Менталитет

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

МЕНТАЛИТЕТ
умонастроение, восприятие мира, вызванное национальноэтническими и географическими особенностями.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Менталитет
отпозднелат. mentalis - умственный) - образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

МЕНТАЛИТЕТ
интегральная характеристика группы людей, живущих в данной культуре, которая позволяет описать своеобразие видения этой группой людей окружающего мира и объяснить специфику их реагирования на него.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

МЕНТАЛИТЕТ
совокупность социальных и нравственных ценностей, установок, предрасположенностей отдельного человека, коллектива или общества к определенным восприятиям, действиям, мыслям, чувствованиям под влиянием традиций, культуры, среды обитания, воспитания [51, c. 447].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Менталитет
особенности индивидуального и общественного сознания людей, их жизненных позиций, культуры, моделей поведения, обусловленные социальной средой, национальными традициями. М. свидетельствует о специфических чертах социализации человека, его автономности и самобытности.

Источник: Основные понятия. Педагогические технологии

Менталитет
от лат. mens, mentis - ум, мышление, рассудительность, образ мыслей, душевный склад) — совокупность социально-психологических установок, автоматизмов и привычек сознания, формирующих способы видения мира и представления людей, принадлежащих к той или иной социально-культурной общности

Источник: Основные термины, глоссарий образовательных технологий

Менталитет
уровень сознания в единстве с бессознательным мыследействием. Совокупность социальных и нравственных ценностей, установок, предрасположенностей отдельного человека, коллектива или общества к определенным восприятиям, действиям, мыслям, чувствованиям. Возникает под влиянием традиций, культуры, среды обитания, воспитания, то есть того что продолжает конкретное сознание, мыследеятельность.

Источник: Словарь социального педагога и социального работника

МЕНТАЛИТЕТ
совокупность специфических психических свойств и качеств, обобщенный способ мышления, способность единообразно воспринимать окружающую социально-политическую реальность, оценивать и действовать в ней в соответствии с определенными устоявшимися в обществе нормами и образцами поведения, характерными для социальных групп, слоев и классов населения (например, интеллигентский, маргинальный и др.), национальный (русский, немецкий и др.) или региональный (скандинавский, латиноамериканский и др.).

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

МЕНТАЛИТЕТ
устойчивая настроенность внутреннего мира людей, сплачивающая их в социальные и исторические общности; совокупность установок к определенному типу мышления и действия. Менталитет, с одной стороны, выступает как результат культуры и традиций, с другой, сам является источником развития культуры.
Менталитет личности — интегративная характеристика личности, развитие которой детерминировано социально-политическими ориентациями, культурными и национальными традициями, особенностями образования и психического развития личности. Менталитет отражает мировоззренческие взгляды, установки и ценностные ориентации личности.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

МЕНТАЛИТЕТ
(от нем. Mentalität – склад ума). То же, что ментальность. Совокупность умственных навыков, духовных установок и культурных традиций, присущих отдельному человеку или человеческой общности. Термин «М.» ввел в научный обиход американский философ Р. Эмерсон (1856) в качестве показателя уровня развития индивидуального и коллективного сознания. Содержание М. составляют знания, которыми владеет данная общность людей, их верования. М. предопределяет особенности поведения. Можно понимать М. как подсознательую готовность личности к определенным мыслительным и физическим действиям. Такую готовность называют установкой. М. выражает представление людей о жизни и окружающем мире. Носит достаточно постоянный характер, поскольку отражает устойчивые привычки, нравы и формы поведения. Учеными проводятся исследования представителей разных национальных групп, например, американских студентов в сравнении с российскими (Тер-Минасова, 2000). Знание преподавателем особенностей М., т. е. способов мышления и поведения представителей определенной культуры (fixed mental impression), является важным условием эффективности учебного процесса и учета на занятиях индивидуально-психологических особенностей учащихся.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Менталитет
лат. – образ мыслей) – это те духовно-нравственные и культурные ценности, которые составляют основу мировидения и миропонимания отдельного человека или сообщества, в свою очередь, определяющих их поведение. Менталитет определяют как образ чувств и мыслей, влекущих за собой определенные действия. Это сложное духовно-интеллектуальное образование, складывающееся веками, тысячелетиями как историко-генетическая память человека и народа в целом. Только через менталитет можно понять, почему в сходных ситуациях разные народы (и люди) ведут себя по-разному. Менталитет «по кирпичику» складывается под влиянием культуры, вероисповедания, традиций, среды проживания, а также системы воспитания и образования. В жизни отдельного человека он выполняет функцию призмы: через нее сознательно или бессознательно проходят все его слова, чувства, поступки. Менталитет – это духовная субстанция, по содержанию своему – нравственная категория. Через нее правят миром властные структуры, разрушая или созидая что-то на этом свете. Без знания менталитета того или иного народа нельзя эффективно с ним взаимодействовать, нельзя им управлять, не вызывая конфликты и социальные катастрофы. Менталитет по природе своей консервативен, он не позволяет быстро перестраиваться человеческому мышлению: всякие новации только тогда продолжительно и эффективно живут, когда они соответствуют менталитету. Так, трудно за короткий срок изменить менталитет, а значит и характер мыслей, чувств и поведение многих и многих советских людей как работников наемного труда. История доказала, как устойчив менталитет русского народа, пережившего немало социальных катаклизмов. Менталитет и образование находятся в сложных отношениях: состояние и качество образования зависят от менталитета народа, в то же время, именно образование существенным образом воссоздает, преобразует, корректирует менталитет.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
351.91 кб

Менталитет и национальный характер образования

Полежаев Дмитрии Владимирович
Рассматривается феномен менталитета в качестве основы принципа национального характера образования. Выделяются уровни понимания национального характера образования.
Читать PDF
3.45 мб

Менталитет - субстанция духовная, образовательная и воспитательная

Арынгазин Канапия Мубаракович, Сардибекова Багузнан
Читать PDF
3.59 мб

Национальный менталитет, как особый фактор формирования профессиональной мобильности

Мищенко Владимир Александрович
В данной публикации рассматриваются подходы к определению влияния особенностей национального менталитета молодого населения разных регионов на формирование её профессиональной мобильности.
Читать PDF
183.43 кб

Национальный менталитет и уроки русского языка

Яковлева Т. В.
Читать PDF
181.61 кб

Профессиональный менталитет учителя в иерархии целей педагогического образования

Бойченко Галина Николаевна, Гуревич Людмила Ивановна
Авторами рассматривается профессиональный менталитет учителя и его взаимосвязи с другими категориями, отражающими цели педагогического образования: функциональной грамотностью, образованностью, профессиональной компетентностью и п
Читать PDF
439.96 кб

Технологический менталитет как основа профессиональной компетентности специалиста библиотечно-информ

Ли Марина Геннадьевна
Читать PDF
278.68 кб

Менталитет врача в контексте гуманизации высшего образования

Агеева Наталия Алексеевна
Российский врач как человек, специалист и гражданин обладает определенным набором национальных черт и профессиональных компетенций, детерминированных особенностями культуры и религии, которые проявляются в его отношении к самому с
Читать PDF
341.02 кб

Образование и глобалистский менталитет

Губанов Николай Иванович, Губанов Николай Николаевич
В статье использован новый социально-философский концепт «глобалистский менталитет».
Читать PDF
240.30 кб

Формирование профессионального менталитета инженера по организации перевозок и управлению на транспо

Картушина И. Г.
В статье дано определение профессионального менталитета, описана его структурно-функциональная модель.
Читать PDF
248.03 кб

Методика адаптации иностранных учебных пособий для вуза с учетом и на основе менталитета личности

Тимофеева Е. А.
В статье раскрываются особенности организации обучения иностранным языкам в вузе при социокультурном подходе, т. е. при углубленном изучении не только языка, но и культуры, традиций стран носителей языка.
Читать PDF
376.66 кб

Формирование менталитета старших подростков при изучении предметов гуманитарного цикла

Соколов Александр Григорьевич
В статье приведено описание педагогического исследования автора, направленного на формирование национального менталитета старших подростков в процессе изучения предметов гуманитарной направленности.
Читать PDF
217.22 кб

Инновации в инженерном образовании и роль менталитета профессуры

Лившиц Виктор Исаакович
В статье представлен групповой психологический портрет профессорского состава высшей школы – ведущего звена модернизации инженерного образования (ИО).
Читать PDF
0.00 байт

Фитоним «Осина»: отражение менталитета русского народа в творчестве Б. Л. Пастернака

Акулинина Е. П.
В статье рассматривается фитоним «осина» в структуре художественных произведений Б.Л. Пастернака, который отражает авторскую картину мира и менталитет русского народа.
Читать PDF
0.00 байт

Основания профессионального менталитета преподавателя высшей школы

Черноморова Ольга Николаевна
Рассматриваются вопросы становления и функционирования профессионального менталитета преподавателя высшей школы. Описывается история возникновения термина «ментальность», введенного в начале прошлого века учеными школы «Анналов».
Читать PDF
190.95 кб

Правовое образование как средство воспитания менталитета

Жукешев Канат Муратбеович
Благоприятные климатические условия, достаточные природные и трудовые ресурсы, развитие науки и техники являются движущими факторами развития общества.

Похожие термины:

  • МЕНТАЛИТЕТ ГОССЛУЖАЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ

    очерчивает целостность человеческого фактора в социально-правовой системе государственной службы и эксплицирует предмет ее изучения и научного обеспечения в психолого-акмеологическом аспекте
  • МЕНТАЛИТЕТ, ментальность

    способ мышления, умонастроение, предрасположенность мыслить и чувствовать, действовать и воспринимать мир определенным образом; мировоззрение; психология [18, с. 376].
  • Менталитет педагога, ментальность

    (от лат. умственный) – образ мыслей, совокупность умственных навыков, духовных установок и нравственных потребностей, характеризующих педагогов; субкультура педагогов как социально-профессионал
  • Управленческий менталитет

    специфический склад труда руководителя, в котором ярко выражен приоритетный профиль его деятельности как самобытного и неповторимого управленца.
  • Менталитет личности

    интегративная характеристика личности, развитие которой детерминировано социально-политическими ориентациями, культурными и национальными традициями, особенностями образования и психическог