МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
установление взаимосвязи между различными учебными предметами, которые изучаются в учебном заведении.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
установление согласованности учебных программ и учебного материала на основе “взаимопроникновения наук”.

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Межпредметные связи
взаимная согласованность образовательных программ, обусловленная системой наук и учебновоспитательными целями.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
комплексный подход к воспитанию и обучению, позволяют вычленить главные элементы содержания образования и взаимосвязи между учебными предметами.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
взаимодействие между содержанием отдельных учебных предметов, посредством которого достигается внутреннее единство образовательной программы, а также последовательное соединение нескольких различных программ в одно целое.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
взаимодействие между содержанием отдельных учебных предметов, посредством которого достигается внутреннее единство образовательной программы, а также последовательное соединение нескольких различных программ в одно целое.Подразделяются на два вида: а) горизонтальные – между одновременно изучаемыми циклами, дисциплинами одного цикла, разделами и темами одного предмета, а также между теоретическим и практическим курсом; б) вертикальные, обеспечивающие преемственную связь восходящих ступеней образовательной лестницы. Упрочение межпредметных связей является непременным условием успешного претворения в жизнь идеи непрерывного образования. Комплексный подход к задачам обучения и воспитания успешно реализуется в условиях междисциплинарной взаимосвязи естественных наук так же, как гуманитарных и др. Учащиеся и студенты при этом сталкиваются с проблемой правомерности экстраполяции знаний, что особенно важно в естествознании. Изучение системы Биосфера – Химия – Человек – Медицина, способствует выявлению диалектического единства неживой и живой природы, так как экологические системы биосферы, живые организмы, в том числе человек состоят из одних и тех же элементов периодической системы.
Междисциплинарные связи в обучении позволяют ставить перед учащимися и студентами познавательные задачи межпредметного характера, которые активизируют их учебную деятельность – напряжение памяти, развитие творческого мышления, эмоционально- волевые мотивы работы, развитие воображения и речи.
Решение проблемы М.с. играет важную роль при определении содержания, методов, организации учебного процесса.
Для понимания М.с. исходят из двухсторонней их сущности. Первая сторона находит отражение в определении содержания обучения и учитывается при разработке учебных планов и программ, составлении учебников, учебных и методических пособий по соответствующим учебным предметам. Эта сторона М.с. отражает принцип систематичности и определяет такой подход к отбору и расположению учебного материала взаимосвязанных предметов в учебных планах, программах и учебниках, при котором знания, полученные учащимися при изучении одного или нескольких предметов, являются основой для изучения других или закрепляются при их изучении.
Вторая сторона, функция М.с. проявляется непосредственно в процессе обучения.
Учащиеся изучают большое количество предметов, у них формируются разнообразные навыки и умения. Все это должно восприниматься ими как единый взаимосвязанный комплекс. Однако учащиеся сами не всегда соотносят знания, полученные на уроках по разным предметам, не устанавливают связей между ними. Они воспринимают и усваивают материал каждого предмета в соответствии с той логикой, какую предлагает им учебник и преподаватель. Поэтому необходима целенаправленная работа преподавателей и мастеров, система продуманных приемов, которые способствовали бы установлению этих связей в сознании учащихся и охватывали бы все стороны педагогического воздействия на них.
М.с. в таком их понимании означают четкую координацию деятельности всех педагогов, участвующих в учебном процессе по следующим направлениям:
по содержанию учебного материала: использование знаний учащихся из других предметов для более глубокого усвоения данного предмета; единство использования основополагающих законов и теорий; единство трактовки понятий о взаимосвязанных явлениях, процессах, событиях, изучаемых в различных предметах; координация отбора взаимосвязанного материала, изучаемого в различных предметах;
по формируемым умениям: координация способов обучения учащихся планировать учебный и учебно-производственный труд; единство в подходах к формированию интеллектуальных, практических умений, умений работать с книгой, организационных умений;
по методам и средствам обучения: координация методов и методических приемов учебной работы, применяемых в различных предметах; координация средств обучения и способов их применения;
по методам и педагогическим средствам воспитания и развития учащихся: руководство учебно-воспитательным процессом на основе идей и принципов гуманизации, демократизации, педагогики сотрудничества; связь изучаемого материала с жизнью, спрактикой; развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся, творческого отношения к учебному и учебно-производственному труду; единство и координация педагогических требований к учащимся со стороны педагогов; развитие коллективизма, товарищества и взаимопомощи учащихся; личный пример преподавателей и мастеров.
Если связи между содержанием отдельных предметов теоретического обучения зачастую носят опосредованный, косвенный характер, то между производственным обучением и специальными предметами они, как правило, непосредственные, прямые: и по логике построения, и по времени изучения аналогичных тем, и по содержанию учебного материала.
Навыки и умения учащихся, сформированные в процессе производственного обучения, являются мерилом осознанности, прочности, эффективности усвоения знаний специальных предметов, основным фактором обратной связи в системе: специальные предметы – производственное обучение.
Связи между специальными предметами и производственным обучением проявляются в отборе мастером учебного материала вводного инструктажа с учетом знаний учащихся по специальным предметам, в широком использовании преподавателями специальных предметов конкретных примеров из учебно-производственной деятельности учащихся, в проведении совмещенных уроков по взаимосвязанным технологическим темам непосредственно в учебных мастерских, в широком применении эффективных методов и методических приемов использования теоретических знаний на практике и практических умений учащихся при изучении теории.
Лит.: Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. – М., 1981; Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. – М., 1984; Батаршев А.В. Реализация преемственности в методах, формах и дидактических приемах обучения в школе и профтехучилище. – Таллин, 1986.
В.А. Скакун

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
198.05 кб

Межпредметные связи и их функции

Хасанов Абдушохид Абдурашидович
В статье рассматриваются межпредметные связи как важное направление преодоления разрыва между теоретическим и практическим обучением в профессиональной школе.
Читать PDF
1.12 мб

«Межпредметные связи в обучении ОБЖ»

Блинов Ю.Б.
В статье говорится о том, что использование межпредметных связей в учебном процессе школы выдвигает проблему не только конструирования разнопредметного содержания учебного материала, но и формирования специального представления у
Читать PDF
78.04 кб

Межпредметные связи курса информатики

Мозолин В. В., Шутикова М. И., Самоделова Л. А.
Mozolin, V.V., Shutikova, M.I., Samodelova, L.A. Interdisciplinary references of the computer science course. Computer science is a multidisciplinary course.
Читать PDF
749.78 кб

Межпредметные связи физики и математики

Кравченко В. В.
Читать PDF
701.91 кб

Межпредметные связи физики и математики

Мухамедов Темирхан Темиргалиевич, Мухамедова Лилия Равильевна
Эта статья посвящена межпредметным связям физики и математики.
Читать PDF
123.90 кб

Межпредметные связи в преподавании математики

Бурзалова Татьяна Васильевна
В данной статье рассматриваются вопросы междисциплинарных связей внутри области математика. Эти вопросы являются важнейшими компонентами процесса преподавания математических дисциплин
Читать PDF
308.51 кб

Межпредметные связи при изучении математики и физики

Сырыков Г. В.
Читать PDF
196.92 кб

Межпредметные связи в свете компетентностного подхода

Савруцкая Елизавета Петровна
Статья посвящена актуальным проблемам подготовки кадров по направлению «Реклама и связи с общественностью».
Читать PDF
286.45 кб

Приёмы реализации межпредметной связи в обучении русскому языку

Шлапакова М. М.
В статье рассмотрены понятия интеграции и межпредметных связей как средств формирования всесторонней личности учащегося. Интеграция способствует созданию у школьника целостной картины мира.
Читать PDF
127.13 кб

Дидактические подходы к определению понятия «межпредметные связи»

Синяков Антон Петрович
В статье рассматриваются взгляды ученых-педагогов и методистов на проблему дефиниции межпредметных связей.
Читать PDF
321.20 кб

Межпредметные связи как средство самообразования студентов в вузе

Глухова Елена Александровна
В данной статье рассматривается проблема межпредметных связей как средство самообразования студентов в вузе, дается анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме, конкретизируются основные понятия.
Читать PDF
187.59 кб

Межпредметные связи с информатикой в курсе геометрии основной школы

Ваганян В. О.
Читать PDF
241.19 кб

Межпредметные связи естественно-научных и общетехнических дисциплин

Алонцева Е. А., Гилев А. А.
Показано, что сложившаяся предметная система профессионального образования формирует противоречия между разрозненными по учебным предметам знаниями и профессиональной компетентностью как интегральной характеристикой качества обуче
Читать PDF
3.82 мб

Межпредметные связи гуманитарных наук при изучении литературы в школе

Соловьева Вера Николаевна
В данной статье раскрывается связь между ведущими гуманитарными предметами школьного курса литературой и историей.
Читать PDF
240.29 кб

Межпредметные связи при изучении общепрофессиональных дисциплин в ввузе

Биркун Н. И.
The profession of the military presupposes different kinds of activities and requires qualified individuals in all branches of the Armed Forces.

Похожие термины:

  • МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ в обучении

    отражают комплексный подход к воспитанию и обучению, позволяют вычленить как главные элементы содержания образования, так и взаимосвязи между учебными предметами.
  • МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В ОБУЧЕНИИ, МПС

    отражают комплексный подход к воспитанию и обучению, позволяют вычленить как гл. элементы содержания образования, так и взаимосвязи между предметами. МПС формируют конкретные знания учащихся, ра