МОДЗАЛЕВСКИЙ Лев Николаевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

МОДЗАЛЕВСКИЙ Лев Николаевич (1837-1896)
педагог, соратник и последователь К.Д. Ушинского. Преподавал и руководил рядом учебных заведений в С.-Петербурге, Москве и Тифлисе. Пропагандировал наследие Я.А. Коменского и Ушинского. Автор первого систематического пособия по истории зарубежной педагогики - "Очерка истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен" (в. 1-3, 1866-67; 2 изд., 1874-77); в 3 изд. (1892-99) включены материалы по истории отечественной педагогики. Выступал за чистоту русского языка. Автор стихов для хрестоматии "Родное слово" (отдельное издание в сборнике "Свирель", 3 изд., 1908).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

МОДЗАЛЕВСКИЙ Лев Николаевич
14(26).2.1837, д. Гари, ныне в Порхов-ском р-не Псковской обл., — 12(24).5. 1896, Петербург], рус. педагог, соратник и последователь К. Д. Ушинского. Окончил ист.-филол. ф-т Петерб. ун-та (1859). После учебы на не д. курсах при ун-те был командирован за границу (1862), где вместе с Н. И. Пироговым изучал пед. дело. По возвращении в Петербург (1864) преподавал педагогику в Смольном ин-те (где работал еще в 1861—62 вместе с Ушинским, оказавшим сильное влияние на М.) и на пед. курсах при 2-й воен. гимназии (с 1865). Руководил организованными им Андреевскими курсами для подготовки нар. учителей (1865). В 1866 инспектор Приюта принца П. Г. Оль-денбургского; за короткий срок улучшил постановку преподавания, ввел новые методы и формы организации занятий, уделил серьезное внимание эстетич. воспитанию, трудовому обучению и фи-зич. развитию воспитанников. С 1867 в Тифлисе: воспитатель детей наместника на Кавказе, чл. комиссий по организации уч. дела, инспектор и директор Тифлисской жен. гимназии, окружной инспектор, чл. Совета попечителя Кавк. уч. округа. С 1883 в отставке. С 1889 вновь в Петербурге: инспектор Мариинского ин-та, директор уч-ща глухонемых.
Гл. труд М. «Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен» (в. 1—3, 1866—67) — первое систематич. пособие по истории заруб. педагогики на рус. языке. Во 2-е (1874- 1877) и 3-е (1892—99) издания включены сведения по истории рус. педагогики. М. организовал отдел Коменского при Пед. музее воен.-уч. заведений, опубликовал ряд работ о нем. В трудах М. Значит. место занимают изучение и пропаганда пед. наследия Ушинского. Отстаивая взгляд на педагогику как систему науч. знаний, М. подчеркивал важность изучения истории педагогики, значение пед. подготовки учителя, роль труда в воспитании и др. М. выступал за чистоту рус. языка, против бездумного распространения иноязычных слов, был организатором «Союза ревнителей рус. слова».
Автор стихов для хрестоматии «Родное слово», в т. ч. «Приглашение в школу» («Дети! В школу собирайтесь!»), и др., общая пед. идея к-рых, по М., — одновременно содействовать развитию по-этич. и муз. потребностей детей (отд. изд. в сб. «Свирель»).
С о ч.: Из пед. автобиографии, СПБ, 1897; Ход уч. дела на Кавказе с 1802 по 1880 г., Тифлис, 1880; Амос Коменский, основатель новой педагогики, СПБ, 1892.
Лит.: Семенов Д. Д., Влияние школы и среды на развитие природного таланта. По поводу смерти Л. Н. Модзалевского, М., 1897; Зикеев Н. В., Жизнь и пед. взгляды Л. Н. Модзалевского, УЗ МОПИ им. Крупской, 1957, т. 50, в. 4; Михайлова М. В., Л. Н. Модзалевский, СП, 1987, N 10. М. В. Михайлова.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия