Моделирование
система элементов, воспроизводящая некоторые стороны, связи, функции объекта исследования.
Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.
Моделирование
теоретический метод исследования процессов и состояний при помощи их реальных (физических) или идеальных, прежде всего математических, моделей.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
Моделирование
[см. модель] – исследование объектов познания на их моделях; построение моделей реально существующих предметов и явлений (живых организмов, общественных систем, различных процессов и т.п.).
Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.
Моделирование
процесс создания моделей, объектов-аналогов исследуемому процессу или системе, отражающих структурные и (или) динамические характеристики исследуемого процесса (системы) в более доступном для изучения виде.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
Моделирование
метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте, модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности (вещного или мыслительного) – оригинала модели.
Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016
МОДЕЛИРОВАНИЕ
(от лат. modulus – мера, образец) – процесс создания моделей, схем, знаковых или реальных аналогов, отражающих существенные свойства более сложных объектов (прототипов). Служит исследовательским инструментарием для изучения отдельных аспектов и свойств прототипа.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
Моделирование
(в педагогике, акмеологии, психологии) [см. модель] – воспроизведение педагогических и психических явлений и процессов, характеристик педагогических процессов систем, а также субъектов образования при помощи реальных (физических) или идеальных (логических, математических) моделей.
Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.
Моделирование
метод исследования социальных явлений и процессов, основывающийся на замещении реальных объектов их условными образами, аналогами. В М. воспроизводятся свойства, связи, тенденции исследуемых систем и процессов, что позволяет оценить их состояние, сделать прогноз, принять обоснованное решение.
Источник: Основные понятия. Педагогические технологии
МОДЕЛИРОВАНИЕ
1. Метод исследования объектов на их моделях – аналогах определенного фрагмента природной или социальной действительности. 2. Построение моделей реально существующих предметов, явлений или процессов. 3. Представление различных характеристик поведения физической или абстрактной системы с помощью другой системы.
Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017
Моделирование
изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии, модели, замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание. Модель всегда соответствует объекту — оригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличается от него по ряду других признаков, что делает модель удобной для исследования изучаемого объекта.
Источник: Исследовательская деятельность
Моделирование
в педагогике) – построение копий, моделей педагогических материалов, явлений и процессов. Используется для схематического изображения исследуемых педагогических систем. Под «моделью» при этом понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства оригинала, способная замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте [3, c. 68; 89, c. 92].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
Моделирование
метод исследования объектов познания на их моделях) - метод познавательной и управленческой деятельности, который позволяет адекватно и целостно отразить в модельных представлениях сущность, важнейшие качества и компоненты системы, получить информацию о ее прошлом, настоящем и будущем состоянии, возможностях и условиях построения, функционирования и развития [5, c. 54; 80, c. 303; 91, c. 381].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
Моделирование(педагогическое)
начальный этап педагогического проектирования. Состоит в разработке модели как общей проективной идеи создания педагогической формы, педагогической системы (концепции, положений), так и в разработке модели педагогических процессов (теоретических установок, учебных программ) для изучения учебного предмета или его части: отдельной темы, раздела и т.п. [3, c. 110; 19, c. 136; 24, c. 85; 82, c. 435].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
МОДЕЛИРОВАНИЕ
1) процесс творческого воспроизводства только существенных свойств модели как оригинала, в качестве которого выступают педагогический опыт и научно обоснованные содержательные ориентиры; 2) метод исследования объектов познания на их аналогах - вещественных или мысленных. Аналогом объекта может быть, например, его макет (уменьшенный, соразмерный или увеличенный), чертеж, схема и т.д. В социальной сфере чаще используются мысленные модели.
Модель педагогическая — изображение или описание какого-либо педагогического явления или процесса, изучаемые как их аналог.
Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.
МОДЕЛИРОВАНИЕ
теоретический метод исследования процессов и состояний при помощи их реальных (физических) или идеальных, прежде всего математических, моделей. Особым видом моделирования можно считать мысленный эксперимент, когда человек на основе теоретических знаний об объективном мире и эмпирических данных создает идеальные объекты, соотносит их в определенной динамической модели, имитируя мысленно то движение и те ситуации, которые могли бы иметь место в реальном экспериментировании. В зависимости от специфических уровней педагогической реальности используются различные модели. Существует определенное различие между моделированием изучения педагогических систем в статике и динамике, Отдельного, но представительного объекта (монографический метод) и множества объектов, панельным или лонгитюдным исследованием. См. ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
МОДЕЛИРОВАНИЕ
Метод исследования объектов различной природы на их аналогах (моделях) для определения или уточнения характеристик существующих или вновь конструируемых объектов. Модель может выступать заместителем оригинала на четырех уровнях: а) на уровне элементов, б) на уровне структур, в) на уровне поведения или функций, г) на уровне результатов. По характеру моделей выделяют материальные (предметные) модели, реально воспроизводящие характеристики объекта, и идеальные модели – мысленные образы объектов и отношений между ними. Оперирование идеальными моделями осуществляется с помощью языка. В этом случае слова и предложения выступают идеальными заместителями реальных предметов, действий и отношений. Идеальные образы могут фиксироваться при помощи озвученной речи. На занятиях по языку широкое распространение получило М. различных сторон учебной деятельности с целью поиска оптимального варианта такой деятельности. О М. говорят также и как о построении моделей, отражающих содержание избранного для занятий метода обучения. В таком случае моделируется характер учебных действий преподавателя и учащихся, реализующих концепцию метода.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
МОДЕЛИРОВАНИЕ
1) метод исследования объектов на их моделях – аналогах определенного фрагмента природной или социальной реальности;
2.) построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений (органических и неорганических систем, инженерных устройств, разнообразных процессов – физических, химических, биологических, социальных) и конструируемых объектов. Форма М. зависит от используемых моделей и сферы применения М. По характеру моделей выделяют предметное и знаковое (информационное) М. Предметным называется М., в ходе которого исследование ведется на модели, воспроизводящей определенные геометрические, физические, динамические либо функциональные характеристики объекта-оригинала. При знаковом М. моделями служат схемы, чертежи, формулы, предложения в некотором алфавите (естественного или искусственного языка) и т. п. Важнейшим видом такого М. является математическое (логикоматематическое) М. М. в обучении имеет два аспекта: М. как содержание, которое учащиеся должны усвоить, и М. как учебное действие, средство, без которого невозможно полноценное обучение. С помощью М. удается свести изучение сложного к простому, невидимого и неощутимого к видимому и ощутимому, незнакомого к знакомому, т. е. сделать любой сложный объект доступным для тщательного и всестороннего изучения. Например, все математические понятия (число, функция, уравнение, геометрическая фигура и др.) представляют собой модели количеств, отношений и пространств, форм окружающей действительности. Для их изучения в математике разработаны многочисленные методы, такие, как методы решения уравнений, исследования функций, измерения длин, площадей, объемов и пр. Эти методы составляют в совокупности аппарат математики. Разработаны также и особые методики для использования в практике результатов исследования математических моделей, например методика решения практических задач с помощью уравнений (Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / гл. ред. В. Г. Панов. – М.: Большая рос. энцикл., 1993). И. В. Тимошенков
Источник: Глоссарий современного образования.
МОДЕЛИРОВАНИЕ
1. метод исследования объектов на их моделях - аналогах определенного фрагмента природной или социальной реальности; 2. построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений (органических и неорганических систем, инженерных устройств, разнообразных процессов - физических, химических, биологических, социальных) и конструируемых объектов. Форма М. зависит от используемых моделей и сферы их применения. По характеру моделей выделяют предметное и знаковое (информационное) М. При знаковом М. моделями служат схемы, чертежи и т.п. Важнейшим видом такого М. является математическое (логико-математическое) М. Возможность М., т.е. переноса результатов, полученных в ходе построения и исследования моделей, на оригинал, основана на том, что модель в определенном смысле отображает (воспроизводит) к.-л. его стороны и предполагает наличие соответствующих теорий или гипотез. М. всегда применяется вместе с другими общенаучными и специальными методами; особенно тесно оно связано с экспериментом. М. в обучении имеет два аспекта: М. как содержание, которое учащиеся должны усвоить, и М. как учебное действие, средство обучения. С помощью М. удается свести изучение сложного к простому, невидимого и неощутимого к видимому и ощутимому, незнакомого к знакомому. Система научных моделей, аппарат для их исследования, методика использования в практике результатов исследования входят в основы наук, которые составляют содержание учебного предмета. М. объектов, которые по своей сложности или величине не поддаются исследованию и изготовлению в натуре,- составная часть технического творчества детей. В зависимости от того, какие свойства моделируемого объекта выбраны главными, один и тот же объект может быть представлен моделями различной конструкции. Так, при исследовании физических процессов стремятся к тому, чтобы по результатам опытов на модели можно было судить о явлениях, происходящих в естественных условиях. Наряду с физическим часто используется математическое М. Для изучения сложных самоорганизующихся систем используют кибернетическое М.: создается функциональная модель, основанная на более простых явлениях, чем изучаемая система. С введением в школу компьютерного обучения широко применяется М. на ЭВМ. См. также Конструирование,Техническое творчество
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
МОДЕЛИРОВАНИЕ
1) метод исследования объектов на их моделях — аналогах определенного фрагмента природной или социальной реальности; 2) построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений (орга-нич. и неорганич. систем, инж. устройств, разнообразных процессов — физ., хим., биол., социальных) и конструируемых объектов. Форма М. зависит от используемых моделей и сферы применения М. По характеру моделей выделяют предметное и знаковое (информационное) М. Предметным наз. М., в ходе к-рого исследование ведется на модели, воспроизводящей определенные геом., физ., ди-намич. либо функцион. характеристики объекта-оригинала. При знаковом М. моделями служат схемы, чертежи, формулы, предложения в нек-ром алфавите (естеств. или искусств, языка) и т. п. Важнейшим видом такого М. является матем. (логико-матем.) М.
Возможность М., т.е. переноса результатов, полученных в ходе построения и исследования моделей, на оригинал, основана на том, что модель в определенном смысле отображает (воспроизводит) к.-л. его стороны и предполагает наличие соответствующих теорий или гипотез, указывающих на рамки допустимых при М. упрощений. По характеру той стороны объекта, к-рая подвергается М., различают М. его структуры и М. его поведения (функционирования, протекающих в нем процессов и т. п.). Это различие приобретает четкий смысл в науках о жизни, где разграничение структуры и функции систем живого принадлежит к числу фундаментальных принципов исследования, и в кибернетике, делающей акцент на М. функционирования систем. М. всегда применяется вместе с др. общенауч. и спец. методами; особенно тесно оно связано с экспериментом.
М. в обучении имеет два аспекта: М. как содержание, к-рое учащиеся должны усвоить, и М. как уч. действие, средство, без к-рого невозможно полноценное обучение. С помощью М. удается свести изучение сложного к простому, невидимого и неощутимого к видимому и ощутимому, незнакомого к знакомому, т.е. сделать любой сложный объект доступным для тщательного и всестороннего изучения. Напр., все матем. понятия (число, функция, уравнение, геометрич. фигура и др.) представляют собой модели количеств, отношений и пространств. форм окружающей действительности. Для их изучения в математике разработаны многочисл. методы, такие, как методы решения уравнений, исследования функций, измерения длин, площадей, объемов и пр. Эти методы составляют в совокупности аппарат математики. Разработаны также и особые методики для использования в практике результатов исследования матем. моделей, напр. методика решения практич. задач с помощью уравнений.
Система науч. моделей, аппарат для их исследования, методика использования в практике результатов исследования входят в основы наук, к-рые составляют содержание уч. предмета. Возможности для М. имеются в шк. курсах математики, химии, физики, рус. и родного языков и в меньшей степени др. уч. предметов. Необходимость овладения методом М. диктуется не только значением его как метода науч. познания, но и психол.-пед. соображениями. Согласно теории поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин) знакомство ученика с к.-л. действием, к-рым он должен овладеть, начинается с выполнения этого действия соответствующими материальными предметами. Однако предметы обладают разл. свойствами, многие из к-рых не относятся к выполняемому действию. Для того чтобы от них отвлечься, переходят к действиям с моделями этих предметов, обладающими только нужными в данном случае свойствами. Это может быть графич. схема, образная и знаковая модель и пр.
Когда учащиеся строят разл. модели изучаемых явлений или знакомятся с их науч. моделями, М. выступает в роли уч. средства, с помощью к-рого осуществляются: изучение моделей рассматриваемых понятий, к-рые разработаны в науке; построение и последующее изучение моделей понятий, для к-рых в соответствующих науках нет моделей или они являются неудобными, сложными для изучения в школе; построение модели ориентировочной основы умственного действия, напр. в виде уч. карты, где схематически перечислены все операции. Модели изучаемых объектов (понятий) могут служить средством обобщения наблюдаемых и изучаемых фактов и явлений; с их помощью можно решать познават. задачи на исследование изучаемого понятия. М. уч. материала — логическое его упорядочение, представление в наглядной форме, а также — с помощью мнемических средств в расчете на образные ассоциации — эффективное средство лучшего запоминания.
М. объектов, к-рые по своей сложности или величине не поддаются исследованию и изготовлению в натуре, — составная часть технического творчества детей. М. позволяет наглядно представить конструкцию с наименьшей затратой сил, материалов, времени и проверить правильность проекта. В зависимости от того, какие свойства моделируемого объекта выбраны главными, один и тот же объект может быть представлен моделями разл. конструкции. Так, при исследовании физ. процессов стремятся к тому, чтобы по результатам опытов на модели можно было судить о явлениях, происходящих в естеств. условиях. Наряду с физическим часто используется матем. М., когда исследуется физ. процесс путем аналогичного явления, описываемого теми же матем. соотношениями, но иной физ. природы. Напр., исследование механич. коле-бат. системы возможно на электрич. моделях, поскольку матем. выражения кинетической и электрической систем аналогичны.
Для изучения сложных самоорганизующихся систем используют кибернетич. М. При этом создается функциональная модель, основанная на более простых явлениях, чем изучаемая система. Напр., функции нервной деятельности могут моделироваться на кибернетич. электронных устройствах. С введением в щк. обучение основ информатики и вычислительной техники широко применяется М. на ЭВМ. При изучении и конструировании машин прибегают к моделям, построенным на основе их сходства по тому или иному признаку с реальным механизмом. Гл. внимание здесь может быть обращено на внеш. сходство, принцип действия и т. д.; при этом конструкция модели должна быть освобождена от мелких подробностей, к-рые не имеют существенного значения для понимания осн. принципа действия. В процессе М. целесообразно использовать разл. готовые детали, «конструкторы», приспособления, облегчающие труд, увеличивающие его производительность и улучшающие качество модели.
Лит.: Славин А. В., Наглядный образ в структуре познания, М., 1971; В о л о-вич М. Б., Средства наглядности как материальная основа управления процессом усвоения знаний, СП, 1979, № 9; С а л м и — и а Н. Г., Виды и функции материализации в обучении, М., 1981; Фридман Л. М., Наглядность и моделирование в обучении, М., 1984.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия