультуре).
Общее образование дает единая трудовая, политехн. 10-летняя школа для детей с 8 лет, включающая 4-летнюю нач., 4-летнюю неполную среднюю и 2-летнюю полную среднюю. Число общеобразоват. школ выросло с 331 в 1940 до 911 в 1985, кол-во учащихся в них соответственно с 24,3 тыс. до 435,9 тыс. В условиях М. важную роль в развитии системы образования играют шк. интернаты. В 1965 ими было обеспечено 24,3%, в 1984 — 77,8% уч-ся сел. школ (на полном гос. обеспечении). В сер. 80-х гг. почти 50% выпускников 8-х кл. продолжало учебу в общеобразоват. ср. школе.
Во всех школах обучение осуществляется по единым уч. планам (с 1972). Уч. план общеобразоват. 10-летней школы включает монг. яз., иностр. яз., лит-ру, историю и обществоведение, математику, физику, астрономию, химию, природове дение, биологию, географию, черчение, изобразит.иск во, музыку, пение, физ.культуру, трудовое обучение, гражд. обо рону С сер 80 х гг. осуществляется пе реход общеобразоват.школ на новую си стему трудового обучения учащиеся 1- 3 х кл получают элементарные трудовые навыки, учащиеся 4—8 х кл изучают основы машиноведения, электротехники, техн черчения, старшеклассники овла девают основами пром и с х произ ва в шк мастерских, кабинетах, на пришк участках, а также в процессе производств практики Кроме того, на общественно полезный труд для уч ся 4—10 х кл го родских и 9—10 х кл сел школ отводится по неск недель в разные периоды обуче ния в течение уч года С 1987 для учащих ся ст классов введен новый предмет «Ос новы информатики и электронно вычис лит техники» В 1987 в школах было за нято 17,4 тыс учителей В крупных горо дах действуют станции юных натуралистов, детско молодежные парки и др. вне школьные учреждения
Профессиональное образование В 1964 в M была введена система проф. подготовки на базе 7 или 10 кл общеобразоват.школы Были соз даны первые строительные и др. ПТУ С помощью СССР были построены крупные комплексы проф. тех обучения в Улан Баторе, Дархане, Чойбалсане, Арвайхэрэ (Арбай Хэрэ), Эрдэнэте В 1984 функционировали 21 ПТУ, в к-рых учащиеся по окончании 8 го кл осваивали рабочие профессии в течение 2 лет 11 ПТУ с 3 летним сроком обучения, дающие рабо чую профессию и полное ср образование, 4 ПТУ, где учащиеся после окончания 10 го кл имели возможность в течение го да получить рабочую специальность В 1970 в ПТУ было 10,6 тыс уч ся в 1980 — 22 1 тыс в 1985 — 27,7 тыс Ежегодно ПТУ принимают ок 20 тыс чел, к рые осваивают более чем 100 профессий (ме ханизаторы широкого профиля, строите ли, железнодорожники рабочие водного и лесного х ва легкой и пищ пром сти и т. д. ) Св 60% уч времени отводится на производств обучение и практику на про из ве В 1987 выпускники профтехучилищ составляли ок 60% занятых в пром сти рабочих кадров
Подготовка рабочих кадров на произ ве включает индивидуальное и бригадное обу чение школы и курсы с отрывом и без от шва от произ-ва, подготовку молодых рабочих путем ученичества и наставниче ства С 1973 на пром предприятиях созданы 3 летние школы повышения квали фикации рабочих Окончившие ее пере ходят в 4 летний ун т повышения квали фикации Эта система сочетает теоретич. и производств обучение без отрыва от произ ва
Среднее специальное образование Первое ср. спец. уч заведение (пед.уч ще) было создано в 1924 В 1925 в Улан Баторе было откры то финанс уч ще, преобразованное в 1929 в финанс техникум, в 1926 созданы уч ща, готовившие вет фельдшеров, мед сестер, связистов, в 1937 — с х, торг и мед техникумы К 1940 функционировало 7 ср. спец. уч заведений (1,3 тыс чел), в 1960 — 15 техникумов (8,8 тыс уч ся), в 1985 — 28 (23,0 тыс уч ся) В 1965 в техникумах работало 600 преподавателей, в 1983 — 1,1 тыс, причем более 83% из них имели высш. образование Всего за 1950—80 в ср. спец. уч заведениях было подготовлено для всех отраслей х ва 67,9 тыс специалистов
Высшее образование В 1940 был открыт 2 летний учительский ин т в Улан Баторе В 1942 с помощью СССР основан Монг гос. ун т Первона чально имел 3 ф та мед, вет и пед, на к рых обучалось 95 студентов В 1984 на 14 ф тах дневного обучения занималось бочее 10 тыс студентов, на 3 ф тах заоч ного и вечернего обучения — 2 тыс сту дентов, осваивавших ок 70 специальностей На базе ф тов ун та были открыты в 1951 — гос. пед.ин т в 1961 — поли техн, в 1979 — пед.ин т рус. яз, в 1982 — медицинский (все в Улан Баторе) Кроме того, в M имеются с х ин т в Улан Баторе (осн. в 1958) и пед.ин т в Кобдо (1979) В 1989 в вузах обучалось 19 1 тыс чел, работало 1,5 тыс препо давателей За 1950—80 вузами было подготовлено 42 8 тыс специалистов За 1922—87 более 30 тыс монг специалистов подготовлено в вузах и техникумах СССР В сер 80 х гг. в сов высш. и ср. спец. уч заведения ежегод но направлялось ев 1300 монг уч ся
Образование взрослых В 1942 было принято постановление «Об организации школ аратской молодежи», в 1955 —«Об организации вечернего образования для рабочей и аратской молодежи», в 1966 — «О мерах по повышению общего образования трудящихся» В ре зультате были созданы передвижные школы, дающие образование в объеме 2 кл нач. школы, кружки при нач. и ср школах, обеспечивавшие полное нач. об разование, разл. сезонные и вечерние школы на базе общеобразоват.школ, дающие неполное или полное ср образование За 1965—70 через эти школы прошло обуче ние 23 6 тыс чел за 1971—75 — ев 25 тыс, за 1976—80 — 54 7 тыс чел В 80 х гг. действовало ев 300 школ для взрослых
Педагогическое образование Подготовка учителей осущест вляется в ср. спец. и высш. уч заведениях. Старейшее пед.училище в Улан Баторе ежегодно выпускает ок 250 учителей нач. классов а также учителей пения и му зыки, библиотекарей и др. Среди пед.ву зов ин т в Улан Баторе (в сер 80 х гг 7 ф-тов, ок 3 тыс студентов, 175 преподавателей), имеющий также курсы повышения квалификации и последипломного обучения, ин т в Кобдо (4 ф та, 700 сту дентов) ин-т рус. яз. в Улан Баторе (1200 студентов)
Педагогические научные учреждения В 1963 создан НИИ педагогики, в к ром ведутся иссл по всем осн. направлениям пед.науки Разраба тываются проблемы и перспективы разви тия общеобразоват.школы дошк. учреж дений M организации пед.труда, содержания и методов уч воспитат. работы с аномальными детьми и др. В 1978 в Улан Баторе открыт филиал Моск. ин-та рус. яз им А С Пушкина, задачей к рого является оказание науч. метод помощи нац преподавателям рус языка в Чойбалсане создан центр повышения квалификации сел учителей рус.языка Действует респ Ин т усовершенст вования учителей
Лит Балдаев P Л Нар. образова ние в МНР M 1971 История МНР M, Санжаасурэн P Жерно сек И Очерки истории общеобразоват.школы МНР M 1981 Л M Гатауллина

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
254.63 кб

Монголия, Тайвань, Япония: новые маршруты сессии «МАПРЯЛ — русскому миру»

Читать PDF
1.43 мб

Трансформация системы образования Монголии

Энхбаярр Дэибэрэл
В статье рассмотрен опыт реформирования системы образования в условиях трансформации монгольского общества в 1990-2000-х гг.
Читать PDF
85.06 кб

Становление национальной школы в Бурят-Монголии: битва в пути

Базарова Валентина Владимировна
Статья посвящена становлению национальной школы в Бурят-Монгольской АССР в 1920-х гг., в период коренизации, которая являлась составляющей частью государственной национальной политики.
Читать PDF
84.41 кб

Формирование политики «Национализации» школы в Бурят-Монголии

Базарова Валентина Владимировна
Статья посвящена процессу становления национальной бурятской школы в первые годы советской власти, призванной выполнить ключевую задачу перехода окраинного народа Сибири к новому уровню развития общества.
Читать PDF
140.89 кб

Основные тенденции развития образовательного пространства в Монголии и Китае

Кекеева Зинаида Очировна
Рассматриваются модели развития образовательного пространства в Монголии и Китае в конце XX XXI в. Раскрыты особенности развития системы школьного, высшего профессионального образования в условиях глобализации.
Читать PDF
325.68 кб

Образование для устойчивого развития Монголии

Очирбат П. , Чинзориг Б.
Читать PDF
485.32 кб

О компетентности учителей русского языка в Монголии: Дни русского языка и научно-методические меропр

Коваленко Александр Георгиевич
Читать PDF
291.80 кб

Топографические карты основа пространственных данных геоинформационных систем Монголии

Даш Оюунцэцэг
В статье рассматривается процесс создания цифровой топографической карты на территорию Монголии в масштабе 1:200000.
Читать PDF
382.31 кб

Образ России и русский язык в Монголии: от советского наследия к современности

Бадмаев Андрей Захарович
В обновленной Монголии образ России и положение русского языка претерпевают серьезные и неоднозначные метаморфозы.
Читать PDF
158.87 кб

Роль президента Монголии Н. Энхбаяра в популяризации русского языка в стране

Бадмаев Андрей Захарович
Статья рассматривает роль, которую сыграло советское образование в жизни монгольского лидера. Автор исследует личный вклад Н. Энхбаяра в государственную политику в продвижении русского язык в Монголии.
Читать PDF
338.55 кб

Особенности организации дополнительного образования в дошкольных учреждениях Монголии

Попова Лариса Дашиевна
В статье рассматривается проблема значимости процесса организации дополнительного образования в дошкольных учреждениях Монголии.
Читать PDF
51.47 кб

Предисловие к публикации статьи «Высшее образование в Монголии»

Брызгалина Е.В.
Читать PDF
0.00 байт

Компетентностный подход в решении проблемы повышения квалификации педагогических кадров в Монголии

Дэлгэржав Мунхнасан
Читать PDF
0.00 байт

Сотрудничество России и Монголии в области высшего профессионального образования (на рубеже XX-XXI в

Шойдонова Алтына Мункожаргаловна
Статья посвящена изучению сотрудничества Бурятского госуниверситета с монгольскими высшими учебными заведениями в рамках внешнеполитического сотрудничества России и Монголии в области высшего профессионального образования, выполне
Читать PDF
0.00 байт

Современные проблемы образовательного менеджмента в Монголии

Уржинсурэн Жаргал
В статье рассматриваются некоторые проблемы совершенствования управленческих аспектов в системе образования современной Монголии.

Похожие термины:

  • ДАУНА БОЛЕЗНЬ (монголизм)

    особая форма умственной отсталости (преимущественно в степени идиотии или имбецильности) со своеобразными чертами лица, обусловленная хромосомными аномалиями. Термин «монголизм» был предложен