МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
установление взаимосвязи между различными учебными предметами, которые изучаются в учебном заведении.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
установление согласованности учебных программ и учебного материала на основе “взаимопроникновения наук”.
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
Межпредметные связи
взаимная согласованность образовательных программ, обусловленная системой наук и учебновоспитательными целями.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
комплексный подход к воспитанию и обучению, позволяют вычленить главные элементы содержания образования и взаимосвязи между учебными предметами.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
взаимодействие между содержанием отдельных учебных предметов, посредством которого достигается внутреннее единство образовательной программы, а также последовательное соединение нескольких различных программ в одно целое.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
взаимодействие между содержанием отдельных учебных предметов, посредством которого достигается внутреннее единство образовательной программы, а также последовательное соединение нескольких различных программ в одно целое.Подразделяются на два вида: а) горизонтальные – между одновременно изучаемыми циклами, дисциплинами одного цикла, разделами и темами одного предмета, а также между теоретическим и практическим курсом; б) вертикальные, обеспечивающие преемственную связь восходящих ступеней образовательной лестницы. Упрочение межпредметных связей является непременным условием успешного претворения в жизнь идеи непрерывного образования. Комплексный подход к задачам обучения и воспитания успешно реализуется в условиях междисциплинарной взаимосвязи естественных наук так же, как гуманитарных и др. Учащиеся и студенты при этом сталкиваются с проблемой правомерности экстраполяции знаний, что особенно важно в естествознании. Изучение системы Биосфера – Химия – Человек – Медицина, способствует выявлению диалектического единства неживой и живой природы, так как экологические системы биосферы, живые организмы, в том числе человек состоят из одних и тех же элементов периодической системы.
Междисциплинарные связи в обучении позволяют ставить перед учащимися и студентами познавательные задачи межпредметного характера, которые активизируют их учебную деятельность – напряжение памяти, развитие творческого мышления, эмоционально- волевые мотивы работы, развитие воображения и речи.
Решение проблемы М.с. играет важную роль при определении содержания, методов, организации учебного процесса.
Для понимания М.с. исходят из двухсторонней их сущности. Первая сторона находит отражение в определении содержания обучения и учитывается при разработке учебных планов и программ, составлении учебников, учебных и методических пособий по соответствующим учебным предметам. Эта сторона М.с. отражает принцип систематичности и определяет такой подход к отбору и расположению учебного материала взаимосвязанных предметов в учебных планах, программах и учебниках, при котором знания, полученные учащимися при изучении одного или нескольких предметов, являются основой для изучения других или закрепляются при их изучении.
Вторая сторона, функция М.с. проявляется непосредственно в процессе обучения.
Учащиеся изучают большое количество предметов, у них формируются разнообразные навыки и умения. Все это должно восприниматься ими как единый взаимосвязанный комплекс. Однако учащиеся сами не всегда соотносят знания, полученные на уроках по разным предметам, не устанавливают связей между ними. Они воспринимают и усваивают материал каждого предмета в соответствии с той логикой, какую предлагает им учебник и преподаватель. Поэтому необходима целенаправленная работа преподавателей и мастеров, система продуманных приемов, которые способствовали бы установлению этих связей в сознании учащихся и охватывали бы все стороны педагогического воздействия на них.
М.с. в таком их понимании означают четкую координацию деятельности всех педагогов, участвующих в учебном процессе по следующим направлениям:
по содержанию учебного материала: использование знаний учащихся из других предметов для более глубокого усвоения данного предмета; единство использования основополагающих законов и теорий; единство трактовки понятий о взаимосвязанных явлениях, процессах, событиях, изучаемых в различных предметах; координация отбора взаимосвязанного материала, изучаемого в различных предметах;
по формируемым умениям: координация способов обучения учащихся планировать учебный и учебно-производственный труд; единство в подходах к формированию интеллектуальных, практических умений, умений работать с книгой, организационных умений;
по методам и средствам обучения: координация методов и методических приемов учебной работы, применяемых в различных предметах; координация средств обучения и способов их применения;
по методам и педагогическим средствам воспитания и развития учащихся: руководство учебно-воспитательным процессом на основе идей и принципов гуманизации, демократизации, педагогики сотрудничества; связь изучаемого материала с жизнью, спрактикой; развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся, творческого отношения к учебному и учебно-производственному труду; единство и координация педагогических требований к учащимся со стороны педагогов; развитие коллективизма, товарищества и взаимопомощи учащихся; личный пример преподавателей и мастеров.
Если связи между содержанием отдельных предметов теоретического обучения зачастую носят опосредованный, косвенный характер, то между производственным обучением и специальными предметами они, как правило, непосредственные, прямые: и по логике построения, и по времени изучения аналогичных тем, и по содержанию учебного материала.
Навыки и умения учащихся, сформированные в процессе производственного обучения, являются мерилом осознанности, прочности, эффективности усвоения знаний специальных предметов, основным фактором обратной связи в системе: специальные предметы – производственное обучение.
Связи между специальными предметами и производственным обучением проявляются в отборе мастером учебного материала вводного инструктажа с учетом знаний учащихся по специальным предметам, в широком использовании преподавателями специальных предметов конкретных примеров из учебно-производственной деятельности учащихся, в проведении совмещенных уроков по взаимосвязанным технологическим темам непосредственно в учебных мастерских, в широком применении эффективных методов и методических приемов использования теоретических знаний на практике и практических умений учащихся при изучении теории.
Лит.: Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. – М., 1981; Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. – М., 1984; Батаршев А.В. Реализация преемственности в методах, формах и дидактических приемах обучения в школе и профтехучилище. – Таллин, 1986.
В.А. Скакун
Междисциплинарные связи в обучении позволяют ставить перед учащимися и студентами познавательные задачи межпредметного характера, которые активизируют их учебную деятельность – напряжение памяти, развитие творческого мышления, эмоционально- волевые мотивы работы, развитие воображения и речи.
Решение проблемы М.с. играет важную роль при определении содержания, методов, организации учебного процесса.
Для понимания М.с. исходят из двухсторонней их сущности. Первая сторона находит отражение в определении содержания обучения и учитывается при разработке учебных планов и программ, составлении учебников, учебных и методических пособий по соответствующим учебным предметам. Эта сторона М.с. отражает принцип систематичности и определяет такой подход к отбору и расположению учебного материала взаимосвязанных предметов в учебных планах, программах и учебниках, при котором знания, полученные учащимися при изучении одного или нескольких предметов, являются основой для изучения других или закрепляются при их изучении.
Вторая сторона, функция М.с. проявляется непосредственно в процессе обучения.
Учащиеся изучают большое количество предметов, у них формируются разнообразные навыки и умения. Все это должно восприниматься ими как единый взаимосвязанный комплекс. Однако учащиеся сами не всегда соотносят знания, полученные на уроках по разным предметам, не устанавливают связей между ними. Они воспринимают и усваивают материал каждого предмета в соответствии с той логикой, какую предлагает им учебник и преподаватель. Поэтому необходима целенаправленная работа преподавателей и мастеров, система продуманных приемов, которые способствовали бы установлению этих связей в сознании учащихся и охватывали бы все стороны педагогического воздействия на них.
М.с. в таком их понимании означают четкую координацию деятельности всех педагогов, участвующих в учебном процессе по следующим направлениям:
по содержанию учебного материала: использование знаний учащихся из других предметов для более глубокого усвоения данного предмета; единство использования основополагающих законов и теорий; единство трактовки понятий о взаимосвязанных явлениях, процессах, событиях, изучаемых в различных предметах; координация отбора взаимосвязанного материала, изучаемого в различных предметах;
по формируемым умениям: координация способов обучения учащихся планировать учебный и учебно-производственный труд; единство в подходах к формированию интеллектуальных, практических умений, умений работать с книгой, организационных умений;
по методам и средствам обучения: координация методов и методических приемов учебной работы, применяемых в различных предметах; координация средств обучения и способов их применения;
по методам и педагогическим средствам воспитания и развития учащихся: руководство учебно-воспитательным процессом на основе идей и принципов гуманизации, демократизации, педагогики сотрудничества; связь изучаемого материала с жизнью, спрактикой; развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся, творческого отношения к учебному и учебно-производственному труду; единство и координация педагогических требований к учащимся со стороны педагогов; развитие коллективизма, товарищества и взаимопомощи учащихся; личный пример преподавателей и мастеров.
Если связи между содержанием отдельных предметов теоретического обучения зачастую носят опосредованный, косвенный характер, то между производственным обучением и специальными предметами они, как правило, непосредственные, прямые: и по логике построения, и по времени изучения аналогичных тем, и по содержанию учебного материала.
Навыки и умения учащихся, сформированные в процессе производственного обучения, являются мерилом осознанности, прочности, эффективности усвоения знаний специальных предметов, основным фактором обратной связи в системе: специальные предметы – производственное обучение.
Связи между специальными предметами и производственным обучением проявляются в отборе мастером учебного материала вводного инструктажа с учетом знаний учащихся по специальным предметам, в широком использовании преподавателями специальных предметов конкретных примеров из учебно-производственной деятельности учащихся, в проведении совмещенных уроков по взаимосвязанным технологическим темам непосредственно в учебных мастерских, в широком применении эффективных методов и методических приемов использования теоретических знаний на практике и практических умений учащихся при изучении теории.
Лит.: Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. – М., 1981; Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. – М., 1984; Батаршев А.В. Реализация преемственности в методах, формах и дидактических приемах обучения в школе и профтехучилище. – Таллин, 1986.
В.А. Скакун
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.