МИЛЬТОН ДЖОН

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

МИЛЬТОН ДЖОН

английский поэт и мыслитель, публицист, политический деятель. В 1644 по просьбе С. Хартлиба, главы кружка последователей Я.А. Коменского, опубликовал трактат "Об образовании", где излагал принципы воспитания и образования будущих правителей государства. Идея трактата - возрождение некоторых образовательных принципов Платоновской академии. Писал о необходимости широкого образования народа и соединении в обучении теории с практикой. Составил учебник латинской грамматики. Существующие университеты предлагал заменить более демократичными колледжами. После Реставрации (1660) это предложение было реализовано в т.н. академиях диссентеров - колледжах университетского типа для религиозных нонконформистов, которым был закрыт доступ в Оксфорд и Кембридж.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

МИЛЬТОН Джон
9.12.1608, Лондон, — 8 или 9.11. 1674, там же), англ. поэт и мыслитель, публицист, полит. деятель. Учился в Кембридже, в 1632 получил степень магистра. В 1638—39 совершил путешествие в Италию, где встречался с виднейшими европ. учеными. В ранней поэзии М. сказалось знакомство с философией Ф. Бэкона. В его воззрениях сочетались гуманистич. традиции и пуританская религиозность.
С 1640 М. был воспитателем детей сестры и др. мальчиков из семей известных пуритан. В преподавании особое внимание уделял арифметике, геометрии и тригонометрии, с. х-ву и естеств. наукам, астрономии, географии и медицине. Занимался с учениками спорт, упражнениями и воен. делом. В 1644 по просьбе С. Хартлиба, главы кружка последователей Я. А. Коменского, опубликовал трактат «Of edu-cation» («Об образовании»), где излагал принципы воспитания и образования будущих правителей гос-ва. Идея трактата — возрождение нек-рых образоват. принципов Платоновской академии. Ученикам предоставлялась большая интеллектуальная свобода; от них требовалось глубокое знание лит-ры, философии, практич. овладение разными видами иск-в. Предполагалось изучение права, основ медицины, с. х-ва, естеств. наук, древних языков, логики, знакомство с сочинениями древних авторов. «Академию» М., рассчитанную на 150 учеников, предполагалось расположить за чертой города, на обширной территории; атлетич. занятия на свежем воздухе должны были дополнить энциклопедич. образование. Ученикам прививались волевые качества и выдержка. Трактат «Об образовании» подвергся критике как проект элитарной школы, идущий вразрез с распространенными в Англии педагогическими идеями Я. А. Ко-менского.
В др. сочинениях М. затрагивал вопросы всеобщего образования и высказывал более демокр. взгляды. Вслед за Ф. Бэконом и Коменским полагал, что конечная цель воспитания — победить пороки человеческой натуры, «первородный грех», и сделать отношения между людьми более совершенными. Еще в 1641 высказал мысль, что епископские земли и доходы следует использовать для финансирования школ. В 1654 в трактате — «Вторая защита англ. народа» М. убеждал Кромвеля уделить внимание образованию как мальчиков, так и девочек за гос. счет. В 1659 он писал о необходимости широкого образования народа и соединении в обучении теории с практикой. В утопич. проекте «Скорый и легкий путь» (1660) высказывался за организацию школ и академий для ср. и низших слоев дворянства в каждом графстве. Выступал против схо-ластич. методов преподавания; предлагал сократить обучение латыни до 1 года и использовать ее как средство, а не самоцель. Учебник лат. грамматики, составленный М., прост и доступен. Существующие ун-ты М. предлагал заменить более демократичными колледжами, расположенными в каждом графстве. После Реставрации (1660) это предложение было реализовано в т. н. академиях диссенте-ров — колледжах университетского типа для религ. нонконформистов, к-рым был закрыт доступ в Оксфорд и Кембридж (см. в ст. Великобритания).
Пед. взгляды М. были частью его широкой программы полит., социальных и культурных преобразований, отраженной в многочисл. памфлетах, в к-рых М. выступал как последоват. республиканец, оправдывающий казнь короля-тирана, обосновывающий теории нар. суверенитета, естеств. права, обществ. договора и др. Тираноборч. сочинения М. были публично сожжены палачом (1660). Осмысление событий революции нашло выражение в знаменитых поэмах «Потерянный рай» (1667), «Возвращенный рай» (1671), трагедии «Самсон-борец» (1671), в «Истории Британии» (т. 1—6, 1670) и др. соч.
С оч.: The works, v. 1—20, N. Y., 1931- 1940; Milton on education, New Haven, 1928.
Лит.: Кон И. С., Дж. Мильтон как социально-полит. мыслитель, ВФ, 1959, № 1; Самарин Р. М., Творчество Джона Мильтона, Ми964; SensabaughG. F., Milton on learning, «Studies in Philology», 1946, v. 43; Parker W. R., Education: Miltons ideas and ours, «College English», 1962, v. 24; P a r k er W. R., Milton. A biog-raphv, v. 1 — 2, Oxf., 1968; W i l s o n A. N., The life of John Milton, Oxf. — N. Y., 1983.
T. А. Павлова.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия