МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

Найдено 24 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
способы создания ситуаций взаимодействия, педагога с ребенком, направленные на его социализацию.

Источник: Тезаурус для педагогов-экспериментаторов

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
способы совместной деятельности воспитателей и воспитанников, направленные на решение задач воспитания.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Метод воспитания
способ взаимодействия воспитателя и воспитанников, направленный на решение той или иной задачи воспитания.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

Метод воспитания
совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательного взаимодействия.

Источник: Основные понятия. Педагогические технологии

Методы воспитания
совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся.

Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
конкретные способы совместной взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленные на решение воспитательной задачи (Селиванов В.С.).

Источник: Словарь педагогического обихода. Псков ПГПИ 2003

Методы воспитания
способы взаимодействия педагога и обучающихся, ориентированные на развитие социально значимых потребностей и мотиваций обучающегося, его сознания и приемов поведения.

Источник: Педагогический глоссарий

Метод воспитания
(от греч. «методос» – путь) – путь достижения заданной цели воспитания. Или это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.

Источник: Педагогический словарь-справочник. Ч. 1 учебно-методическое пособие для студентов магистрантов аспирантов и педагогов 2016

Метод воспитания
путь достижения заданной цели воспитания; способ воздействия на чувства и поведение воспитанника с целью создания условий для развития его возможностей, для его самореализации; способ управления деятельностью и развитием личности воспитанника.

Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
(Parenting methods) – пути и способы совместной взаимосвязанной деятельности социального педагога и клиента (воспитуемого), направленные на достижение воспитательной цели и решение поставленных задач (Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: Учебник. – М.: РИОР: ИНФРА-Р, 2014. – С. 39).

Источник: Детские и молодежные объединения. Словарь-справочник для студентов 3 курса отделения социальной педагогики.

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
наиболее общие способы решения воспитательных задач, воздействия на сознание, чувства, поведение воспитанников в совместной деятельности педагога-воспитателя и воспитанников. К традиционным методам воспитания относятся: методы убеждения, методы упражнений (приучений), методы поощрения, методы воспитания на личном примере, методы оценки и самооценки.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Методы воспитания
совокупность способов воздействия на сознание, волю, чувства и поведение учащихся с целью формирования у них мировоззрения, а также навыков и привычек положительного поведения, его коррекции и совершенствования (см.: методы формирования сознания личности; методы организации деятельности и формирования положительного опыта поведения; методы стимулирования).

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

МЕТОД ВОСПИТАНИЯ
это специфические способы и приемы воспитательной работы, которые используются в процессе организации разнообразной деятельности учащихся для развития у них соответствующей потребностно-мотивационной сферы, взглядов и убеждений, выработки навыков и привычек поведения, а также его коррекции и совершенствования с целью формирования личностных свойств и качеств.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий. В педагогической практике сложились такие традиционные методы воспитания, как убеждение, приучение, поощрение, воспитание на личном примере и др. Методы воспитания составляют целостное единство; они взаимосвязаны, взаимодополняемы и помогают создать условия для развития личности.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Метод воспитания
способ взаимодействия воспитателя и воспитанника, направленный на достижение целей воспитания. Выбор М.в. — это творческий процесс взаимодействия воспитателя и воспитанника. А.С.Макаренко называл М.в. «инструментом прикосновения» к личности. Данное определение подчеркивает сложность как процесса выбора нужного М.в., так и не однозначность результата применения выбранного метода к ситуации педагогического взаимодействия.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

МЕТОД ВОСПИТАНИЯ
общественно обусловленное педагогически целесообразное взаимодействие воспитателя и воспитуемого (родителями и детьми, учителем и учеником, социальным педагогом и воспитуемым), способствующее организации жизнедеятельности, отношений, общения, а также совокупность средств и приемов воспитательного воздействия, стимулирующих активность и регулирующих поведение воспитуемых. Выбор методов воспитания зависит от цели и задач воспитания, содержания и закономерностей воспитательной деятельности, условий ее реализации; особенностей объекта и субъекта воспитания.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, общения, отношений, стимулирующие их активность и регулирующие поведение. Выбор методов воспитания зависит от цели воспитания, ведущего типа деятельности, содержания и закономерностей воспитания, конкретных задач и условий их решения, возрастных, индивидуальных и половых особенностей воспитанников. Среди методов воспитания выделяют: методы контроля и самоконтроля, методы организации деятельности и поведения, методы самовоспитания, методы стимулирования деятельности и поведения, методы формирования сознания.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

Метод воспитания
способ взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания; совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания воспитанников, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования (И.Ф. Харламов). 1. Методы формирования сознания личности (взглядов, оценок): лекция, рассказ, объяснение, беседа, диспут, пример (рассказ, показ, обсуждение, анализ образца, литературного и (или) жизненного факта, личности). 2. Методы организации деятельности, опыта поведения: положительный опыт поведения, общественное мнение, приучение и упражнение, воспитывающие ситуации. 3.Методы стимулирования деятельности и поведения: соревнование, поощрение, наказание, создание ситуации успеха.

Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий, способов взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников; совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе формирования личностных качеств воспитанников для развития их сознания, мотивационной сферы и потребностей, для совершенствования и коррекции навыков и привычек поведения и деятельности. М. в. подразделяются на методы всестороннего воздействия на сознание, чувства, волю воспитанников с целью формирования их взглядов и убеждений (беседа, лекция, диспут); методы организации деятельности и формирования опыта социального поведения (общественное мнение, создание воспитательных ситуаций, требование); методы регулирования, коррекции, стимулирования позитивного поведения и деятельности воспитанников (соревнование, наказание, поощрение). Выбор системы М. в. определяется закономерными факторами (уровнем зрелости коллектива, возрастными особенностями, степенью развития воспитанников и др.) и представляет собой качественные изменения основных параметров воспитательного процесса (Гончаренко С. УУкраїнський педагогічний словник. – К.: Либідь, 1997. – С. 206; Подласый И. П. Педагогика: учебник для студ. пед.вузов. – М.: ВЛАДОС, 1999. – Кн. 2. – С. 94). Т. В. Зверко

Источник: Глоссарий современного образования.

Метод воспитания
это способ осуществления педагогических действий, направленных на достижение целей воспитания.
Метод – структурная единица, квант воспитательной деятельности. А так как воспитательная деятельность является, по сути, деятельностью коммуникативной, то методы воспитания являются ни чем иным как способами осуществления педагогической коммуникации, направленной на развитие личности ребенка.
Любой метод воспитания реализуется взрослым посредством адресуемых ребенку сообщений, преследующих ту или иную педагогическую цель. Именно их и используют взрослые в своих попытках оказать влияние на личностное развитие детей.
Методами воспитания могут являться, например: совет и предостережение; одобрение и осуждение; разрешение и запрет; вопрос и ответ на детское вопрошание; рассказ и адресованная ребенку просьба рассказать о чем-то; высказывание своего мнения и предложение ребенку высказать его мнение; чтение вслух и предложение ребенку прочитать что-то; показ тех или иных визуальных образов и предложение ребенку что-то вообразить; демонстрация личного примера и предложение ребенку сделать что-то самому; и т.п.
Этими способами педагог старается вовлечь своих воспитанников в совместные дела, создать объединяющие их детско-взрослые общности, побудить детей приобрести те или иные социально значимые знания, отношения, опыт.
Часто эти методы вербализируются, то есть облекаются педагогом в словесную форму. Но они могут быть и невербальными, существующими, например, в виде поступков, жестов, мимики, демонстрации и т.п. Общее у них то, что все они передают ребенку некие знаки, несущие ту или иную адресованную ему информацию.
См. также: Степанов П.В. Структура воспитательной деятельности педагога как объясняющая модель // Сибирский педагогический журнал, 2013, № 3. – С. 49-56.

Источник: Современная теория воспитания. Словарь-справочник 2016

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
Следует разделить: методы воспитывающей деятельности педагога и методы воспитательной деятельности обучающегося. Методы воспитывающей деятельности педагога. В общей теории управления выделяются следующие методы управления:
- институциональное (административное, командное, ограничивающее, принуждающее) управление;
- мотивационное управление (управление, побуждающее управляемых субъектов к совершению требуемых действий);
- информационное управление (основывающееся на сообщении информации, формировании убеждений, представлений и т. д.). Соответственно, можно выделить следующие методы воспитывающей деятельности педагога – методы управления педагогом воспитательной деятельностью обучающихся (Рис. 7):
- институциональные методы: педагогические требования (требования, указания, распоряжения, расписания, правила и т. д.) и методы контроля (в устных и письменных формах);
- методы мотивационного управления (поощрения, наказания, соревнования);
- информационные методы: словесные (рассказ, беседа, инструктаж); наглядные (иллюстрации, демонстрации, показ действий, в том числе трудовых).

Методы воспитывающей деятельности педагога точно те же, что и методы обучающей деятельности педагога (см. методы обучения)4. Методы воспитательной деятельности обучающегося. Если задуматься – в каких понятиях строить методы воспитательной деятельности, то станет понятно, что в понятиях действий. Метод – синоним способ. Способ чего? Естественно, способ действия. Какого рода действия обучающегося могут быть направлены на его воспитание? Наверное, действия типа: побуждение, поступок, оценка, подражание, самооценка, раскаяние и т. п. Действия принято делить на теоретические и практические или эмпирические (эмпирия – опыт).
- теоретическая деятельность имеет целью нахождение и обоснование в процессе мысленного эксперимента способов деятельности практической;
- деятельность практическая имеет целью сознательное изменение элементов мира. Соответственно, методы воспитательной деятельности обучающегося делятся на методы теоретические и практические (Рис. 8). В свою очередь, теоретические методы, поскольку воспитательная деятельность неразрывно связана с волевыми и эмоциональными компонентами, условно разделены на собственно интеллектуальные, интеллектуально-эмоциональные и интеллектуальноволевые методы (Рис. 8). Суть этих методов понятна из названий. Пояснение: метод упражнения в деятельности – термин взят из переводной педагогической литературы. Под упражнениями в деятельности понимается осуществление обучающимся относительно крупных акций: пойти в туристический поход, собрать радиоприемник или компьютер, поработать в каникулы на стройке и т. д.

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий. М.в. в теории и практике воспитания всегда являлись дискуссионной проблемой. Для обозначения одних и тех же явлений часто как синонимы используются термины: методы, принципы, приемы, средства и пр. Практически в каждом обществе, образовательном учреждении, у каждого педагога складывается свое представление о М.в. Например, в системах авторитарного воспитания предпочтение отдается методам внушения, приказания, требования, наказания и пр.; демократическому стилю воспитания более свойственны убеждение, приучение, поощрение, личный пример и др. Трудность классификации М.в. объясняется тем, что существует множество критериев: цели воспитания, средства осуществления, последовательность применения, личностный фактор (позиции воспитателя и воспитанника). В педагогической практике и теории наиболее традиционными М.в. принято считать методы убеждения, приучения, поощрения, воспитания на личном примере, наказания и пр. В России после 1917 предпринимались попытки к разработке новых подходов к М.в. (С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко). В процессе дискуссии 60- 70-х гг. 20 в. выявились значительные разногласия по проблеме содержательных характеристик М.в. Так, в классификации Н.И. Болдырева, Н.К. Гончарова и Ф.Ф. Королева акцентировалось внимание на методах убеждения, упражнения, поощрения и наказания. Т.А. Ильина и И.Т. Огородников выделяли методы убеждения, организации деятельности учащихся, стимулирования их поведения. В учебном пособии "Педагогика школы" под ред. Г.И. Щукиной (1977) рассматривались методы разностороннего воздействия на чувства, волю и сознание учащихся, организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, выполнявшие функции регулирования, коррекции и стимулирования поведения и деятельности воспитанников. Т.Е. Конникова выделяла методы формирования нравственного опыта в поведении и деятельности, формирования нравственного сознания, поощрения и наказания, В.М. Коротов, Б.Т. Лихачев и Л.Ю. Гордин - организации детского коллектива, убеждения и стимулирования. В практике педагог может и не задумываться, каким конкретным методом он пользуется, однако в сложной ситуации он испытывает потребность в овладении системой М.в., которая поможет решить данную задачу. Применение отдельного М.в. часто зависит от случайных факторов (состояние ребенка, внешние обстоятельства и пр.) и сложно поддается планированию. Выбор же системы М.в. определяется закономерными факторами (уровнем зрелости коллектива, возрастными особенностями, степенью развития воспитанников и др.) и представляет собой качественные изменения осн. параметров воспитательного процесса. При выборе системы М.в. необходимо учитывать, что воспитательный процесс всегда протекает как взаимодействие между воспитателем и воспитанником, которое осуществляется в рамках воспитательной системы. С учетом этого можно выделить три группы М.в.: методы изменения деятельности и общения воспитанников (введение новых видов деятельности и общения, усложнение их содержания и совершенствование их форм); методы изменения отношений в коллективе (демонстрация новых отношений, более притягательных для детей по сравнению с прежними, - стиля жизни, социально-психологического климата, "поля" коллектива и пр.); методы изменения компонентов воспитательной системы (определение новых педагогических целей, коллективных целей, представлений коллектива о себе самом, о своем месте в окружающем мире, о перспективах развития и пр.). Все три группы помогают создавать наилучшие условия для развития личности каждого воспитанника. (Б.М. Бим-Бад "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., 141-142) — совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. ) См. также Прием воспитания

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
общественно обусловленные способы пед. целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение. Выбор методов воспитания зависит от цели воспитания; ведущего типа деятельности; содержания и закономерностей воспитания; конкретных задач и условий их решения; возрастных, индивидуальных и половых особенностей воспитанников; воспитанности (воспитуемости), мотивации поведения. Условиями, определяющими успешное применение М. в., выступают индивидуальные особенности воспитателя как личности, уровень его профессиональной компетентности. Методы контроля и самоконтроля — пути получения информации об эффективности воспитательных воздействий. К ним относятся: пед. наблюдение, беседа, пед. консилиум, опросы, анализ результатов деятельности воспитанников, создание контрольных ситуаций, психодиагностика, тренинги. Методы организации деятельности и опыта поведения — пути выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации. Осуществляются посредством поручений, упражнений, создания воспитывающей ситуации, КТД {коллективное творческое дело). Методы самовоспитания - методы, направленные на сознательное изменение человеком своей личности в соответствии с требованиями общества и личного плана развития. К данной группе методов относятся: самонаблюдение, самоанализ, самоприказ, самоотчет, самоодобрение (поощрение), самоосуждение (наказание). К самовоспитанию воспитатель ведет воспитанника путем осознания собственных действий через внешнюю оценку, затем — через формируемую самооценку и потребность ей соответствовать и далее — через деятельность по самовоспитанию и самоусовершенствованию. Методы стимулирования деятельности и поведения — пути побуждения воспитанников к улучшению своего поведения, развития у них положительной мотивации поведения. «Взрыв» — метод воспитания, сущность к-рого заключается в том, что конфликт с воспитанником доводится до последнего предела, когда единственной возможностью разрядить ситуацию является к.-л. резкая и неожиданная мера, способная «взорвать», преодолеть ложную позицию воспитанника. Успешное применение этого способа, введенного А. С. Макаренко, возможно при безоговорочной поддержке коллектива, высоком мастерстве педагога и крайней осторожности, чтобы не причинить вреда воспитаннику. Метод естественных последствий — метод воспитания, заключающийся в том, что воспитаннику предлагается ликвидировать последствия проступка, причем предъявляемые требования для обеих сторон являются вполне очевидными и справедливыми (насорил — убери, сломал — почини и т. п.). Наказание — торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины и раскаяния. Поощрение — стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания усилий и стараний личности. Принуждение — пед. воздействие, основанное на активном проявлении воли воспитателя в отношении воспитанников, не обладающих достаточной сознательностью и игнорирующих нормы общественного поведения. К видам П. относятся: составление характеристики школьника, в к-рой преувеличиваются негативные черты учащегося и последствия его деятельности; запреты на желательные для воспитанника действия и поступки; побуждение к нежелаемому школьником поведению. Требование -пед. воздействие на сознание воспитанника с целью вызвать, стимулировать или затормозить отдельные виды его деятельности. Т. реализуются в личных отношениях педагогов и детей. Т. бывает непосредственным — прямым (приказ, запрет, указание) и косвенным (совет, просьба, намек, условие) — и опосредованным, выраженным через актив (инициативную группу) и общественное мнение. Методы формирования сознания — методы воспитания, направленные на формирование правильных понятий, оценок, суждений, мировоззрения. Анализ воспитывающих ситуаций — способ показа и анализа путей преодоления моральных противоречий, возникающих в тех или иных ситуациях и конфликтах, или создания самой ситуации, в к-рую включается воспитанник и ему необходимо реально сделать нравственный выбор и совершить соответствующие поступки. Беседа — вопросно-ответный способ привлечения воспитанников к обсуждению и анализу поступков и выработки нравственных оценок. Дискуссия — коллективное обсуждение к.-л. проблемы или круга вопросов с целью нахождения правильного ответа. В пед. процессе выступает одним из методов активного обучения. Тема Д. объявляется заранее. Обучаемым следует изучить соответствующую литературу, получить необходимую информацию. В ходе Д. каждый имеет право высказать свою точку зрения. Дискуссии формируют умения рассуждать, доказывать, формулировать проблему и т. п. Диспут — спор, путь мобилизации активности воспитанников для выработки правильных суждений и установок; способ обучения борьбе против ошибочных представлений и понятий, умению вести полемику, защищать свои взгляды, убеждать в них др. людей. Конференция (пед.) — коллективное обсуждение книг, спектаклей, фильмов с целью выделения нравственных норм, декларированных в произведении, и формирования определенного к ним отношения. Лекция — последовательное изложение системы нравственных идей и их доказательства и иллюстрирования. Пример. метод формирования сознания человека, заключающийся в том, чтобы на конкретных убедительных образцах проиллюстрировать личностный идеал и предъявить образец готовой программы поведения и деятельности. Построен на склонности детей к подражанию. Рассказ (как метод формирования сознания воспитанников) — небольшое по объему связное изложение (в повествовательной или описательной форме) событий, содержащих иллюстрацию или анализ тех или иных нравственных понятий и оценок.

Источник: Педагогический словарь

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
совокупность наиб. общих способов решения воспитат. задач и осуществления воспитат. взаимодействий. В теории и практике воспитания проблема методов является одной из наиболее сложных и спорных тем.
В терминологии М. в. нет четкости: одни и те же понятия могут быть названы методами, принципами, приемами и т. д. Практически у каждого педагога складывается субъективное представление о М. в., в т. ч. в зависимости от конкретных целей и задач воспитания. Единая систематика М. в. также отсутствует. Трудность классификации М. в. состоит в том, что она не может быть проведена по одному критерию, т. к. один метод отличается от другого по целям, средствам осуществления, по последовательности и постепенности в применении. Кроме того, все эти позиции разл. образом рассматриваются с точек зрения воспитателя и воспитанника.
Развитие М. в. в известной мере отражает требования, предъявляемые к воспитанию разл. ист. эпохами. Напр., вер. века наиб. часто применялись методы внушения, приказания, требования, наказания, преследующие в осн. цель передачи опыта от поколения к поколению и подчинения личности сложившимся устоям общества. Эти методы присущи в большой степени всем авторитарным системам воспитания. С развитием капиталистич. отношений потребовались методы, побуждающие молодое поколение к самостоят. мышлению, активной индивидуальной и социальной деятельности, умению ориентироваться в постоянно меняющихся условиях окружающей жизни, общаться с др. людьми в разл. группах и коллективах. В пед. практике сложились такие традиц. М. в., как убеждение, приучение, поощрение, воспитание на личном примере и др.
В России после октября 1917 были предприняты попытки к разработке новых подходов к М. в. (С. Т. Шацкий А. С. Макаренко и др.). наиб. интерес к проблеме классификации методов у пед. общественности вызвала дискуссия по М. в. в кон. 60-х -нач. 70-х гг., к-рая не выявила больших разногласий в определении М. в., однако в их содержат, характеристиках обнаружила Значит. разнообразие точек зрения. Предлагались разл. схемы. Так, Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров и Ф. Ф. Королев акцентировали внимание на методах убеждения, упражнения, поощрения и наказания; Т. А. Ильина и И. Т. Огородников включали методы убеждения, организации деятельности учащихся, стимулирования поведения школьников. В уч. пособии «Педагогика школы» под ред. Г. И. Щукиной (1977) М. в. объединены в три группы: методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся, организации деятельности и формирования опыта сбц. еств. поведения, выполняющих функции регулирования, коррекции и стимулирования поведения и деятельности воспитанников. Т. Е. Конникова различала методы формирования нравств. опыта в поведении и деятельности, формирования нравств. сознания, поощрения и наказания, В. М. Коротов, Б. Т. Лихачев и Л. Ю. Гордин — организации дет. коллектива, убеждения и стимулирования. Существуют и др. класси-фикац. подходы.
Исходным моментом для построения системы М. в. является их роль в пед. практике. В обыденной воспитат. деятельности педагог может и не задумываться, каким методом он пользуется. Но, оказавшись перед проблемой выбора принципиальной линии поведения в сложной ситуации, он испытывает потребность в знании определенной совокупности возможных решений данной воспитат. задачи. Овладение М. в. позволяет воспитателю не просто отвечать на вопрос: «Что делать каждый день?», а определять, что нужно делать дальше. Выбор конкретных пед. методов зависит от многих, порой случайных факторов: состояния ребенка и коллектива, предмета общения, особенностей творческого стиля педагога, внеш. обстоятельств и др. Применение таких методов лишь частично поддается планированию, поскольку является реакцией на вновь возникшую ситуацию. Выбор же системы М. в. обусловливается закономерными факторами (уровень зрелости коллектива, возрастные особенности детей, степень их духовно-нравств. развития, необходимость в новых формах отношений между педагогами и детьми и др.) и представляет собой качеств, изменение осн. параметров воспитат. процесса.
Большинство существующих представлений о М. в. в той или иной степени исходит из предпосылки о непосредств. взаимодействии между педагогом и воспитанником. Совр. опыт показывает, что воспитат. процесс (как в конкретном уч. заведении, так и в «парном воспитании», где участвуют один педагог и один ученик) всегда протекает в рамках воспитат. системы и опосредуется ею. С учетом этого положения можно предложить подход, позволяющий выделить три группы методов по отношению к деятельности учащихся, их общению и компонентам воспитат. системы. Первую группу составляют методы изменения деятельности и общения — наиболее существенные в воспитании. К ним относятся М. в. — введение новых видов деятельности и общения, изменение содержания деятельности и предмета общения, а также изменение смысла видов деятельности и общения. Введение новых видов деятельности и общения применяется, как правило, при создании нового дет. коллектива (класса, школы, кружка и т. п.) и при необходимости перестройки, смены существующего воспитат. процесса. Кроме того, нек-рые виды деятельности и общения по мере взросления школьников перестают соответствовать потребностям воспитанников и исчерпывают себя. У детей появляются новые интересы. Так, ролевые дет. игры сменяются формами молодежного досуга и др. Метод изменения содержания деятельности и предмета общения помогает педагогу совершенствовать ъоспитат. работу с учащимися. Чаще всего набор практич. видов деятельности и общения является постоянным (познание, труд, спорт, иск-во, досуг и т. п.). Однако с развитием личности, коллектива возникает необходимость усложнения содержания. Педагог стремится помочь воспитаннику перейти от пассивного усвоения готовых знаний к самостоят. активности, от навыков простого обслуживающего труда к работе с использованием совр. техники, от любительского творчества к занятиям подлинным иск-вом, изобретательством и т. п. Мн. проблемы воспитания возникают в результате несоответствия устаревшего содержания деятельности не только возросшим дет. интересам, но и совр. культурной ситуации в обществе. Обычно педагог выступает инициатором совершенствования форм деятельности и общения. Напр., организация сводных отрядов, советов, коллективных творческих дел по коммунарской методике позволила повысить воспитат. потенциал внеурочной деятельности. Практике воспитания в СССР долгое время были присущи отрыв форм дет. деятельности от ее содержания и внедрение адм. методов в организацию дет. жизни.
Один из наиб. эффективных М. в. — метод изменения смысла видов деятельности и общения, помогающий преодолеть ситуацию, когда деятельность перестает быть привлекательной для детей. На протяжении шк. жизни смысл уч. и внеурочной деятельности сменяется неск. раз: от стремления в первом классе играть роль ученика через самоутверждение в уч. и внеурочной деятельности — к осознанному самообразованию и самовоспитанию в ст. классах. Задача педагога — помочь ребенку в этом закономерном процессе приобрести новый смысл деятельности и общения в нужный момент, с тем чтобы развитие личности шло в направлении самосовершенствования.
Ко второй группе относятся методы изменения отношений. Интегральные отношения (стиль жизни, социально-психол. климат коллектива, «поле коллектива» и др.) изменяются через демонстрацию отношений, более притягательных для детей по сравнению с существующими (личный пример или пример коллектива; специально создаваемые воспитат. ситуации; средства сильного эмоционального воздействия, способные влиять на стиль отношений, напр. метод «взрыва» А. С. Макаренко, коммунар-ский сбор, ключевые общешк. дела). Деловые отношения изменяются через разграничение ролевых функций участников совм. деятельности, их прав и обязанностей, сохранение традиций и обычаев коллектива и др. Деловой атмосфере способствуют сменность дет. актива, устойчивость коллектива, отсутствие чрезмерной пед. опеки и др. наиб. сложным является метод изменения неформальных межличностных отношений, к-рый осуществляется с помощью традиц. М. в. — убеждения, внушения, беседы, а также метода воспитывающих ситуаций, направленных на изменение положения ребенка в коллективе, повышение групповой сплоченности и единства коллектива, метода коллективного самоанализа и др. Большое значение имеют приемы социально-психол. тренинга, психол. игры, обучающие деловые и организационно-деятельностные игры и др.
Третья группа объединяет методы изменения компонентов воспитательной системы (коллективных целей, в т. ч. педагогических; представлений коллектива о самом себе и о своем месте в окружающем мире, об истории и перспективах дальнейшего развития). Педагоги могут влиять на эти компоненты, ставя перед учащимися новые цели, разъясняя смысл идей развития коллектива, стимулируя дет. фантазию, создавая новые традиции и т. д.
Все три группы составляют целостное единство, взаимосвязаны и взаимодополняемы. Они помогают создавать условия для развития личности.
Лит.: Макаренко А. С., Пед. соч., т. 1, 4, М., 1983—84; Лихачев Б. Т., К вопросу о сущности и классификации методов воспитат. воздействия, СП, 1969, № 5; Коротов В. М., К вопросу о классификации методов воспитания, СП, 1970, № 3; Ривес Ю. Е., Методы и средства воспитания, СП, 1971, № 10; III у p к о- в a H. E., К дискуссии о классификации методов воспитания, СП, 1971, № 1; Огородников И. Т., К вопросу о классификации методов воспитания, СП, 1972, № 4; Конникова Т. Е., Общая характеристика методов воспитания, в кн.: Теория и методика коммунистич. воспитания в школе, М., 1974; Болдырев Н. И., Методика воспитат. работы в школе, М., 1981; Педагогика, под ред. Ю. К. Бабанского, M.
А. М. Сидоркин.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
63.39 кб

Методология соматического воспитания

Макарчук А. Н., Иванов И. В., Ошина О. В.
Читать PDF
948.67 кб

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА В ШКОЛЕ

Бугачев Александр Валерьевич
В данной статье рассматриваются методы воспитания патриотизма в школах Российской Федерации.
Читать PDF
322.24 кб

Пути и методы студенческого воспитания

Бурняшева Л.
Читать PDF
3.58 мб

Методика правового воспитания школьников

Бочкарёва Зоя Васильевна
В статье раскрываются современные методологические подходы к правовому воспитанию школьников, сущность проектного метода, других методов, таких как фасилитация и фасцинация, а также сущность и содержание такой перспективной методо
Читать PDF
154.88 кб

Структурные компоненты методов воспитания детей

Азизова Наира Исметовна
Статья рассматривает структурные компоненты методов воспитания детей, в каждом из которых выделяются последовательные действия, «технологии», где знания представлены в виде разноуровневых конструкций, владение которыми необходимо
Читать PDF
309.53 кб

Классические методы воспитания в современной школе

Трофимова Галина Анатольевна
Современная система образования имеет собственные приоритеты: равенство прав школьников и учителя, возвышение личных интересов ребенка над общественными, неограничение прав учащихся.
Читать PDF
1,014.43 кб

Эмоционально-ценностный подход к методам воспитания

Яновская Мая Григорьевна
Статья посвящена теоретическому анализу проблемы методов воспитания с позиций эмоциональноценностного и деятельностного подходов к воспитательному процессу.
Читать PDF
276.34 кб

