МОЛЬ АБРААМ АНДРЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

МОЛЬ (Moles) АБРААМ АНДРЕ (1920-1992)
французский физик, философ, психолог. В 1966-86 возглавлял основанный им Институт социально-психологических проблем коммуникации в Страсбуре. Наиболее известны труды М., в которых он предпринял опыт применения естественно-научных методов к исследованию гуманитарной сферы ("Теория информации и эстетическое воспитание", докторская диссертация, рус. пер. 1966; "Социодинамика культуры", рус. пер. 1973). В ряде работ М. высказал идеи о "мозаичности" современной культуры и ее усвоении человеком: увеличение объема информации и числа каналов ее передачи приводит к мозаичному калейдоскопичному восприятию мира, что обусловливает формирование мозаичной структуры знаний, оценок, гипотез и сознания в целом. Под воздействием идей М. сформировалось понятие "параллельная школа", т.е. внешкольное культурное окружение ребенка, несущее в себе потенциал знаний, человеческого опыта, усваиваемого в значительной степени на уровне бессознательного. М. - один из идеологов "массового-коммуникационной педагогики", в т.ч. медиаобразования.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

МОЛЬ Абраам Андре
19.6.1920, Париж, — 25.5.1992, Страсбур), франц. физик, философ, психолог Учился в ун-тах Франции, Швейцарии, США. В 1945—1954 работал в Нац. центре науч. исследований Франции, в 1954—57 — в Нац. франц. телерадиокомпании, в 1957 — 1958 — в эксперим. лаб. электронной музыки при Колумбийском ун-те в США. Преподавал в Страсбурском ун-те (1959—66). В 1966—86 возглавлял основанный им Ин-т социально-психол. проблем коммуникации в Страсбуре. С 1984 читал курс лекций в мекс. Нац. автономном ун-те.
Автор трудов по акустике, социальной психологии, эстетике, общей методологии науки. наиб. известны работы М., в к-рых он предпринял опыт применения естеств.-науч. методов к исследованию гуманитарной сферы. Первой такой попыткой стала его докторская дисс. (книжное изд. «Theorie de lInformation et perception esthetique», 1958; в рус. пер. — «Теория информации и эстетическое восприятие», 1966). Следующий его шаг в этом направлении — попытка осмыслить культуро-логич. аспекты массовой коммуникации («Sociodynamique de la culture», 1967; в рус. пер. — «Социодинамика культуры», 1973). В этих работах М. в основном придерживался позиций структурализма, опираясь также на феноменологич. традицию в философии. Попытки синтеза этих направлений исследования привели М. к разработке структурно-функцион. подхода к изучению раз л. явлений. М. использует понятие «пространство» в его социально-психол. и теоретико-комму-никац. аспектах, отмечает противоречия в пространств. восприятии индивида. Осмысление феномена пространств. организации гор. среды приводит М. к образу лабиринта, к-рый оказывается удобной моделью для объяснения ряда психол. явлений: поведения индивида в новой среде, в т. ч. социальной (человек, как в лабиринте, попадает в тупики, ищет выход, пытается укрыться от «Минотавра» — реального или мнимого агрессора и т. п.); решения эври-стич. задач (через «тупиковые» рассуждения, возврат к исходным позициям и т. п.). Структурно-функцион. подход применяется М. также в анализе понятий «предмет» и «акт». На этой основе М. предлагает и теорию «экологии действия». М. разработано оригинальное направление — микропсихология; объектом изучения выступают «микрособытия» каждодневной, обыденной жизни, к-рые переживает каждый человек. М. применяет свою концепцию лабиринта к мпк-ропсихол. «событийному пространству»; движение человека в этом пространстве микрособытий своей спонтанностью и непредсказуемостью напоминает движение в лабиринте.
В ряде своих работ М. высказал идеи о «мозаичности» совр. культуры и ее усвоения человеком: увеличение объема информации и числа каналов ее передачи приводит к мозаичному, калейдрско-пичному восприятию мира, что обусловливает формирование мозаичной структуры знаний, оценок, гипотез и сознания в целом.
Под воздействием идей М. сформировалось понятие «параллельная школа», т.е. внешк. культурное окружение ребенка, несущее в себе потенциал знаний, человеческого опыта, усваиваемого в значит. степени на уровне бессознательного. Автор одного из первых совр. словарей по массовой коммуникации, статей, посвященных проблемам взаимодействия систем образования и массовой коммуникации, М. выступил одним из идеологов «массово-коммуникационной педагогики», в т. ч. медиа-образования. Ему также принадлежит идея «программирования аутодидактич. поля» как одного из направлений самообразования.
Соч.: Micropsychologie et vie quotidienne, Р., 1976; Theorie des actes, vers une ecologie des actions, P., 1977 (соавт.); Labyrinthes du vecu, P., 1982; Systemes de medias esystemes educatifs, в кн.: Leducation aux medias, P., 1984; Theorie structurale de la communication et societe, P., 1986.
Лит.: Бор ев Ю. В., Коваленко А. В., Культура и массовая коммуникация, М., 1986; La physique des sciences de lhomme: melange pour Abraham Moles, P1990. Л. В. Шариков.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия