МЕТОД (БЕСЕДЫ, ИНТЕРВЬЮ)
сбор необходимой Научной информации с помощью личного контакта с респондентами.
Источник: Cловарь-справочник основных терминов и понятий, используемых при подготовке диссертационного исследования
Метод
в самом общем значении способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.
Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007
Метод
способ достижения какой-либо цели, решение конкретной задачи; совокупность приемов или операций.
Источник: Комплект методического обеспечения по учебной дисциплине “педагогические технологии”
Метод
способ, путь научного познания, достижения; цели определенным образом упорядоченная деятельность.
Источник: Основные понятия. Педагогические технологии
Метод
способность теоретического или практического исследования, прием в какой-либо области деятельности.
Источник: Словарь социального педагога и социального работника
МЕТОД
способы познания педагогических явлений, процессов и закономерностей и их практического осуществления.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
Метод
это основной способ взаимодействия учителя и учащегося, направленный на решение конкретной задачи педагогического процесса.
Источник: Терминологический словарь современного педагога
Метод
способ действия, деятельности; «… совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности».
Источник: Терминологический словарь студента. Красноярск. 2016
Метод
(от лат. metodos – путь, способ): (1) – путь достижения цели и задач обучения и воспитания; (2) – способ научнопедагогического исследования.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
Метод
способ достижения цели, решение какой-либо задачи; совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности.
Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике
МЕТОД
1) способ познания, исследования явлений природы, общественной жизни; 2) прием, система приемов в какой-либо деятельности, способ или образ действия.
Источник: Cловарь музейно-педагогических терминов
Метод
совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.
Источник: Исследовательская деятельность
Метод
нормативная модель исследовательской деятельности, направленной на выполнение определенной научной задачи и реализуемой в совокупности приемов и процедур.
Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.
Метод
способ изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.
Источник: Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин.
МЕТОД
прием, способ или образ действия, с помощью которого осуществляется познание, исследование явлений природы и общественной жизни, обеспечивается достижение цели.
Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017
Метод
способ достижения определенной цели (решения конкретной задачи), представляющий собой внутренне целостную совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
Источник: Словарь рабочих терминов по предпрофильной подготовке
МЕТОД
(от греч. methodos – путь исследования, теория, учение) – способ достижения какойлибо цели, решения той или иной задачи; совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
МЕТОД
(от греч. metodos – исследование, путь продвижения к истине)–способ работы учителя и ученика, при помощи которого достигается овладение знаниями, умениями, навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности.
Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.
Метод
от греч. methodos – путь исследования или познания) – совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. В педагогике проблема разработки методов воспитания и обучения и их классификации выступает как одна из основных.
Источник: Творчество. Краткий педагогический словарь
Метод
результат обобщения многообразия описаний деятельности, а также многообразий проектов и технологий деятельности, рассматриваемых как принадлежащих определенному «единству». Метод выступает как абстрактный способ, проект деятельности, «применение» которого требует предваряющей мыслительной процедуры «конкретизации» до уровня проекта деятельности.
Источник: Методологический словарь для стратегов
МЕТОД
путь, способ исследования; способ сбора, обработки и анализа данных; способ применения старого знания для получения нового знания; упорядоченная работа с фактами и концепциями; совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи [24, c. 79; 80, c. 278; 82, c. 404; 91, c. 364].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
МЕТОД
от греч. methodos — путь исследования) — способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности. В области науки метод есть путь познания, который исследователь прокладывает к своему предмету; при этом универсального метода не существует и, более того, каждый предмет и каждая проблема требуют собственного метода.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Метод
[гр. methodos – путь исследования, теория, учение] – способ достижения какой-л. цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. Метод (по Гегелю) есть движение самого содержания исследования и поэтому не может рассматриваться вне содержания. В основе методов познания лежат объективные законы природы и общества.
Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.
МЕТОД
(гр. methodos – путь исследования, теория, учение) – способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. Метод – регулятивная норма или правило (административный метод и т. п.); определенный путь, способ, прием решения задачи теоретического, практического, познавательного, управленческого, житейского характера. В философии метод – способ построения и обоснования системы философского знания.
