образец специалиста с высшим образованием, основанный на изучении особенностей личности и структуры деятельности лиц, успешно работающих после окончания вуза. Чем ближе к окончанию вуза находится студент, тем ближе к модельным должны быть его личностные качества, знания, умения и навыки.
Лаборатория Казанского университета разработала модель специалиста, которая состоит из четырех уровней, каждый из которых включает в себя нижележащие. Первый, самый высокий уровень – уровень отношений. На этом уровне задача высшей школы состоит в формировании знаний и умений, необходимых специалисту для понимания других людей, совместной работы с ними, самоуправления отношения с товарищами по учебе и труду.
Второй уровень поведения. Оптимальное поведение личности предполагает наличие научных знаний о структуре личности, умение понимать свои сильные и слабые стороны, учитывать их в своем поведении как во взаимоотношениях с другими людьми, так и в своей деятельности.
Третий – уровень деятельности. В основе его лежит структура профессиональной деятельности, учебной деятельности и профессиональной подготовки.
Четвертый – уровень психических состояний. Успешная деятельность специалиста зависит от оптимальной активности его личности. Низкая активность или слишком высокое психическое напряжение приводят к желаемому результату ценой больших затрат или потерь времени, энергии и информации. Специалисту необходимо умение точно оценивать свое состояние, настроение, степень психической напряженности при решении задач разной сложности, владеть приемами самоуправления.
339.46 кб
Психологическая модель элитного специалиста в сфере техники и технологии
В статье отражены результаты разработки психологической модели элитного специалиста в сфере техники и технологии. Представлены профили деятельности и личности элитного специалиста, включающие анализ целей, функций и требований.