МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское]

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
постоянные объединения межправительственного и неправительственного характера, созданные на основе международного соглашения (устава, статута или иного учредительного документа) в целях содействия решению международных проблем и развития всестороннего сотрудничества государств. Примером международной организации является, в частности, такая уникальная международная организация безопасности, как Организация Объединенных Наций. РФ является участником около 500 международных организаций.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
по образованию, подразделяются на межправительственные и неправительственные. В той и др. категории существуют орг-ций универсального, межрегионального и регионального характера.
Межправительственные организации (МПО). Ведущей и единств, оргцией универсального характера является Орг-ция Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (см. ЮНЕСКО). Программы в области общего и проф.-тех. образования, подготовки повышения квалификации педагогов занимают Значит. место в деятельности Дет. фонда ООН (см. ЮНИСЕФ).
На региональном и межрегиональном уровнях работа в области образования проводится специализиров. учреждениями и органами полит. и экон. МПО. Для европ. стран такой МПО является Совет Европы (СЕ, осн. в 1949; местопребывание — Страсбур, Франция). Члены — 26 гос-в; Болгария, Россия, Румыния, Литва, Латвия, Эстония и Югославия имели в 1992 статус специально приглашенной страны. Цели СЕ: достижение обще-европ. единства, защита прав и осн. свобод человека, укрепление демокр. и плю-ралистич. режимов, выработка мер по улучшению жизненных условий населения, формирование общеевроп. культурной общности. При высш. руководящем органе — Кабинете министров (включает министров иностр. дел гос- в — членов СЕ) имеется консультативный — парламентская ассамблея, в рамках к-рой действуют к-ты по образованию, науке и технике. Среди рабочих органов Кабинета министров СЕ есть Совет по культурному сотрудничеству (СКС, осн. в 1962; англ. Council for Cultural Со-оре-ration, ССС; франц. Conceil de Coopera-tion Culturelle, СДСС); в его работе принимают участие кроме гос-в-членов страны, подписавшие Европ. конвенцию по культуре, в т. ч. Рос. Федерация (с 1992). Программы сотрудничества в рамках СКС охватывают проблемы дошк. воспитания, форм и методов шк. обучения, внешк. и заочного образования, преподавания иностр. языков, обучения детей из семей мигрантов, согласования содержания шк. учебников истории, реформ высш. школы и др. Осн. пути реализации программ — подготовка европ. конвенций и соглашений, организация конференций (в т. ч. на уровне министров образования и культуры, директоров Н.-и. учреждений), совещаний экспертов и др. Секретариат СЕ разделен на директораты по осн. областям программной деятельности. Директорат образования, культуры и спорта включает Деп. образования (5 отделов: высш. школы; шк. и внешк. образования и др.). Как подразделение департамента функционирует (с 1968) Европ. система документации и информации по образованию (European Documentation and Information System for Education, EUDISED), охватывающая сеть соответствующих нац. информац. центров, банк данных о состоянии пед. исследований в странах — членах СЕ итезаурусна 11 языках. Резюме науч.-пед. исследований публикуются в бюл. «EUDISED R&D Bulletin». Центр документации по образованию в Европе (Страсбур) собирает законодат. и нормативные материалы, книги и периодику. СЕ публикует ряд периодич. изданий, в т. ч. «Forum» («Форум») — журнал СЕ, «Newsletter /Faits nonveaux» («Новые факты» — новости из мира образования) и др., материалы конференций и т. п., а также специально подготовленные монографии.
Межрегиональные упреждения. О р-ганизация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР; Organization for Economic Co-operation and Development — OECD; осн. в 1961, ведет историю с 1948). Местопребывание — Париж. Члены — 19 зап.-европ. гос-в, а также Австралия, Канада, Новая Зеландия, США и Япония. Цель орг-ций — путем координации политики стран-членов достижение устойчивого экон. роста и занятости, повышение экон. и социального благосостояния населения. Высш. орган — Совет (представлены все roc-ва-члены). Текущее управление осуществляет Исполнит, к-т (из представителей 14 гос-в-членов). Осн. работа проводится через специализиров. к-ты и экспертные группы; в их числе к-т по образованию, к-рый имеет программы по разл. аспектам шк. и внешкольного образования, по управлению высшей школой, по укреплению связи экономики и образования. В составе Междунар. секретариата орг-ций действует директорат по социальным вопросам, трудовым ресурсам и образованию. Специализиров. органом ОЭСР в области образования является полуавтономный Центр исследований и нововведений в области образования (Centre pour la recherche et Pinnovation dans Penseignement CERI; 1968). Организация арабских государств по вопросам образования, науки и культуры — АЛЕКСО (Arab League Educatio-nal, Cultural and Scientific Organization — ALECSO; осн. в 1964 при Лиге араб. гос-в). Секретариат в г. Тунисе, имеет Деп. образования и секцию пед. исследований. При АЛЕКСО — 9 учреждений, в т. ч. Араб. орг-ция по ликвидации неграмотности и образованию взрослых (осн. в 1966, Багдад), Араб. центр технологии образования (1984, Сафат, Кувейт). Имеет представительство при ЮНЕСКО. Издает на араб. яз. журн. «Образование для масс», «Бюллетень статистики по образованию в араб. гос-вах», лит-ру по нар. образованию. Орг-ция министров образования стран Юго-Вое т. Азии — СЕАМЕО (South-East Asian Ministers of Education Organization — SEAMEO; осн. в 1965). Секретариат в Бангкоке (Таиланд). Организует ежегодные конференции министров образования. Имеет 5 региональных центров, в т. ч. по нововведениям в области образования и пед. технологии (INNOTECH) в г. Кесон-Сити (Филиппины), по естеств.-науч. и матем. образованию (REGSAM)в г. Джорджтаун (Малайзия). Оргцией разработана региональная программа по неформальному образованию. Секретариат и региональные центры издают журналы и информац. материалы, в т. ч. «SEAMEO», «Innotech Journal», «Journal of Science and Mathematics Education in Southern Asia», «Innotech Newsletter». Организация иберо-американских государств по вопросам образования, науки и культуры (Organi-zacion de Estados Iberoamericanos para la Educacion, la Ciencia у la Cultu-ra — OEI; осн. в 1949 как неправительств. Иберо-амер. бюро просвещения, совр. статус с 1954, назв. с 1985). Члены- пр-ва 18 лат.-амер. стран, Гвинеи-Бисау и Испании; Бразилия, Мексика и Португалия имеют статус наблюдателя. Секретариат в Мадриде. Организует конгрессы министров образования (раз в 4 года), развивает иберо-амер. банк данных по образованию. Осуществляет в странах-членах программы по развитию дошк. воспитания, ликвидации неграмотности, подготовке учителей, развитию центров документации по вопросам образования и др. Издает информац. бюл. «Educacion», журн. «Revista Iberoamericana de Educacion», монографии и др. лит-ру. Межамериканский совет по вопросам образования, науки и культуры (Consejo interame-ricano para la Educacion, la Ciencia у la Cultura — CIECC; осн. в 1948, совр. назв. с 1971), орган Орг-ции амер. гос-в. Секретариат в Вашингтоне (США). Имеет межамер. к-т по образованию, организует совещания, семинары, осуществляет нац., подрегиональные и региональные программы и проекты в области образования, публикует разл. лит-ру.
Неправительственные организации (НПО). По оценкам, в мире насчитывается св. 2 тыс. НПО разл. уровня и широты охвата членством (междунар., региональные, субрегиональные), но только менее половины из них являются активными. Св. 110 наиболее активных НПО получили тот или иной статус при ЮНЕСКО, характеризующий категорию их взаимоотношений: А — консультаций и сотрудничества, В — консультаций и информации, С — взаимной информации. Мн. региональные НПО — в то же время коллективные члены более широких междунар. орг-ций в своей области. Здесь приводятся лишь отд. примеры НПО, отобранные по критериям отношений с важнейшими МПО и разнообразия деятельности в сфере образования.
Международная ассоциация университетов (МАУ) (International Association of Universities — IAU; осн. в 1950). Секретариат в Париже. Статус при ЮНЕСКО (А). Члены — более 800 ун-тов и др. вузов в 120 странах (1988). Члены — сотрудники МАУ — 8 региональных НПО: Ассоциация афр. ун-тов (Association of African Universities — AAU; осн. в 1967), Ассоциация араб. ун-тов (Association of Arab Universities- AARU; 1964), Союз лат.-амер. ун-тов (Union de Universidades de America Latina — UDUAL; 1949), Ассоциация высш. уч. заведений Юго-Вост. Азии (Association of Southeast Asian Institutions of Higher Learning — ASAIHL; 1956) и др. Ген. конференция членов и членов -сотрудников МАУ избирает (1 раз в 5 лет) адм. совет. Секретариат организует междунар. семинары и конференции, проводит исследования. МАУ имеет центр по сотрудничеству, службу документации и информации, справочную б-ку. Публикует информац. бюл. «IAU Bulletin», исследования и доклады по проблемам высшего образования (International Council for Adult Education — ICAE; осн. в 1973). Секретариат в Торонто (Канада). Статус при ЮНЕСКО (А), ЭКОСОС, ЮНИСЕФ, Междунар. орг-ции труда (МОТ). Члены — св. 90 нац. ассоциаций и орг-ций в более чем 70 странах (1988) и 6 региональных орг-ций: Афр. ассоциация развития грамотности и образования взрослых (African Association for Literacy and Adult Education — AALAE; 1984), Лат.-амер. совет образования взрослых (Consejo de Education de Adultos de America Latina — CEAAL; 1981), Региональный совет образования взрослых стран Карибского бассейна (Caribbean Regional Council for Adult Education — CARCAE; 1978), Бюро образования взрослых для стран Азии и юга Тихого океана (Asian — South Pacific Bureau of Adult Education- ASPBAE), Европ. бюро образования взрослых (European Bureau of Adult Education — EBAE; 1953) и АЛЕКСО. Ген. ассамблея (1 раз в 3 года) избирает Исполнит, к-т (през., 10 вице-през. от регионов, ген. секретарь, 11 чл.). Организует междунар. конференции, семинары. Осуществляет программы в области грамотности, жен. образования, воспитания в духе мира и др. Имеет региональные центры документации. Издает журн. «Соп-vergence», информац. бюл. «News from the Secretariat» (ранее назывался «ICAE Newsletter»), материалы конференций и др. лит-ру.
Международная федерация по физическому воспитанию (International Federation for Physical Education — FIEP; осн. в 1923). Члены — нац. ассоциации, учреждения и отд. лица в 99 странах (1988). Секретариат в г. Челтнем (Великобритания). Имеет 3 секции: науч., школьную, массового спорта. Организует междунар. конференции, работу к-тов и комиссий по секциям. Издает информац. бюл. «FIEP Bulletin».
Всемирная организация дошкольного воспитания (Organisation mondialc pour leducation prescolaire — ОМЕР; осн. в 1948 в Праге). Ставит целью стимулирование исследований по проблемам раннего детства и развитию дошк. воспитания. Статус при ЮНЕСКО (В), ЭКОСОС, ЮНИСЕФ, СЕ. Члены — нац. к-ты (в 46 странах, 1988), члены-сотрудники (отд. лица и группы) в 2 странах. Секретариат в Брюсселе организует междунар. конгрессы, осуществляет проекты через нац. к-ты и по контрактам с ЮНЕСКО. Выпускает «International Journal of Early Children-hood» («Междунар. журнал раннего детства»).
Международное общество художественного воспитания (International Society for Education Through Art — INSEA; осн. в 1951). Секретариат в г. Коршам (Великобритания). Статус при ЮНЕСКО (В). Более 20 тыс. коллективных и индивидуальных членов в 65 странах (1988). Организует междунар. конгрессы и региональные конференции. Способствует организации исследований, распространению новых методов худож. воспитания. Издает информац. бюл. «INSEA News», материалы конгрессов и конференций.
Международное общество музыкального образования и воспитания (International Society for Music Education — ISME; осн. в 1953). Секретариат в Лондоне. Члены — нац. орг-ции, учреждения, отд. лица в 64 странах (1988). Организует исследования, проводит междунар. конференции, науч. семинары. Издает ежегодник «ISME Yearbook», «Междунар. журнал муз. образования» («International Journal of Music Education»), монографии, науч. отчеты и т. п.
Международный совет по педагогическому образованию (International Council on Education for Teaching — ICET; осн. в 1953). Секретариат в Вашингтоне. Статус при ЮНЕСКО (В), ЭКОСОС; сотрудничает с ОАГ. Члены — пед. орг-ции, уч. заведения, отд. лица в 72 странах (1988). Организует ежегодные ассамблеи членов, региональные конференции, обмен информацией о нововведениях в пед. образовании. Выпускает бюл. «IGET Newsletter», материалы конференций. Сотрудничает с региональными НПО того же профиля, среди к-рых: Ассоциация по пед. образованию в Африке (Association for Teacher Education in Africa — ATEA; осн. в 1968). Секретариат в Найроби (Кения). Статус при ЮНЕСКО (С). Члены- в 31 стране. Издает бюл. «ATEA Newsletter». Ассоциация по пед. образованию в Европе (Association for Teacher Education in Europe — ATEE; осн. в 1976). Коллективные и индивидуальные члены в 19 странах. Выпускает «Европ. журнал по пед. образованию» («European Journal of Teacher Education»), бюл. «АТЕЕ News», материалы конференций.
Всемирная ассоциация по педагогическим исследованиям, ВАПИ (англ. World Association for Educational Research — WAER; франц. Association mondiale des sciences de leducation — AMSE; осн. в 1953, совр. назв. с 1977). Статус при ЮНЕСКО (В), ЭКОСОС. Члены (только индивидуальные) — в 52 странах (1988). Ген. ассамблея (1 раз в 4 года) избирает Совет и Исполнит, к-т (през., вице-през., ген. секретарь, 3 чл.). Секретариат в Генте (Бельгия). Собирает документацию по пед. исследованиям в ун-тах и др. вузах, организует междунар. конгрессы (1 раз в 4 года), проводит симпозиумы, семинары. Имеет центр документации. Издает науч. исследования, журн. «Communications — Review of the WAER» (2 раза в год), где публикуются исследоват. статьи и др.
Всемирный совет обществ.сравнительно — педагогических исследований (англ. World Council of Comparative Education Societies — WCCES; франц. Conseil mondiale des associations deducation com-paree — CMAEC; осн. в 1971). Секретариат в Париже. Статус при ЮНЕСКО (С). Члены — нац. об-ва сравнит.-пед. исследований в 12 странах, а также 3 НПО: Европ. об-во сравнит, педагогики (Comparative Education Society in Europe — CESE; 1961, индивидуальные члены — в, 50 странах), Ассоциация сравнит, педае гогики франкоязычных стран (Associa-j tion francophone deducation comparee; 1973; коллективные и индивидуальные члены в 42 странах), Нидерландскоязыч-ная ассоциация сравнит.-пед. исследований (Datch-Speaking Society of Comparative Education). Ген. конференция членов Всемирного совета избирает 1 раз в 3 года
Исполнит, к-т (ген. секретарь и по 1 представителю от об-в-учредителей). Способствует развитию сравнит, исследований по педагогике, использованию их результатов в решении крупных проблем образования; проводит всемирные конгрессы по сравнит, педагогике. Издает бюл. «WCCES Newletter», материалы конгрессов.
Международная ассоциация учебной и профессиональной ориентации (International Association for Educational and Vocational Guidance — IAEVG; осн. в 1951). Секретариат в Белфасте (Ирландия). Статус при ЮНЕСКО (В), ЭКОСОС, МОТ, ЮНИСЕФ.
Международная ассоциация школьной, университетской и профессиональной информации (Association internationale dInformation scolaire, uni-versitaire et professionnelle — AIISUP; осн. в 1956). Секретариат в Париже. Статус при ЮНЕСКО (В), ЭКОСОС, МОТ, поддерживает контакты с Советом Европы. Ставит целью сотрудничество нац. орг-ций и специалистов в области пед. информации, исследования проблем управления информац. потоками и др. Члены-орг-ции в 29 странах (1988), чл.-сотрудники в 10 странах, а также 2 НПО: Междунар. союз по школьному и университетскому здравоохранению и медицине (International Union of School and University Healt and Medicine), Международная конфедерация профессиональных и интеллектуальных работников (International Confederation of Professional and Intellectual Workers). Публикует информац. бюллетени: на франц. яз. — «Information universitaire et professionnelle internationale», на английском яз. — «Bibliographical Bulletin» и др.
Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы, МАПРЯЛ (англ. International Association of Teachers of Russian Language and Literature; франц. Association internationale des professeurs de langue et litera-ture russes; осн. в 1957). Секретариат в Москве. Статус при ЮНЕСКО (С). Члены — нац. группы исследователей и преподавателей рус. яз., ин-ты славянских исследований, университетские отделения рус. яз. и лит-ры в 69 странах (1988), в т. ч. в 24 европейских. МАПРЯЛ — чл. Всемирной федерации ассоциаций преподавателей иностр. языков (World Federation of Foreign Language Teachers Associations). Способствует расширению изучения и преподавания рус. яз. и лит-ры, координирует науч. исследования, осуществляет обмен информацией о методах преподавания. Организует периодич. конгрессы и т. п. Издает журн. «Рус. язык в странах мира» («Russian Language in the Countries of the World»).
Международная ассоциация лиц, работающих с неблагополучными детьми (англ. International Association of Workers "or Maladjusted Children; франц. Assoziation internationale des educateurs de jeunes inadaptes — AIEII; осн. в 1951). Объединяет нац. ассоциации и индивидуальных членов в 36 странах (1988). Секретариат в Лозанне (Швейцария). Статус при ЮНЕСКО (В). Служит центром документации и информации в области улучшения благосостояния детей. Организует междунар. конгрессы (1 раз в 4 года) и европ. симпозиумы (1 раз в 2 года). Публикует материалы конгрессов, брошюры. Ассоциация — чл. Совета междунар. орг-ций по делам детей и молодежи (Council of International Orga-nizations Directly Interested in Children and Youth), Междунар. совета по инвалидности (International Council on Di-sability).
Европейская ассоциация по коррекционному образованию (European Association for Special Education — EASE; осн. в 1971). Члены индивидуальные и коллективные в 17 европ. странах (1988). Секретариат в Осло (Норвегия). Статус при ЮНЕСКО (С), Совете Европы. Ставит целью улучшение образования и социального положения лиц с физич. и умственными недостатками, улучшение информации о них в интересах интеграции таких лиц в обществе. Проводит ген. ассамблеи (1 раз в 2 года) и ежегодные симпозиумы. Публикует их материалы, а также бюл. «News from EASE», «Information from EASE».
Создание новых НПО идет постоянно. В 80-х — нач. 90-х гг. проявилась тенденция к объединению усилий НПО в рамках более широких постоянных структур не только на междунар., но и на региональном уровне. Так, 10 наиб. активных европ. НПО в 1990 учредили Постоянный комитет по связи европейских ассоциаций в области образования — ПКЕАО (Permanent Liaison Committee of European Associations in Education — PLEASE), в к-рый вошли в качестве членов: Европ. ассоциация учителей (European Association of Teachers — EAT), Европ. ассоциация родителей (European Parents Association — EPA), Европ. ассоциация директоров ср. школ (European Secondary Heads Association), Ассоциация по пед. образованию в Европе, Европ. католич. комитет по образованию (European Catho-lic Education Comrnittee — ECEC), Европ. общество сравнит, пед. исследований, Конфедерация семейных ассоциаций в Европ. сообществе (Confederation of Family Associations of the European Communi-ty-COFACE), Европ. Совет нац. ассоциаций независимых школ (European Council of National Associations of Independent Schools — ECNAIS), Европ. форум по управлению образованием (European Forum for Education Administration — EFEA), Европ. ассоциация служб уч. ориентации — Евроориентация (European Association of Education Guidance Services — EURO ORIENTATION). Постоянный комитет (секретариат в Брюсселе) ставит целью укрепление еврои, подходов к образованию и проф. подготовке, содействие распространению пед. информации.
Об отд. междунар. и региональных орг-циях сообщается в регулярно переиздаваемых справочниках: Yearbook of International Organizations, Africa South of the Sahara, The Middle East and Australia и др., а также в публикуемых ЮНЕСКО списках междунар. неправительств, орг-ций, включенных в разл. категории отношений с ЮНЕСКО.
Ю. С. Алферов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
272.14 кб

20 лет у руля международной организации

Смит И. М.
Читать PDF
314.44 кб

Имидж служащего международной организации

Бекоева Диана Дмитриевна, Зверева Ольга Владимировна
Вопросы имиджа очень актуальны, так как успех организации зависит от образа ее сотрудников, включая пространственное окружение и временную последовательность событий.
Читать PDF
519.10 кб

Международный опыт организации школьного питания

Кучма В. Р., Горелова Жанетта Юрьевна
ПРОАНАЛИЗИРОВАН ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ И США.
Читать PDF
411.73 кб

Организация проведения международных переговоров

Ризоев Бурхонджон Мирзоевич, Назаров Алимардон Абдумансурович
Что такое переговоры? Ответ очевиден. Переговоры это один из многочисленных видов взаимодействия между людьми. История человечества знает множество способов вербального и невербального взаимодействия между людьми.
Читать PDF
510.00 кб

Организация деловых встреч в международном бизнесе

Рубцова Татьяна Ивановна
Читать PDF
34.72 кб

Конкурс международной академии организационных наук

Читать PDF
250.80 кб

Международные организации и сотрудничество в Арктике

Конышев Валерий Николаевич, Сергунин Александр Анатольевич, Sergunin Alexander
Ресурсы международных организаций создают для России серьезные возможности для развития сотрудничества в Арктике как сегодня, так и в обозримом будущем.
Читать PDF
1.39 мб

Международные организации по этике научных публикаций

Зельдина Марина Михайловна
В обзоре представлены международные (не российские) организации, в задачи которых входит разработка и поддержка стандартов публикационной этики
Читать PDF
61.91 кб

Конференция международной академии организационных наук

Франчук Виктор Иванович
Читать PDF
150.26 кб

Международные организации на саммите «Группы восьми» 2008 г

Зайцев Юрий Константинович
В статье рассматривается участие международных организаций в саммите «Группы восьми» в Тояко в 2008 г.
Читать PDF
66.55 кб

О международном семинаре общественных организаций самопомощи

Левина Н. Б., Любов Е. Б., Змушко Т. С.
Читать PDF
136.16 кб

Международное сотрудничество отраслевых общественных организаций

Нильва И. Е.
Процессы глобализации, происходящие в мире, в полной мере затрагивают интересы России в самых разных областях, включая лекарственное обращение.
Читать PDF
326.01 кб

ПОДХОДЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ НЕРАВЕНСТВА

Пряжникова О.Н.
В статье рассматриваются подходы ряда международных организаций к борьбе с неравенством.
Читать PDF
532.93 кб

Организация эффективной международной деятельности в университете

Похолков Ю. П., Громов А. А.
Дан анализ проблем в организации международной деятельности российских университетов, обсуждаются пути их преодоления. Излагается опыт Томского политехнического университета по развитию международной деятельности в 2000-2008 гг.
Читать PDF
107.54 кб

Очередная конференция международной академии организационных наук

Похожие термины: