МОЛОДЁЖЬМолокане

МОЛОЖАВЫЙ Степан Степанович

Найдено 2 определения термина МОЛОЖАВЫЙ Степан Степанович

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

МОЛОЖАВЫЙ Степан Степанович (1879-1936)

педагог и педолог, один из ведущих представителей социогенетического направления в педологии. Преподавал в АКВ и 2-м МГУ. Педагогическая концепция М. основывалась на признании решающей роли среды, окружающей ребенка, в становлении его личности. Его теоретическая позиция критиковалась противниками социогенетического направления в педологии, которые видели в ней основу теории отмирания школы (см.Отмирания школы теория). Последовавший в 1936 официальный запрет педологии положил конец научным исследованиям М. См. также Отмирания школы теория

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

МОЛОЖАВЫЙ Степан Степанович

6(18).10.1879, местечко Хомск, ныне в Дрогичинском р-не Брестской обл., — 2.11.1936, Москва], педагог и педолог, один из ведущих представителей социоге-нетич. направления в педологии. Окончил Варшавский ун-т (1904). Науч. и пед. деятельность М. проходила в АКБ и 2-м МГУ.

Пед. концепция М. основывалась на признании решающей роли среды, окружающей ребенка, в становлении его личности. Социальное и психич. развитие, согласно М., осуществляется в процессе «приспособления» ребенка к многообразным условиям среды. Соответственно гл. пед. задачей М. считал организацию условий жизни ребенка т. о., чтобы они оказывали наиб. благоприятное и развивающее влияние. Принципу воспитывающего обучения противопоставлял идею воспитывающего поведения. Разработал оригинальную методику обследования ребенка, к-рая посредством учета и фиксации условий жизни и поведения позволяла дать развернутый психолого-пед. диагноз и прогноз. С этих позиций изучал механизмы становления дет. коллектива и его влияния на ребенка, значение игровой и трудовой деятельности в развитии дошкольника.

Теоретич. позиция М. с сер. 20-х гг. подвергалась критике, к-рая достигла особой остроты в нач. 30-х гг. Противники социогенетич. направления в педологии указывали, что преувеличение влияния среды на становление личности влечет недооценку роли обучения и воспитания и фактически служит обоснованием теории «отмирания школы». М. пытался скорректировать систему своих пед. взглядов, в частности отказался от термина «приспособление к среде», заменив его понятием «взаимоуравновешивание». Подобные трансформации, однако, были признаны критиками недостаточными. Последовавший в 1936 офиц. запрет педологии положил конец науч. творчеству М. Его работы, как и труды всех известных педологов, были изъяты из библиотек, а его имя и концепция на долгие годы преданы забвению.

Сложившаяся односторонне-критическая оценка взглядов М. не является адекватной. Анализ влияния среды на формирование личности представляет собой Значит. вклад в науч. дискуссию о воспитывающей роли среды и дает ценный материал для определения феномена воспитания. Методика обследования ребенка с учетом деталей его социального окружения явилась ценным диагностич. инструментом и сыграла позитивную роль в становлении отеч. психодиагностики. Концепция М. служит хотя и не однозначным, но важным теоретич. источником для совр. исследований проблемы воспитат. воздействия среды. Позиция М. в этом вопросе сыграла положит. роль в решении проблемы дет. дефективности: М. подчеркивал, что т. н. моральная дефективность является не изначальным пороком ребенка, а следствием недостатков воспитания (в этом его взгляды совпадали с позицией П. П. Блонско-го, Л. С. Выготского, А. Б. Залкинда).

Соч.: Методы изучения ребенка в связи с основными факторами его поведения, в сб.: Новые пути подготовки дошк. работников, М., 1924; Программа изучения поведения ребенка и дет. коллектива, Ми924; Учет среды и работы детучреждения. Программа изучения ребенка и дет. коллектива в ее практич. применении, М., 1925; Проблемы трудовой школы в марксистском освещении, М., 1926 (в соавт. с Е. Шимкевич); План занятий кружков по изучению ребенка и дет. коллектива, М., 1926 (в соавт. с Е. Б. Моложавой); Педология в работе дет. сада, ДВ, 1928, Jsfe l; Наука о ребенке в ее принципах и методах, «Педология», 1928, № 1; Биология и социология в их взаимоотношении в воспитательно-образовательном процессе, в кн.: Пед. энциклопедия, под ред. А. Г. Калашникова, т. 1, М., 1929; Игра и труд в дошк. возрасте. Педолого-пед. сб., М. — Л., 1929 (ред. и соавт.); Педологич. анализ пед. процесса в школе. Сб., Ми930 (ред. и соавт.); Педологич. пути дошк. воспитания, М. — Л1931 (в соавт. с Е. Б. Моложавой).

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме МОЛОЖАВЫЙ Степан Степанович — 0

Найдено научныех статей по теме МОЛОЖАВЫЙ Степан Степанович — 0

Найдено книг по теме МОЛОЖАВЫЙ Степан Степанович — 0

Найдено презентаций по теме МОЛОЖАВЫЙ Степан Степанович — 0

Найдено рефератов по теме МОЛОЖАВЫЙ Степан Степанович — 0