Методологические основы педагогики

Найдено 1 определение
Методологические основы педагогики (социальной педагогики)
теоретические, научно-теоретические основы педагогики, социальной педагогики (те учения, теории, концептуальные подходы, на основе которых развивается педагогика, социальная педагогика) и теоретические основы самой педагогики, социальной педагогики (собственные теории, учения, концептуальные подходы, принципы педагогики, социальной педагогики). *Педагогические основы проблемы (объекта педагогики, социальной педагогики: педагогического, социально-педагогического исследования, педагогической, социально-педагогической практики) – исходные, главные положения, определяющие понимание самого явления, формы (особенности) его существования, развития и проявления, возможности познания, дальнейшего исследования, эффективной реализации (преобразования) педагогическими средствами. *Основные составляющие педагогических (социально-педагогических) проблем: познавательная (когнитивная) составляющая – понимание сущности и содержания явления (проблемы), его (ее) места и роли для теории и практики, основные категории; процессуальная составляющая – формы (особенности) и условия существования, развития, проявления явления (системы процесса деятельности) и их компоненты; факторы, влияющие на него (нее); условия оптимального функционирования, развития; характерные противоречия, тенденции и закономерности развития, протекания, влияния, проявления и пр.; реализационная (преобразовательная, технологическая) составляющая возможности управления явлением, создания оптимальных условий для его существования, развития, проявления, повышения эффективности роли и направленного педагогического, социально-педагогического влияния (технологии, методы, методики, формы, средства и приемы, используемые в процессе управления, направленного преобразования явления, повышения педагогических возможностей); исследовательская составляющая – возможности дальнейшего познания явления (проблемы), его (ее) компонентов, условий функционирования, развития (технологии, методы и методики научного исследования); выявление и обоснование наиболее оптимальных путей и условий управления, преобразования в соответствии с прогнозируемой целью.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
242.09 кб

Методологические основы педагогики казачества

Лукаш С.Н.
В статье анализируются методологические основы педагогики казачества -современной социокультурной концепции воспитания, изложенной в монографии «Казачество Юга России: от традиций к инновациям».
Читать PDF
80.04 кб

Теоретико-методологические основания истории специальной педагогики

Назарова Наталия Михайловна
Читать PDF
232.64 кб

Гуманизм как теоретико-методологическая основа социальной педагогики

Гордиенко Татьяна Егоровна, Плеханова Елена Мефодьевна
В представленном материале электронного учебника «Социальная педагогика» рассматривается проблема гуманизма в контексте кризиса духовно-нравственных основ современного общества и поиск путей новой гуманистической ориентации систем
Читать PDF
287.41 кб

Системно-синергетическая философия как методологическая основа педагогики

Корчагин Владимир Николаевич
В статье раскрываются законы системного синергетизма (систем, гармонии, системогенеза, движения, развития и саморазвития, сообразности, синергетизма), которые в своем единстве определяют синергетическую самоорганизацию всех систем
Читать PDF
279.75 кб

Парадигмальный подход как методологическая основа инновационной педагогики

Писаренко В. И.
Читать PDF
469.56 кб

Методологические основания исследования проблем профессиональной педагогики

Ипполитова Наталья Викторовна
В статье на основе анализа взаимосвязи понятий «методология», «метод», «методика» раскрывается сущность понятия «методологический подход», выделяются функции методологического подхода в педагогических исследованиях, рассматриваютс
Читать PDF
216.68 кб

Становление культурологического подхода как методологической основы педагогики

Гайсина Г. И.
Читать PDF
132.68 кб

Методологические основания педагогического проектирования и моделирования в педагогике

Марихин Сергей Васильевич
Статья посвящена теоретическим подходам к организации педагогического проектирования в деятельности преподавателя вуза.
Читать PDF
1.18 мб

Музейная педагогика как методологическая основа организации деятельности школьного музея

Андриади И.П., Козлова Л.К.
в статье рассматривается широкий круг проблем одного из направлений педагогической науки музейной педагогики.
Читать PDF
303.96 кб

МЕТАОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Уманец Сергей Федорович
Статья посвящена философско-педагогическому феномену «метаобразовательное пространство».
Читать PDF
86.77 кб

Оптимизм в экзистенциальной философии и педагогике: парадоксы и методологические основания

Андреева Юлия Владимировна
В статье рассматриваются методологические основания оптимизму как конструктивной способности человека преодолевать отчаяние, взяв ответственность за свою жизнь на себя.
Читать PDF
582.91 кб

Философия и педагогика космизма как методологическая основа формирования мировоззрения человека в ус

Тарасенко Надежда Григорьевна
Осуществляя анализ характерных особенностей процесса глобализации, автор указывает на вывод современных исследователей о том, что глобализация выступает конституирующей моделью современного мировоззрения.
Читать PDF
196.63 кб

ПЕДАГОГИКА А.С. МАКАРЕНКО КАК ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СОВРЕМЕННОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕ

Ходусов А.Н., Кононова С.А.
В статье раскрывается содержание идей А.С. Макаренко в области воспитания детей.