Методы решения творческих задач

Найдено 1 определение
Методы решения творческих задач
Методы самосознания – методы самонаблюдения, самоанализа, ведения дневника, самотестирования, рефлексии, которые способствуют получению данных наблюдения за процессом развития творческого потенциала. При этом учащийся выступает одновременно субъектом и объектом самонаблюдения, так как является носителем непосредственно своего опыта, который сформировался в конкретной среде. Они позволяют изучить процесс поэтапного совершенствования системы личностных способностей, знаний, умений, убеждений, определяющих результаты деятельности, как составных частей творческого потенциала. Данные методы требуют от учащегося умения анализа фактических явлений, результатов своей деятельности по развитию творческого потенциала, самокритичности анализа. Кроме того они дают возможность установить как самые сильные, так и слабые стороны взаимопонимания процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала, диагностировать спектр своих способностей. Группа эвристических методов (методы «мозгового штурма», коллективного поиска оригинальных идей, эвристических вопросов, инверсии, эмпатии и др.) помогает в активизации творческого потенциала при коллективном генерировании идей с последующим формулированием контридей. Их применение активизирует интуицию и воображение учителя, требует импровизации. Они служат дополнительным стимулом, определяют новые стратегии и тактики творческих задач, а также использования уже имеющихся в самом процессе решения творческой задачи. Они позволяют учащемуся находить оригинальные решения творческих задач. Исследовательские методы (эксперимент, эвристическое прогнозирование, моделирование и т.д.) предполагают создание нового, а значит учащийся имеет постоянную возможность творить, воспроизводить в новых условиях то, что было забыто, – методику, технологию, прием; рационализировать свою деятельность; интегрировать элементы ранее известных методик, содержания; создавать авторские программы, учебные пособия, сборники и экспериментально показывать их целесообразность. Учащийся тем самым подтверждает или опровергает истинность гипотез. Переход от истинных фактов к выдвижению гипотезы, модели теории и экспериментальной проверки следствий, полученных теоретически, требует от учителя овладения одним из механизмов активизации интуиции – опорой на неосознанный прошлый опыт. Создание поисковой доминанты в деятельности учащегося благоприятно влияет также на его интуитивное решение, выводы и коррективы по ходу эксперимента. Применение данной группы методов дает возможность гипотетически строить модели творческой деятельности, организовывать педагогическую деятельность путем сознательного и целенаправленного упрощения ее естественной структуры. Учащийся исследует причины наблюдаемых фактов, явлений, анализирует их. Это развивает личностные способности – оптимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями, изобретательность, воображение, требует вносить в деятельность новое, оригинальное, что конструктивно меняет ее. Эти методы используются в процессе исследования перспектив открытия и развития нового. Они развивают умение предсказывать, проектировать, что провоцирует учащегося на поиск оригинальных и весьма неожиданных суждений, развитие интуиции и генерирование новых идей.

Источник: Творчество. Краткий педагогический словарь