Милосердие

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

МИЛОСЕРДИЕ
сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь нуждающимся(людям и всему живому).

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Милосердие
готовность помочь кому-нибудь, проявить снисхождение к кому-нибудь из сострадания, человеколюбия, сердечного участия, деятельная помощь кому-нибудь, вызванная этими чувствами.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

Милосердие
способность откликаться на чужую боль, стремление бескорыстно помогать людям, прощать их. Обычно проявляется по отношению к сироте, инвалиду, тяжелобольному, немощному, престарелому человеку, а также к человеку, попавшему в беду.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

МИЛОСЕРДИЕ
сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь нуждающимся (людям и всему живому). В данное понятие соединились духовно-эмоциональный (переживание чужой боли как своей) и конкретно-практический (порыв к реальной помощи) аспекты. Без первого аспекта М. превращается в филантропию, без второго – ограничивается сентиментальностью.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

Милосердие
ст.слав. – любящее сердце) – нравственное качество личности и деятельности, выражающееся как действенная любовь в действии к людям, животным, растительному миру, как сострадание к их беде и бескорыстная помощь в нужде. Милосердие – одна из высоких христианских добродетелей: питание алчущих, напоение жаждущих, одевание нагих, посещение находящихся в темнице, уврачевание больных, успокоение метущихся, погребение умерших. Иногда милосердие толкуется как движение двух сердец между которыми лежит пропасть, вина, грех, преступление, а потому это всегда преодоление пропасти, но не «прыжком» и силой, а трудной работой души. Профессия учителя вся состоит из милосердия – терпения прощения, помощи, участия в судьбах детей. Отсутствие милосердия к детям есть основная причина того, что глохнут интересные педагогические эксперименты, перерождаются альтернативные школы, тормозится в целом реформа образования. Милосердие противоположно мизантропии и филантропии, перерастающими при бездеятельной любви в пустой сентиментализм.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

МИЛОСЕРДИЕ
сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; противоположность М. - равнодушие, жестокосердие, злонамеренность, враждебность, насилие. С древности в различных культурных традициях М. осмысляется как важное, если не фундаментальное условие человеческого общежития, существенное нравственное требование. В конфуцианстве человеколюбие - жень - считалось основой добродетели, а заботу о людях (шу) Кун-цзы (Конфуций) называл одним из основных жизненных принципов. Деятельное сострадание отстаивал в своих законах индийский царь Ашока. В христианстве М. приобретает этически особое значение как одна из трех - наряду с верой и надеждой - богословских добродетелей. М. - инициативное чувство и активное действие. В М. человек посвящает себя Богу и тем самым открывается добру. С этической точки зрения, М. составляет долг человека: в М. человек призван осуществить нравственный идеал. На это указывает заповедь любви. Однако М. - не только средство в процессе самосовершенствования, но и содержание его. Человек не является милосердным потому, что стал совершенствующимся; скорее милосердное поведение является выражением его совершенствования. В М. человек ограничивает себя, жертвует собой ради другого. М. предполагает не только самоотверженность и не просто доброжелательность, но и понимание другого человека, а в последовательном своем выражении - деятельное участие в жизни другого. См. также Аскетизм, Заповедь любви, Совершенство

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

МИЛОСЕРДИЕ
сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь нуждающимся (людям и всему живому). М. — одно из существенных выражений гуманности. В понятии М. соединились духовно-эмоциональный (переживание чужой боли, как своей) и конкретно-практич. (порыв к реальной помощи) аспекты. Без первого аспекта М. превращается в филантропию, без второго — ограничивается сентиментальностью. М. бескорыстно, однако, в отличие от милостыни, оно является не просто актом бескорыстия, а деятельным соучастием в судьбе др. человека.
Проповедь М. впервые нашла отражение в религ. учениях, прежде всего в буддизме и христианстве. М. было свойственно разл. слоям населения, мн. состоятельные лица в разл. странах не только жертвовали Значит. суммы на удовлетворение нужд сирот и одиноких престарелых, но и стремились личным участием помочь им. В сов. теории морали М. долгое время не получало адекватного осмысления и оценки и даже отрицалось как явление, не отвечающее интересам классовой и полит. борьбы. Тем не менее в годы Вел. Отеч. войны М. особенно ярко проявилось в народе. В последующие годы пренебрежение М. негативно отразилось на нравств. здоровье людей и воспитании детей. Дефицит сострадания и сочувствия сказался на благополучии семейных отношений, участились случаи отказа от детей, от забот о престарелых родителях и т. п.
Со 2-й пол. 80-х гг. М. стало возвращаться в жизнь общества, создаются благотворит. фонды для помощи пострадавшим от стихийных бедствий, жертвам войн и межнац. конфликтов и др. М. воспитывается с раннего дет. возраста и является неотъемлемым свойством гуманной личности. Осн. метод воспитания способности к М. — личный пример родителей, взрослых, их повседневная деятельность.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
164.32 кб

Почему милосердие покинуло медицину

Поскотина Маргарита Ивановна
Через призму истории медицины, образования и философии рассмотрены прошлое и настоящее феномена милосердия как общественного и профессионального (медицинского) явления, так же предложено авторское видение воспитания милосердия в с
Читать PDF
280.46 кб

Выгодное милосердие

Вассерман А. И.
Читать PDF
303.21 кб

Теоретическая модель категории «Милосердие школьника» как социокультурной доминанты в процессе духов

Соловьёва Татьяна Анатольевна, Гусева Виктория Алексеевна
В статье представлена сущностная характеристика понятия «милосердие школьника» как социокультурной доминанты в процессе духовно-нравственного развития современных школьников.
Читать PDF
4.81 мб

Милосердие и благотворительность русских дворян Кушниковых

Газетов Владимир Иванович, Хоменко Вадим Иванович
Рассматривается благотворительная деятельность российской дворянской элиты в XVIII—XIX вв. на примере дворянского рода Кушниковых.
Читать PDF
164.41 кб

Милосердие как ценность в подготовке медсестер: парадигмальный аспект

Кузнецова Екатерина Александровна
В статье рассматривается феномен милосердия как основной цели, ценности и результата профессиональной подготовки медицинских работников среднего звена в контексте традиционной, гуманитарной и гуманистической педагогических парадиг
Читать PDF
444.96 кб

Курс «Русский язык и культура речи» для студентов-медиков: понятие «Милосердие» и его составляющие в

Макарова И.И.
Статья посвящена вопросам профессионально-ориентированного обучения русскому языку и культуре речи в медицинском вузе.
Читать PDF
261.54 кб

О феномене милосердия: ретроспективное и современное видение

Поскотина Маргарита Ивановна
Через призму истории медицины, образования и философии рассмотрены прошлое и настоящее феномена милосердия как общественного и профессионального (медицинского) явления, также предложено авторское видение воспитания милосердия в со
Читать PDF
260.24 кб

К вопросу о необходимости развития феномена милосердия

Логунова Елена Германовна
В статье рассматривается социальнофилософская категория милосердия, обосновывается необходимость ее изучения и развития с позиции современных западных исследователей.
Читать PDF
89.20 кб

Педагогика милосердия

Каргапольцев Сергей Михайлович
В статье раскрываются некоторые аспекты воспитания чувства милосердия в исто-рико-педагогической плоскости «образования сердца» взрослеющего человека; обосновыва-ется необходимость и возможность введения в понятийный аппарат совре
Читать PDF
63.13 кб

Морально-нравственный статус сестер милосердия в российской империи в историко-культурном контексте

Правдиковская Евгения Николаевна
Данная статья посвящена анализу вопроса о том, как деятельность сестер милосердия в России способствовала повышению общественного статуса женщин и развитию женского образования.
Читать PDF
916.84 кб

Формирование духовно-нравственных качеств у воспитанников «Домов милосердия»

Аскарова Угилой Мамашокировна
В статье освещены вопросы формирования духовно-нравственных качеств воспитанников «Домов милосердия», как средства подготовки их к жизни в обществе, раскрыты понятия «мораль» («нравственность») в различных интерпретациях, приве-де
Читать PDF
1.90 мб

Роль учителя в формировании чувства милосердия у старшеклассников в условиях воспитательной социокул

Белоножкина Марина Викторовна
Рассматривается роль и влияние педагогов, воспитателей, наставников на формирование чувства милосердия у старшеклассников в условиях воспитательной социокультурной среды образовательного учреждения.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ОБРАЩЕНИЕ К СОСТРАДАНИЮ И МИЛОСЕРДИЮ

    метод педагогического воздействия, направленный на пробуждение жалости, нравственного страдания при виде боли, горя, мучения человека, живого существа, на утверждение в его душе стремления оказа
  • ДЕТСКИЙ ОРДЕН МИЛОСЕРДИЯ

    (Children’s of Mercy the Order of) – программа СПО-ФДО и единомышленников – ребят и взрослых. Движение это связано с существованием в обществе тех, кто был еще недавно просто исключен из социальной жизни. С 1996 г