Методологические основы воспитания будущего учителя

Загрекова Л.
Читать PDF
1.41 мб

Воспитание в конструктах педагогической методологии

Садовников П.П.
В статье описана возможность определения категории «воспитание» в структуре изучения методологических подходов современной педагогической методологии.
Читать PDF
346.41 кб

Эволюция методов и приемов воспитания: 1917-2017 гг

Александрова Е.А.
Цель статьи: представить результаты поиска наиболее эффективных приемов воспитания современного ребенка.
Читать PDF
176.83 кб

Специфические методы воспитания характера детей-сирот

Яковлева Наталья Федоровна
Реализация стратегической цели современного образования в области воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ставит задачу обновления его теории и практики.
Читать PDF
584.54 кб

Методы воспитания демократической культуры подростков

Белкина Вера Валентиновна
В статье рассматриваются возможности использования методов воспитания в процессе формирования демократической культуры подростков.
Читать PDF
95.27 кб

Классификация методов нравственного воспитания молодежи

Калина Е. Е.
В статье на основе широкого анализа научно-педагогической литературы и современных периодических изданий по вопросам педагогики автором проанализированы классификации методов нравственного воспитания молодежи; детально разобран ка
Читать PDF
2.15 мб

Теория воспитания в поисках методологических ориентиров

Голованова Надежда Филипповна
Анализируется процесс методологических преобразований в современной отечественной теории воспитания. Обращено внимание на их зависимость от западных философских и психологических доктрин.
Читать PDF
556.07 кб

Общие методы и формы организации музыкального воспитания

Михайличенко О. В.

Похожие термины:

  • МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ

    отрасль педагогической науки, учение о методах воспитания.
  • МЕТОД ФОНОВОГО ВОСПИТАНИЯ

    педагогическая деятельность, направленная на оформление и организацию окружающей ребенка среды для того, чтобы ненавязчиво, исподволь внедрять в его сознание нормы и правила поведения, системы р
  • ОБЩАЯ МЕТОДИКА воспитания

    Программа общей организации воспитательного процесса, взаимодействия воспитателей и воспитанников в определенных условиях. Она включает, как правило, общие цели и задачи педагогической деятель
  • БИНАРНЫЕ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

    воздействие педагога, направленное на воспитание ученика, рассчитанное на то, чтобы вызвать соответствующее ему ответное действие ученика, его попытку самовоспитания. Бинарные методы воспитания
  • МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ В БРИГАДЕ

    . При проведении в коллективе воспитательной работы используются различные способы воздействия. Чаще всего в условиях производства в воспитательных целях применяются разнообразные методы убежд
  • Методы свободного воспитания

    способы организации жизнедеятельности детей, при которых детям предоставляется свобода выбора и создаются условия для саморазвития их интересов и самодеятельности (Ж.-Ж. Руссо, Э. Кей, М. Монтессо
  • ПРОБЛЕМНЫЙ МЕТОД в воспитании

    процесс взаимодействия педагога с учеником/воспитанником при котором взрослый организует самостоятельную поисковую деятельность ребенка по решению какого-либо затруднения и, что важно, установ
  • КОНКРЕТНАЯ МЕТОДИКА воспитания

    Это последовательность действий и способов взаимодействия воспитателей и воспитанников в конкретных формах организации воспитательной деятельности. Например: методика школьного праздника, мет
  • РЕПРЕССИВНЫЕ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

    методы воспитания, основанные на применении наказаний, принуждения.
  • ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

    модель открытого обсуждения, развивающая в детях умение спорить, дискутировать и решать конфликт ы мирным путем.
  • Классификация методов воспитания

    система методов воспитания, упорядоченная по единому основанию. Существуют различные классификации, но в силу сложности жесткого разграничения методов воспитания по определенному основанию бол
  • Методы воспитания военнослужащих

    совокупность педагогических приемов и средств однородного воздействия на сознание, чувства и волю для достижения определенных воспитательных целей, формирования и развития высоких морально-бое
  • МЕТОДЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

    представляют собой совокупность педагогических средств управления учебно-воспитательным процессом, составляют основу педагогического мастерства. М.г.в. состоят из трех групп: методов организац
  • КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ КАК МЕТОД ВОСПИТАНИЯ

    использование в педагогических целях стихийно возникающих и разрешающихся в острой форме противоречий учащихся в деловых и нравственных взаимоотношениях. Нерадивое исполнение учащимися общест