МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДЕТСКИЕ ЛЕТНИЕ ДЕРЕВНИМЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Найдено 2 определения термина МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское]

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

постоянные объединения межправительственного и неправительственного характера, созданные на основе международного соглашения (устава, статута или иного учредительного документа) в целях содействия решению международных проблем и развития всестороннего сотрудничества государств. Примером международной организации является, в частности, такая уникальная международная организация безопасности, как Организация Объединенных Наций. РФ является участником около 500 международных организаций.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

по образованию, подразделяются на межправительственные и неправительственные. В той и др. категории существуют орг-ций универсального, межрегионального и регионального характера.

Межправительственные организации (МПО). Ведущей и единств, оргцией универсального характера является Орг-ция Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (см. ЮНЕСКО). Программы в области общего и проф.-тех. образования, подготовки повышения квалификации педагогов занимают Значит. место в деятельности Дет. фонда ООН (см. ЮНИСЕФ).

На региональном и межрегиональном уровнях работа в области образования проводится специализиров. учреждениями и органами полит. и экон. МПО. Для европ. стран такой МПО является Совет Европы (СЕ, осн. в 1949; местопребывание — Страсбур, Франция). Члены — 26 гос-в; Болгария, Россия, Румыния, Литва, Латвия, Эстония и Югославия имели в 1992 статус специально приглашенной страны. Цели СЕ: достижение обще-европ. единства, защита прав и осн. свобод человека, укрепление демокр. и плю-ралистич. режимов, выработка мер по улучшению жизненных условий населения, формирование общеевроп. культурной общности. При высш. руководящем органе — Кабинете министров (включает министров иностр. дел гос- в — членов СЕ) имеется консультативный — парламентская ассамблея, в рамках к-рой действуют к-ты по образованию, науке и технике. Среди рабочих органов Кабинета министров СЕ есть Совет по культурному сотрудничеству (СКС, осн. в 1962; англ. Council for Cultural Со-оре-ration, ССС; франц. Conceil de Coopera-tion Culturelle, СДСС); в его работе принимают участие кроме гос-в-членов страны, подписавшие Европ. конвенцию по культуре, в т. ч. Рос. Федерация (с 1992). Программы сотрудничества в рамках СКС охватывают проблемы дошк. воспитания, форм и методов шк. обучения, внешк. и заочного образования, преподавания иностр. языков, обучения детей из семей мигрантов, согласования содержания шк. учебников истории, реформ высш. школы и др. Осн. пути реализации программ — подготовка европ. конвенций и соглашений, организация конференций (в т. ч. на уровне министров образования и культуры, директоров Н.-и. учреждений), совещаний экспертов и др. Секретариат СЕ разделен на директораты по осн. областям программной деятельности. Директорат образования, культуры и спорта включает Деп. образования (5 отделов: высш. школы; шк. и внешк. образования и др.). Как подразделение департамента функционирует (с 1968) Европ. система документации и информации по образованию (European Documentation and Information System for Education, EUDISED), охватывающая сеть соответствующих нац. информац. центров, банк данных о состоянии пед. исследований в странах — членах СЕ итезаурусна 11 языках. Резюме науч.-пед. исследований публикуются в бюл. «EUDISED R&D Bulletin». Центр документации по образованию в Европе (Страсбур) собирает законодат. и нормативные материалы, книги и периодику. СЕ публикует ряд периодич. изданий, в т. ч. «Forum» («Форум») — журнал СЕ, «Newsletter /Faits nonveaux» («Новые факты» — новости из мира образования) и др., материалы конференций и т. п., а также специально подготовленные монографии.

Межрегиональные упреждения. О р-ганизация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР; Organization for Economic Co-operation and Development — OECD; осн. в 1961, ведет историю с 1948). Местопребывание — Париж. Члены — 19 зап.-европ. гос-в, а также Австралия, Канада, Новая Зеландия, США и Япония. Цель орг-ций — путем координации политики стран-членов достижение устойчивого экон. роста и занятости, повышение экон. и социального благосостояния населения. Высш. орган — Совет (представлены все roc-ва-члены). Текущее управление осуществляет Исполнит, к-т (из представителей 14 гос-в-членов). Осн. работа проводится через специализиров. к-ты и экспертные группы; в их числе к-т по образованию, к-рый имеет программы по разл. аспектам шк. и внешкольного образования, по управлению высшей школой, по укреплению связи экономики и образования. В составе Междунар. секретариата орг-ций действует директорат по социальным вопросам, трудовым ресурсам и образованию. Специализиров. органом ОЭСР в области образования является полуавтономный Центр исследований и нововведений в области образования (Centre pour la recherche et Pinnovation dans Penseignement CERI; 1968). Организация арабских государств по вопросам образования, науки и культуры — АЛЕКСО (Arab League Educatio-nal, Cultural and Scientific Organization — ALECSO; осн. в 1964 при Лиге араб. гос-в). Секретариат в г. Тунисе, имеет Деп. образования и секцию пед. исследований. При АЛЕКСО — 9 учреждений, в т. ч. Араб. орг-ция по ликвидации неграмотности и образованию взрослых (осн. в 1966, Багдад), Араб. центр технологии образования (1984, Сафат, Кувейт). Имеет представительство при ЮНЕСКО. Издает на араб. яз. журн. «Образование для масс», «Бюллетень статистики по образованию в араб. гос-вах», лит-ру по нар. образованию. Орг-ция министров образования стран Юго-Вое т. Азии — СЕАМЕО (South-East Asian Ministers of Education Organization — SEAMEO; осн. в 1965). Секретариат в Бангкоке (Таиланд). Организует ежегодные конференции министров образования. Имеет 5 региональных центров, в т. ч. по нововведениям в области образования и пед. технологии (INNOTECH) в г. Кесон-Сити (Филиппины), по естеств.-науч. и матем. образованию (REGSAM)в г. Джорджтаун (Малайзия). Оргцией разработана региональная программа по неформальному образованию. Секретариат и региональные центры издают журналы и информац. материалы, в т. ч. «SEAMEO», «Innotech Journal», «Journal of Science and Mathematics Education in Southern Asia», «Innotech Newsletter». Организация иберо-американских государств по вопросам образования, науки и культуры (Organi-zacion de Estados Iberoamericanos para la Educacion, la Ciencia у la Cultu-ra — OEI; осн. в 1949 как неправительств. Иберо-амер. бюро просвещения, совр. статус с 1954, назв. с 1985). Члены- пр-ва 18 лат.-амер. стран, Гвинеи-Бисау и Испании; Бразилия, Мексика и Португалия имеют статус наблюдателя. Секретариат в Мадриде. Организует конгрессы министров образования (раз в 4 года), развивает иберо-амер. банк данных по образованию. Осуществляет в странах-членах программы по развитию дошк. воспитания, ликвидации неграмотности, подготовке учителей, развитию центров документации по вопросам образования и др. Издает информац. бюл. «Educacion», журн. «Revista Iberoamericana de Educacion», монографии и др. лит-ру. Межамериканский совет по вопросам образования, науки и культуры (Consejo interame-ricano para la Educacion, la Ciencia у la Cultura — CIECC; осн. в 1948, совр. назв. с 1971), орган Орг-ции амер. гос-в. Секретариат в Вашингтоне (США). Имеет межамер. к-т по образованию, организует совещания, семинары, осуществляет нац., подрегиональные и региональные программы и проекты в области образования, публикует разл. лит-ру.

Неправительственные организации (НПО). По оценкам, в мире насчитывается св. 2 тыс. НПО разл. уровня и широты охвата членством (междунар., региональные, субрегиональные), но только менее половины из них являются активными. Св. 110 наиболее активных НПО получили тот или иной статус при ЮНЕСКО, характеризующий категорию их взаимоотношений: А — консультаций и сотрудничества, В — консультаций и информации, С — взаимной информации. Мн. региональные НПО — в то же время коллективные члены более широких междунар. орг-ций в своей области. Здесь приводятся лишь отд. примеры НПО, отобранные по критериям отношений с важнейшими МПО и разнообразия деятельности в сфере образования.

Международная ассоциация университетов (МАУ) (International Association of Universities — IAU; осн. в 1950). Секретариат в Париже. Статус при ЮНЕСКО (А). Члены — более 800 ун-тов и др. вузов в 120 странах (1988). Члены — сотрудники МАУ — 8 региональных НПО: Ассоциация афр. ун-тов (Association of African Universities — AAU; осн. в 1967), Ассоциация араб. ун-тов (Association of Arab Universities- AARU; 1964), Союз лат.-амер. ун-тов (Union de Universidades de America Latina — UDUAL; 1949), Ассоциация высш. уч. заведений Юго-Вост. Азии (Association of Southeast Asian Institutions of Higher Learning — ASAIHL; 1956) и др. Ген. конференция членов и членов -сотрудников МАУ избирает (1 раз в 5 лет) адм. совет. Секретариат организует междунар. семинары и конференции, проводит исследования. МАУ имеет центр по сотрудничеству, службу документации и информации, справочную б-ку. Публикует информац. бюл. «IAU Bulletin», исследования и доклады по проблемам высшего образования (International Council for Adult Education — ICAE; осн. в 1973). Секретариат в Торонто (Канада). Статус при ЮНЕСКО (А), ЭКОСОС, ЮНИСЕФ, Междунар. орг-ции труда (МОТ). Члены — св. 90 нац. ассоциаций и орг-ций в более чем 70 странах (1988) и 6 региональных орг-ций: Афр. ассоциация развития грамотности и образования взрослых (African Association for Literacy and Adult Education — AALAE; 1984), Лат.-амер. совет образования взрослых (Consejo de Education de Adultos de America Latina — CEAAL; 1981), Региональный совет образования взрослых стран Карибского бассейна (Caribbean Regional Council for Adult Education — CARCAE; 1978), Бюро образования взрослых для стран Азии и юга Тихого океана (Asian — South Pacific Bureau of Adult Education- ASPBAE), Европ. бюро образования взрослых (European Bureau of Adult Education — EBAE; 1953) и АЛЕКСО. Ген. ассамблея (1 раз в 3 года) избирает Исполнит, к-т (през., 10 вице-през. от регионов, ген. секретарь, 11 чл.). Организует междунар. конференции, семинары. Осуществляет программы в области грамотности, жен. образования, воспитания в духе мира и др. Имеет региональные центры документации. Издает журн. «Соп-vergence», информац. бюл. «News from the Secretariat» (ранее назывался «ICAE Newsletter»), материалы конференций и др. лит-ру.

Международная федерация по физическому воспитанию (International Federation for Physical Education — FIEP; осн. в 1923). Члены — нац. ассоциации, учреждения и отд. лица в 99 странах (1988). Секретариат в г. Челтнем (Великобритания). Имеет 3 секции: науч., школьную, массового спорта. Организует междунар. конференции, работу к-тов и комиссий по секциям. Издает информац. бюл. «FIEP Bulletin».

Всемирная организация дошкольного воспитания (Organisation mondialc pour leducation prescolaire — ОМЕР; осн. в 1948 в Праге). Ставит целью стимулирование исследований по проблемам раннего детства и развитию дошк. воспитания. Статус при ЮНЕСКО (В), ЭКОСОС, ЮНИСЕФ, СЕ. Члены — нац. к-ты (в 46 странах, 1988), члены-сотрудники (отд. лица и группы) в 2 странах. Секретариат в Брюсселе организует междунар. конгрессы, осуществляет проекты через нац. к-ты и по контрактам с ЮНЕСКО. Выпускает «International Journal of Early Children-hood» («Междунар. журнал раннего детства»).

Международное общество художественного воспитания (International Society for Education Through Art — INSEA; осн. в 1951). Секретариат в г. Коршам (Великобритания). Статус при ЮНЕСКО (В). Более 20 тыс. коллективных и индивидуальных членов в 65 странах (1988). Организует междунар. конгрессы и региональные конференции. Способствует организации исследований, распространению новых методов худож. воспитания. Издает информац. бюл. «INSEA News», материалы конгрессов и конференций.

Международное общество музыкального образования и воспитания (International Society for Music Education — ISME; осн. в 1953). Секретариат в Лондоне. Члены — нац. орг-ции, учреждения, отд. лица в 64 странах (1988). Организует исследования, проводит междунар. конференции, науч. семинары. Издает ежегодник «ISME Yearbook», «Междунар. журнал муз. образования» («International Journal of Music Education»), монографии, науч. отчеты и т. п.

Международный совет по педагогическому образованию (International Council on Education for Teaching — ICET; осн. в 1953). Секретариат в Вашингтоне. Статус при ЮНЕСКО (В), ЭКОСОС; сотрудничает с ОАГ. Члены — пед. орг-ции, уч. заведения, отд. лица в 72 странах (1988). Организует ежегодные ассамблеи членов, региональные конференции, обмен информацией о нововведениях в пед. образовании. Выпускает бюл. «IGET Newsletter», материалы конференций. Сотрудничает с региональными НПО того же профиля, среди к-рых: Ассоциация по пед. образованию в Африке (Association for Teacher Education in Africa — ATEA; осн. в 1968). Секретариат в Найроби (Кения). Статус при ЮНЕСКО (С). Члены- в 31 стране. Издает бюл. «ATEA Newsletter». Ассоциация по пед. образованию в Европе (Association for Teacher Education in Europe — ATEE; осн. в 1976). Коллективные и индивидуальные члены в 19 странах. Выпускает «Европ. журнал по пед. образованию» («European Journal of Teacher Education»), бюл. «АТЕЕ News», материалы конференций.

Всемирная ассоциация по педагогическим исследованиям, ВАПИ (англ. World Association for Educational Research — WAER; франц. Association mondiale des sciences de leducation — AMSE; осн. в 1953, совр. назв. с 1977). Статус при ЮНЕСКО (В), ЭКОСОС. Члены (только индивидуальные) — в 52 странах (1988). Ген. ассамблея (1 раз в 4 года) избирает Совет и Исполнит, к-т (през., вице-през., ген. секретарь, 3 чл.). Секретариат в Генте (Бельгия). Собирает документацию по пед. исследованиям в ун-тах и др. вузах, организует междунар. конгрессы (1 раз в 4 года), проводит симпозиумы, семинары. Имеет центр документации. Издает науч. исследования, журн. «Communications — Review of the WAER» (2 раза в год), где публикуются исследоват. статьи и др.

Всемирный совет обществ.сравнительно — педагогических исследований (англ. World Council of Comparative Education Societies — WCCES; франц. Conseil mondiale des associations deducation com-paree — CMAEC; осн. в 1971). Секретариат в Париже. Статус при ЮНЕСКО (С). Члены — нац. об-ва сравнит.-пед. исследований в 12 странах, а также 3 НПО: Европ. об-во сравнит, педагогики (Comparative Education Society in Europe — CESE; 1961, индивидуальные члены — в, 50 странах), Ассоциация сравнит, педае гогики франкоязычных стран (Associa-j tion francophone deducation comparee; 1973; коллективные и индивидуальные члены в 42 странах), Нидерландскоязыч-ная ассоциация сравнит.-пед. исследований (Datch-Speaking Society of Comparative Education). Ген. конференция членов Всемирного совета избирает 1 раз в 3 года

Исполнит, к-т (ген. секретарь и по 1 представителю от об-в-учредителей). Способствует развитию сравнит, исследований по педагогике, использованию их результатов в решении крупных проблем образования; проводит всемирные конгрессы по сравнит, педагогике. Издает бюл. «WCCES Newletter», материалы конгрессов.

Международная ассоциация учебной и профессиональной ориентации (International Association for Educational and Vocational Guidance — IAEVG; осн. в 1951). Секретариат в Белфасте (Ирландия). Статус при ЮНЕСКО (В), ЭКОСОС, МОТ, ЮНИСЕФ.

Международная ассоциация школьной, университетской и профессиональной информации (Association internationale dInformation scolaire, uni-versitaire et professionnelle — AIISUP; осн. в 1956). Секретариат в Париже. Статус при ЮНЕСКО (В), ЭКОСОС, МОТ, поддерживает контакты с Советом Европы. Ставит целью сотрудничество нац. орг-ций и специалистов в области пед. информации, исследования проблем управления информац. потоками и др. Члены-орг-ции в 29 странах (1988), чл.-сотрудники в 10 странах, а также 2 НПО: Междунар. союз по школьному и университетскому здравоохранению и медицине (International Union of School and University Healt and Medicine), Международная конфедерация профессиональных и интеллектуальных работников (International Confederation of Professional and Intellectual Workers). Публикует информац. бюллетени: на франц. яз. — «Information universitaire et professionnelle internationale», на английском яз. — «Bibliographical Bulletin» и др.

Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы, МАПРЯЛ (англ. International Association of Teachers of Russian Language and Literature; франц. Association internationale des professeurs de langue et litera-ture russes; осн. в 1957). Секретариат в Москве. Статус при ЮНЕСКО (С). Члены — нац. группы исследователей и преподавателей рус. яз., ин-ты славянских исследований, университетские отделения рус. яз. и лит-ры в 69 странах (1988), в т. ч. в 24 европейских. МАПРЯЛ — чл. Всемирной федерации ассоциаций преподавателей иностр. языков (World Federation of Foreign Language Teachers Associations). Способствует расширению изучения и преподавания рус. яз. и лит-ры, координирует науч. исследования, осуществляет обмен информацией о методах преподавания. Организует периодич. конгрессы и т. п. Издает журн. «Рус. язык в странах мира» («Russian Language in the Countries of the World»).

Международная ассоциация лиц, работающих с неблагополучными детьми (англ. International Association of Workers "or Maladjusted Children; франц. Assoziation internationale des educateurs de jeunes inadaptes — AIEII; осн. в 1951). Объединяет нац. ассоциации и индивидуальных членов в 36 странах (1988). Секретариат в Лозанне (Швейцария). Статус при ЮНЕСКО (В). Служит центром документации и информации в области улучшения благосостояния детей. Организует междунар. конгрессы (1 раз в 4 года) и европ. симпозиумы (1 раз в 2 года). Публикует материалы конгрессов, брошюры. Ассоциация — чл. Совета междунар. орг-ций по делам детей и молодежи (Council of International Orga-nizations Directly Interested in Children and Youth), Междунар. совета по инвалидности (International Council on Di-sability).

Европейская ассоциация по коррекционному образованию (European Association for Special Education — EASE; осн. в 1971). Члены индивидуальные и коллективные в 17 европ. странах (1988). Секретариат в Осло (Норвегия). Статус при ЮНЕСКО (С), Совете Европы. Ставит целью улучшение образования и социального положения лиц с физич. и умственными недостатками, улучшение информации о них в интересах интеграции таких лиц в обществе. Проводит ген. ассамблеи (1 раз в 2 года) и ежегодные симпозиумы. Публикует их материалы, а также бюл. «News from EASE», «Information from EASE».

Создание новых НПО идет постоянно. В 80-х — нач. 90-х гг. проявилась тенденция к объединению усилий НПО в рамках более широких постоянных структур не только на междунар., но и на региональном уровне. Так, 10 наиб. активных европ. НПО в 1990 учредили Постоянный комитет по связи европейских ассоциаций в области образования — ПКЕАО (Permanent Liaison Committee of European Associations in Education — PLEASE), в к-рый вошли в качестве членов: Европ. ассоциация учителей (European Association of Teachers — EAT), Европ. ассоциация родителей (European Parents Association — EPA), Европ. ассоциация директоров ср. школ (European Secondary Heads Association), Ассоциация по пед. образованию в Европе, Европ. католич. комитет по образованию (European Catho-lic Education Comrnittee — ECEC), Европ. общество сравнит, пед. исследований, Конфедерация семейных ассоциаций в Европ. сообществе (Confederation of Family Associations of the European Communi-ty-COFACE), Европ. Совет нац. ассоциаций независимых школ (European Council of National Associations of Independent Schools — ECNAIS), Европ. форум по управлению образованием (European Forum for Education Administration — EFEA), Европ. ассоциация служб уч. ориентации — Евроориентация (European Association of Education Guidance Services — EURO ORIENTATION). Постоянный комитет (секретариат в Брюсселе) ставит целью укрепление еврои, подходов к образованию и проф. подготовке, содействие распространению пед. информации.

Об отд. междунар. и региональных орг-циях сообщается в регулярно переиздаваемых справочниках: Yearbook of International Organizations, Africa South of the Sahara, The Middle East and Australia и др., а также в публикуемых ЮНЕСКО списках междунар. неправительств, орг-ций, включенных в разл. категории отношений с ЮНЕСКО.

Ю. С. Алферов.

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ — 0

Найдено научныех статей по теме МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ — 0

Найдено книг по теме МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ — 0

Найдено презентаций по теме МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ — 0

Найдено рефератов по теме МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ — 0