МЕТОДЫ В АКМЕОЛОГИИМетоды воспитания военнослужащих

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

Найдено 9 определений термина МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

способы создания ситуаций взаимодействия, педагога с ребенком, направленные на его социализацию.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Тезаурус для педагогов-экспериментаторов

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи

Метод воспитания

совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательного взаимодействия.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Терминологический словарь. Педагогические технологии

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

конкретные способы совместной взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленные на решение воспитательной задачи (Селиванов В.С.).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»

Методы воспитания

способы взаимодействия педагога и обучающихся, ориентированные на развитие социально значимых потребностей и мотиваций обучающегося, его сознания и приемов поведения.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Педагогический глоссарий

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий. В педагогической практике сложились такие традиционные методы воспитания, как убеждение, приучение, поощрение, воспитание на личном примере и др. Методы воспитания составляют целостное единство; они взаимосвязаны, взаимодополняемы и помогают создать условия для развития личности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий. М.в. в теории и практике воспитания всегда являлись дискуссионной проблемой. Для обозначения одних и тех же явлений часто как синонимы используются термины: методы, принципы, приемы, средства и пр. Практически в каждом обществе, образовательном учреждении, у каждого педагога складывается свое представление о М.в. Например, в системах авторитарного воспитания предпочтение отдается методам внушения, приказания, требования, наказания и пр.; демократическому стилю воспитания более свойственны убеждение, приучение, поощрение, личный пример и др. Трудность классификации М.в. объясняется тем, что существует множество критериев: цели воспитания, средства осуществления, последовательность применения, личностный фактор (позиции воспитателя и воспитанника). В педагогической практике и теории наиболее традиционными М.в. принято считать методы убеждения, приучения, поощрения, воспитания на личном примере, наказания и пр. В России после 1917 предпринимались попытки к разработке новых подходов к М.в. (С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко). В процессе дискуссии 60- 70-х гг. 20 в. выявились значительные разногласия по проблеме содержательных характеристик М.в. Так, в классификации Н.И. Болдырева, Н.К. Гончарова и Ф.Ф. Королева акцентировалось внимание на методах убеждения, упражнения, поощрения и наказания. Т.А. Ильина и И.Т. Огородников выделяли методы убеждения, организации деятельности учащихся, стимулирования их поведения. В учебном пособии "Педагогика школы" под ред. Г.И. Щукиной (1977) рассматривались методы разностороннего воздействия на чувства, волю и сознание учащихся, организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, выполнявшие функции регулирования, коррекции и стимулирования поведения и деятельности воспитанников. Т.Е. Конникова выделяла методы формирования нравственного опыта в поведении и деятельности, формирования нравственного сознания, поощрения и наказания, В.М. Коротов, Б.Т. Лихачев и Л.Ю. Гордин - организации детского коллектива, убеждения и стимулирования. В практике педагог может и не задумываться, каким конкретным методом он пользуется, однако в сложной ситуации он испытывает потребность в овладении системой М.в., которая поможет решить данную задачу. Применение отдельного М.в. часто зависит от случайных факторов (состояние ребенка, внешние обстоятельства и пр.) и сложно поддается планированию. Выбор же системы М.в. определяется закономерными факторами (уровнем зрелости коллектива, возрастными особенностями, степенью развития воспитанников и др.) и представляет собой качественные изменения осн. параметров воспитательного процесса. При выборе системы М.в. необходимо учитывать, что воспитательный процесс всегда протекает как взаимодействие между воспитателем и воспитанником, которое осуществляется в рамках воспитательной системы. С учетом этого можно выделить три группы М.в.: методы изменения деятельности и общения воспитанников (введение новых видов деятельности и общения, усложнение их содержания и совершенствование их форм); методы изменения отношений в коллективе (демонстрация новых отношений, более притягательных для детей по сравнению с прежними, - стиля жизни, социально-психологического климата, "поля" коллектива и пр.); методы изменения компонентов воспитательной системы (определение новых педагогических целей, коллективных целей, представлений коллектива о себе самом, о своем месте в окружающем мире, о перспективах развития и пр.). Все три группы помогают создавать наилучшие условия для развития личности каждого воспитанника. (Б.М. Бим-Бад "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., 141-142) — совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. ) См. также Прием воспитания

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

общественно обусловленные способы пед. целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение. Выбор методов воспитания зависит от цели воспитания; ведущего типа деятельности; содержания и закономерностей воспитания; конкретных задач и условий их решения; возрастных, индивидуальных и половых особенностей воспитанников; воспитанности (воспитуемости), мотивации поведения. Условиями, определяющими успешное применение М. в., выступают индивидуальные особенности воспитателя как личности, уровень его профессиональной компетентности. Методы контроля и самоконтроля — пути получения информации об эффективности воспитательных воздействий. К ним относятся: пед. наблюдение, беседа, пед. консилиум, опросы, анализ результатов деятельности воспитанников, создание контрольных ситуаций, психодиагностика, тренинги. Методы организации деятельности и опыта поведения — пути выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации. Осуществляются посредством поручений, упражнений, создания воспитывающей ситуации, КТД {коллективное творческое дело). Методы самовоспитания - методы, направленные на сознательное изменение человеком своей личности в соответствии с требованиями общества и личного плана развития. К данной группе методов относятся: самонаблюдение, самоанализ, самоприказ, самоотчет, самоодобрение (поощрение), самоосуждение (наказание). К самовоспитанию воспитатель ведет воспитанника путем осознания собственных действий через внешнюю оценку, затем — через формируемую самооценку и потребность ей соответствовать и далее — через деятельность по самовоспитанию и самоусовершенствованию. Методы стимулирования деятельности и поведения — пути побуждения воспитанников к улучшению своего поведения, развития у них положительной мотивации поведения. «Взрыв» — метод воспитания, сущность к-рого заключается в том, что конфликт с воспитанником доводится до последнего предела, когда единственной возможностью разрядить ситуацию является к.-л. резкая и неожиданная мера, способная «взорвать», преодолеть ложную позицию воспитанника. Успешное применение этого способа, введенного А. С. Макаренко, возможно при безоговорочной поддержке коллектива, высоком мастерстве педагога и крайней осторожности, чтобы не причинить вреда воспитаннику. Метод естественных последствий — метод воспитания, заключающийся в том, что воспитаннику предлагается ликвидировать последствия проступка, причем предъявляемые требования для обеих сторон являются вполне очевидными и справедливыми (насорил — убери, сломал — почини и т. п.). Наказание — торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины и раскаяния. Поощрение — стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания усилий и стараний личности. Принуждение — пед. воздействие, основанное на активном проявлении воли воспитателя в отношении воспитанников, не обладающих достаточной сознательностью и игнорирующих нормы общественного поведения. К видам П. относятся: составление характеристики школьника, в к-рой преувеличиваются негативные черты учащегося и последствия его деятельности; запреты на желательные для воспитанника действия и поступки; побуждение к нежелаемому школьником поведению. Требование -пед. воздействие на сознание воспитанника с целью вызвать, стимулировать или затормозить отдельные виды его деятельности. Т. реализуются в личных отношениях педагогов и детей. Т. бывает непосредственным — прямым (приказ, запрет, указание) и косвенным (совет, просьба, намек, условие) — и опосредованным, выраженным через актив (инициативную группу) и общественное мнение. Методы формирования сознания — методы воспитания, направленные на формирование правильных понятий, оценок, суждений, мировоззрения. Анализ воспитывающих ситуаций — способ показа и анализа путей преодоления моральных противоречий, возникающих в тех или иных ситуациях и конфликтах, или создания самой ситуации, в к-рую включается воспитанник и ему необходимо реально сделать нравственный выбор и совершить соответствующие поступки. Беседа — вопросно-ответный способ привлечения воспитанников к обсуждению и анализу поступков и выработки нравственных оценок. Дискуссия — коллективное обсуждение к.-л. проблемы или круга вопросов с целью нахождения правильного ответа. В пед. процессе выступает одним из методов активного обучения. Тема Д. объявляется заранее. Обучаемым следует изучить соответствующую литературу, получить необходимую информацию. В ходе Д. каждый имеет право высказать свою точку зрения. Дискуссии формируют умения рассуждать, доказывать, формулировать проблему и т. п. Диспут — спор, путь мобилизации активности воспитанников для выработки правильных суждений и установок; способ обучения борьбе против ошибочных представлений и понятий, умению вести полемику, защищать свои взгляды, убеждать в них др. людей. Конференция (пед.) — коллективное обсуждение книг, спектаклей, фильмов с целью выделения нравственных норм, декларированных в произведении, и формирования определенного к ним отношения. Лекция — последовательное изложение системы нравственных идей и их доказательства и иллюстрирования. Пример. метод формирования сознания человека, заключающийся в том, чтобы на конкретных убедительных образцах проиллюстрировать личностный идеал и предъявить образец готовой программы поведения и деятельности. Построен на склонности детей к подражанию. Рассказ (как метод формирования сознания воспитанников) — небольшое по объему связное изложение (в повествовательной или описательной форме) событий, содержащих иллюстрацию или анализ тех или иных нравственных понятий и оценок.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Педагогический словарь

МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

совокупность наиб. общих способов решения воспитат. задач и осуществления воспитат. взаимодействий. В теории и практике воспитания проблема методов является одной из наиболее сложных и спорных тем.

В терминологии М. в. нет четкости: одни и те же понятия могут быть названы методами, принципами, приемами и т. д. Практически у каждого педагога складывается субъективное представление о М. в., в т. ч. в зависимости от конкретных целей и задач воспитания. Единая систематика М. в. также отсутствует. Трудность классификации М. в. состоит в том, что она не может быть проведена по одному критерию, т. к. один метод отличается от другого по целям, средствам осуществления, по последовательности и постепенности в применении. Кроме того, все эти позиции разл. образом рассматриваются с точек зрения воспитателя и воспитанника.

Развитие М. в. в известной мере отражает требования, предъявляемые к воспитанию разл. ист. эпохами. Напр., вер. века наиб. часто применялись методы внушения, приказания, требования, наказания, преследующие в осн. цель передачи опыта от поколения к поколению и подчинения личности сложившимся устоям общества. Эти методы присущи в большой степени всем авторитарным системам воспитания. С развитием капиталистич. отношений потребовались методы, побуждающие молодое поколение к самостоят. мышлению, активной индивидуальной и социальной деятельности, умению ориентироваться в постоянно меняющихся условиях окружающей жизни, общаться с др. людьми в разл. группах и коллективах. В пед. практике сложились такие традиц. М. в., как убеждение, приучение, поощрение, воспитание на личном примере и др.

В России после октября 1917 были предприняты попытки к разработке новых подходов к М. в. (С. Т. Шацкий А. С. Макаренко и др.). наиб. интерес к проблеме классификации методов у пед. общественности вызвала дискуссия по М. в. в кон. 60-х -нач. 70-х гг., к-рая не выявила больших разногласий в определении М. в., однако в их содержат, характеристиках обнаружила Значит. разнообразие точек зрения. Предлагались разл. схемы. Так, Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров и Ф. Ф. Королев акцентировали внимание на методах убеждения, упражнения, поощрения и наказания; Т. А. Ильина и И. Т. Огородников включали методы убеждения, организации деятельности учащихся, стимулирования поведения школьников. В уч. пособии «Педагогика школы» под ред. Г. И. Щукиной (1977) М. в. объединены в три группы: методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся, организации деятельности и формирования опыта сбц. еств. поведения, выполняющих функции регулирования, коррекции и стимулирования поведения и деятельности воспитанников. Т. Е. Конникова различала методы формирования нравств. опыта в поведении и деятельности, формирования нравств. сознания, поощрения и наказания, В. М. Коротов, Б. Т. Лихачев и Л. Ю. Гордин — организации дет. коллектива, убеждения и стимулирования. Существуют и др. класси-фикац. подходы.

Исходным моментом для построения системы М. в. является их роль в пед. практике. В обыденной воспитат. деятельности педагог может и не задумываться, каким методом он пользуется. Но, оказавшись перед проблемой выбора принципиальной линии поведения в сложной ситуации, он испытывает потребность в знании определенной совокупности возможных решений данной воспитат. задачи. Овладение М. в. позволяет воспитателю не просто отвечать на вопрос: «Что делать каждый день?», а определять, что нужно делать дальше. Выбор конкретных пед. методов зависит от многих, порой случайных факторов: состояния ребенка и коллектива, предмета общения, особенностей творческого стиля педагога, внеш. обстоятельств и др. Применение таких методов лишь частично поддается планированию, поскольку является реакцией на вновь возникшую ситуацию. Выбор же системы М. в. обусловливается закономерными факторами (уровень зрелости коллектива, возрастные особенности детей, степень их духовно-нравств. развития, необходимость в новых формах отношений между педагогами и детьми и др.) и представляет собой качеств, изменение осн. параметров воспитат. процесса.

Большинство существующих представлений о М. в. в той или иной степени исходит из предпосылки о непосредств. взаимодействии между педагогом и воспитанником. Совр. опыт показывает, что воспитат. процесс (как в конкретном уч. заведении, так и в «парном воспитании», где участвуют один педагог и один ученик) всегда протекает в рамках воспитат. системы и опосредуется ею. С учетом этого положения можно предложить подход, позволяющий выделить три группы методов по отношению к деятельности учащихся, их общению и компонентам воспитат. системы. Первую группу составляют методы изменения деятельности и общения — наиболее существенные в воспитании. К ним относятся М. в. — введение новых видов деятельности и общения, изменение содержания деятельности и предмета общения, а также изменение смысла видов деятельности и общения. Введение новых видов деятельности и общения применяется, как правило, при создании нового дет. коллектива (класса, школы, кружка и т. п.) и при необходимости перестройки, смены существующего воспитат. процесса. Кроме того, нек-рые виды деятельности и общения по мере взросления школьников перестают соответствовать потребностям воспитанников и исчерпывают себя. У детей появляются новые интересы. Так, ролевые дет. игры сменяются формами молодежного досуга и др. Метод изменения содержания деятельности и предмета общения помогает педагогу совершенствовать ъоспитат. работу с учащимися. Чаще всего набор практич. видов деятельности и общения является постоянным (познание, труд, спорт, иск-во, досуг и т. п.). Однако с развитием личности, коллектива возникает необходимость усложнения содержания. Педагог стремится помочь воспитаннику перейти от пассивного усвоения готовых знаний к самостоят. активности, от навыков простого обслуживающего труда к работе с использованием совр. техники, от любительского творчества к занятиям подлинным иск-вом, изобретательством и т. п. Мн. проблемы воспитания возникают в результате несоответствия устаревшего содержания деятельности не только возросшим дет. интересам, но и совр. культурной ситуации в обществе. Обычно педагог выступает инициатором совершенствования форм деятельности и общения. Напр., организация сводных отрядов, советов, коллективных творческих дел по коммунарской методике позволила повысить воспитат. потенциал внеурочной деятельности. Практике воспитания в СССР долгое время были присущи отрыв форм дет. деятельности от ее содержания и внедрение адм. методов в организацию дет. жизни.

Один из наиб. эффективных М. в. — метод изменения смысла видов деятельности и общения, помогающий преодолеть ситуацию, когда деятельность перестает быть привлекательной для детей. На протяжении шк. жизни смысл уч. и внеурочной деятельности сменяется неск. раз: от стремления в первом классе играть роль ученика через самоутверждение в уч. и внеурочной деятельности — к осознанному самообразованию и самовоспитанию в ст. классах. Задача педагога — помочь ребенку в этом закономерном процессе приобрести новый смысл деятельности и общения в нужный момент, с тем чтобы развитие личности шло в направлении самосовершенствования.

Ко второй группе относятся методы изменения отношений. Интегральные отношения (стиль жизни, социально-психол. климат коллектива, «поле коллектива» и др.) изменяются через демонстрацию отношений, более притягательных для детей по сравнению с существующими (личный пример или пример коллектива; специально создаваемые воспитат. ситуации; средства сильного эмоционального воздействия, способные влиять на стиль отношений, напр. метод «взрыва» А. С. Макаренко, коммунар-ский сбор, ключевые общешк. дела). Деловые отношения изменяются через разграничение ролевых функций участников совм. деятельности, их прав и обязанностей, сохранение традиций и обычаев коллектива и др. Деловой атмосфере способствуют сменность дет. актива, устойчивость коллектива, отсутствие чрезмерной пед. опеки и др. наиб. сложным является метод изменения неформальных межличностных отношений, к-рый осуществляется с помощью традиц. М. в. — убеждения, внушения, беседы, а также метода воспитывающих ситуаций, направленных на изменение положения ребенка в коллективе, повышение групповой сплоченности и единства коллектива, метода коллективного самоанализа и др. Большое значение имеют приемы социально-психол. тренинга, психол. игры, обучающие деловые и организационно-деятельностные игры и др.

Третья группа объединяет методы изменения компонентов воспитательной системы (коллективных целей, в т. ч. педагогических; представлений коллектива о самом себе и о своем месте в окружающем мире, об истории и перспективах дальнейшего развития). Педагоги могут влиять на эти компоненты, ставя перед учащимися новые цели, разъясняя смысл идей развития коллектива, стимулируя дет. фантазию, создавая новые традиции и т. д.

Все три группы составляют целостное единство, взаимосвязаны и взаимодополняемы. Они помогают создавать условия для развития личности.

Лит.: Макаренко А. С., Пед. соч., т. 1, 4, М., 1983—84; Лихачев Б. Т., К вопросу о сущности и классификации методов воспитат. воздействия, СП, 1969, № 5; Коротов В. М., К вопросу о классификации методов воспитания, СП, 1970, № 3; Ривес Ю. Е., Методы и средства воспитания, СП, 1971, № 10; III у p к о- в a H. E., К дискуссии о классификации методов воспитания, СП, 1971, № 1; Огородников И. Т., К вопросу о классификации методов воспитания, СП, 1972, № 4; Конникова Т. Е., Общая характеристика методов воспитания, в кн.: Теория и методика коммунистич. воспитания в школе, М., 1974; Болдырев Н. И., Методика воспитат. работы в школе, М., 1981; Педагогика, под ред. Ю. К. Бабанского, M.

А. М. Сидоркин.

 

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено схем по теме МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ — 0

Найдено научныех статей по теме МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ — 0

Найдено книг по теме МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ — 0

Найдено презентаций по теме МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ — 0

Найдено рефератов по теме МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ — 0