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005
МЕТОД
(от греч. methodos – путь исследования или познания, теория, учение) – совокупность приемов, операций практического (хозяйственная, производственная, управленческая и т.п. деятельность) освоения действительности, подчиненных решению конкретных задач. В качестве М. могут выступать: система технологических операций при работе на каком-либо оборудовании; совокупность организационных процедур при руководстве коллективом предприятия, фирмы, аппарата управления; приемы научного исследования или изложения учебного материала преподавателем в аудитории слушателей и т.д. Своими генетическими корнями М., безусловно, восходит к практической деятельности людей. В ходе развития социальной практики и дифференциации теоретического знания возникло учение о М. – методология.
Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.
Метод
гр. – исследование) – те практические действия педагога и учащегося, родителя и ребенка, которые способствуют передаче, усвоению и использованию общественного опыта как опыта культурного способа жизнедеятельности. К методам относятся только те действия, которые взаимосвязывают, создают воспитательные отношения между воспитанником и воспитателем, т.е. бинарные, двойственные по своей сути. Методы обладают способностями преобразовывать содержание усваиваемого опыта для его более быстрого, экономного и продуктивного усвоения. Методы обладают способностями преобразовывать содержание усваиваемого опыта для его более быстрого, экономного и продуктивного усвоения. Методы регулируют и стимулируют развитие детей и их воспитателей. Различают методы воспитания и обучения, преподавания и учения. К методам, например, относятся беседа, упражнение, рассказ, убеждение и др.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
МЕТОД
(от греч. methodos – путь). Базисная категория методики, в самом общем значении – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Это понятие употребляется в современной науке в трех значениях: общеметодологическом (М. как средство познания), общедидактическом и собственно методическом, частнометодическом (см. методы обучения). М. как средство познания (общеметодологическое понятие) – способ изучения действительности, явлений природы и общества. В основе всех М. познания лежат объективные законы действительности. Поэтому М. неразрывно связан с теорией. Существуют специальные М. конкретных наук. Объективную основу диалектического М. составляют наиболее общие законы развития материального мира. Этим диалектический М. не подменяет М. других наук, а является их общей философской основой и выступает орудием познания во всех областях. В лингвистике под М. понимают совокупность определенных операций над языковым материалом, нацеленных на решение определенной задачи, например, метод компонентного анализа.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
Метод
от греческого methodos - путь исследования или познания) - универсальный для данной области знаний способ получения фактов, соответствующий определенной методологии. Представляет собой совокупность приемов и операций, подчиненных решению конкретной задачи. Методология, метод и методика соотносятся, соответственно, как иерархия целого и частей двух уровней. То есть М. - понятие, определяющее универсальную категорию, методика - частную, конкретную. В педагогике используются методы воздействия на личность, которые обычно подразделяют на М. обучения и М. воспитания. Они оказывают комплексное действие на обучаемого и крайне редко применяются изолированно, вне связи друг с другом. При этом конкретные методы и приемы являются общими и используются и в обучении и в воспитании (например, лекция, беседа, рассказ и т.п.). Вследствие этого любая их классификация условна и производится в основном для удобства выделения и анализа характерных особенностей. Необходимо также учитывать, что до сих пор в мировой педагогике (в том числе и российской) нет единства взглядов на их основные критерии, поэтому существует множество различных классификаций.
Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
МЕТОД
(гр. μέθοδοζ – путь исследования или познания, теория, учение) – способ построения и обоснования системы философского и научного знания; совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Развитие и дифференциация М. мышления в ходе развития познания привели к учению о методах – методологии. Для решения конкретных проблем в рамках той или иной науки используются специальные М. Методологические идеи и принципы, которые оказываются продуктивными в других науках, приобретают общенаучный статус (принцип дополнительности, идея биологической эволюции, системный подход). Различают экспериментальные и теоретические, эвристические и алгоритмические М. Иная классификация опирается на различные М. качественного и количественного изучения реальности. Для современной науки важное значение имеет различение М. в зависимости от форм детерминации – однозначно-детерминистские и вероятностные М. (Гадамер Х.-Г. Истина и метод. – М.: Прогресс, 1988; Деррида Ж. О грамматологии. – М.: Ad marginem, 2000; Риккерт Г Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998; Лакатос И. Фальсификационизм и методология научно-исследовательских программ. – М.: Медиум, 1995; Подольська Є. А. Філософія. – К.: ІНКОС, 2006; Ситуационный анализ или Анатомиякейс-метода / под ред. Ю. П. Сурмина. – К: Центр инноваций и развития, 2002. – 286 с.). Е. А. Подольская
Источник: Глоссарий современного образования.
