МЕЖДУНАРОДНОЕ БЮРО ПРОСВЕЩЕНИЯ, МБПМЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

МЕЖДУНАРОДНОЕ ДЕТСКОЕ И ЮНОШЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Найдено 2 определения термина МЕЖДУНАРОДНОЕ ДЕТСКОЕ И ЮНОШЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

МЕЖДУНАРОДНОЕ ДЕТСКОЕ И ЮНОШЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Первой попыткой создания международного объединения детей и молодежи было создание протестантскими деятелями европейских стран и США в 1855 Всемирного альянса ассоциаций молодых христиан. К концу 19 в. детское движение в форме религиозных, военно-спортивных и других детских и юношеских организаций существовало в ряде европейских стран. В 20 в. наибольшее распространение получил скаутизм (в т.ч. и в России). На рубеже 19 и 20 вв. с развитием революционного движения в мире возникли детские и юношеские организации, получившие общее название "демократические". В 20-е гг. часть из них объединилась в пионерское движение. В советской России была создана массовая Пионерская организация (1922). В эти же годы в Австрии, Великобритании, Швеции и других странах детские социалистические группы объединились в Социалистический интернационал воспитания. В европейских странах стали также популярными отряды "красных соколов", названных под влиянием "Песни о Соколе" М. Горького (с 1933 до середины 40-х гг. они не действовали, а в 1953 оформились в международное движение "Соколы", которое образовало в 70-е гг. единую организацию с Социалистическим интернационалом воспитания). Развитию коммунистических организаций способствовала деятельность Коминтерна и Коммунистического интернационала (КИМа), но в середине 30-х гг. решением КИМа детские организации были распущены. После 2-й мировой войны пионерские и подобные им организации возникли во всех странах социалистического лагеря, а также в Австрии, Италии, Финляндии, Франции и др. В 1958 эти организации объединились в Международный комитет детских и юношеских организаций. С начала 90-х гг. после распада СССР большинство пионерских организаций прекратили деятельность (в Рос. Федерации правопреемницей Пионерской организации стал Союз пионерских организаций - Федерация детских демократических организаций), либо утратили свое значение. В начале 21 в. по-прежнему большим влиянием в мире пользуются скаутские организации. Распространены также конфессиональные организации, пацифистские (в т.ч. Международные детские летние деревни, "Фонд Саманты Смит", "Дети как миротворцы", "Дети как учителя мира"), экологические отделения партии "Зеленых" и др., многочисленные ученические, студенческие и другие образовательные организации. Наряду с ними существуют экстремистские объединения (милитаризованные, неофашистские, националистские, т.н. бритоголовые и т.п.). См. также Детская общественная организация,Детское движение, Молодежь, Самодеятельные объединения детей и молодежи

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

МЕЖДУНАРОДНОЕ ДЕТСКОЕ И ЮНОШЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

попытки создания междунар. дет. объединений были предприняты в сер. 19 в. В 1855 протестантские деятели Великобритании, Бельгии, Германии, Нидерландов, США, Франции, Швейцарии и Шотландии основали Всемирный альянс ассоциаций молодых христиан (ИМКА) — первую орг-цию, к-рая вела активную работу с детьми и подростками. К кон. 19 в. религиозные, военно-спорт. дет. группы и союзы существовали в Германии, Чехии и др. европ. странах. Но наиб. распространение получило дет. движение скаутизма, возникшее в Великобритании в нач. 20 в.

На рубеже 19 и 20 вв. с развитием молодежного рев. движения возникли дет. орг-ции демокр. направленности. В 20-е гг. ряд орг-ции объединились в пионерское движение, другие на с.-д. позициях образовали Социалистич. интернационал воспитания и междунар. движение «Соколы» (ныне представляющие единую орг-цию). Первые дет. социалистич. группы и союзы «друзей детей» были созданы в нач. 20 в. в Австрии, Великобритании, Швеции и др. странах. Они были организованы как воскресные школы и носили преим. культурнич., просветительский характер. В рев. России возникли многочисл. дет. коммунистич. группы. Единая пионерская орг-ция была создана в 1922. К этому времени коммунистич. союзы детей действовали в Австрии, Бельгии, Нидерландах, Германии, Чехословакии и др. странах. На 1-й междунар. конференции (1922, Берлин) были представлены 11 нац. орг-ции. В 20-е гг. развитию дет. и юношеского движения способствовала деятельность Коминтерна и Коммунистич. интернационала (КИМа), при к-ром были образованы К-т дет. коммунистич. движения и Междунар. дет. бюро.

В сер. 30-х гг. постановлением 6-го конгресса КИМа дет. коммунистич. орг-ции были распущены. Демокр. дет. и юношеское движение возродилось после победы над фашизмом. Пионерские и подобные им орг-ции возникли во всех странах, входивших в социалистич. лагерь. Демокр. дет. и юношеские орг-ции действовали также в Австрии, Италии, Финляндии, Франции и др.

В 1958 эти орг-ции объединились в Междунар. к-т детских и юношеских организаций (франц. Comite international des mouvements denfants et dadolescents- CIMEA; англ. International Committee of childrens and Adolescents Movements) при Всемирной федерации демокр. молодежи (ВФДМ) (франц. Federation mon-diale de la jeunesse democratique; англ. World Federation of Democratic Youth); к нач. 90-х гг. в комитет входили 80 нац. орг-ции 76 стран.

наиб. типичные направления работы таких орг-ции: воспитание подрастающего поколения в духе мира; участие в борьбе за права ребенка, за совершенствование шк. системы обучения, за обеспечение всем детям равных возможностей овладения профессией; участие в фестивальном движении молодежи и студентов.

Международное движение «Соколы» — Социалистический интернационал воспитания (англ. International Falcon Movement — Socialist Educational International; франц. Mouvement international des faucons — Internationale edu-cative Socialiste), ведет историю с 1924, когда в Ганновере нек-рые демокр. социалистич. воспитат. орг-ции официально объединились в Социалистич. интернационал воспитания. В 20-е гг. в Австрии, Германии и др. странах появились орг-ции, называвшиеся под влиянием «Песни о Соколе» М. Горького «красными соколами». Они занимались преим. клубной, спорт, работой, организацией певческих школ, антивоен. праздников для детей.

С 1933 и до кон. 2-й мировой войны деятельность «красных соколов» была сокращена и приостановлена, а в сер. 40-х гг. воссоздана. В 1946 образован Междунар. секретариат, в 1953 формировалось Междунар. движение «Соколы», а к 70-м гг. утвердилось Междунар. движение «Соколы» — Социалистич. интернационал воспитания. Члены движения на основе концепции демокр. социализма выступают за воспитание в духе мира.

Большой популярностью в мире пользуется скаутизм. К 1912 скаутские ассоциации появились в Австрии, Канаде, Франции, США, Германии, Италии, Японии. В 1914 было осн. об-во «Русский скаут». С 1919 скаутские орг-ции координировал Междунар. совет. В 1920 осн. Всемирная орг-ция скаутского движения (World Organization of the Scout Movement) и создано Всемирное бюро скаутов. В 1928 на базе Междунар. совета осн. жен. Всемирная ассоциация герлгидов и герлскаутов (World Association of Girl Guides and Girl Scouts). Всемирная орг-ция и Всемирная ассоциация объединяют св. 110 нац. ассоциаций (нач. 50-х гг.).

Совр. идеологи скаутизма определяют его как внешк. воспитательную невоени-зиров. неполит. систему подготовки детей к жизни путем познания природы, ремесел и игры. Подчеркивается его аполитичность, независимость от к.-л. партий и движений.

Имеются конфессиональные детские и юношеские организации. В междунар. движении Значит. роль играет Всемирный альянс ассоциаций молодых христиан (World Allianceof Young Mens Christian Associa-tions), к-рый объединяет св. 100 нац. орг-ции (нач. 90-х гг.). Входящие в него нац. орг-ции активно работают с детьми и подростками; им принадлежит большая сеть спорт, сооружений, летних и сезонных лагерей, школ по изучению профессий и т. п., б-к, секций и кружков, в к-рых могут заниматься дети и подростки всех слоев общества.

В 50-х гг. 20 в. возникли пацифистские детские и юношеские организации, к к-рым относятся «Междунар. дет. летние деревни», Фонд Саманты Смит (США), «Дети как миротворцы» (США), «Школы против бомб» (Великобритания), «Дети как учителя мира» (США) и др., выступающие за установление взаимопонимания между детьми разных стран. наиб. известная пацифистская орг-ция — «Междунар. дет. летние деревни», СИСВ (англ. «Childrens International Summer Villages» — CISV International; франц. «Villages interna-tionaux denfants»). B 1951 амер. педагог Д. Аллен устроила в Цинциннати (США) первую междунар. дет. деревню (лагерь) с участием в ней по два мальчика и две девочки в возрасте 11 лет из Австрии, ФРГ, Франции, Дании, Великобритании, Норвегии, Швеции, Мексики. Эксперимент был повторен в 1952 во Франции, в 1953- в Швеции. В 1956 в пос. Фроставаллен, близ Мальме (Швеция) была осн. Междунар. ассоциация движения СИСВ, а в 1966 в Ньюкасле (Великобритания) открыт междунар. офис СИСВ. Создание междунар. летних лагерей рассматривается как гл. направление развития и укрепления дружбы и сотрудничества между детьми и подростками. Из программ орг-ций полностью исключены полит. вопросы, детям прививается вера в то, что предотвращение войны возможно лишь с помощью убеждения и установления личных контактов между людьми. Осн. формы работы — игры, спорт, посильный труд, занятия музыкой, изучение природы. По прошествии 6—7 лет 16—18-летние участники СИСВ вновь приезжают в лагеря, но уже в качестве помощников руководителей. Осн. цели и принципы движения: установление взаимопонимания детей и подростков в интернац. общении, предоставление возможности каждому человеку научиться жить в дружбе с людьми разных наций.

Во 2-й пол. 20 в. возникли разл. экологические организации («Зеленые», «Молодые друзья природы» и др.), выступающие за сохранение и защиту природных ресурсов и окружающей среды, за мир и взаимопонимание между народами. Осн. цель движения «Молодые друзья природы» — способствовать развитию внутр. мира человека и формированию обществ. сознания. Орг-ции движения активно участвуют в борьбе против милитаризма, расизма, аморальности и т. п. Осн. формы работы: туризм, спорт, клубная деятельность и т. п.

Получили развитие ученические организации — союзы учащихся, союзы старшеклассников и др. объединения, отстаивающие интересы учащейся молодежи. В ряде стран действуют экстремистские группы, как правило, под покровительством неофашистских орг-ций.

Со 2-й пол. 80-х гг., в связи с новыми тенденциями в междунар. отношениях, развивается сотрудничество нац., региональных и др. орг-ций разл. направленности на общегуманистич. позициях. Происходит отказ от сложившейся ранее модели функциональной орг-ций, в к-рой юное поколение выступало инструментом взрослых. Совр. дет. и юношеское движение характеризуется ростом обществ. активности детей в разных странах мира. В сотрудничестве орг-ций и движений на первый план выдвинулись вопросы воспитания в духе мира и взаимопонимания между народами, охрана окружающей среды, защита прав детей и демокр. образования. В совр. условиях демокр. тенденции усилились в деятельности «Соколов», скаутского движения. Конфессиональные орг-ций стремятся к сотрудничеству с др. ассоциациями независимо от их религ. воззрений. В 1980 в целях сотрудничества дет. и юношеских орг-ций Европы создано объединение, в рамках к-рого руководители СИМЕА, «Соколов», Европ. регионального бюро скаутов, «Молодых друзей природы» и др. координируют работу орг-ций в совм. акциях и кампаниях. Были проведены Междунар. эстафета мира дет. орг-ций (1984), конференции «Дети, развитие и мир» (СССР, 1986, и Швейцария, 1988), семинар. по правам детей (Польша, 1989) и др.; издана совм. брошюра «Общие элементы воспитания в духе мира» (1986).

Лит.: История междунар. молодежного и дет. движения, под ред. В. П. Мошняги, Т. Ф. Таирова, М., 1983; Захожий В. М., Надежда мира. Юное поколение в борьбе за мир и социальный прогресс, М., 1986; 3 а-х о ж и и В. М., Лебединский В. В., Междунар. юношеское и дет. движение, М. 1987; Зарубежные молодежные орг-ций Справочник, М., 1989; Захожий В. М. Тарасенко Н. А. Им жить в XXI в. В. М. Захожий

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме МЕЖДУНАРОДНОЕ ДЕТСКОЕ И ЮНОШЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ — 0

Найдено научныех статей по теме МЕЖДУНАРОДНОЕ ДЕТСКОЕ И ЮНОШЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ — 0

Найдено книг по теме МЕЖДУНАРОДНОЕ ДЕТСКОЕ И ЮНОШЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ — 0

Найдено презентаций по теме МЕЖДУНАРОДНОЕ ДЕТСКОЕ И ЮНОШЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ — 0

Найдено рефератов по теме МЕЖДУНАРОДНОЕ ДЕТСКОЕ И ЮНОШЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ — 0