МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТММК - московский методологический кружок

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Найдено 3 определения термина МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

этап развития ребенка, соответствующий периоду обучения в образовательных учреждениях начального общего образования. Границы младшего школьного возраста могут быть условно определены в интервале от 6-7 до 10-11 лет; их уточнение зависит от официально принятых в данной местности и в данное время сроков начального обучения.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

этап развития ребенка, соответствующий периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы М.ш.в. различны в разных странах и конкретно-исторических условиях. После 1943 граница М.ш.в. снизилась с 8 до 7 лет, с 1984 - до 6 лет. Т.о., границы М.ш.в. могут быть условно определены в интервале от 6-7 до 10- 11 лет, их уточнение зависит от официально принятых сроков начального обучения. К моменту поступления в школу физическое развитие детей достигает школьной зрелости. Некоторое преобладание возбуждения уже не столь велико, как в дошкольном детстве; этим обеспечивается основа для формирования произвольного поведения. Развитие дыхательной и кровеносной систем способно обеспечить кровоснабжение мозга (доставку к нему кислорода) в степени, достаточной для довольно продолжительного поддержания умственной работоспособности. Это дает возможность при правильной организации учебных занятий поддерживать у учащихся активность познавательных процессов. Важным является и развитие тонкой моторики (мелких дифференцированных движений пальцев рук), позволяющее успешно овладеть навыками письма. Поступление в школу коренным образом меняет характер жизни ребенка. С первых дней обучения в школе возникает осн. противоречие между постоянно растущими требованиями, которые предъявляются к личности ребенка, его вниманию, памяти, мышлению, речи, и наличным уровнем развития. Это противоречие является движущей силой развития в М.ш.в. По мере возрастания требований уровень психического развития подтягивается до их уровня. М.ш.в. - качественно своеобразный этап развития ребенка. Развитие высших психических функций и личности в целом происходит в М.ш.в. в рамках ведущей на данном этапе деятельности (учебной - согласно периодизации Д.Б. Эльконина), сменяющей в этом качестве игровую деятельность, которая выступала как ведущая в дошкольном возрасте. Включение ребенка в учебную деятельность знаменует начало перестройки всех психических процессов и функций. При поступлении в школу гл. побудительными силами, направляющими деятельность ребенка, выступают мотивы, ориентированные на внешние атрибуты школьной жизни, в частности те мотивы, которые сформировались в рамках дошкольной игры "в школу". В формировании адекватной мотивации собственно учебной деятельности решающую роль играет подкрепление положительного отношения ребенка к учению. Чрезмерное внимание к формальной стороне учебных достижений приводит к искажению учебной мотивации, когда стремление получить высокую оценку и одобрение окружающих превращается в ведущий мотив. Целесообразно на начальных этапах обучения не фиксировать недостатки учебной работы школьников, чтобы каждый имел возможность быть оцененным положительно. При этом критерием оценки желательно избрать сравнение достижений учащегося не с успехами одноклассников, а с его собственными. В условиях организованной учебной деятельности все высшие психические функции ребенка претерпевают существенные изменения. Восприятие, память и мышление, ранее развивавшиеся на наглядно-действенной основе, формируются в словесно-логическом плане. Возрастает способность ребенка к произвольной волевой регуляции поведения. Все это создает необходимые предпосылки для перехода к более содержательно насыщенному обучению в средней школе.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

этап развития ребенка, соответствующий периоду обучения в нач. школе. Хронологич. границы М. щ. в. различны в разных странах и конкретно-ист. условиях. До 1943 в РСФСР и др. республиках дети поступали в школу в возрасте 8 лет, впоследствии граница М. ш. в. снизилась до 7 лет, с 1984 в соответствии с положениями реформы шк. образования начал постепенно осуществляться переход к началу шк. обучения с 6 лет. Т. о., границы М. ш. в. могут быть условно определены в интервале от 6—7 до 10-11 лет; их уточнение зависит от официально принятых в данной местности и в данное время сроков нач. обучения.

К моменту поступления в школу физич. развитие детей (в норме) вполне соответствует новым требованиям. ЦНС достигает достаточной зрелости, в частности к 6—7 годам процессы возбуждения и торможения в нервной системе относительно уравновешиваются. Нек-рое преобладание возбуждения уже не столь велико, как в дошк. детстве; этим обеспечивается основа для формирования произвольной регуляции поведения. Развитие дыхательной и кровеносной систем способно обеспечить кровоснабжение мозга (доставку к нему кислорода) в степени, достаточной для довольно продолжит, поддержания умственной работоспособности. Это дает возможность при правильной организации уч. занятий поддерживать у учащихся активность познават. процессов. Важным является и развитие тонкой моторики (мелких дифференци-ров. движений пальцев рук), позволяющее успешно овладеть навыками письма.

Поступление в школу коренным образом меняет характер жизни ребенка, выдвигает новые, все усложняющиеся требования. С первых дней обучения в школе возникает оси, противоречие — между постоянно растущими требованиями, к-рые предъявляются к личности ребенка, его вниманию, памяти, мышлению, речи, и наличным уровнем развития, — являющееся движущей силой развития в М. ш. в. По мере возрастания требований уровень психич. развития подтягивается до их уровня. Т. о., «обучение ведет за собой развитие» (Л. С. Выготский).

М. ш. в. — качественно своеобразный этап развития ребенка. Этому не противоречит факт официального определения хронологич. границ нач. обучения. Развитие высших психич. функций и личности в целом в М. ш. в. происходит в рамках ведущей на данном этапе деятельности — учебной (согласно периодизации Д. Б. Эльконина), сменяющей в этом качестве игровую деятельность, к-рая выступала как ведущая в дошк. возрасте. Включение ребенка в уч. деятельность, хотя и происходит в устанавливаемые официально сроки, знаменует начало перестройки всех психич. процессов и функций, что и определяет своеобразие М. ш. в. в процессе возрастного развития.

Поскольку ведущей деятельностью детей до поступления в школу была игра, постольку весьма эффективными на нач. этапе являются игровые формы обучения, разд. дидактич. игры. Уч. деятельность может формироваться полноценно лишь на основе определенного принципа развертывания уч. материала, адекватного содержат, обобщению, В совр. школе этот принцип реализуется только в специально организованных эксперим. условиях. Его широкое внедрение — один из путей повышения эффективности обучения в нач. школе.

Постановка заданий, требующих выяснения детьми путей и средств решения, вводит первоклассников в область интеллектуальных поисков, способствует формированию у них познават. интересов к уч. материалу. Такой подход гораздо продуктивнее, чем предъявление заданий на простое запоминание. Дальнейшее развитие познават. интересов зависит от формирования уч. деятельности.

При поступлении в школу гл. побудительными силами, направляющими деятельность ребенка, выступают мотивы, ориентированные на внеш. атрибуты шк. жизни, в частности те мотивы, к-рые сформировались в рамках дошк. игры «в школу». В формировании адекватной мотивации собственно уч. деятельности решающую роль играет подкрепление положит. отношения ребенка к учению. Чрезмерное внимание к формальной стороне уч. достижений приводит к искажению уч. мотивации, когда стремление получить высокую оценку и одобрение окружающих превращается в ведущий мотив. Целесообразно на нач. этапах обучения не фиксировать недостатки уч. работы школьников, чтобы каждый имел возможность быть оцененным положительно. При этом критерием оценки желательно избрать сравнение достижений учащегося не с успехами одноклассников (многие при этом окажутся в проигрыше), а с его собственными.

В условиях организов. уч. деятельности все высшие психич. функции ребенка претерпевают существенные изменения. Восприятие, память и мышление, ранее развивавшиеся на наглядно-действенной основе, формируются в словесно-логическом плане. Возрастает способность ребенка к произвольной волевой регуляции собств. поведения. Все это создает необходимые предпосылки для перехода к более содержательно насыщенному обучению в ср. школе.

Лит.: Усвоение знаний и развитие мл. школьников, под ред. Л. В. Занкова, М., 1965; Сапогова E. E., Психол. особенности переходного периода в развитии детей 6—7 лет. М., 1986 (Автореф. дисс.); Кузнецова Л — В., Гармоничное развитие личности мл. школьника, М., 1988; Мир детства: младший школьник, под ред. А. Г. Хрипко-вой, Ми9882; Особенности психич. развития детей 6—7-летнего возраста, под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера, М., 1988; Психич. развитие мл. школьников, под ред. В. В. Давыдова, М., 1990. В. В. Давыдов.

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — 0

Найдено научныех статей по теме МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — 0

Найдено книг по теме МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — 0

Найдено презентаций по теме МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — 0

Найдено рефератов по теме МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — 0