МЕТОД
(синоним – способ):
- способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи;
- совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности. В любой деятельности методы подразделяются на эмпирические (эмпирический – дословно – воспринимаемый посредством органов чувств) и теоретические. Исходя из того обстоятельства, что любая деятельность включает в себя компоненты как теоретической деятельности, которая имеет целью нахождение и обоснование в процессе мысленного эксперимента способов деятельности практической, так и деятельности практической, которая имеет целью сознательное изменение элементов мира. С другой стороны, как известно, действие – единица деятельности, отличительной особенностью которой является наличие конкретной цели. Структурными же единицами действия являются операции, соотнесенные с объективно-предметными условиями достижения цели. Одна и та же цель, соотносимая с действием, может быть достигнута в разных условиях; то или иное действие может быть реализовано разными операциями. Вместе с тем одна и та же операция может входить в разные действия (А.Н. Леонтьев). Исходя из этого, выделяются:
- методы-операции;
- методы-действия. Такой подход соответствует определению метода, которое дает Энциклопедический словарь:
- во-первых, метод как способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи – метод-действие;
- во-вторых, метод как совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности – метод-операция. Таким образом, методы рассматриваются в следующей группировке: Теоретические методы: методы-действия; методы-операции; Эмпирические методы: методы-действия: методы-операции Причем, методы-действия осуществляются посредством методов-операций. Литература: [6, 33].
Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.
МЕТОД
в самом общем значении – способ достижения цели; совокупность относительно однородных приемов, операций практического/теоретического освоения действительности.
Методы обучения — 1) упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение учебновоспитательных задач; 2) способы организации познавательной деятельности учащихся.
Методы обучения классифицируются на: по источникам и способам передачи информации (словесные,
наглядные, практические, информационно-коммуникационные); по характеру и уровню познавательной деятельности учащихся (методы готовых знаний – словесно-догматический, объяснительноиллюстративный, репродуктивный; исследовательские методы – проблемный, частично-поисковый, эвристический); по характеру деятельности учащихся (активные, пассивные,
творческие); в зависимости от характера дидактических задач (методы приобретения ЗУН, методы формирования сферы умственных действий и сферы действенно-практической, методы формирования качеств творческой деятельности, методы закрепления и повторения; методы самостоятельной работы и методы контроля).
Методы воспитания — способы взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитанников, направленные на решение задач воспитания.
Методы воспитания классифицируются на: методы формирования сознания – направлены на формирование правильных понятий, оценок, суждений, жизненной позиции, мировоззрения, например: беседа, дискуссия, диспут, лекция, пример, рассказ, конференция; методы организации деятельности и опыта поведения – направлены
на закрепление и формирование в опыте детей положительных способов и форм поведения, нравственной мотивации (поручение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций, КТД); методы стимулирования деятельности и поведения - побуждающие воспитанников к исправлению недостатков в поведении и закреплению, развитию положительной мотивации поведения (наказание, поощрение, принуждение, требование); методы контроля и самоконтроля - позволяющие воспитателю и воспитаннику получит информацию о ходе процесса воспитания, его эффективности (наблюдение, беседа, консилиум, опрос, анализ, создание воспитывающих ситуаций, диагностика, тренинги).
Методы организации коллектива — совокупность средств и приемов воспитания, которые способствуют формированию коллектива, отличающегося высокой дисциплиной, заботой всех и каждого об условиях взаимодействия и совместной деятельности.
Методы коммуникации ненаправленные — методы социальной педагогики, применяемые в работе с дезадаптированными, педагогически запущенными детьми и подростками, трудными в воспитательном отношении, заключающиеся в использовании метафор, историй, волшебных сказок, пословиц, поговорок, анекдотов и т.п. с целью уточнения смысла проблем ребенка и путей их решения.
Методы специальные — совокупность средств и приемов, которые используются в социально-педагогической работе с детьми, имеющими нарушения в развитии, и направлены на их индивидуальное, индивидуальнокоррекционное, коррекционно-компенсаторное развитие и воспитание. Такие методы разрабатываются применительно к разным типам специальных школ и дошкольных учреждений с учетом особенностей развития различных категорий аномальных детей.
Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.